Первое российское паровое судно — пассажирская барка «Елизавета» в 1815 году, открыла маршрут Санкт-Петербург-Кронштадт. В 1823 году с закладкой парохода «Метеор» в России была открыта эра начала строительства парового флота.
В 1825 году Императором России стал Николай I, начавшаяся техническая революция, коснулась и военного флота 31 декабря 1825 года Император, подписал Указ об учреждении «Комитета образования флота».
От членов созданного комитета, Император потребовал создать военный флот, способный обеспечить господство на Балтийском и Черноморском театрах. Продолжить лучшие традиции, заложенные Петром Великим, Императрицами Елизаветой, Екатериной II и Павлом I. Выполняя, волю Императора, началось строительство нового броненосного парового флота.
В 1826 году был, построен первый военный пароход «Ижора», он имел паровую машину мощностью 100 лошадиных сил, вооружен восьми 6-фунтовыми пушками «карронад», в носу и корме. Его длина — 46,83 метра, ширина без обшивки — 6,7 метра, осадка — 4,1 метра.
Однако морское военное ведомство не спешило начинать массовое паровое военное кораблестроение, к строительству паровых кораблей приступила только в 1838 году, спуском на воду первого пароходофрегата «Богатырь», построенного на Ижорском заводе. Водоизмещение его более 1400 тонн, длина — 56,7 метра, ширина – 9, 75 метра, осадка – 6,9 метра. Паровая машина мощность -240 лошадиных сил
Первыми кораблями крейсерского типа стали паровые винтовые клиперы и корветы с деревянными небронированными корпусами, на которых наряду с паровой машиной имелось и парусное оснащение, обеспечивавшее возможность длительного пребывания в море без пополнения запасов топлива. Клиперы имели водоизмещение -1585,7 тонны, вооружение — три 152-мм орудия и несколько малокалиберных пушек, скорость до 13 уз. Водоизмещение корветов составляло 2156–2217 тонн, вооружение — четыре 152-мм нарезных орудия и несколько скорострельных малокалиберных орудий, скорость -12 узлов.
Много нового и передового в XIX столетии было введено в подготовку офицерских кадров адмиралом И.Ф. Крузенштерн, директором Морского корпуса. Для практического обучения будущих офицеров, построены учебные корабли, открыт Офицерский класс. В первой половине столетия русскими военными мореплавателями, совершено более 40 дальних походов, коугосветных путешествий и открытий.
Во всех мероприятиях флота принимали участие кадровые органы, при технической реорганизации, они занимались, подбором преподавателей и учащихся для новых учебных заведений: корпуса флотских штурманов открытого в 1827 году, корабельных инженеров открытого в 1831 году, учебного заведения по подготовке инженеров морских строительных частей открытого в 1837 году, и инженер — механиков морского ведомства открытого в 1854 году.
В 1855 году на престол, вступилАлександр II, тяжелое наследство принял император. В стране не было военного парового флота, шла только подготовка кадров, создавалась технически новая кораблестроительная промышленность, назрели преобразования
К началу Крымской войны в 1853 году Россия имела Черноморский и Балтийский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Сибирскую флотилии. Их общая численность: 40 — линейных кораблей, 15 — фрегатов, 24 — корвета и брига, 16 — пароходофрегатов. На кораблях служило — 91 тыс. военнослужащих. В Крымской войне 1853-1855 годов, Россия потерпела поражение, 8 сентября 1855 года была завершена 349-дневная оборона Севастополя, его защитники по 916 метровому наплавному мосту перешли на Северную сторону, затопив на внутреннем рейде, оставшиеся корабли, Черноморского флота не стало. 3 марта 1856 года в Париже был подписан Договор, он ограничивал владения России на Черном море, запрещал иметь флот. Военный министр Д. Милютин при проведении военной реформы в России пересмотрел произвести изменения в системе комплектования, военного управления, боевой подготовки, воспитания подготовки кадров.
Только через 16 лет, с 1872 года Россия, начала восстанавливать военный флот на Черном море и забирать утраченные территории. С окончанием войны, начались преобразования в армии и на флоте, возглавил их брат Александра II, генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич. Началось строительство паровых боевых судов, броненосцев первого поколения, мониторов и плавучих батарей, они оснащались тяжёлой артиллерией, защищались толстой бронёй, однако были ненадёжны в открытом море, медлительны и не могли совершать дальние морские походы.
В 1861 году заложен на Балтийском заводе в Санкт Петербурга, 11 мая 1862 года вошел в боевой состав флота, первый в России боевой корабль со стальной бронёй — канонерская лодка «Опыт».
Водоизмещение — 270 тонн. Длина — 37,6 метра, ширина — 6,8 метра, осадка-1,8 метра. Бронирование — 114мм. Мощность — 195 лошадиных сил. Скорость-8,3 узла. Экипаж — 28 человек.
В 1862 году по заказу Морского ведомство России в Санкт-Петербурге началось строительство броненосной батареи «Не тронь меня в 1864 году она вошла в боевой состав флота.
В 1869 году был заложен, в 1877 году вошел в боевой состав первый броненосец, предназначенный для плавания в открытом море – «Пётр Великий», водоизмещение — 10406 тонн, экипаж — 446 человек
В сентябре 1903 года в присутствии императорской семьи Николая II на Кронштадтском рейде, прошли успешно испытания подводной лодки, заложенной в 1901 году на Балтийском заводе и построенной инженером И.Г. Бубновым, миноносец №113 «Дельфин», водоизмещением 113,0 – 135,5 тонны.
Кадровые органы в эти годы, выполняя указания военного министра, принимали самое непосредственное участие, в размещении корабельного состава, Черноморского флота, подборе, назначении и улучшения подготовки экипажей на строящиеся новые надводные корабли и подводные лодки Балтийского флота.
Произошедшие изменения структуры военных органов управления, не коснулись Инспекторского департамента, с 1855 года его возглавил контр-адмирал Николай Карлович Краббе.
Инспекторский департамент оставался кадровым органом и одновременно прообразом Морского штаба. Его штатная численность, в 1860 году, составляла — 20 человек, не считая канцеляристов, писарей и других мелких служащих. Много должностей в департаменте занимали не офицеры, и «военные чиновники» с высшим, средним образованием, имеющие «классные чины».
В 1874 году в России Указом Императора Александра II, утвержден «Устав о всесословной воинской повинности», в соответствии с его требованиями, все мужское население страны с 20 лет подлежало призыву на военную службу, освобождались деятели науки и искусства, срок службы на флоте устанавливался — 7 лет.
Кадровые органы, совместно с созданными военными структурами России, проводили большую работу по выполнению требований «Устава …», завели необходимые документы, отработали новую систему учета и отчетности.
В 1881 году после убийства Александра II, на императорскийпрестол, вступил Александр III.
Император продолжил в стране политику Петра Великого, в создании и управлении военным флота. Он напутствовал сыну: «Во всем свете у нас есть только два верных союзника – наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности — ополчатся против нас». Требовал улучшить патриотическое и нравственное воспитание морских офицеров, и их профессиональную подготовку. Во время его правления, армия 13 лет не воевала им внедрялся в жизнь принцип: «…отныне Россия для русских, и к ее голосу должны внимательно прислушиваться иноземцы, что наступил давно желанный конец слепого поклонения Западу».
В 1883 году, кадровики Инспекторского департамента, под руководством директора адмирала П.А. Перелешина, участвовали в работе комиссии, и подготовке предложений в проект, по повышению престижа корабельной службы. Результатом двух лет работы стало «Положение о морском цензе», утвержденное Императором в 1885 году. Положение… вышло, не совсем доработанным и по оценке современников, принесло не пользу, а вред боеготовности флота. Кадровые органы, пунктуально выполнившие требования Положения, оказывались часто, виновными в понижении боевой готовности флота.
Указом от 20 февраля 1884 года, объявленным по флоту и морскому ведомству 25 февраля за №30, Инспекторский отдел был упразднен, вместо него создан Главный Морской штаб (ГМШ), состоящий из 2-х отделов, всеми кадровыми вопросами на флоте занимался 2-ой отдел.
Второй отдел ГМШ, возглавляемый помощником Начальника штаба, состоял из четырех отделений: офицерского, матросского, наградного и судного, в которые входили столы. Отдел ведал комплектованием флота личным составом, назначением, перемещением и увольнением офицерского, рядового состава и гражданских чинов, награждением и чинопроизводством, обеспечением денежным довольствием, назначением пенсий и пособий, ведением послужных списков, составлением отчетов, приказов, нормативных документов о призыве на военно-морскую службу, ее прохождение и увольнение в запас и отставку, с 1893 года отдел занимался и мобилизационными вопросами.
В этот период кадровые органы, кроме основной деятельности, принимали участие в подготовке документов по прапорщикам запаса для флота, а с принятием «Положения о прапорщиках запаса для флота», исполняли его требования, изыскивали всякие возможности укомплектования должностей офицеров на кораблях.
В 1894 году Императором России стал Николай II, оценивая военно-политическую обстановку, понимал, нависшую военную угрозу, исходящую от Японии. Но, принятая на Особом совещании программа кораблестроения военного парового флота в России начала выполняться с опозданьем, не хватало финансов. По высказыванию современников: «…наш флот и, в частности Тихоокеанская эскадра, можно сказать почти не плавала, почти не стреляла и почти не производила маневров».
Это подтвердила русско-японская война и особенно Цусимское морское сражение, произошедшее 27-27 мая 1905 года. Русско-японская война, которую Россия проиграла, вскрыла, накопившейся недостатки в подготовке офицеров флота. Высокие нравственные и профессиональные качества показали офицеры первичных корабельных должностей, чего нельзя было сказать о руководящем составе. Это в очередной раз потребовало пересмотра системы подготовки, отбор и назначение офицеров флота.
С созданием в 1906 году Морского Генерального штаба, Главный Морской штаб стал больше заниматься кадровым вопросами, руководствуясь девизом С. Макарова: «Помни войну». По штату 1911 года в него входило десять отделений, в том числе офицерское, рядового состава, наградное, мобилизационное, статистики, пенсионное, общих дел.
В 1906 году 19 марта, Указом Императора в составе русского флота был создан новый род сил — подводный.
Морской генеральный штаб, взял на себя функции оперативного органа. Им начала разрабатываться и велось активное обсуждение новой программы военного кораблестроения: «Малая судостроительная программа». Началось возрождение и надводного флота, происходило оно со строительства броненосных крейсеров. В 1907 году вошел в строй «Рюрик», водоизмещением 17 тыс. тонн, «Адмирал Макаров», и однотипные с ним «Баян» и «Паллада».
В 1909году, на Балтийском и Адмиралтейском заводах были заложены линкоров типа «Севастополь» (Севастополь, Гангут, Петропавловск, Полтава) водоизмещением более 26 тыс. тонн, экипаж около 1000 человек. Главный конструктор проекта профессор Морской академии И.Г. Бубнов, проектировался корабли с учетом опыта ведения боевых действий в русско-японской войне. Линкоры были построены к 1914 году и принимали участие в Первой и Второй Мировых войнах.
В 1910 году 1 августа на Путиловской верфи в Санкт — Петербурге заложен эскадренный миноносец «Новик», он надолго стал лучшим кораблем своего класса. На государственных испытаниях установил мировой рекорд скорости — 37,3 узла.
В 1913 году одновременно были заложены в Ревеле, Санкт-Петербурге и Николаеве легкие артиллерийские крейсера типа «Светлана», водоизмещением около 7000 тонн, было заложено шесть кораблей, но полную серию достроить не удалось.
С началом нового XX столетия, кадровые органы принимают непосредственное участие в мероприятиях, направленных на повышение качества подготовки офицеров, изыскиваются пути повышения укомплектованности кораблей. Спешно подбирались кадры для, формирующейся эскадры адмирала З.П. Рождественского, готовящейся для перехода и оказания помощи, осажденному японцами Порт-Артуру. Занимаются комплектованием морских сил Северного Ледовитого океана, речных флотилий, Отакунской, Чудской, Урийско-Ванской. Комплектуют, строящиеся корабли, принятой «Малой судостроительной программы». Формируют, вновь создаваемые части морской пехоты и морской авиации на Балтийском и Черноморском флотах, ведут подготовку сил флота к Первой Мировой войне.
Начавшаяся Первая Мировая война охватила весь мир. Действия морских сил охватывали не только Европу, но и Атлантику, Тихий и Индийский океаны. Основными морскими театрами боевых действий являлись Балтийское и Черное моря. К моменту объявления войны Балтийский флот был оперативно отмобилизован и развернут. Это было, осуществлено благодаря, своевременно принятым мерам и высокой готовности органов управления Балтийского флота. Действуя на приморских флангах армии флот оказывал существенную помощь артиллерийским огнем кораблей, высадкой десантов, обеспечивал перевозки войск и техники.
С началом 1914 года кадровые органы флота занимались изысканием резервов для пополнения некомплекта на кораблях, для этого использовались три основных источника: призыв из запаса, учебных заведений и путем ускоренного (военного) обучения командных кадров. Это позволило на время стабилизировать кадровую обстановку на флоте.
По состоянию на 1 января 1917 года на военном флоте России находилось: командного состава — 6095 человек, из которых 179 — адмиралов и генералов и 5916 – офицеров. Общее количество личного состава насчитывало около 162 310 человек, а с учетом находящихся на сухопутном фронте, морскую авиацию, врачей, младшего медицинского персонала флота, количество личного состава составляло около 180 тысяч человек.
В результате произошедших изменений в органах управления военного флота, Главный морской штаб был переименован и стал называться Главным управлением по делам личного состава флота (ГУЛИСО).
Главное управление состояло из трех отделов: офицерского, матросского и распорядительного. В обязанности входило: составление проектов штатов и положений по личному составу строевых и нестроевых команд, береговых учреждений флота; ведение перемещением, увольнением и назначением личного состава флота в заграничные плавания; издания распоряжений по призыву во флот, прием добровольцев и увольнение в бессрочный отпуск; составление планов по мобилизации в военный флот из торговых судов.
Начальником Главного управления назначен капитан 1 ранга Всеволод Евгеньевич Егорьев.
Революция и Гражданская война в России стали тяжелейшими для страны и катастрофой для флота. Обстановка в молодой республике складывалась не благоприятной и тяжелой, в 1918 году началась иностранная интервенция, 6 марта в Мурманске — высаживается десант морской пехоты США, в Архангельске — 18 марта высадились французские войска, 5 апреля — во Владивостоке высадились японцы, 6 апреля англичане.
В начале 1918 года боевые возможности военного флота были ограничены, из-за некомплекта команд на кораблях и в береговых соединениях. С принятием Директивы от 14 февраля 1918 года СНК РСФСР о демобилизации царского военного флота и об организации Рабоче — Крестьянского Красного флота, шло формирование РККФ проводилась частичная мобилизация. На день издания Директивы в составе военного флота находилось около тысячи военных кораблей и судов, 180 тыс. личного состава.
В 1918 году, 17 февраля в связи с возникшей угрозой захвата кораблей Балтийского флота, началась операция по перебазированию кораблей из Ревеля (Таллинн) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Ко 2 мая операция была завершена, к новому месту базирования прибыло 236 — кораблей и судов, они стали основой Балтийского РККФ.
В 1918 году вышло Постановлением СНК «О наборе в Рабоче — Крестьянскую Красную Армию», введена обязательная военная служб для в трудящихся страны, достигших 18‑летнего возраста.22 февраля, Постановлением СНК учрежден Наркомат по Морским делам, первым Нарком стал Павел Ефимович Дыбенко.
Приказом Наркома П.Е. Дыбенко по флоту и Морведу №394 от 1918 года был образован Отдел личного состава и учета (ОЛИСО) в составе Морского генерального штаба. Отдел был переведен в Москву и размещен в Знаменском переулке доме № 5.
Обстановка на фронтах оставалась сложной, высадившиеся войска интервентов оккупировали и удерживали побережья Тихого океана, Чёрного моря, и Арктику, флот воевал на трёх театрах.
В 1919 году на флоте был создан кадровый орган, который занимался формированием морских подразделений, отбором специалистов для кораблей и авиации, речных и озерных флотилий. В 1920 году приказом № 190 было создано Управление по делам личного состава флота (УЛИСО) с прямым подчинением его начальнику Генмора.
В ведущихся после революции, в стране спорах между противниками и сторонниками военного флота победили первые. По рассуждениям противников флота, России как сухопутной державе он (флот) не нужен, а нужны только силы береговой охраны для поддержки сухопутных группировок. Они совершенно забыли о нашей территории, океанах и морях, где нужен флот. Ускорил решение вопроса, по ликвидации флота и всех его структур, Кронштадтский мятеж.
О возрождении военного флота, в создаваемой стране, начали вскоре думать. В 1922 году, на V съезде Российского комсомола 16 октября было принято решение о шефстве комсомола над Рабоче-крестьянским Красным флотом (РККФ). На военные корабли было направлено более 8 тыс. комсомольцев, на учебу около тысячи.
Приказом № 1979 1923 года, Управление по делам личного состава флота было преобразовано в строевой отдел, в декабре, строевой отдел, имеющий строевую часть по учету командного состава, вошел в состав штаба (РККФ). В январе 1924 года руководителем страны стал военный и партийный деятель И.В. Сталин, у которого было выражение: «Кадры решают все»! Выступая на совещаниях И.В. Сталин, часто повторял: «Надо наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры». А в выступлении перед офицерами на выпуске академии он подчеркнул: «Техника без людей, не овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми, овладевшими ей, может и должна творить чудеса».
В сентябре 1925 года ЦИК СССР принял Закон об обязательной военной службе граждан, в нем впервые была определена структура Вооруженных сил. В РККА входили: Сухопутные войска, Воздушные силы, Морские силы, войска ОГПУ и конвойная стража. Установлена продолжительность военной службы, 2 года для красноармейцев и младшего комсостава, перед призывом 2 года подготовки, 5 лет действительной военной службы, 14 лет прибывания в запасе.
В 1926 году в связи с принятием нового Закона о службе, произошла реорганизация органов управления, в Военно-морском флоте было создано Управление Военно-морских сил (УВМС) при Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
Непосредственно кадровыми вопросами стали заниматься отделы командный, строевой и мобилизационный, созданного Управления Военно-морских сил.
В конце 1926 года, Советом Труда и Обороны СССР, принимается «Шестилетняя программа строительства Морских Сил РККА на 1926-1932 годы». Для флота планируется построить: 12 — подводных лодок; 18 — сторожевых кораблей; 36 — торпедных катеров. Надлежало достроить: 2 — крейсера и 4 — эсминца.
В 1930 году, принят новый Закон «Об обязательной военной службе», согласно его требованиям в стране сохранялся классовый подход к службе, оборону страны с оружием в руках должны были осуществлять только трудящиеся.
В апреле 1932 года, на основании циркуляра Начальника штаба Рабоче — Крестьянской Красной Армии, формируются Морские Силы Дальнего Востока (МСДВ).
В августе 1932 года, с введением новой организации Управления Военно-Морских сил (УВМС), создается Управление кадров Военно-Морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, его функции остаются прежними.
В июне 1933 году, на основании циркуляра Начальника штаба Рабоче — Крестьянской Красной Армии формируется Северная военная флотилия. В 1933 году, в октябре принимается Постановление Совета Труда и Обороны СССР: «О программе военного строительства на 1933-1936 годы». Предпринимается попытка создания кораблей с авиацией на борту, в 1934 году создается ЦКБ, под руководством Г.М. Бериева, поручается разработка проекта отечественного корабельного гидросамолета.
Гидросамолет «Бе-2», принят на вооружение ВМФ в 1939 году, двигатель мощностью-715 лошадиных сил, вошел в боевой состав разведывательного полка Балтийского флота.
В1935 году — 31 июля – с образованием Наркомата обороны СССР, Управление кадров ВМС было упразднено, создан Отдел кадров.
Подводными силами военного флота ведется боевая учеба, освоение театров и отработка учебных задач, во время морских походов. В июле 1935 года, две подводные лодки типа «Декабрист», построенные на Балтийском заводе в 1930 году, Северного флота подошли к Новой Земле, вошли в пролив Маточкин шар, прошли его и вышли в Баренцево море.
В 1936 году 20 февраля, завершился 40-суточный поход дизельной подводной лодки «Щ-117» командир Н.П. Египко. За период похода, экипажем пройдено — 3022 мили из них под водой- 315 миль. В 1935 году,
22 октября на Балтийском заводе состоялась закладка головного легкого артиллерийского крейсера проекта 26 «Киров, водоизмещением -10 тыс. тонн, экипаж около 700 человек, в 1938 году корабль вошел в боевой состав флота.
В 1936 году Советом Народных Комиссаров утверждена третья «Программа военного судостроения до 1947 года», планируется построить: 24 — линкора, 20 — легких крейсеров, 17 — лидеров эсминцев, 128 — эскадренных миноносцев, 344 — подводные лодки. Предусматривается приступить к разработке проекта авианосца на 40-50 летательных аппаратов для открытых морских театров.
В 1936 году, 23 июля заложен, а 28 августа 1939 года вошел в боевой состав ВМФ эсминец проекта 7, «Гремящий», водоизмещением более 2300 тон, экипаж 246 человек, первый корабль Северного флота ставший гвардейским.
В 1936 году в СССР принята новая Конституция она сняла социально — классовые ограничения, по выполнению обязанностей воинской службы, определила призывной возраст для рядового и младшего начсостава с 18 до 50 лет.
С созданием 11 мая 1937 года Северного флота, с базированием в Мурманске, приказом командующего СФ №050 от 22 мая 1937 года, был сформирован отдел по командному и начальствующему составу.
В 1938 году, начальником управления кадров Военно-морского флота, назначен, корпусной комиссар Сергей Парфенович Игнатьев.
В 1938 году 15 января, с образованием Народного комиссариата Военно-морского флота СССР (НК ВМФ), создано Командное управление Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ), которое занималось подбором, обучением и назначением специалистов.
28 апреля 1939 года, после прошедшего XVIII съезде ВКП (б), флагман флота 2 ранга Н.Г. Кузнецов, был назначен Наркомом Военно-морского флота СССР. Под его руководством, начаты: создания первой советской атомной подводной лодки и ядерного Морского полигона на Новой Земле, внедрение в ВМФ ракетного оружия, чем были заложены основы создания Океанского ракетно-ядерного флота.
В конце 1939 года на заседании Главного совета ВМФ, назначенный Нарком Н.Г. Кузнецов потребовал пересмотреть вопрос подготовки кадров, повысить его качество, поднять престиж службы на кораблях, установить систему обучения рядового и младшего начальствующего состава кораблей.
В этот период кадровые органы выполняя указания, Наркома, принимали срочные меры по повышению боевой готовности и укомплектованности кораблей, подбору и назначению кадров, контролировали их профессиональную подготовку. Занимались созданием Северного и Тихоокеанского флотов, подбирали кадры для открывшихся в стране специальных школ по подготовке юношей к поступлению в Военно-морские училища.
Перед Великой Отечественной войной в составе Военно-морского флота СССР находилось: 3-линейных корабля; 7-крейсеров; 59 — лидеров и эскадренных миноносцев; 218 — подводных лодок; 269 — торпедных катеров; 22 -сторожевых корабля; 88 -тральщиков; 77 — охотников за подводными лодками. На стапелях заводов строились: 5 — линейных кораблей; 10 — крейсеров; 91- подводная лодка; 46 — эскадренных миноносцев; 15 -сторожевых кораблей; 10 — охотников за подводными лодками и 25 — тральщиков.
Перед вероломным нападением Германии, силы Военно-морского флота были переведены в «Боевую готовность №1». В сражениях за Москву, в составе сухопутных армий, воевали 8 морских стрелковых бригад ВМФ.
В 1941 году с 8 августа по 5 сентября, по заданию ставки Верховного Главнокомандования, с аэродромов острова Эзель самолетами морской авиации Балтийского флота были нанесены первые бомбовые удары по Берлину.
В 1941 году в конце август была проведена операция по прорыву сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. К месту базирования прибыло 112 — боевых кораблей, 23 — транспортных и вспомогательных судна.
В 1941 году, с изменением структуры органов управления, приказом НК ВМФ №0441 Управление по начальствующему составу ВМФ стало самостоятельным Командным управлением Военно-морского флота, с сохранением его обязанностей.
В годы войны–кадровые органы формировали флотские соединения, части морской пехоты, для защиты подступов к Москве, обороны морских баз и объектов, восполнения потерь сухопутных частей. Было отобрано и передано в армии РККА около 390 тыс. человек, для поддержки фронта, для этого формировались и речные флотилии.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, изменился порядок, выполнения обязанностей по военной службе граждан, и возрастные сроки, они были расширены от 16 до 55 лет, введено обязательное военное обучение граждан.
Усилия ВМФ, во время Великой Отечественной войны, были направлены на содействие сухопутным войскам при обороне Москвы Одессы, Севастополя, Ленинграда, Сталинграда, при проведении десантных операций. Устойчивость обороны Ленинграда, особенно на начальном этапе, обеспечивалась моряками, удерживающими ораниенбаумский плацдарм, а корабельная артиллерия служила огневым щитом и основой огневой обороны города на Неве. В течение всех 1418 дней и ночей войны, корабли нарушали морские перевозки противника и обеспечивали безопасность своих, только в северные порты была осуществлена проводка 41 конвоя судов из 738 транспортов, а убыло из портов под охраной кораблей 36 союзных конвоев.
Все дни войны кадровые органы занимались восполнением боевых потерь, отбором, обучением и комплектованием сил флота, формированием вновь создаваемых подразделений и частей, прибывая вместе с Наркомом на фронт, старались оказать помощь и поддержку людям.
Весной 1945 года главным штабом ВМФ, с участием офицеров кадровых органов, закончена разработка проекта первой послевоенной программы развития и строительства Военно-морского флота на 1946-1955 годы. Судостроительной программой, планировалось построить: 4 – тяжелых крейсера; 4 — больших авианосца; 4 — малых авианосца; 94 – легких крейсера; 358 – эсминцев и 495- подводных лодок.
В 1946 году, приказом ГК ВМС №0100 Управление кадров офицерского состава переименовано в Управление кадров Военно-Морских Сил, подчинено заместителю министра ВМС по кадрам. По штату числилось: 3 — человека-командование, 68-военнослужащих и 44-вольнонаемных специалиста.
С принятием новой программы военного судостроения, которая предусматривала, на новой научно-технической основе, создание Океанского ракетно-ядерного флота.
Кадровые органы, включились в комплектование, планируемых к созданию высших и средних военных учебных заведений, подбор и контроль обучения, специалистов на запланированные к созданию подразделения, и строящиеся новые корабли. Занялись, подбором и контролем, организации подготовки специалистов, учебных центров по подготовке подводников, 6-го отдела ВМФ и проектируемой атомной подводной лодки. Это было начало большой работы и вклад Кадровых органов в создание страной Океанского ракетно-ядерного флота.
Очень полная, развёрнута статья! И много полезной информации. Благодарю!
Очень выдержанная статья с обозначенными последовательными вехами в строительстве и развитии … Не все профессиональные моряки смогут назвать первые корабли и этапные шаги в развитии тех или иных областей современного флота … Спасибо!