Над нашим старинным замком пролетела утка, выпорхнув из шифрпоста, — кому-то предстоит командировка на берега Черного моря. Два месяца! Но мне, как начальнику радиомастерской, это не светило, и я спокойно продолжал заниматься своими делами.
Месяц назад я, в составе команды из двенадцати человек, ходил в Атлантику на нашем корабле радиоразведки — РЗК «Вазуза». Занимались сбором разведданных. Я, к примеру, работал на новейшей аппаратуре по обнаружению радиолокационных станций, установленных вдоль береговой полосы проливной зоны от Балтийска до выхода в Атлантический океан. Отчет о проделанной работе я уже сдал в секретную часть. Осталось подготовить аппаратуру к отправке в институт вместе с замечаниями.
А все ж-таки в группу я попал!
И объяснялось это очень просто — нехватка радистов. На юг требовались четверо радистов. Состав группы: два офицера штаба, два сверхсрочника — кессонщик и специалист по буксируемым устройствам и восемь боевых пловцов. Старшим был командир части капитан 1 ранга Домысловский. К месту работы добирались тремя автосредствами: автобусом и двумя грузовыми. Попадавшие по пути большие города объезжали стороной. Только в Днепропетровске была большая остановка — заправка с ночевкой.
И вот он, пыльный город Очаков. Катером переправились на остров Первомайский. Командир сказал, что здесь будем работать две недели. Возможно, и три — до приказа о передислокации на другой объект. Наша задача состояла в том, чтобы передать один учебный «Тритон» (учебное средство буксировки двух пловцов), три боевых «Протея» и обучить пользоваться ими. Местные аборигены проживали в казематах, неказистых снаружи, но побеленных и чистеньких внутри. В каком-то из них, в начале прошлого века, ожидая казни, находился лейтенант Шмидт. Тем не менее, обитать в них мы отказались и разбили две палатки: для себя и руководства.
Обошли весь остров быстрее, чем Робинзон в свое время, свой. Неухоженный, заросший, площадью около 5-6 гектаров. Наткнулись на могилку со стандартной пирамидкой и звездой на пике. Краска на звезде облезла. Позже, местные нам объяснили, что раньше сюда приезжали родственники, а в этом году на 9 Мая их не было. А похоронен здесь защитник Родины во время второй Отечественной. Командир кивнул на могилку и пошел дальше. Мы поняли. У местного художника нашли серебрин, золотин и чернь. Прибрали захоронение. На серебряной пирамиде сияла золотая звезда, а на рамочке стали хорошо видны, подправленные чернью, слова «пал смертью храбрых при защите…».
Первый урок местным. А дальше пошли уроки освоения буксировщиков. Надо отдать должное, местные ребята старались на совесть, и уже на третьи сутки самостоятельно погружались на «Тритонах» и перешли на тренировки с «Протеями». Передали четыре комплекта радиостанций «Орел». Ребята быстро освоили их и через день, получив документы по связи, начали учебные сеансы с приемными пунктами связи Балтийского и Северного флотов. А мы, четверо радистов, присоединились к пловцам и начали работать в две смены. Сутки работаем, вторые отдыхаем. «Боевая» смена передавала опыт работы под водой. «Отдыхающая» готовила снаряжение на следующий день и варила завтрак, обед и ужин на весь наш маленький отряд. Тренога, казан, костер. Завтрак состоял из каши (гречка, рис, пшено), бутербродов с маслом, ветчиной и сыром и чая (или какао). На обед — щи, борщ или суп с добротным куском порционного мяса. Компот мы не варили и, по согласованию с местным интендантом, получали сок. Про ужин рассказ особый.
Урок второй. Продукты мы получали каждое утро у баталера продовольственного, и проходить в баталерку приходилось через столовую. Питались они по бачковой системе. На бачке — 10 человек. Кто-то из наших заметил, что доппаек они получали через день. И получали все, даже те, кому не положено. На тренировках поинтересовались у ребят, и они рассказали, что кем-то было принято решение: доппаек, полагавшийся тем, кто спускался под воду, делить на всех. Уравниловка. Разрулили эту ситуацию очень просто. Я, как старшина команды, сообщил нашему эскулапу, что ночные тренировки придется отменить из-за хронической усталости аборигенов. И назвал кажущуюся мне причину: отсутствие высококалорийной пищи, то есть, доппайка. Для нашего доктора-физиолога такая информация, что коню, увидевшему на лугу кобылу. Закусив удила, он ринулся в санчасть к своему коллеге. Короче, на следующий день вышел приказ командира части о неудовлетворительной организации питания личного состава.
Доктор наш был большой весельчак и балагур. И была у него маленькая слабость — любил выпить. Начальники ему это прощали по двум причинам. Первая — у него в автокатострофе погибли жена и дочь. Вторая — это был отличный специалист. А я уважал его еще и за то, что он спас мне жизнь. Весной, после зимней спячки, на рядовых прыжках с парашютом, я, после приземления, почувствовал боль внизу живота. Поначалу не очень-то обратил внимание. Стал готовиться ко второму прыжку. После двадцати пяти прыжков нам разрешалось делать по два прыжка в день. Надел парашют, запаску. Попрыгал. И опять резкая боль в животе. Сказал доктору. Он помог мне раздеться, пощупал живот, вызвал аэродромную «скорую», и меня отправили в Балтийск в госпиталь. Там — сразу же на операционный стол. Гнойный аппендицит.
Операцию мне делал друг Бати, капитан медицинской службы Михаил Иванович Шахов. Мы были с ним знакомы. По просьбе Бати я ему ремонтировал телевизор. Он сказал, что мне повезло. Еще пару часов — и могло быть поздно. Подумалось: ну, а если бы это случилось на учениях, и я был где-нибудь в лихомани глухой?
Забегу вперёд. Средиземное море. Борт противолодочного крейсера «Москва». Я, капитан-лейтенант, дежурный по кораблю, принимаю офицеров-медиков, возвращающихся в Севастополь. По трапу поднимется полковник медицинской службы Шахов. Встретились глазами. Он сразу узнал меня. Вечером, сидя в каюте, мы вспоминали наши молодые годы…
Теперь про ужин. Дело в том, что на прибрежных каменных участках водились тысячи бычков различной величины и различной окраски. Обеспечивающая смена и занималась их отловом. Это было просто, ибо это была страна непуганых рыб. И на двух противнях готовили запеканку из бычков.
Шла вторая неделя нашего пребывания на острове. И вдруг пришел приказ: убыть в город Феодосию. Командир собрал нас и поставил ближайшую задачу — накрыть хозяевам «полянку». Наши контрактники привезли из Очакова кой чего, даже для меня прихватили пару бутылок «Жигулевского». От хозяев были командир, замполит и начальник штаба. «Полянка» была накрыта с любовью. Главными блюдами были шашлык и печеная картошка. Ну, а фирменным блюдом — запеканка из бычков. Видели бы вы глаза командира той части! Кайф! Даже йог, достигший нирваны, не смог бы выразить на лице такого блаженства. У начальников был коньяк. Нам подкинули пару трехлитровых бутылей вина с украинским названием «Bilo мicне». Местные называли его «биомицином». Ну, а я откупорил своего «жигулевского», сделал из горлышка бутылки глоток и… что-то мне стало нехорошо. Теплый напиток в жаркую пору, по цвету напоминающий пиво. И вкус соленый, и запах непонятный. На меня вопросительно посмотрели. «Это не пиво, — сказал я, — это моча от пьяного ежика». Все рассмеялись, а мне пояснили, что этот напиток николаевского пивзавода. Забор воды для его производства берется из Днепро-Бугского лимана. А там вода — смесь морской с пресной. В Николаеве даже ситро продают солоноватым по вкусу…
Командир передал мне блокнот с телеграммой в адрес штаба флота и копией — в Парусное. После сеанса связи я вернулся к костру. Все наши разошлись. Остались только офицеры. С разрешения командира присел. Доложился. Обратил внимание, что они перешли на водку. Мне протянули шампур с шашлыком и… предложили стакан водки. От водки я отказался, а шампур зажал двумя руками. Сидел тихо, прислушиваясь к разговору у костра. Хозяева рассказывали, как их часть перебросили из Севастополя сюда, на остров. И как сказал кто-то из великих: «не дай нам бог, жить во время перемен» . И часть, как в свое время, Робинзон Крузо, была больше занята обустройством быта, нежели боевой подготовкой. Переезд семей, поиск квартир и т.д. Благодарили нас за помощь.
