Как не была подготовлена спасательная операция
План поисково-спасательного обеспечения (ПСО) намеченных на 10-12 августа учений Северного флота — тот, что на бумаге, — был разработан капитаном 1 ранга А. П. Тесленко, начальником управления поисковых и аварийно-спасательных работ в штабе Северного флота. По заключению экспертов, разработан с многочисленными недостатками, подписан и утвержден не теми должностными лицами флота, которые по своему служебному положению должны были это сделать. В этом плане оказались не предусмотрены многие вопросы ПСО, которые возникали при проведении фактических спасательных работ в районе катастрофы.
Установлено также, что начальник штаба флота вице-адмирал М.В. Моцак и капитан 1 ранга А.П. Тесленко в течение длительного времени не выполняли требований Главного штаба ВМФ по подготовке подчиненных им сил флота к спасательным действиям, игнорировали приказы о проведении учений, определяющих специальную выучку личного состава и готовность технических средств.
В частности, начштаба флота, начальник управления боевой подготовки вице-адмирал Ю.И. Бояркин и уже упоминавшийся капитан 1 ранга Тесленко не выполнили требований директивы Главного штаба ВМФ: скорректировать план боевой подготовки на летний период обучения и провести в августе 2000 года совместные учения «по оказанию помощи экипажу подводной лодки, лежащей на грунте, а также по оказанию помощи аварийному высокобортному кораблю с массовым спасением личного состава, плавающего на воде».
Увы, видно, теперь суворовские заповеди у большезвездных командиров не в чести. А на флоте — особенно. Не подготовили специальных учений — пришлось учиться заколачивать гробы.
Как установлено следствием, из-за ошибочных решений командующего флотом адмирала В.А. Попова, под чьим непосредственным руководством проходили учения 10-12 августа, неправильной оценки ситуации его подчиненными АПРК «Курск» был объявлен аварийным только в 23 часа 30 минут 12 августа — с опозданием на 9 часов. А обнаружен лежащим на грунте был через 31 час после гибели.
И это при том, что в учениях были задействованы и находились в непосредственной близости от «Курска» еще пять подводных лодок, девять крупнейших надводных кораблей, девять вспомогательных судов, включая спасательные, двадцать два самолета, одиннадцать вертолетов, десять береговых частей — связи, разведки, обеспечения…
Вывод экспертов сух и этим беспощаден: должностные лица Северного флота и подчиненные им силы оказались не готовыми к оказанию помощи экипажу АПРК «Курск» и не справились с задачами, которые возлагаются на силы ПСО Северного флота в конкретной аварийной ситуации…
- Как долго стучали с «Курска», и стучали ли вообще
В 4.30 тринадцатого августа гидроакустики крейсера «Петр Великий» в точке с координатами Ш=69 637’89» Д=37 632’43» наблюдали стуки, похожие на сигнал «SOS». В 4 час. 38 мин. определены точные координаты источника стука — Ш=69 63,7’8″ Д=37 633’3″.
В 5.07 гидроакустики на том же корабле наблюдали звуки, похожие на завывание и скрежет.
В 5.30 после посылки станцией звукоподводной связи на крейсере прослушивался сигнал, похожий на «SOS».
В 15.43 того же дня получен доклад со спасательного судна «Михаил Рудницкий»: «Обнаружил работу «стукача» по пеленгу 199,6.
В период с 15.53 до 15.57 на «Петре Великом», «Михаиле Рудницком» и «Адмирале Харламове» неоднократно наблюдали подводные удары и стуки.
Из свидетельских показаний командира штурманской боевой части крейсера «Петр Великий» капитана 3 ранга Е.Голоденко следует, что примерно в 1 час. 20 минут 13 августа, находясь на ходовом мостике, он слышал стуки, которые представляли собой серию из 6-7 ударов на каждый запрос кодовой связи. Присутствовавший на мостике флагманский специалист радиотехнической службы пояснил, что это отвечает в автоматическом режиме станция, которая находится на борту подводной лодки. Кроме того, через динамики ходового мостика он также слышал стуки, которые можно было принять за сигнал «SOS».
Аналогичные показания дал командир радиотехнического дивизиона капитан-лейтенант О.Ю.Острянин и гидроакустик матрос О.Л.Зырянов.
Зырянов, в частности, сообщил, что в 8 часов 13 августа заступил на вахту по наблюдению за подводной обстановкой. В это время он слышал стуки, которые представляли серию тройных ударов, повторяющихся через равные промежутки времени. Кроме них были также стуки металлического тона, которые согласно азбуке Морзе могли обозначать три точки и три тире.
Согласно показаниям Острянина, стуки были слышны и 14 августа, но к вечеру они стали одиночными, а затем совсем прекратились.
Проведя многочисленные опросы тех, кто слышал подобные стуки, а также тех, кто мог и должен был их зафиксировать с помощью технических средств, организовав специальную акустико-фонографическую экспертизу, следствие в итоге склонилось к выводу, что многократно упоминаемые в показаниях по делу шумы и стуки, ранее классифицированные экспертами как сигналы бедствия, «издавались не из АПРК «Курск», а из подводной части надводного корабля, находившегося вне пределов гибели подводного крейсера«.
Как намекают не раз выходившие на подобные учения офицеры-североморцы, это могли быть «проделки» норвежского разведывательного судна «Марьята». С какой целью, если и вправду так, это нужно было делать норвежцам, вразумительно объяснить не смог никто.
- Что мешало отрыть аварийный люк
Как признал на допросе командир спасательного судна «Михаил Рудницкий» капитан 2 ранга Ю.А. Костин, ему было известно, что учения начались, но никаких задач о заступлении в силы поисково-спасательного обеспечения кораблю и экипажу не ставилось. Готовность к выходу в море составляла два часа, к ПСО — четыре.
По этой причине только около часа ночи 13 августа «Михаил Рудницкий» со спасательными глубоководными аппаратами АС-32 и АС-34 вышел в море. С этого момента, по словам Костина, руководство кораблем и личным составом перешло к находившемуся на борту капитану 1 ранга А.П.Тесленко. О причине выхода в море и маршруте движения, по словам того же Костина, никто на борту не знал.
Приблизительно через шесть часов от Тесленко была получена команда идти к берегу за остров Кильдин к находящемуся там спасательному буксиру СБ-523. Однако в результате ошибочных расчетов «Михаил Рудницкий» совершил неверный маневр и не встретился с буксиром. Из-за перемены курса было потеряно полтора часа.
Лишь к девяти утра этот спасательный корабль пересек юго-западную кромку условного района боевых действий и установил связь с руководителем сил поиска на «Петре Великом».
Как отмечалось выше, обнаружить точное местонахождение «Курска» на грунте удалось примерно в 18 часов 30 минут 13 августа при погружении аппарата АС-34. Произошло это, по признанию командира группы подводных лодок специального назначения С.Ю. Перцева, при следующих обстоятельствах.
Около 17.00 подводный аппарат АС-34 погрузился и приступил к поиску АПРК «Курск» на грунте. А в 18.30 аварийно всплыл, поскольку столкнулся под водой с винтами неподвижной подводной лодки.
Согласно показаниям командира АС-36 А.И. Калугина, его аппарат принимал участие в спасательных работах лишь в период с 13 часов 45 минут до 17 часов 50 минут 19 августа. За это время было выполнено пять попыток сесть на аварийно-спасательный люк девятого отсека подводной лодки, три раза они пытались присосаться — то есть сесть на комингс-площадку и откачать воду из камеры присоса. Однако эти усилия были безрезультатными.
Как пояснил командир, АС-36 построен шесть лет назад. До 1999 года в реальных условиях свойственные аппарату задачи не отрабатывались. Только в августе 99-го Калугин и еще четыре члена его экипажа были откомандированы на АС-34 для участия в учениях.
