В 1930 г. коллективом инженеров во главе с С. П. Будариным дляиспользования в качестве речного трамвая был спроектированнебольшой и короткий мелкосидящий катер. Такое решение былообосновано необходимостью швартоваться не только к стационарнымпристаням и дебаркадерам, но и к причалам у самого берега. В противномслучае им было бы затруднительно разворачиваться и маневрировать близберегов и расходиться с другими судами. Два варианта катера при почтиодинаковых размерах различались мощностью силовой установки: на первыхстояло по одному, а на других — по два 50-сильных дизеля. Сначала катера оснащали импортными моторами, а потом на них устанавливали дизели тойже мощности, выпускавшиеся Воронежским заводом. Для ускорения иудешевления постройки, теплоходы предполагалось делать деревянными иликомпозитными. Впоследствии их стали изготавливать и с металлическими,клепаными или сварными корпусами. Конструктивно это были суда с острымиобводами носовой части и полутуннельной кормой, защищавшей винты и рульот ударов о подводные препятствия. В средней части корпуса, чуть ближе ккорме, размещалось машинное отделение. В нем стоял дизель, топливный бакемкостью 250 л и осветительный агрегат марки Л-3. Для пассажировпредназначалось закрытое помещение в носовой надстройке, а такжеплощадки на ее крыше и на главной палубе — за ходовой рубкой. Тамустанавливалось 119 сидений, подобных тем, что применялись на«сухопутных» трамваях. Остальнымпассажирам в часы «пик» приходилосьстоять в проходах между креслами ивдоль бортов, у рубки. Особыхнеудобств это не доставляло, так какрейсы были не очень долгими.Проект и тип катеров назвали «Опыт».
судоверфь» был построен катер,получивший название «Трамвай №10». Он вошел в состав ГП «Нижневолжское речное пароходство НКРФ СССР» с портом приписки Астрахань. В апреле 1939 г.
С началом Великой Отечественной войны большинство катеров былимобилизованы для нужд обороны.Противник всемерно стремился парализовать волжскую коммуникацию,заминировав фарватер от Саратова до Астрахани. С 25 по 31 июля 1942 г.са-молеты противника сбросили в реку 231 мину, в т. ч. магнитные иаккусти-ческие. Это осложнило проводку судов и делало плавание потраления реки и военных перевозок. На этих суденышках перебрасывались вгорящий Сталинград боеприпасы, подкрепление, обратно вывозилисьраненые. 2.06.1944 г. разоружен, переформирован в плавсредство ипереименован в «Москву». В состав Действующей Армии входил с 30.8.42по 2.2.43 г.Дальнейшая судьба не установлена.
Пассажирский двухвинтовой катер мощностью 100 л.с. с деревяннымкорпусом пассажировместимостью 250 человек.Длина, м: 28.54 (30.21)Ширина, м: 4.8 (5.42)Высота борта, м: 1.6 (1.68)Осадка, м: 0.8Корпус — деревянныйСиловая установка – 2 х 50-сильных дизелейСкорость 8.1 узла.Экипаж 9 чел.
В журнала «Пионер» за 1954 г. опубликована статья капитана катера«Ленинград» В. Кривова о туристической поездке учащихся средней школы №2 г. Урюпинска в июне 1953 г.(8): «Пятница, 19 июня 1953 года. Первый день пути. Всё утро шёл противный мелкий дождь. Мы построились водворе, вынесли знамя. Витя Андреев, наш горнист, от волнения вместо «Впоход!» сыграл «Бери ложку, бери бак, а не хочешь — иди так!», и мы, строемпошли к Хопру. Вот и наш славный катер «Ленинград». Прощальный гудок,мы медленно отчаливаем от берега. До скорой встречи, Урюпинск! Дождьне прекращался. Было обидно, но приходилось сидеть в каюте.
Из за поворота показался катер «Москва». Он возвращался из очередногорейса в соседнюю станицу. Над Хопром разнеслись приветственные гудки,и катер скрылся за густой сеткой дождя. Оба катера, «Москва» и«Ленинград», были похожи друг на друга, как две капли воды. И у «Москвы» иу «Ленинграда» на борту было по большой заплате…
В каюту к ребятам спустился капитан. Разговорились. И вот что узналиребята о судьбе этих двух катеров.– Словно близнецы-братья, катеры «Москва» и «Ленинград» родились водин и тот же день.Это было в грозное время войны. Прямо с судоверфи катерам пришлосьвступить в бой с врагами у берегов Сталинграда. Борта судов были обитыбронёй, на палубе – вот там, на носу, – стояли пушки и пулемёты, втрюмах – боевое снаряжение.Однажды пришёл приказ сцепить катеры и сделать из них самоходныйпаром. Ранним утром, пользуясь туманом, первый десант автоматчиковпереправился через Волгу на этом пароме.Немало славных дел совершили катеры. Но однажды в бою «Ленинград»был ранен. Вода залила машину, и катер держался на поверхности толькопотому, что его поддерживал друг. Второй снаряд потопил оба катера.Кончилась война, и оба катера были подняты со дна реки. В рубке«Ленинграда» нашли тело капитана. Он погиб, не выпустив штурвала изрук.Суда починили, заделали пробоины и отправили на освоение малых рек. И наэтот раз их не разлучили. Оба катера попали к нам в Урюпинск, на рекуХопёр.»Интересный материал, но содержит не совсем точную информацию…Пассажирский катер «Москва» построен на Воткинском заводе (завод№ 235). Предназначен для перевозки пассажиров в салоне и на открытойпалубе. После войны был переоборудован в Сталинградских судоремонтныхмастерских, с модернизацией корпуса и надстройки. А вот указание на то, чтопосле перестройки изменился внешний вид – не подтверждается снимками.Изображенные на них катера полностью идентичны. Хотя, возможно,
перестраивался лишь интерьер салонов. У «Москвы» в носовомпассажирском салоне 7 окон, у «Ленинграда – 8 «Москва» пришел вУрюпинск из Калача-на-Дону своим ходом, а «Ленинград» доставили пожелезной дороге. Катера вошли в состав Эксплуатационной конторы«Хопер» при Сталинградском областном Управлении малых рек (портприписки Урюпинск) и работали на линии Урюпинск – Новохоперск –Урюпинск и и Урюпинск – Бурацкий – Урюпинск, поднимаясь на несколькодесятков километров по Хопру выше и ниже Урюпинска.В 1940 г. по предложению директора з-да № 235 начали проектировать катерна заводе на основе чертежей, имевшихся в архиве. Вероятно, заложен в 1945г. как «Победа», поскольку в планах завода не состоял, строился поостаточному принципу. 12.1946 г. принят на баланс завода. По документацииВоткинского завода, там был построен неизвестный катер в 1943 г. и катер«Победа» в 1946 г. На оба судна имеются записи в отчетах опроизводительности завода за соответствующий год. А вот третье судно вдокументации отсутствует. Но зато имеется акт комиссии 1947 г. о нецелевомрасходовании средств. Там признается, что постройка катера «Победа» в1946 г. это нецелевое расходование, как и корпус неназванного катера,который, как явствует из акта, на момент его составления был недостроен. В1947 г. «Победа» еще показана в статотчете завода, а в 1948 г. ее уже нет.Вероятно, что стала либо «Москвой» в НВРП, Сталинградский участок.Относительно однотипного все сложнее. В том же акте о нецелевомрасходовании фигурирует еще один катер 1946 г. постройки. По бухгалтерскойотчетности в этом году построили лишь «Победу». В незавершенномпроизводстве катеров тоже нет. Возможно второй катер на моментсоставления акта находился в виде корпуса, который и передали в НВРП. Идостраивали его уже в Сталинграде, там же возможно чуть перестроили и«Победу». Для сравнения, «Победа» обошлась заводу 191 тыс., а второй — чутьбольше 20 тыс. В связи с этим можно предположить, что вскоре после этогокатер 1943 г., название которого неизвестно, и «Победа» ушли своим ходом вУрюпинск.
Первый стал «Победным», а второй –«Москвой». Недостроенный катер(будущий «Ленинград»), разумеется, уйтисвоим ходом не мог, так что егооднозначно должны были либобуксировать, либо, что намного проще,доставить по железной дороге к месту егодостройки в Ста-линградские судоремонтные мастерские, что поводом указать опрохождении послевоенного капитального ремонта (якобы послесудоподъема и ликвидаций военных повреждений) в конце 1940-х. Но какпогибшие и поврежденные суда в 1942-1948 гг. в списке речного транспортаВ.И. Полунин, работавший с 1955 г. рулевым на теплоход «Ленинград»,вспоминал: «На воду катера спускались, как только сходил лед. В это времяпо большой воде вверх по реке можно было доходить даже до Балашова, ноэти рейсы были нерегулярны и после разлива прекращались. Вообщесудоходство по Хопру считалось делом довольно сложным из-за его малойглубины. Несмотря на то, что осадка теплохода была чуть больше 50 см,на перекатах и отмелях нужной нам глубины не было. Поэтому в концеиюня, когда река полностью входила в берега, начинали работатьземснаряды. <…> Постоянный контроль глубины и соответствующуюразметку фарватера вешками вели бакенщики. И все же на мель садилисьдовольно часто. Снимали катер либо вручную с помощью шестов, либозавозили на шлюпке якорь вперед по курсу и потом лебедкой стягивалисудно с мели. Рейс в один конец занимал от трех до четырех часов.»В 1957 г. В.И. Полунин стал капитаном «Ленинграда» и его перевели на линию Волгоград — Волжский в состав Нижневолжского РП.
