Я работал второй год на СРЗ «Нерпа», попав туда по распределению. Первое крещение как инженера я получил на участке МСЧ (производство мелких судовых частей) в корпусном цехе. У меня, как мастера, было четыре бригады, человек 40. Это работа только в цехе, на АПЛ, куда я мечтал, сразу не попал.
Где-то пятницу, после 15.00, меня срочно вызвал к себе начальник цеха. Захожу, в кабинете, кроме начальника цеха находился еще кавторанг. Николай Андреевич, так звали начальника цеха, открытым текстом говорит: «В Чажме, в баннопрачечном комбинате, во льду, находится 27 тел погибших моряков с АПЛ проекта 675, заказа…, которая потерпела катастрофу этой ночью. Надо завтра и послезавтра выйти на работу с целью изготовления гробов, для отправки тел погибших на родину».
Пошел к бригадирам, поговорил, согласились необходимое количество человек. В субботу вышли все, кто дал согласие, к нам был прикомандирован мичман от личного состава. Гробы мы изготавливали из алюминиево-магниевого сплава. Нам передали размеры этих изделий, укороченного варианта. Это, оказывается были жесткие требования транспортной авиации. Гробы были изготовлены в течении одной смены, тем более, что мичман был отличным мотиватором. У него был огромный портфель, в котором находились тушенка военно-морская и солидный запас шила (спирта).
Что же случилось??? 13 июля 1973 года в заливе Петра Великого (Японское море) произошло столкновение АПЛ К-56 пр. 675МК с научно-исследовательским судном «Академик Берг». Ночью, уже под утро, АПЛ шла в надводном положении на базу, домой, после учебных стрельб, которые прошли успешно. Шли домой, расслабились, шли за заслуженными наградами. Расслабились.
Навстречу шло НИС ледового исполнения, в автономное плавание, попрощавшись с родными.
Где-то в 3.30 произошло столкновение, форштевнь судна попал, навалился и разрезал корпус второго, жилого, отсека, образовалась пробоина размерами 4х4 м, в которую попала вода в отсек. Результат — погибло сразу 27 человек, из них 22 офицера.
Что бы предотвратить окончательное затопление, корабль получил дифферент на нос, командир лодки принял решение о просадке субмарины на береговую отмель. Благо дело это произошло недалеко от берега, в районе мыса Гранитного.
Но гробы не пригодились. В МО было принять решение хоронить погибших на Дальнем Востоке в военном городке Промысловка. В это день наш завод не работал. Эта трагедия потрясла завод. Были выделены несколько десятков автобусов для поездки желающих на похороны. До сих пор осталось тяжелое воспоминание об этих похоронах.
Спустя пару месяцев к нам за завод прибуксировали эту аварийную АПЛ в ремонт. Старшим на борту был только командир второго дивизиона боевой части 5. Это примерно 10-й по ранжиру на борту. Об остальных членах команды ничего не было известно. Умели хранить тайны.