Что мы сделали, и чем помогли? Обучили пользованию буксируемыми устройствами. Установили станцию зарядки аккумуляторов для буксиров. Передали опыт работы в ночных условиях. Сколотили будку для вахты у причала (пусть тренируются снимать часовых, что мы им и продемонстрировали: один раз — днем и пару раз — ночью). Полностью оборудовали класс подготовки радиотелеграфистов в приемо-передающем центре. Помогли настроить и запустить в работу «киловаттник» (радиопередатчик мощностью на один киловатт). К стареньким «русалкам» установили новенький приемник. Обучили работе на радиостанциях Р-350. Показали, как работать в экстренных случаях на любительских диапазонах. И все это — с фактическим использованием техники. Ну, а главное, помогли отобрать положенную пайку у продовольственика в пользу боевых пловцов, напомнив ему, что даже большим ртом надо откусывать понемногу, а то можно и подавиться.
Тепло распрощавшись с боевыми товарищами, мы убыли к новому месту командировки. Феодосия встретила песнями. На привокзальной площади с импровизированной сцены какая-то местная звезда на всю округу выдавала: «…ах какая черноморочка, как такую не любить?». Мы приободрились, быстренько почистили перышки. Грудь у каждого, как у петуха колено.
Все напрасно. Подошла машина и мы двинулись дальше. Дальше — это ЛИЦ — Летно-испытательный центр. Бытовые проблемы решились быстро, и в этот же день руководство ЛИЦ ознакомило нас с предстоящей работой. Мы должны были испытать и дать свою оценку парашюту; замкам отделения парашютиста от парашюта в воздухе; новым гидрокомбинезонам и средствам связи под водой между пловцами. Обсудили план работы, в который мы внесли свои коррективы.
Центр предложил разделить нас на две группы: одна работает на испытаниях парашютов и замков, по два прыжка в день; а вторая, мы, радисты, — на испытаниях звукоподводной связи. Особенно налегал на это майор из Института связи. Мы предложили свой план. Работают все восемь человек. На землю производим в день по три прыжка и за два дня закрываем наземные испытания. (Всего надо было совершить 50 прыжков). Так же и на воду. Работаем с замками и сразу же — в гидрокостюмах. Пойдет нормально — перейдем к прыжкам в полном снаряжении: парашют, гидрокостюм и ИДА-П.
В нелетную погоду работаем со связистом. Пусть готовит не два, а четыре комплекта связи. Этот план и утвердили. Правда, предварительно поинтересовались нашей парашютной подготовкой.
Мухоморов сказал, что у него около четырехсот прыжков, а у остальных — чуть меньше. Мы скромно промолчали, имея 30—40 прыжков. Вопрос был закрыт, и мы приступили к испытаниям.
Наземные, самые простые прыжки, растянулись на три дня. В первый день летчиков не предупредили, что будет больше, чем два вылета, и они после второго выброса сели: самолет — в ангар, летчики — домой… Парашюты были марки Д-1. Укладка парашютов была немного другой, чем у ПД-47 и проще. Нам сказали, что ПД-47 снимается с вооружения.
Помогали нам освоить укладку профессиональные испытатели парашютов. На вопрос, почему же они не участвуют в этих испытаниях, отвечали, что нужна водолазная подготовка, а у них нет желания осваивать водолазное дело. Мужики были асы в своем деле, и дали нам много ценных советов. Один из них был связан с улетом с аэродрома и приземлением на бахчу, что находилась рядом с нашим полем. Приземлились все восемь, и притащили в парашютных сумках восемь спелых, сочных и сладких арбуза. Наставники наши смеялись: экзамен на освоение щелевидного парашюта мы сдали на «отлично».
Предстояли прыжки на воду. Предварительно начали тренировки на тренажерах. Прыгаешь с трехметровой вышки. Над тобой вся парашютная система. Зависаешь в метре над землей, отщелкиваешь карабины, предварительно сняв их с предохранителя, — и ты на земле. Замки, сами по себе, уже прошли все испытания. Тренировали нас. А вот когда на тренажерах мы начали прыгать в гидрокостюмах… что-то на нас стали обращать внимание институтские товарищи. Оказалось, что во время этих прыжков, мы головными застежками шлемов иногда цепляли стропы. Это было нехорошо: при прыжке с самолета могло привести к неприятным последствиям. Было принято решение заменить шлем обтюратором. Замена требовала времени, и нас бросили «на связь».
Майор обрадовался. Задача перед нами стояла простая. Пара пловцов опускается на начальную глубину три метра и на этой глубине уходит в сторону моря, расходясь под углом 30 градусов. На этом маршруте необходимо было постоянно передавать и принимать друг от друга сигналы. С прекращением слышимости испытатели всплывают. На берегу, увидев на воде пловцов, замеряют приборами дистанцию между ними. Это и есть дальность связи этой радиоаппаратуры. А аппаратура была разная и — от разных организаций. Это и локаторы, и шумопеленгаторы, и поисковые радиостанции своей подводной лодки, и т.п.
«Наш» майор занимался радиосвязью между пловцами. По форме радиостанция напоминала пол палки копченой колбасы «Московская» со снятой шкуркой. Как он нам объяснил, радиопрозрачный футляр будет заказываться после испытаний. Вместо футляра, на каркас с радиодеталями натягивались, один за другим, два презерватива. Вот вам и «воте протектор»! Кстати, за время испытаний не было ни одного случая проникновения воды в прибор. Как тут не вспомнить 1945 год, когда на вопрос Сталина о крепости только что разработанных презервативов для Красной Армии, женщина-замминистра химпрома ответила, что наш латекс самый крепкий в мире!
Все бы ничего, если бы не скверный характер майора и плохая работа техники. Дальность действия была, примерно, в два раза меньше расчетной. Было от чего ему злиться. И весь негатив срывал на нас и своих лаборантах. Две девочки монтажницы так те постоянно в слезах ходили. Каждый вечер майор ходил в город — звонить своей жене. Как нам рассказали, жена у него была до неприличия ревнивой. В НИИ даже анекдоты ходили про ревность этой женщины. А партком весь на ушах стоял, при её появлении. В наших умах зарождалась маленькая месть. И мы дождались своего часа!
Майор уехал в Москву на пару дней на «переотметку». Уехал, не зная, что во всех кармашках его одежды и даже под погонами(!) лежали, аккуратно спрятанные, презервативы. Майор больше в Феодосию не вернулся…
Завлаб, который приехал вместо майора, рассказал, что творила супруга майора. И добилась того, что начальник института клятвенно пообещал: в командировки ее суженного — ни-ни. Новому начальнику мы передали все наши замечания, а сами вернулись к испытаниям систем парашютирования на воду. Опробовали три вида замков. После первых прыжков два типа сразу же забраковали — после морской воды они покрылись коррозией. Все прыжки совершали с АН-2 с высоты 800 метров.
Пригодилась школа начальника ПДС (парашютно-десантной службы) Балтийского флота полковника Петрова. Первый раз я ушел под воду, не отстегнувшись от парашюта, и меня потащило по воде метров сто, пока я не погасил его. Хорошо, что ветер был слабенький. А во второй раз — отцепился раньше и метров с десяти шлепнулся об воду. Навыки приходили с количеством прыжков, а их было не так уж и много. Вспоминаю как Петров, держась за косяки открытой двери самолета, кричал: «Не смотри на стропы, а смотри на горизонт!». А у самого щека полощется от встречного потока воздуха. А я думал: как же ночью прыгать и где искать этот горизонт? Ночных прыжков на воду, слава Богу, не было запланировано.
Предварительные и простые, по сути, прыжки с АН-2 закончились. Предстояли прыжки с ЛИ-2. Как нам объяснили, по условиям испытаний необходима была скорость сброса парашютистов — 250-270 км/час. АН-2 такую скорость не набирал. Условия парашютирования были отличны от ранее намечавшихся. ЛИ-2, с высоты полторы тысячи метров планировал до четырехсот, где нас и сбрасывал. Нам пояснили, что самолет старенький и требуемую скорость он может набрать только со снижением. С четырехсот метров из нас никто не прыгал. Но мы были не первыми — это раз; во-вторых, мы были молоды, в-третьих, мы были спецназ. Ну, а тому, кто прыгал ночью на лес, с оружием и радиостанцией, и черт не страшен!
Отпрыгали мы нормально. По прыжку в день. ЛИ-2 нам выделили на два полетных дня. Но получилось так, что вместо шестнадцати прыжков мы совершили только двенадцать. Двое из нашей команды, сославшись на плохое самочувствие, отказались прыгать. Прыгали вшестером. Ощущение? Обычный прыжок, вот только, динамический удар лямками по телу посильнее, чем при обычном прыжке.
Вечером в гостинице наши старшие товарищи забрали нас (шестерых) к себе в номер. Эта гостиница представляла собой муравейник человеческих жизней, прибывавших и убывавших, наверное, со всего Советского Союза заводчан, работников НИИ, военных. Там были все, кто изобретал, производил и испытывал авиационную технику на полигонах ЛИЦ. По утрам гостиница пустела и только с наступлением вечера в ней начинала бурлить жизнь. После тяжелого трудового дня в гостиничных номерах накрывался бесхитростными закусками стол, и рабочий люд снимал стресс и тяжесть дня вином, спирто-водкой и разговорами — разборами полетов. На таком токовище мы были впервые. Мужики, пригласившие нас, были хорошо нам знакомыми испытателями парашютов.
За вопросами-ответами мы узнали, что сейчас они занимаются с группой космонавтов. Мы недоверчиво слушали — ведь Юрий Гагарин был для нас небожителем. А тут недалеко от нас тренировалась целая группа космонавтов! Нам пояснили, что среди кандидатов идет жесткий отбор, и не каждый готов к встрече с космосом. И, если взлететь легко, то приземлиться бывает трудно. Этим они и занимаются. Узнали уже из наших уст, что по месту нашей службы, учит нас прыжкам инструктор мичман Брагин. Оказалось, что его все знают. Как не знать Брагина, если у него больше трех тысяч прыжков!? Разошлись за полночь. Остался последний день испытаний.
Проверили снаряжение, давление в баллонах ИДА-П, загубники в рот — подышали. Помогли друг другу одеть парашюты. Прошли взвешивание. У всех вес где-то 110-115 кг. Предел — 120 кг. На мне гидрокомбинезон, парашют Д-1, ИДА-П и радиостанция Р-350 в прорезиненном чехле. Руководитель полета все допытывался, что у меня в мешке, и предлагал оставить.
Накаркал. На поясе — нож десантника. Общий вес на пустой желудок — 115 кг. Значит, буду прыгать первым. Посадка на самолет. Взлет, выход самолета в точку пикирования. Пристегиваем фалы принудительного раскрытия Д-1. Самолет набирает скорость. Ревун. Мерцает сигнальная лампа. Прыжок. Все, как всегда. Тряхнуло сильно. Оглядываюсь. За мной — все пять парашютов. Хорошо. Смотрю на воду и отстегиваю от замков предохранители.
Теперь правильно приводниться. Тут дело техники и практики. Пора. Нажимаю упоры замков. Парашют улетает в сторону, а я ухожу под воду. Чуть-чуть восстанавливаю дыхание байпасом. На глубиномере семь метров. Начинаю работать ластами. Что-то кольнуло в ушах. Вода прозрачная и я вижу белое пятно — это мой парашют. Подплываю, захватываю его за кромку и выхожу на поверхность воды.
Поднимаю руку — все в порядке. Подходит катер обеспечения. Поднимаюсь по трапу. Чувствую в ушах какой-то шум. Мне помогают снять снаряжение. Мне, что-то говорят и не дают высморкаться. В ушах шум, ничего не разберу, что мне говорят. Помогают снять гидрокостюм. Полно крови. Суетится доктор — заталкивает мне в уши ватные тампоны.
Вечерний разбор полетов: оказалось, что у моего гидрокостюма околоушные трубочки были завязаны узлом. Как нам объясняли ранее, трубочки эти служили для выравнивания давления в обтюраторе. Под Феодосией был то ли санаторий, то ли пансионат, куда меня упрятали. Помню, в парке там была скульптура оленя. Вот в этот маленький рай меня и поместили. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Команда моя убыла к месту службы, попрощавшись со мной и пожелав скорейшего выздоровления (чего я себе не очень-то и хотел).
Через неделю я и сам, здоровый и невредимый, тоже убыл в родной поселок. За прыжки нам заплатили очень хорошие деньги прямо в ЛИЦ. Вообще-то, нам за прыжки и в части платили, но такие деньги я держал впервые в жизни. Деньги отослал матери.
А за подводные работы нам в книжках водолаза проставили часы и очень щедро. Если в части нам часы проставляли только за время нахождения под водой, то здесь — за рабочий день. Недурственно.
Через полторы недели обалденного отдыха на берегу «самого синего в мире» Черного моря, я прибыл в часть. Доложился командиру.
Он дал мне письмо моей матушки, в котором она сообщает о получении денег от родного сынули, и просит сообщить, что готова выслать их обратно, если что не так. Ну, маманя! Я ее понимаю. Я выслал ее полугодовой заработок музвоспитательницы в детском саду.
Командир ей ответил успокоительным письмом.
А жизнь продолжалась. Подъем! Трусы, ботинки. Парусное—Дивное—Парусное.
Осень. На флоте — подведение итогов боевой подготовки за год. Наши группы — нарасхват. Заказчики, в основном, пограничники морской зоны. Появились заказчики охраны гидроэлектростанций (Внутренние войска). Радистов катастрофически не хватало.
Даже меня командир дважды вытаскивал из радиомастерской, и последний раз я неделю болтался по белорусским болотам.
Начался четвертый год службы. Главстаршина, специалист 1-го класса, парашютист-инструктор, начальник радиомастерской. Член Коммунистической Партии! Что еще надо для полноты службы?
Правильно. Подружка моя приезжала каждую субботу из города Янтарного, и мы неплохо проводили с ней время в нашем клубе.
Зима проскочила быстро. В основном, учеба в классах. Весна прошла в парашютно-водолазной подготовке.
Очень интересно и познавательно. Бывал на острове Первомайском. Там служил мой однокашник по ВВМУРЭ Володя Гламоздин. Целая история как становились «на крыло» подразделения боевых плавцов. Ведь все приходилось начинать сначала и безусловно передача опыта — это здорово и правильно.
А приведение в порядок могилы погибшего за Родину — это правильно.