Литеры «МР» ниже названия обозначают ведомство — «Малые реки». В 1957-58 гг. в связи с реорганизацией пароходств в Нижневожском пароходстеоказалось по два одноименных катера «Москва» и «Ленинград» (ранее
входившие в ЭК «Хопер», а также «речные трамвайчики» бывшие«Десятый» и «Одиннадцатый), поэтому хоперские катера былипереименованы в «Смелый» и «Бойкий» соответственно.
Изначально на судах стояли по 2 бензиновых двигателя, вращавших по 2гребных винта. Управление двигателями «враздрай» позволяло болееуверенно маневрировать на перекатах и на извилистых участках рек. В 1957-1958 г. «Москва» прошла модернизацию по замене их на один дизельныйи, соответственно, в переделке кормовой части, поскольку винты у катеров были утоплены. Т.к. диаметр единственного винта больше чем у двух,переделка кормовой части могла стать довольно трудоемкой.
В базе данных «Водный транспорт» дата постройки катеров 1942 г., а датасписания – декабрь 1961 г. Оба судна только что прошли довольнотрудоемкий ремонт, спустя буквально пару лет после которого их списывают.Вероятно, суть проблемы здесь следующая. В этот период Управления малыхрек ликвидируются по всей стране. Так что возможно, эксплуатационнуюконтору «Хопер» ликвидировали в 1961 г. с передачей материальной частиработавшим в этом районе пароходствам, например, Доно-Кубанскому, илигорсовету Урюпинска. Судоходство на Хопере продолжалось до 1969 г.Характеристики (данные из списков флота за 1959 год):длина, м: 19,0 (19.6)ширина, м: 3,32 );высота борта, м: 1,22, осадка порожним 0,25 м, в грузу 0,6 м.марка двигателя: один К-551 (80 л.с.)движитель, тип: один винтколичество рулей: 2пассажировместимость, чел: 100запас топлива, тонн: 1,0расход топлива в час, кг: 13скорость в спокойной воде, км/ч: 16вес, т.: 20
Пассажирский пароход «И. Соколовский» (12) заказан в 1903 г. П.Ф.Плещеевым. Тип «Сухотин». Построен в 1904 г. на правительственную ссудукак «переселенческий пароход» на Воткинском казенном заводе (филиалв Тюмени). Владелец «Торговый Дом И.Н. Корнилова Наследники». Портприписки Семипалатинск.
Во время гражданской войны мобилизован, сильно поврежден.В 04.1920, находясь в отстое, вошел в составе ГП «Западно-Сибирскоегосударственное речное пароходство. Порт приписки Омск. Переименованов «Москва» в 1920 – 1924 гг.С 1932 г. владелец ГП «Нижне-Иртышское речное пароходство.
На 1938 г.: регистрационная мощность, л.с. — 450; чистаягрузоподъемность, т. — 230, осадка, м. порожнем — 0,88; в полном грузу — 1,42;пассажировместимость , чел. — полная — 400, в том числе мягких мест — 61, роддвижителя — колесный, род топлива – дрова. год и место постройки: 1903 г.,Тюмень; линия работы : Омск-Самарово.На 1956 г. регистрационная мощность, л.с. — 440; грузоподъемность, т. — 182;пассажировместимость, чел. – 225, в т.ч. 1 класс -18; 2 класс — 42; 3 класс –64; линия работы Омск-Тара.Последняя навигация 1960 г. Списан в 1962 г. Утилизирован.
ПРИМЕЧАНИЕ(8) Н.М. Митюков «Воткинские катера на Хопре», History and Historians in theContext of the Time, 2019, 17(1), стр. 9 – 19(9) Фотографии катеров из журнала «Пионер»(10) Из фондов Воткинского городского архива.(11) Фотографии из коллекции Урюпинского клуба моряков(12) Назван в честь СОКОЛОВСКОГО Игнатия Ивановича, исполнявшего с 1819 по 1822 год обязанности Томского губернатора. Характеризовался как«благодетель и друг страждущего человечества», «заступник за сибирскихсирот и бедняков»