А 18 августа 2000 года при погружении АС-36 на глубину 110 метров в аппарат под давлением десять атмосфер стала поступать вода — из-за негерметичности в клапане системы осушения, замещения и дифферентовки. С момента государственных испытаний в 1996 году этот аппарат вообще не спускался на воду, поэтому возможности выявить данную неисправность на суше не представлялось возможным.
Все эти факты, полагает следствие, свидетельствуют о низком техническом состоянии подводных аппаратов и спасательных судов, невысоком профессиональном уровне членов экипажей и руководителей спасательной операции.
Так, 14 августа в результате некомпетентных действий должностных лиц Северного флота при спуске АС-34 в условиях штормящего моря из-за ударов о борт «Михаила Рудницкого» было разрушено навигационное оборудование на аппарате, а сам он выведен из строя.
Только в результате поломок оборудования кораблей и специальных аппаратов в ходе бесславно завершившейся для нашей страны спасательной операции государству причинен ущерб на сумму свыше 1,6 миллиона рублей, отмечается в прокурорском расследовании.
В целом, как следует из заключения оперативно-тактической экспертизы, подготовка судна «Михаил Рудницкий» и специальных спасательных аппаратов АС-32, АС-34, АС-36 к использованию по прямому назначению признана неудовлетворительной.
Всего один пример. Шестнадцатого августа с «Михаила Рудницкого» на «Петр Великий» была передана телеграмма следующего содержания: «Для ремонта АС-34 нужны: ключи разводные, торцевые от 5 до 24 мм — 5 комплектов, две ручные дрели со сверлами от 2 до 16 мм — 2 комплекта, расходный материал поранит — 0,5-5 мм — 10 листов, резина 0,1 мм и более — 10 листов, ПГВ-2 (гидравлика) — 100 кг, зарядное устройство к радиостанции «Рея» — 2 комплекта«.
Рутинный, в общем, эпизод. Но примечательно в нем то, что все перечисленное, по мнению экспертов, должно было быть на спасательном корабле до его выхода в море.
По причине неудовлетворительной подготовки командиров АС-34 и АС-36, а также руководителя спасательных работ по наведению спасательных аппаратов на затонувшую подлодку реальная возможность присоса АС-34 была только 17 августа, когда аппаратом управлял капитан 3 ранга Шолохов, и 19 августа — АС-36, когда аппаратом управлял капитан 2 ранга Перцев.
Во всех остальных случаях выхода спасательных аппаратов на комингс-площадку 9-го отсека АПРК «Курск» делались только кратковременные попытки осуществить присос из-за неоправданно долгого наведения аппаратов в нужное место, разрядки аккумуляторных батарей и низкой профессиональной подготовки самих командиров.
- За что лишились должностей адмиралы Моцак и Попов
По заключению организационно-тактической экспертизы от 1 ноября 2001 года из-за нарушения командующим Северным флотом адмиралом В. А. Поповым, начальником штаба флота вице-адмиралом М.В. Моцаком, начальником управления боевой подготовки вице-адмиралом Ю.И. Бояркиным методики подготовки и проведения учений корабли и авиация каких-либо тактических действий в море на втором этапе выхода не выполняли. Имели место только боевые упражнения практическим оружием, что является нарушением действующих требований.
В период выхода сил в море практического обучения командующих объединениями, их штабов тактике ведения морского боя, управлению силами в ходе ведения морского боя со стороны командующего флотом и начальника управления боевой подготовки не проводилось. Хотя тактические действия сил в море были спланированы адмиралом Поповым именно на втором этапе учений, фактически они не проводились. Более того, расположение командных пунктов командиров сторон «восточных» и «западных» на одном корабле вообще исключало какое-либо обучение. Командующий флотилией вице-адмирал О.В. Бурцев вообще не знал, что он является руководителем подготовительного тактического учения и командиром сил «восточных».
По решению адмирала Попова не вышли в море на испытания торпеды калибра 530 мм на борту крейсера «Курск» заместитель командира дивизии капитан 1 ранга В.В. Кобелев, как председатель комиссии по испытаниям, и флагманский минер флотилии капитан 2 ранга Д. Вонс, как его заместитель. На АПРК «Курск», сказано в заключении, «вышли в море неизвестно кем назначенные, не подготовленные к проведению этих испытаний офицеры«.
В ходе расследования установлен и такой факт. Целый ряд отчетных документов с подписями упомянутых выше должностных лиц вызывает сомнения в их подлинности. А это те самые документы, которые характеризуют полноту и качество отработки экипажем АПРК «Курск» специальных и курсовых задач, выполнение регламентных проверок при эксплуатации торпедного оружия, и даже документы о допуске к приему и обслуживанию торпедного боезапаса. Как значится в заключениях экспертизы, эти документы «содержат подписи должностных лиц, отличающиеся от выполненных ранее других подписей этих же лиц…»
Кто подделывал на документах подписи, в том числе «задним числом» расписывался за погибших на «Курске», останется тайной следствия.
А как же ДПЛ «Ленок» проекта 940, был не встрою на СФ?
А почему в общем перечне недостатков и упущений,вины действующих лиц и исполнителей, перечисленных в заключении прокурорской проверки по Курску, не учтены недостатки снабжения армии и флота продоволь-ствием, денежным содержанием, топливом для выполнения учений и тренировок, запасными частями и прочими видами материального и финансового снабжения, без которого фактические боевые учения и упражнения невозможны и проводились в основном на бумаге? Почему не попал в виновники президент Ельцин, чья главная вина в развале флота и армии привела к многим катастрофам и потере боеспосо-бности армии флота? ПОЧЕМУ ни в одной публикации не упомянут этот упырь, как один из виновников гибели Курска, неготовности средств помощи и спасения, утрате водолазов-глубоководников, техническом развале АСС? Справедливость требует, чтобы имя этого негодяя постоянно упоминалось при расследова-ниях аварий и катастроф на море и в воздухе.
Согласен полностью
Никто не пишет о том, что «Курск» вышел на учение, в нарушение всех правил руководящих документов,с полным боезапасом, привезенным после бевой службы.виновны в этом упомянутые флотские руководители и командование флотилии и дивизии, к которым был приписан «Курск». Если бы на борту была только практическая торпеда,взрыв ее двигателя мог повредить первый отсек, но не привел бы к гибели подводной лодки и экипажа. Кроме тога, по правилам минно-торпедной службы, неисправная торпеда должна была быть выброшена в море воздухом, а не находиться в торпедном аппарате.Попытка разобраться в причине невыхода торпеды и несрабатывания маршевого двигателя торпеды привела,вероятно, к взрыву топливной смеси в ТА,вырыванию внутренней крышки ТА и последующей детонации всего боезапаса.
Именно это и стало причиной гибели корабля. В советское время корабли с полным боекомплектом на учения не отправляли. Вот где кроется основная вина командования флота. Я пытался задать этот вопрос сразу после трагедии в 2000 г., никто не хотел вникать.
Полностьью согласен с Игорем.Главные виновники этой трагедии Ельцин и Горбачев. Практически все 90-е годы не было настоящей боевой подготовки. Командование флотов было поставлено в дичайшие условия. Хотя и молчать не стоило. А своими отставками ставить этих правителей перед фактом. Думаю, что история, а может быть, и все мы вместе поставим и этих трех развальщиков страны — Ельцина, Кравчука и Шушкевича — в должное место.
Кстати, и все мы виноваты, что промолчали при развале страны.
Да, да, конечно — Ельцин, Горбачёв. Ещё забыли Аллена Даллеса и Чингисхана.
Копайте глубже.
Только странно все это. И Моцак и Попов пошли на гражданку на огромное повышение . Один Сенатор, второй заместитель представителя Президента по северо-западу, курировать вообще все войска и флот северо-запада. Вот интересно, за выполнение какой такой интересной задачи, или может за проведение этих учений ?