Щекотихин О. История про вантуз

Сегодня даже ребенок знает, что такое вантуз. Но было время, когда русский язык не был засорен различными непонятными иностранными словами, особенно в период борьбы с космополитизмом. И вот какая история приключилась из-за появления в нашем языке нового слова – вантуз.

В Черноморское пароходство стали поступать новые сухогрузы польской постройки серии «М». Хорошие суда, славно поработавшие на морских линиях всего мира.

В пароходстве ежегодно проводилась инвентаризация всего судового имущества. К приходу в Одессу необходимо было составить инвентаризационные ведомости всего, что числилось на судне по документации и что было в наличии. А если чего-то не было, то нужно было документально подтвердить, куда оно делось. Береговая комиссия пароходства приходила на судно, брала ведомости и по ним проверяла наличие всего, что в них записано. И не дай Бог, если чего-то не хватало или что-то оказывалось лишнее. Всего же по приходу в порт на судно могло пожаловать 16 различных комиссий: службы механиков, электриков, водителей, радистов, портнадзор, сан­эпидстанции, и т.д. И каждый проверяющий старался к чему-то придраться. От одних можно было отбиться идеальным порядком. Так, чтобы понравиться пожарным, пожарные насосы в машинном отделении красили в красный цвет. Для службы дератизации (уничтожение крыс на судне) на швартовы надевали двойные крысоотбойные щитки, для службы электриков, кроме идеального порядка в документации, необходимо было протереть сверху все щиты электрооборудования и светильники и дать электромеханику-наставнику идеально чистую белую салфетку, с которой он спускался в машину и протирал в самых недоступных местах электрооборудование. И не дай Бог, чтобы ветошь заканчивалась – на судне нет службы и жди внеочередной проверки знаний в пароходстве. И если одних можно было ублажить хорошим угощением, от других откупиться заморскими сувенирами, то от инвентаризационной службы отбиться стоило слишком дорого, дороже всех остальных служб.

Поэтому, возвращаясь из далекого и длительного рейса, каждый год приходилось тщательно по описи проверять наличие всего, что должно быть, и печатать в нескольких экземплярах длинные инвентаризационные ведомости. А пишущая машинка одна, и печатать на ней как следует моряки не умели, служб же было несколько – палубная команда, машинная команда, электрики, радисты и доктор. Составлялось расписание, и когда очередной службе попадала пишущая машинка – садились и одним пальцем выстукивали длинные названия различных морских терминов, которыми обозначались разные запчасти и имущество: ванты, талрепы, коцауры, тросы и т.д. Ведомости собирались у мастера (капитана), он проверял, все ли в порядке, и готовил общий отчет для передачи в пароходство.

Все шло нормально, и вдруг оказалось, что нет в ведомостях вантуза, который числился по судовой описи.

Слово новое, не нашенское, в какой службе его искать – непонятно, а найти нужно. И наш добрейший и любимый командой капитан начал расследование: куда пропал вантуз?

Первым вызвали чифа и дракона (старпома и боцмана):

– Где вы дели вантуз?

– Мы не знаем, что это такое, и ни в фонарной, ни в якорном ящике, ни на мостике такого зверя у нас нет.

– Как нет? Вантуз – это машина для запрессовки коушей на трос коушей! Боцман вместе с плотником – марш искать!

Перевернули все кладовые, заглянули во все стандерсы, даже залезли в кафердамы – нет вантуза.

Вызвали деда (стармеха).

– Куда ты дел вантуз?

– Да нет у меня никакого вантуза, и слыхом не слыхал, что это такое!

– Собери всех четырех механиков, токаря и старшего моториста, и найди вантуз. Вантуз – это что-то, что относится к ваннам, а у тебя разных ванн хватает.

Тщательные поиски в машине не увенчались успехом.

Вызвали электромеханика.

– Где вантуз?

– Не знаю, нет у меня такого зверя.

– Как не знаешь, когда это что-то для чистки электрооборудования! Иди и ищи.

Но и у электриков вантуза не оказалось.

Добрались до камбуза, вызвали шеф-повара.

– Где вантуз, которым размалывают ваниль?

– Да не размалываем мы ваниль, она в пакетиках уже готовая поступает, мы даже не слышали про вантуз ничего!

Дошла очередь до радистов.

– Где ты дел вантуз, почему не отметил его наличие в ведомости, ведь это что-то, чтоб варнерные ролики в радиоаппаратуре крепить.

– Да нет, мы это делаем вручную, нет у нас вантуза.

Последним вызвали доктора, и грозно прозвучало:

– Так это у тебя вантуз, чтоб добавлять ванадий в лекарство в определенной дозе, почему не указал в ведомости?

– Да ванадий – это слишком дорогой элемент таблицы Менделеева, и в лекарство он не добавляется.

Поиски вантуза продолжались бы до самой Одессы, если бы в Матапановом проливе, при проходе Греции, навстречу не попалось идущее из Одессы такое же судно серии «М».

Запросили по рации, как прошла инвентаризация и как отчитались за вантуз. Последовал ответ: «Вантуз во время шторма в Бискайском заливе был плохо принайтован, упал и разбился. Четыре тонны металлолома, остатков вантуза, сданы на пятый склад на Пересыпи, о чем получен акт со склада, которым мы и отчитались».

По всем службам начались срочные сборы металлолома, и у пятого трюма выросла довольно солидная гора разного металлического хлама.

Когда боцман привез 4 тонны металлолома на пятый склад и спросил, куда его сгружать, ему показали большую кучу и сказали: «Спасибо большое морякам за выполнение пароходством плана по сдаче металлолома».

По ведомости это был разбитый во время шторма вантуз…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *