Матренин Ю. Варшавское шоссе

Уже много лет я езжу из Москвы на Смоленщину, в г. Рославль, по Варшавскому шоссе.

Варшавсое шоссе. Москва photosight.ru

       В далеком 1955г. моя семья переехала сюда из Крыма, после демобилизации из Вооруженных Сил моего отца. Это родина моих родителей, здесь же они и похоронены.

       В 1960 г. я окончил здесь среднюю школу и, вскоре уехал в Ленинград, начав свой самостоятельный жизненный путь!

» Красивые смоленские леса,

  Река Остёр, за нею Рославль!

  Сюда приезжаю я всегда,

  Когда душа моя об этом просит!

  В город нежной юности моей

  Вновь устремляюсь я с любовью!

  Хочу увидеть ветви тополей,

  Посаженных когда-то мною.

  Увидеть отчий дом, родимые    

                                    могилы…

  И в памяти моей возникнет

  Снова образ милый!»

    Дорога красивая, лесная, с разнообразным нескучным рельефом!     Ещё в 19-м веке она соединила Москву и Варшаву. Но сейчас в Европу предпочитают ездить по Минскому шоссе, поэтому дорога, в основном, не загружена. Эта одна из старейших дорог России стала своеобразной летописью Великой Отечественной войны. Нельзя не обратить внимание на большое количество памятников, обелисков, мемориальных комплексов, установленных почти в каждом населенном пункте и в местах наиболее ожесточенных боев.

   За Малоярославцем дорога проходит через село Ильинское.

Именно здесь проходил знаменитый Ильинский рубеж, где в октябре 1941г. оказали героическое сопротивление, стремительно наступающим на Москву немецким войскам, подольские курсанты.

   О боях на Ильинском рубеже много написано, созданы документальные фильмы, а в ноябре этого года на экраны вышел художественный фильм о подвиге подольских курсантов!

Мост через реку Угра в районе Юхнова

   Мне же хочется обратить Ваше внимание на два малоизвестных сражения на Варшавском шоссе, произошедших в1941 и 1942гг.    

В середине пути   между Москвой и Рославлем, недалеко от Юхнова, дорогу пересекает река Угра.

   Красивая местность, чистая красивая река! Сама природа приглашает сделать здесь остановку для отдыха.

   Тихо, спокойно. Хорошо отдыхается!  Если погода позволяет, трудно не соблазниться, чтобы не искупаться в Угре!

Отдыхая здесь, я почему-то часто вспоминал об известном в истории Руси событии, о битве русских войск с войсками Большой орды хана Ахмата на реке Угре в 15 веке. Вероятно, потому, что именно недалеко от этих мест великий князь Иван lll навсегда покончил с ордынским игом!

Мост через реку Угра в Калужской области

  А вот то, что на этом месте в 1941 году произошли события, во многом повлиявшие на разгром немцев под Москвой, я узнал только недавно!

   В начале октября 1941г. немецкие войска, наступая на Москву, сумели окружить большую группировку наших войск под Вязьмой и Брянском (численностью более 800 тысяч человек). Фронт был разорван в нескольких направлениях. Путь на Москву по Варшавскому шоссе для немцев оказался практически открыт. И когда 4 октября наши летчики доложили командованию о приближении к Юхнову огромной моторизованной колонны немцев длинною 20 – 25 километров, это было для них большой неожиданностью. Возникла обстановка близкая к критической, так как в этом районе не было наших войск, способных остановить столь стремительное наступление немецких войск. Немцы уже несколько дней продвигались беспрепятственно в сторону Москвы. Это был 57-й армейский корпус, состоящий из 2-х танковых и 1-й моторизированной дивизии численностью 12 тысяч (по некоторым данным 20 тысяч) человек.

Река Угра

   До Москвы им оставалось пройти немногим более 200 километров, всего несколько часов пути!

    Проанализировав полученную от летчиков информацию, Верховное командование приняло решение направить подольских курсантов на Ильинский рубеж, чтобы прервать беспрепятственное продвижение немцев.

   Для организации обороны на Ильинском рубеже, оставалось очень мало времени.  Но неожиданно на пути продвижения немцев, на реке Угре, встал отряд капитана Старчака Ивана Георгиевича!

   В то время под Юхновым на военном аэродроме готовил группу воздушных диверсантов капитан Старчак, начальник воздушно – десантной службы Западного фронта.

   4 октября, в связи с приближением немцев, авиационная часть срочно покинула аэродром. Капитан Старчак тоже мог эвакуироваться в тыл со своим отрядом. Но прежде он хотел связаться с командованием. Однако связи не было, и тогда капитан Старчак принял решение — помешать продвижению немцев!

   Старчаку удалось собрать отряд в количестве 430 человек, в который вошел и его диверсионный отряд. Старчак, конечно, понимал, что у него слишком мало сил, чтобы дать должный отпор врагу и, что это может быть первый и последний бой для его отряда.

   На подготовку обороны у Старчака оставалось менее суток! Он принял решение строить свою оборону на берегу Угры, у единственного в том районе моста через реку. Это было довольно удачное место для обороны. Десантники отряда успели  заминировать места, по которым могли пройти танки противника. Был заминирован и мост через Угру.

   Старчак сумел так организовать оборону, что противник долго не мог понять, какие силы сосредоточены на противоположном берегу реки и противостоят им. А противостоял им небольшой отряд красноармейцев, у которых не было ни танков, ни артиллерии!

   6 октября отряду удалось выдержать 4 огневых налета и столько же атак пехоты. Но отряд нес большие потери в живой силе. И очень вовремя подошел на помощь сводный отряд Подольских училищ, всего 250 курсантов с единственной пушкой, которая очень быстро потеряла свою боеспособность. Надо отметить, что и наша авиация, как могла, поддерживала наших красноармейцев, нанося бомбовые удары по противнику! Двое суток наши бойцы держали оборону на Угре!

   Но вскоре разведка доложила Старчаку, что немцы форсировали Угру в 10 километрах по обе стороны от линии обороны и начали обходить их с тыла.

   Оставаться на Угре уже не было смысла. И Старчак, взорвав мост, отвел свой отряд к берегу реки Изверь, оставив на некоторое время на Угре отряд из 30 человек.

   Немцы, не имея точных сведений о численности и средствах своего противника, некоторое время не решались начать наступление, и в итоге подошли к реке Изверь только к ночи 9 октября.

   Утром 10 октября немцы начали форсировать Изверь сразу в нескольких местах. Бойцы Старчака подпустили немцев поближе и расстреляли их из пулеметов.

   Но в отряде осталось всего 29 бойцов. Было ясно, что долго сдерживать врага они не смогут…

Но так вовремя, вечером 10 октября сменить отряд Старчака прибыла 17-я танковая бригада!

Капитан Старчак сдал свой пост на 180-м километре от Москвы. Он задержал продвижение врага на 5 суток. Но этим суткам не было цены! Ставка смогла за это время провести мобилизацию и создать новый оборонительный рубеж!

   Отряд Ивана Георгиевича Старчака и подольские курсанты ценою собственной жизни предотвратили молниеносный прорыв немецких войск к нашей столице со стороны Варшавского шоссе!

   Через 4 месяца после этих событий И.Г. Старчак был награждён орденом Ленина, хотя был представлен к званию Героя Советского Союза!

Мемориал на Ильинском рубеже погибшим красноармейцам и курсантам belinkaluga.ru

   Очень долгое время материалы об отряде Старчака были засекречены, и только после того, как прошло 75 лет со дня начала Великой Отечественной Войны появились материалы об их подвиге.

Полковник в отставке   И.Г. Старчак умер в 1981 году и похоронен на одном из подмосковных сельских кладбищ. И на его могиле ничто не указывает на то, что здесь лежит настоящий ГЕРОЙ!

Герой, нарушивший планы немцев по осуществлению операции »Тайфун», целью которой был молниеносный захват Москвы.

   Чем дальше от Москвы, тем все меньше встречаются населённые пункты.

Мемориальный комплекс на Зайцевой горе

И вот в одном из таких малонаселенных районов Калужской области, дорога проходит через Зайцеву гору, довольно живописную возвышенность. Здесь, еще в советское время, был создан мемориальный комплекс в память о погибших бойцах в годы Великой Отечественной Войны.

   Обычно я проезжал Зайцеву гору без остановки, до Рославля остается проехать всего немногим более 100 км.

    Но недавно у дороги появился щит, на котором написано: »Здесь у Зайцевой горы полегли 70000 бойцов, чтобы ты мог дышать.

1942 – 1943гг.»

   Увидев этот щит первый раз, я испытал легкий шок!

70000 бойцов погибли здесь! Почему здесь, что за необходимость была идти на такие жертвы??? Да не может этого быть! Такие мысли и вопросы сразу же возникли у меня.

   Второй шок я испытал, когда стал знакомиться с событиями, произошедшими в этом районе во время войны!

Одни названия сайтов, статей, видеороликов чего стоят!

Вот некоторые из этих названий:

»Зайцева гора – самая кровавая высота Великой Отечественной Войны».

»Зайцева гора: что известно о самой страшной битве Великой Отечественной Войны».

»Гора смерти Зайцева гора. Февраль – апрель 1942г.»

И так далее…

Честное слово! Много раз проезжал я через Зайцеву гору, и думать не думал, какое это страшное место, где каждая пядь земли пропитана солдатской кровью.

Да и немудрено! Зайцева гора до сих пор — малоизвестная страница истории Отечественной войны.

   В конце 1941г. 50-я армия генерала Болдина И.В., которая героически отстояла Тверь, а потом смогла освободить Калугу, вышла к Варшавскому шоссе. В то время шоссе активно использовали немецкие войска для обеспечения своей юхновской группировки.

Чтобы Красная Армия не нарушила этот канал снабжения, немцами была создана система обороны, в том числе и на двух высотах: 269,8м (Фомино-1) и 275,6м (Фомино-2). Эти две высоты находятся в нескольких километрах друг от друга. Зайцевой горой называется высота 275,6м. Однако наши военные стали называть Зайцевой горой весь этот узел немецкой обороны.

   Подойдя к этому району, генерал Болдин провел изучение будущего места наступления и доложил командующему фронтом Жукову Г.К., что наступать с юга и востока в направлении Зайцевой горы опасно, »можно попасть в мышеловку». Однако командование не приняло во внимание доводы Болдина и отдает приказ – взять Зайцеву гору!

   12 апреля 1942г. началась первая попытка захватить этот укрепленный район. На штурм горы пошла 146-я стрелковая дивизия под командованием генерал-лейтенанта Новосельского.

Для того, чтобы подойти к укрепленным высотам немцев бойцам пришлось пройти под непрерывным обстрелом противника через Шанино болото. При этом бойцы постоянно проваливались в ледяную жижу, практически все время находились в холодной воде. После преодоления болота, бойцы вышли на открытое поле шириной 1,5 км., за которым и находилась Зайцева гора. Стоит сказать, что красноармейцы в боях не использовать танки, так как они не смогли пройти через болото. Не использовалась и авиация, в то время немецкие самолеты господствовали в воздухе. При этом, немцы активно использовали свою штурмовую авиацию, для поддержки обороняющихся на высотах войск. Кроме того, были созданы многочисленные минные поля, а в критические моменты выдвигалась немецкая бронетехника.

Перед первым штурмом численность 146-й дивизии  составляла 11284 бойцов. Через несколько дней боев в ее составе осталось 3976 бойцов.

   Командование понимало, что высоты необходимо взять до наступления весенней распутицы, так как она может превратить эту местность в непроходимую преграду.

   Поэтому, после вывода в тыл 146 стрелковой дивизии, ее место заняла 58-я Одесская дивизия полковника Шкодуновича, который дольше других пытался взять злополучные высоты. Дивизия практически вся погибла в заснеженном поле.

   На ее смену пришла 173-я стрелковая дивизия полковника Гиханова. Практически весь апрель 1942 года 50-я армия ежедневно проводила атаки Зайцевой горы, неся огромные потери.

На наши обстрелы противника немногочисленными легкими пушками и минометами, которые бойцам удалось на руках перетащить через болото, немцы отвечали шквалами артиллерийского огня. Наши атакующие силы были видны им, как на ладони.

С большим трудом удавалось перетаскивать из поля битвы раненных, вывозить убитых никто даже не пытался. Солдаты шли в атаку буквально по телам своих товарищей.

Дивизии 50-й армии сгорали одна за другой, и все-таки нашим силам удалось взять высоту 269,8м. и сконцентрировать на ней силы для атаки второй высоты. Однако немцы продолжали ожесточенное сопротивление, и когда на вторую высоту с нескольких сторон двинулись наши силы, немцы взорвали плотину Милятинского водохранилища.

Южная часть района Варшавского шоссе, по которому наступала 50-я армия, расположена в низине. И освободившиеся потоки воды ринулись туда, унося с собой большое количество красноармейцев. Долина, где расположено Шанино болото, наполнилось водой, что сделало местность практически непроходимой. 50-я армия, в результате уничтожения плотины, понесла огромные потери.

Остатки армии, закрепившиеся на высоте Фомино-1, еще некоторое время удерживали высоту. Однако, лишившись подвоза боеприпасов и пополнения, были уничтожены после многочисленных атак немцев.

   Практически полностью уничтоженная 50-я армия, была переформирована и вскоре снова начала выполнять задачу по захвату Зайцевой горы.

Вечный огонь на братской могиле на Зайцевой горе.

   На этот раз Болдин решил не атаковывать в лоб практически неприступный район противника, а пойти на военную хитрость.

В конце лета, когда почва подсохла, он приказал осуществить подкоп под вражеские укрепления.

Как описывает Болдин в своих мемуарах, на такую идею его натолкнул русский царь Иван Грозный, который при осаде Казани выполнил подкоп под стены Казанского Кремля, создав там минную галерею, и взорвал часть стены. И вот, спустя 400 лет, опыт Ивана Грозного был использован для взятия высоты Фомино-1.

   Было отобрано 43 бойца, которые в мирное время работали в горнодобывающей промышленности. Командовать этим подразделением был назначен лейтенант инженерных войск Новиков, уроженец здешних мест. Ночью 26 августа начали делать подкоп с передовых позиций, которые располагались в 80 метрах от переднего края обороны немцев. В конце сентября Новиков доложил в штаб армии, что слышит над прорытом туннелем немецкие голоса. После этого были еще прорыты рукава для закладки зарядов, направленные к блиндажам и батарее противника. Всего было заложено зарядов, эквивалентных 25 тоннам тротила. 4 октября был произведен подрыв высоты Фомино-1. Во время взрыва сдетонировали окружающие высоту минные поля. Сила взрыва была огромна, достаточно сказать, что командование 4-й армии вермахта, оборонявшей Зайцеву гору, после взрыва доложило в Берлин, что русские использовали против них неизвестное и очень мощное оружие.

Сразу после взрыва на позиции противника начала наступать наша пехота, которая практически без сопротивления заняла высоту 269,8м (Фомино-1).

   По официальной информации командования 4-й немецкой армии, во время взрыва погибло 400 немецких солдат и офицеров.

   К большому сожалению, удержать занятые позиции бойцам 50-й армии не удалось, они были выбиты немецкими контратаками на прежние позиции.

   Весной 1943 года немцы сами покинули свои позиции.

     Если говорить о потерях Красной Армии во время боевых действий в районе Зайцевой горы, то следует отметить, что по одним данным здесь погибло 70000, по другим — около 100000 тысяч военнослужащих (о таком количестве погибших мне сказали и в музее на Зайцевой горе, который я посетил в августе этого года), а некоторые историки утверждают, что количество потерь составляет около 400000 человек.

   Про бои на Зайцевой горе мало сообщали в сводках Информбюро, мало пишут и говорят и сейчас. О чем говорить? Не победа и не поражение. Просто в течении года здесь шла ежедневная кровавая человеческая мясорубка…

   Изучая материалы о боях на Зайцевой горе, я не нашел убедительных для меня доводов, которые могли бы оправдать необходимость идти на такие громадные жертвы. Возможно это потому, что я не обладаю полной информацией по данному вопросу. Но меня не покидаем предположение, что Верховное командование просто приказало – ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ взять Зайцеву гору, что генерал Болдин и делал, выполняя приказ.

    Уверен, что наше поколение и наши потомки должны знать о таких событиях в нашей истории, о громадных человеческих жертвах, потерях в годы войны, о подвигах наших солдат и офицеров, которые шли в атаку по болоту, по открытому полю на огневые рубежи противника, презирая смерть, выполняя свой долг перед Родиной!

   В год 75 – летия окончания Великой Отечественной Войны, хочется поделиться с читателями нашего морского интернет-журнала информацией о малоизвестных событиях, боях, произошедших в годы войны на Варшавском шоссе, в местах, которые я часто проезжаю по дороге в Рославль.

   Хочется верить, что этой публикацией я смогу внести свой скромный вклад в увековечивание памяти о наших соотечественниках, погибших в боях за Родину!

Использованы материалы из интернета и информация, полученная в музее на Зайцевой горе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *