Бойко В. Трагедии Черноморского подплава. Подводные лодки «Скат», «Налим», «Гагара».

Погибшие подводные лодки Черноморского подплава

Подводная лодка «Скат»

Подводная лодка тип «Касатка» в марте 1904 года заложена на эллинге Балтийского судостроительного — механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец.

31 мая 1904 года Высочайшим Указом присвоено наименование «Скат». В мае 1905 года подводная лодка собрана и введена в строй. В 1906 году «Скат» переклассифицирована в подводную лодку, получила среднюю рубку, прибывшую с завода-изготовителя.

В 1910—1914 годах лодка базировалась на Владивосток, в ходе летних кампаний совершала переходы в бухту Разбойник и далее в залив Стрелок.

В 1913 году во Владивостоке прошла капитальный ремонт с заменой бензиновых двигателей на 160-сильный дизель. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, перешла во Владивосток, приняла полные запасы и боеприпасы.   

Осенью-зимой переведена на Чёрное море, в июне 1915 года вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Получила пятиствольное 47-мм зенитное орудие системы Гочкиса, выходила на патрулирование и дозорную службу у берегов Крыма.

В 1915 году дважды действовала на позиции у Зунгулдака. В январе 1916 года совершила пробное плавание по Дунаю. В 1916 — 1918 годах использовалась в качестве учебной, с февраля 1918 года выведена из Боевого состава, сдана на хранение.

16 декабря 1917 года подводная лодказачислена в состав Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 годапосле вступления германских частей в Севастополь подводная лодка перешла в небоеспособном состоянии под контроль германского оккупационного командования.  

24 ноября 1918 годапосле капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, «Скат» перешла под контроль союзного англо — французского командования.

16 апреля 1918 годав ожидании эвакуации из Севастополя и во избежание внезапного захвата подводной лодки частями Красной Армии, по распоряжению союзного командования «Скат» была выведена на рейд в Северную бухту и вместе с другими двенадцатью подводными лодками поставлена на бочку.

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования (англичан) «Скат» была выведена буксирами из порта и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя. 

В 2008 году после технических погружений дайверов на Севастопольском рейде, были обнаружены несколько подводных лодок, лежащих на грунте.

В сентябре 2009 года для точной идентификации подводной лодки было необходимо расчистить носовую часть, где согласно старым фотографиям должны быть выпуклые бронзовые буквы с названием подводной лодки.  На правой части корпуса некоторые буквы не сохранились, но на левом борту удалось прочитать название подводной лодки и однозначно ее идентифицировать как подводную лодку «Скат».

В марте 2012 года в СМИ появилась информация о предполагаемом подъеме с 70-метровой глубины подводной лодки Русского Императорского Флота «Скат». Для подъема подводной лодки планировалось привлечь силы и средства Черноморского флота РФ. Подводную лодку «Скат» планировалось сделать музеем и разместить в Балаклаве.    По состоянию на начало 2019 года подводная лодка «Скат» к подъему не планировалась.

Подводная лодка «Скат» у борта линкора «Иоанн Златоуст».
Севастополь.

1915 год.

Подводная лодка «Скат». Севастополь. 1915 год.
Фрагменты подводной лодки «Скат» на грунте.
Фрагменты подводной лодки «Скат» на грунте.
Фрагменты подводной лодки «Скат» на грунте.
Фрагменты подводной лодки «Скат» на грунте.
Фрагменты подводной лодки «Скат» на грунте.

Подводная лодка«Налим»

Подводная лодка тип «Касатка» в апреле 1904 года заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец. 31 мая 1904 года Высочайшим Указом присвоено наименование «Налим».

26 августа 1904 года спущена на воду. В октябре 1904 года подводную лодку погрузили на транспортеры и 2 ноября отправили по железной дороге из Санкт-Петербурга во Владивосток.

«Налим» приняла участие в Русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого.   6 марта 1906 года Высочайшим Указом перечислена в разряд подводных лодок, на Механическом заводе во Владивостоке выполнен ремонт и модернизационные работы: установлена усовершенствованная средняя рубка с командным мостиком, изготовленная на Балтийским заводе.

В 1910 — 1914 годах подводная лодка базировалась на Владивосток, в ходе летних кампаний совершала переходы в бухту Разбойник и далее в залив Стрелок.  Осенью — зимой переведена на Чёрное море, в июне 1915 года вошла в состав 3-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Получила пятиствольное 47-мм зенитное орудие системы Гочкиса, выходила на патрулирование и дозорную службу у берегов Крыма.

С 1915 по 1917 года приняла участие в Великой (Первой мировой) войне: несла позиционную и дозорную службы на подходах к Крыму и на подходах к Севастополю. Для усиления вооружения на подводную лодку установили 47-мм орудие.

16 декабря 1917 года «Налим» зачислена в состав Красного Черноморского флота.

В феврале 1918 года подводная лодка выведена из Боевого состава, законсервирована и сдана к Севастопольскому военному порту на хранение. 

1 мая 1918 года после вступления германских частей в Севастополь перешла в небоеспособном состоянии под контроль германского командования.

24 ноября 1918 года после капитуляции Турции и Германии и оставления Севастополя германскими частями, перешла под контроль союзного англо-французского командования.

26 апреля 1919 года без ведома командования русской Добровольческой армии, по приказу союзного командования подводная лодка «Налим» выведена буксирами из порта и затоплена подрывными патронами на внешнем рейде Севастополя.    

В 1932 году обнаружена водолазами ЭПРОН при проведении тренировочных спусков на глубине пятьдесят семь метров.

В декабре 1932 года подводная лодка «Налим» поднята в целях тренировки водолазов и испытания новых понтонов. Весной 1933 года сдана «Рудметаллторгу» для демонтажа и разделки на металл.

Подводная лодка «Налим» со средней рубкой на Дальнем Востоке. 1906 год.
Подводная лодка «Налим» на Чёрном море. 1916 год.

Подводная лодка «Гагара»

Подводная лодка тип «Барс» 29 августа 1915 года заложена отделением Балтийского завода в Николаеве, спущена на воду 24 сентября 1916 года.

Вступила в строй 20 июня 1917 года, вошла в состав Бригады Подводного Плавания Черноморского флота с базированием на Севастополь.

Подводная лодка «Гагара» участвовала в Великой (Первой мировой) войне: поисковые действия на коммуникациях противника, несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам.

Совершила два Боевых похода, уничтожила шесть парусников и повредила один пароход.

26 октября 1917 года перешла в подчинение Черноморскому Центрофлоту. 1 мая 1918 года захвачена в Севастополе германскими войсками и под наименованием US4 включена в состав Германской флотилии подводных лодок на Черном море. На подводной лодке поднят флаг ВМС Германии.

17 и 25 мая 1918 года испытывалась вблизи Севастополя личным составом германской подводной лодки UB14.

25 мая 1918 года подводная лодка передана флоту Украины без права подъема Андреевского флага.

24 ноября 1918 года перешла под контроль англо-французских войск и передана представителям Белого движения. На подводной лодке поднят Андреевский флаг. Выход в море разрешался только с разрешения союзников и при наличии на борту английского офицера.

В 1919 году «Гагара» числилась в составе Морских Сил Юга России в качестве судна резерва.

24 апреля 1919 года в числе других подводных лодок выведена буксирами на внешний рейд Севастополя, якобы для буксировки в г.Новороссийск, в связи с угрозой захвата частями Красной Армии.

26 апреля 1919 года подводная лодка затоплена по приказанию английского командования в районе Севастополя путем подрыва и открытия люков.

19 сентября 2011 года подводная лодка «Гагара» обнаружена на траверзе бухты Круглой (Омега) внешнем рейде Севастополя на глубине шестьдесят метров. Подводная лодка находится на ровном киле, нос приподнят над грунтом, большинство люков открыты и доступны к проникновению, корма замыта в грунт.     По состоянию на начало 2019 года подводная лодка «Гагара» к подъему не планировалась.

Подводная лодка «Гагара» на грунте.
Подводная лодка «Гагара» на грунте.
Подводная лодка «Гагара» на грунте.
Подводная лодка «Гагара» на грунте.
Подводная лодка «Гагара» на грунте.
В отсеках подводной лодки «Гагара» на грунте.
В отсеках подводной лодки «Гагара» на грунте.
В отсеках подводной лодки «Гагара» на грунте.
В отсеках подводной лодки «Гагара» на грунте.
В отсеках подводной лодки «Гагара» на грунте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *