Версия гибели атомной подводной лодки с крылатыми ракетами «Курск» «К-141»
Утаивать правду о катастрофах — все равно, что провоцировать новые
Продолжавшееся два года следствие по факту гибели АПЛ «Курск», как и только что начатое расследование катастрофы Ми-26 в Ханкале, не определилось в главном: что можно говорить открыто, а что — только в узком кругу посвященных.
Адвокат Борис Кузнецов, представляющий интересы нескольких десятков семей, чьи сыновья, отцы, мужья погибли вместе с «Курском», прямо заявил, чего хотят его доверители — знать правду, что в действительности случилось, как такое могло произойти и кто виноват. Сообщалось, что в рамках этого уголовного дела признан потерпевшим 161 человек. Это близкие и родственники погибших. Их права, говорилось по завершении следствия, не будут ущемлены. Каждому потерпевшему обещана выписка из постановления о прекращении уголовного дела. Имелось в виду, что в этом документе будут изложены все обстоятельства катастрофы, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.
В ответ на это Кузнецов и его коллеги-адвокаты настояли на праве своих доверителей знакомиться со всеми материалами дела. А в нем — 133 тома. И далеко не все потерпевшие в состоянии приехать в Москву, не говоря уже о том, чтобы изо дня в день ходить в прокуратуру и читать бесконечные протоколы допросов (их более 1200), акты осмотров, судебно-медицинских и технических экспертиз, заключения экспертов…
Трагедию «Курска», как личную беду, переживали в каждой российской семье. И тот, кто не строчкой в паспорте, а душой и помыслами связан со своей страной, кто сопереживает ее проблемам и, к слову сказать, исправно платит налоги в казну, — тот, думается, вправе знать, отчего это на плановых учениях, всего в ста милях от своего берега, вдруг пропадает новейший атомный подводный крейсер? И почему более суток его не могут обнаружить, а когда находят и убеждаются, что случилась беда, ничем не могут помочь?
И как объяснить, что аварийный люк отсека-убежища, который в течение недели не могли отдраить наши всезнающие спасатели запросто открыли не знакомые с его устройством норвежские водолазы, допущенные сюда только на восьмой день?!
Два года нас кормили версиями, успокаивали отговорками и просили не торопить с ответами. Вот поднимем лодку и разберемся, что случилось и кто виноват. Призвали на выручку великую державу Голландию. Ее граждане не кичились титулами, а с уверенностью профессионалов выполнили взятые на себя обязательства.
Подняли Курск» — вопросов меньше не стало. Вот разберем завалы в носовых отсеках, — снова говорили нам, найдем вахтенные журналы и речевые регистраторы — все станет ясно. Разобрали, нашли — разгадки не наступило.
Назначили экспертизы, провели дорогостоящие эксперименты, круг вопросов сузился, но на главный из них — почему рванул боезапас? — взгляды у членов комиссии, как и прежде, расходятся. Была надежда, что преодолеть разногласия удастся, когда поднимут первый отсек. Но с ним, вопреки первоначальным планам, решили не церемониться — подорвать на дне, да и дело с концом.
В итоге, не подняв и не обследовав детально разрушенные конструкции первого отсека, так и не смогли переубедить тех, кто не признает версии «самопроизвольного взрыва торпеды«. Бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов остался при своем убеждении, что в гибели «Курска» виновата «третья сила«. И в этом он не одинок.
Когда стало очевидным, что версия столкновения, которой на первых порах придерживалось флотское руководство, не получает документального подтверждения, на смену ей была выдвинута новая:
— Если поднять и тщательно «просеять» железо первого отсека, не исключено, что там обнаружатся фрагменты американской торпеды МК-48. Или нового, пока не известного нам аналога…
Можно лишь догадываться, на чем основан этот более чем серьезный намек, который приписывают адмиралу Попову. Его можно подвергать сомнению, оспаривать и даже опровергать. Но только не игнорировать. Ведь уже само по себе подобное заявление из уст адмирала, пусть и в отставке, но еще не потерявшего уважения во флотской среде, способно разжечь нешуточные фантазии, посеять среди бывших подчиненных недоверие к официальной информации, к тому, что поступает к ним по команде. Такая ржа опасна тем, что разъедает души.
А вовсе не только корпуса торпед, что демонстрировали журналистам на пресс-конференции по итогам расследования. Искореженные части резервуара окислителя, откуда, по официальной версии, и проистекал первый взрыв, реальные, но, увы, немые свидетели случившейся драмы.
Некачественный сварной шов, бракованная или просто выслужившая свой срок резиновая прокладка, незамеченная вовремя коррозия, операторская небрежность или то и другое вместе — суть одна: ржа, халтура, беспечность, авось. Или, как выразился Генеральный прокурор, «традиционное отечественное разгильдяйство«.
Сколько здесь и впрямь «традиционно отечественного«, уходящего к истокам национального характера, а сколько привнесенного за годы социальной уравниловки, ударных пятилеток, показухи и коллективной безответственности вкупе со всеми гримасами последнего десятилетия реформ, включая катастрофическое снижение исполнительской дисциплины вообще и падение престижа военной службы в частности, — пусть об этом судят психологи заодно с коллегами-социологами.
А мы намереваемся обратиться к фактам, документально установленным в ходе расследования. «Российская газета» и собственными силами вела поиск ответов на мучившие всех вопросы. В редакции накопилось немалое количество фактической информации, экспертных оценок, мнений авторитетных специалистов. Теперь они подкреплены и существенно дополнены официальными материалами следствия, к которым получили доступ лица, признанные потерпевшими, и их адвокаты.
Готовя сегодняшнюю публикацию, мы исходили из понимания, что к сведениям, составляющим государственную тайну, не могут быть отнесены факты вопиющих нарушений и прямого неисполнения своих прямых обязанностей должностными лицами, которые в совокупности дали повод заявить о служебном разгильдяйстве как первопричине аварий и техногенных катастроф.
Вся военная реформа, все наши действия направлены на то, говорил недавно и Президент Путин, чтобы подобных трагедий не происходило. Но по его же словам, анализ показывает, что в основе таких катастроф лежит «ненадлежащее исполнение должностными лицами прямых обязанностей«.
Как отметил глава государства, пресловутых «стрелочников» искать не нужно. Но все, от самых высоких начальников до прямых непосредственных исполнителей, должны четко понимать свою меру ответственности. И нести эту ответственность.
- Какую задачу выполнял «Курск»
Согласно плану учений, разработанному в штабе Северного флота, подводные лодки, в том числе К-141 «Курск», должны были обнаружить и атаковать корабли условного противника. Экипажу Геннадия Лячина предстояло выполнить ракетную стрельбу по мишени 11 августа, а на следующий день — условную ракетную стрельбу по авианосной многоцелевой группе и вслед за этим «развить успех применением торпедного оружия«.
В соответствии с боевой задачей в 22.30 десятого августа 2000 года «Курск» вышел из губы Западная Лица и к 10 часам следующего дня прибыл в заданный район. До 13 часов корабль совершал маневрирование, после чего произвел ракетную стрельбу одной крылатой ракетой «Гранит» по назначенной цели.
12 августа в период с 11.30 до 14 часов экипаж К-141 должен был произвести атаки двумя практическими торпедами (65-76А и УСЭТ-80) по корабельной поисково-ударной группе в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», больших противолодочных кораблей «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Харламов». При этом практическая торпеда УСЭТ-80 была укомплектована аккумуляторной батареей новой разработки, и проведение боевого упражнения совмещалось с ее контрольно-серийными испытаниями.
В 6 часов 8 минут 12 августа с «Курска» донесли на КП о занятии установленного района действий и готовности к выполнению торпедных стрельб. А в 8 часов 35 минут крейсер «нанес» условный ракетный удар 24 крылатыми ракетами по надводным кораблям «противника», о чем в 8 часов 51 минуту командир доложил на командный пункт Северного флота. И это была последняя информация с «Курска».
Правда, если не считать установленного следствием факта, что в 11 часов 9 минут, когда «Петр Великий» подходил к району предполагаемого местонахождения К-141, командир гидроакустической группы надводного крейсера старший лейтенант А.Лавринюк обнаружил посылки гидролокатора в виде импульсов, которые обычно исходят от подводных лодок в результате их действий, связанных с определением дистанции до надводных кораблей перед торпедной атакой. После этого, приблизительно в 11 часов 30 минут, А.Лавринюк зафиксировал на экране гидроакустического комплекса по пеленгу 266 вспышку, одновременно с которой в динамиках центрального гидроакустического поста послышался хлопок. Чуть позже по корпусу корабля был нанесен достаточно сильный внешний гидродинамический удар. О зафиксированных событиях акустик доложил в боевой информационный центр, на ходовой мостик и в центральный командный пункт, однако руководители учений данным фактам значения не придали, поступившая информация классифицирована не была.
ТАРКР «Петр Великий» и другие входившие в отряд корабли проследовали через весь район предполагаемых действий «Курска» и в 14.15 вышли за его пределы. Торпедной атаки не наблюдалось. Донесения о причинах с подводной лодки не последовало. Руководитель учений адмирал Попов принял решение вывести из ордера «Петр Великий» и оставить его на кромке района. В ожидании всплытия «Курска» и для выяснения причины невыполнения торпедной атаки, заявит комфлота на первом допросе.
А сам командующий примерно в это же время и вовсе покинет район учений — воспользовавшись вертолетом, переместится с палубы корабля на берег.
О том, что в это время происходило на «Курске», мы узнаем лишь два месяца спустя, когда водолазы обнаружат первые записки.
«Шансов, похоже, нет, процентов 10-20«, — трезво оценивая ситуацию внутри отсека-убежища, ставшего западней, признается в те минуты листку бумаги капитан-лейтенант Дмитрий Колесников.
В тот же день в теленовостях пройдет записанное на пленку интервью адмирала Попова: «учения завершаются, все поставленные задачи успешно выполнены… »
«В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО при БЗЖ… — это уже из другой записки, имя автора которой по этическим соображениям до конца следствия не оглашалось. — Давление в отсеке 0,6 кг/м2. Кончаются В-64. При выходе на поверхность не выдержим компрессию… Не хватает… Отсутствуют… Протянем еще не более суток…»
Теперь можно сказать: записку, что обнаружили в одежде командира трюмной группы дивизиона движения капитана-лейтенанта Рашида Аряпова, написал не он. Ее автор — инженер группы БЧ-5 капитан-лейтенант Сергей Садиленко.
«Здесь темно писать, но на ощупь попробую… — это опять Дмитрий Колесников. — Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо…»
Судьбе было угодно, чтобы другие люди это прочитали. Перед самообладанием молодого офицера роняют головы на грудь не только друзья-одногодки, но и старые морские волки, фронтовики, тертые не в одной переделке ветераны-подводники…
Мужество не имеет сравнительной степени. Оно остается Мужеством даже тогда, когда на поверку оказывается расплатой за чье-то профессиональное невежество, брак, преступную самонадеянность или просто разгильдяйство.
- Почему так долго не могли обнаружить пропавший корабль
В 16 часов 35 минут, не дождавшись планового донесения от К-141, на «Петре Великом» стали вызывать его по звукоподводной связи (ЗПС), однако ответ на вызовы не последовал. Не было донесения от «Курска» в указанные часы и на командный пункт Северного флота.
В 17.20 оперативному дежурному Северного флота от начальника штаба флота вице-адмирала Моцака передано приказание: «Спасательному судну «Михаил Рудницкий» установить готовность к выходу в море 1 час. Отсутствует плановое донесение от подводной лодки К-141«.
С 18.14 по приказанию начальника штаба Северного флота была начата поисково-спасательная операция, в которой приняли участие двенадцать боевых кораблей, 21 спасательное судно, пять самолетов Ил-38 и шесть вертолетов, а также два водолазных судна и специальный аппарат спасательной службы Норвегии.
В 19.30 командующий Северным флотом адмирал Попов назначил руководителем поисковых работ начальника управления боевой подготовки СФ вице-адмирала Бояркина.
В 19.47 с «Петра Великого» стали вызывать «Курск» на всплытие разрывами гранат — это делается в экстренных случаях. В 20 час. 27 мин., 20 час. 42 мин., в 21 час. 02 мин., 21 час. 37 мин. и в 22 час. 24 мин. произведены очередные серии гранатометания для вызова АПК «Курск».
В 22 часа 30 минут в связи с тем, что лодка не всплыла и не вышла на связь, ТАРКР получил приказ войти в район действия подводной лодки и дать ей сигнал на экстренное всплытие, что и было сделано. Однако эти действия каких-либо результатов не дали.
В 00 часов 30 минут 13 августа кораблю была поставлена новая задача — поиск затонувшего объекта в районе действия ПЛ «Курск». В связи с этим «Петр Великий» вышел в координаты, которые были зафиксированы в момент сообщения акустика о сигналах подводной лодки и хлопке, а затем вошел по пеленгу полученного сигнала в данный район. Через некоторое время на эхолоте появилась аномалия, которая могла обозначать большой объект, лежащий на дне.
Корабль стал ходить в непосредственной близости от этого места, пытаясь обнаружить на поверхности воды следы, указывающие на аварию подводной лодки (пятна мазута, топлива, пузырьки воздуха, аварийные буи), однако визуально установить ничего не удалось. Одновременно с этим акустик сообщил, что в районе аномалии он слышит механические звуки, похожие на стук, однако точно определить их происхождение и что они обозначали, не удалось. Но, как было заявлено, согласно сигналам азбуки Морзе ни сигнала «SOS», ни сигнала о поступлении воды они не обозначали. Утверждается, что стуки были слышны примерно до 3 часов 30 минут 13 августа…
В 8.31 с борта «Петра Великого» наблюдали буй, заглубленный на три метра, диаметром около 70 сантиметров, окрашенный в светло-зеленый цвет. Примерно в это же время эхолот показал уменьшение глубины под килем со 104 до 84,86 метра.
В 11.40 в район обнаружения аномалии прибыло спасательное судно «Михаил Рудницкий», а также большие противолодочные корабли «Адмирал Харламов» и «Адмирал Чабаненко», после чего кораблю «Петр Великий» была поставлена задача обеспечить всем необходимым команду спасательного отряда.
В 11. 40 с рейда Териберский в район поиска пропавшей ПЛ вышел ТАВКР «Кузнецов» с командующим Северным флотом на борту.
В 14. 48 адмирал Попов прибыл на борт ТАРКР «Петр Великий» и вступил в общее руководство поисково-спасательной операцией.
13 августа в 18 час. 15 мин. подводный аппарат АС-34, спущенный под воду со спасательного судна «Михаил Рудницкий», обнаружил засветку на экране эхолокатора. В 18 час. 32 мин. подводный аппарат произвел аварийное всплытие. По докладу командира, на скорости 2,5-3 узла аппарат ударился о стабилизатор ПЛ, и оператор визуально наблюдал винты лодки.
К поискам пропавшего атомохода была подключена и авиация Северного флота. В 18.50 двенадцатого августа получил команду на взлет с задачей поиска подводной лодки в районе учений экипаж противолодочного самолета Ил-38. Однако с воздуха «искомый объект» обнаружить не удалось, и в 21.30 экипажу поступило указание вернуться на базу.
На следующий день поиск подводной лодки с самолета продолжился в том же районе с 8 час. 05 мин. до 16 час. 05 мин., но результатов не принес.
Тогда же, 13 августа, в 14.10 получил указание вылететь на противолодочном самолете Ил-38 в район поиска АПЛ «Курск» заместитель командира эскадрильи майор В. Пономарев. В воздухе поступило указание с ТАРКР «Петр Великий» вести поиск в определенных координатах с целью обнаружения плавающих предметов и масляных пятен. Примерно в 16.30 в точке Ш 69 042′ Д 37 052′ были обнаружены плавающие на поверхности канат, кусок материи бирюзового цвета диаметром около метра, кусок материала светлого цвета, похожего на пластик, размерами 2 х 3 метра, продолговатый предмет красного цвета длиной 3-4 метра. Об обнаружении предметов было доложено на ТАРКР «Петр Великий», а на месте установлен радиобуй.
В 17. 44 в точке с координатами Ш 69 038′ Д 37 034′ обнаружено масляное пятно размером по диагонали около 300 метров. Для его обозначения сброшены два радиобуя.
При втором проходе над этим местом летчики наблюдали выход на поверхность воды свежего масляного пятна круглой формы с радиусом около 100 метров…
В 19.55 экипаж самолета получил указание возвращаться на базу, а также информацию с ТАРКР «Петр Великий» о том, что «объект на 99 процентов обнаружен«…
- Почему не всплыл сигнальный буй
Предусмотренное проектом и установленное на «Курске» выпускное аварийно-информационное устройство, которое в случае нештатной ситуации на подводной лодке должно автоматически вплыть, передать точные координаты терпящего, бедствие корабля и характер случившегося (пожар, затопление, опасный дифферент) и тем самым ускорить поиск и оказание помощи, своей миссии в критический момент не выполнило.
К подводным звукам и шумам в эфире тщетно прислушивались 12-13 августа акустики и связисты, а моряки с надводных кораблей до рези в глазах, но все так же безуспешно буравили морские волны.
Ярко раскрашенный, издали напоминающий большой спасательный круг, этот самый сигнальный буй после подъема атомохода был обнаружен на своем штатном месте в районе седьмого отсека. Как свидетельствует протокол осмотра, «внешних повреждений не обнаружено, устройство расположено штатно в корзине, зазоры между устройством и корзиной на вид штатные, без видимых загибов...»
Участвовавший в осмотре специалист — командир группы связи временного экипажа капитан-лейтенант А.Жихарев по результатам внешнего осмотра сделал вывод, что буй В-600 был полностью готов к применению по предназначению. То есть к автоматическому всплытию после отдачи сигналов с контрольных приборов, расположенных во 2-м и 3-м отсеках, а также при критических погружениях подводной лодки на предельную глубину (более 750 м) либо при давлении в третьем отсеке более 8 атмосфер (при его затоплении на глубину более 85 м).
Этот сугубо предварительный вывод об исправности установленного на «Курске» выпускного аварийно-информационного устройства был документально подтвержден комиссией перед его демонтажем для отправки на экспертизу.
При детальном осмотре устройства в КБ «Связьморпроект» установлено, что аварийный буй как целостная система исправен, однако сигнал на срабатывание в момент катастрофы на него не поступал.
Почему — это уже следующий вопрос, на который предстояло дать ответ следственной группе, в те дни только приступавшей к разборке нагромождений в носовых отсеках лодки. Шансов, что в этих завалах удастся обнаружить уцелевшими приборы управления выпуском буя, было очень немного. Но кропотливая и предельно тщательная работа следователей и технических специалистов была в итоге вознаграждена. Если то, что было установлено, можно назвать вознаграждением…
А выяснить удалось следующее. В приборе управления выпуском, изъятом из завалов третьего отсека, отсутствует на штатном месте ключ пуска, что и явилось основной причиной несрабатывания аварийно-сигнального буя.
Впоследствии проведенной по делу судебно-технической экспертизой всего выпускного аварийно-информационного устройства было подтверждено, что в момент катастрофы его приборы находились в положении, не обеспечивающем возможность отделения сигнального буя от подлодки и передачи им аварийной информации. При этом открылась картина откровенно удручающая.
Пускового ключа на штатном месте не оказалось, зато в том же приборе, в приемном отверстии датчика затопления, обнаружена неснятая технологическая заглушка, что исключило возможность выдачи автоматического сигнала при затоплении третьего отсека на глубину 85 метров.
Кроме того, в выпускном аварийно-информационном устройстве В-600 не могло быть развернуто и использовано по назначению пневматическое антенное устройство, с помощью которого передающая антенна переводится из походного (свернутого) положения в рабочее (на высоту более семи метров) и удерживается в течение 5 суток при волнении моря до 8 баллов.
А причина все та же — еще одна «маленькая» небрежность «сборщика Иванова», беспечность «контролера Сидоровой», благодушие и самонадеянность «военпреда Петрова», у которых, конечно же, есть настоящие имена и конкретные должностные обязанности.
Характерная деталь: в антенном устройстве на флажке предохранительной чеки есть даже специальная надпись: «Снять после установки пиропатронов». Но ее не сняли — ни во время сборки на заводе (ФГУП «Электроприбор», Москва), ни при техническом обслуживании, которое ежегодно должно проводиться специалистами ВМФ.
Как установлено в ходе административного расследования, злополучный прибор поступил на ПО «Севмашпредприятие», где строился «Курск», в собранном и опломбированном виде. Перед установкой на штатное место прошел входной контроль и стендовые проверки. На этапе швартовных и ходовых испытаний полагающиеся работы выполнены в полном объеме. Все виды испытаний предъявлены ОТК и приняты. Изделие было опломбировано и установлено на заказе.
Как указано в эксплуатационной документации на устройство В-600, непременным условием является ежегодное, с обязательным снятием прибора, техническое обслуживание в условиях береговой мастерской с привлечением представителей промышленности.
Однако за весь период его эксплуатации на «Курске» (с 1994 г. по 2000 г.) подобное ТО ни разу не проводилось. Весной 2000 года произведено продление срока службы комплекса до 1 апреля 2001 г. Но так как во время освидетельствования вскрытие самого прибора не проводилось, сделан вывод о том, что обнаруженная в пироголовке пневматического антенного устройства предохранительная чека была установлена еще на заводе (ФГУП «Электроприбор», Москва).
Одновременно выяснилось, что этим же изготовителем установлена и упомянутая технологическая заглушка на прибор, которая исключила возможность выдачи на всплывающий буй автоматического сигнала «Затопление«.
Вот в таком виде, в доке «Палладап», я увидел первый раз АПЛ «Курск», вернее его «остатки». Доковый вес «остатка» около 11 400 тонн, значит более 3 000 тонн осталось на морском дне, а это выгородка ГАС, первый, второй и часть третьего отсека. Эти останки, оставшиеся на дне могли бы многое прояснить. Поднять и перевести эти останки на берег труда не доставали. Я участвовал в утилизации АПЛ «Курск», а это тяжелее похорон, намного.
Теперь о АСБ. Я в ремонте АПЛ работал с 1972 года до 2004 года. Не по неслышке знаюЭ, что такое качество, перечень Приемок Представителей ВП ГУК в совестское время. Абсолютно все, что относилось к материальной чкасти АПЛ проходило через руки и головы ОТК и ВП. Если то, что описано о техническом состоянии АСБ, это более чем преступление.
Анатолий. Мне сложно что-то утверждать. Это не мой материал, а материал переданный мне командиром АПЛ, который уже умер. Он жил в Таллине и мы с ним вс тречались там. Он ме передал свои записи. Я их опубликовал. Поэтому этот материал проходит в разделе версии. Если вы считаете, что что-то не так, давайте допишем к статье ваше опровержение. С уважением Виктор
Я к тому, что после разавала СССР, были упразднены приемки ВП во многих предприятиях,связанных с ВПК, а это выстрелило по многим позициям во флоте, в космосе и так далее… Это просто реакция на очень интересную и правдивую версию автора.
Я занимался утилизацией АПЛ «Курск», опишу эти события и с Вашего разрешения представлю на публикацию. Займусь.
Анатолий это еще не все. Еще не опубликованы две части. Всего их четыре и хочу поместить дополнительно к материалу список погибших.
С грустью и волнением читал статью с версиями причин гибели АПЛ «Курск». Как и вся страна, в свое время мы напряжённо следили за информацией в СМИ о ходе спасательной операции, затем — о подъёме «Курска» и ходе «расследования». Тогда же, можно сказать — по свежим событиям, я купил газету «Наше Отечество» Щекатихина. В ней было очень подробно описано (причём — по данным иностранных специалистов) всё произошедшее. Подробности не помню, конечно… Позднее главный редактор газеты — Щекатихина — был убит. Не провожу, естественно, связь между этими двумя событиями. Но очень хотелось бы в ближайшее время дочитать продолжение статьи!
На сайте в разделе Жилин Виктор Геннадьевич есть продолжение. Еще три части
Возможно в следующих частях продолжения от Жилина В.Г. будет больше информации по различным версиям гибели «Курска», но в этой части достаточно много посвящено технической неготовности всплывающего буя и только вскользь о версиях катастрофы. В том, что в официальной версии взрыва перекисной торпеды достаточно нестыковок, целой цепи последовательных достаточно случайных неисправностей, приведших к ее взрыву, говорилось уже в разных публикациях достаточно много. НЕт смысла их здесь повторять. Однако очень мало исследована версия столкновения с Курска с американской ПЛ, буквально на третий день не иначе как по команде сверху о столкновении перестали говорить и Попов и Моцак, моментально отреа-гировали и СМИ.Написанная адвокатом Б.Кузнецовым книга «Она утонула», наряду с достаточно глубоким анализом экспертиз, с порога так же отвергает версию столкновения, либо какое то воздействие иных плавающих объектов. И здесь угадывается политическая задача исключить версию американского участия в катастрофе. Причины тоже известны. Указывалось на разность размеров и водоизмещения американских ПЛ и «Курска», что на наш (не только мой) взгляд вовсе не является их алиби, Ведь и маленький человек может поразить большого и мощного в уязвимое место и нанести ему смертельный удар . В последующих публикациях после подъема «Курска», в книге Генерального прокурора Устинова нужно обратить внимание на 1. Сам факт публикации (до «Курска» было множество аварий и катастроф с подводными лодками, но генеральные прокуро-ры книги об этом не писали!). 2. Устинов едва ли не через страницу настойчиво убеждает — «столкнове-ния не было», «столкновения не было» и складывается впечатление, что Генеральный прокурор именно для этого и сделал эту публикацию. 3. В 2000 -х году большинство действующих офицеров СФ были убеждены в столкновении. 4. Версии взрыва «толстушки» специалистами описаны достаточно убедительно, однако о ПЕРВОПРИЧИНЕ говорится или МАЛО или вообще НИЧЕГО, составляя многочисленные цепочки случайностей, которые привели к катастрофической СЛУЧАЙНОСТИ. Такое впечатление, что специалисты получили задание правдоподобно описать,как главного виновника — ПЕРЕКИСНУЮ ТОРПЕДУ. О вмятине внутрь легкого корпуса вообще упоминается вскользь, походя, не объясняя убедительно ее происхождения. Исчезла из упоминания борозда по правому борту о которой говорили Попов и Моцак. Ну и прибытие инкогнито директора ЦРУ США тоже событие именно в то время знаковое. О причинах его прибытия не говорится вовсе. Объем комментария не позволяет изложить и другие странности официальной версии. Было ли столкновение или торпедная атака, но у подводников ( у какого -то немалого числа профессионалов) осталось стойкое впечатление участия в катастрофе «Курска» американских лодок слежения «Мемфис» и «Толедо».
4. Президент Путин находился в должности всего полгода, поэтому о нюансах службы ВМФ и о приемах ее вертикали командования вряд ли мог знать изнутри. К тому же это было время налаживания российско- аме-риканских отношений, политический курс на которые взял Путин — президент и инцидент с американскими подводными лодками в их истинной интерпретации был ему (да и России) невыгоден. Было ли столкновение или торпедная атака или несколько иначе история когда-нибудь нам расскажет. Но участие американцев в катастрофе «Курска» многим кажется вполне вероятным.
Продолжения опубликованы. Читайте их на нашем сайте в раздел Жилин Виктор Геннадьевич