Шнейдер И.Г. «Дежнёвцы» (эссе)

Литературное наследие Шнейдера

Ледокольный пароход «Дежнёв» с началом Великой Отечественной войны стал сторожевым кораблём Северного флота СКР-19. На его долю в конце августа 1942г. выпала встреча и бой у Диксона с тяжёлым немецким крейсером «Адмирал Шеер», хозяйничавшим в Карском море. Во взаимодействии с береговой батареей, экипаж СКР-19 вынудил пирата покинуть наш стратегически важный для Севера район Диксона.

Много лет спустя участник того боя рулевой Иван Шнейдер написал об этом книгу – «Дежнёвцы». В своих воспоминаниях капитан УПС «Крузенштерн» Иван Григорьевич Шнейдер (тогда уже капитан 2 ранга запаса) рассказал о послевоенных судьбах своих однополчан – дежнёвцах, с особой симпатией – о командире «Дежнёва» Александре Семёновиче Гидулянове.

«…Однажды я попросил Гидулянова вспомнить что-нибудь интересное из его послевоенной арктической службы.

– Интересного много, – сказал он. – Вы же знаете, какова Арктика – шуток не любит. Но один случай мне особенно запомнился. А случай был такой.

Шёл в арктических водах пароход «Сан-Джордж», принадлежащий Коста-Рике. Большой современный океанский гигант. Имея прекрасное навигационное оборудование, штурман допустил какой-то просчёт. В результате – посадка на мель у острова Сибирякова, расположенного несколько южнее Диксона.

Гидулянов, перегоняя по морю группу озёрных судов, как раз оказался в том районе и принял участие в оказании помощи «Сан-Джорджу». Когда пароход был снят с мели, его капитан господин Гоуландрис спустился на палубу того судна, на котором находился Гидулянов, чтобы поблагодарить советского моряка. И только тут ему стало ясно, что океанскую махину выручал пароходик, не приспособленный к плаванию на морских просторах. Лицо у Гоуландиса стало очень серьёзным. Он снял берет, обнажив свою седую голову, и в глубоком поклоне склонился перед Гидуляновым. Так один моряк выразил свою признательность другому моряку…

Для меня самого встречи с Гидуляновым были во многом поучительными. Начиная с 1953 года, мне пришлось командовать на Балтике большим океанским парусником – барком «Крузенштерн». Пока этот барк входил в состав Военно-Морского флота, я носил форму флотского офицера, дослужился до капитана 2 ранга. Потом «Крузенштерн» стал гражданским судном, используемым для подготовки моряков рыболовного флота. Уйдя с военной службы в запас, я остался на барке капитаном, и по сей день «прописан» на капитанском мостике. Пройдены сотни тысяч морских и океанских миль, увидено много стран… И вот, встречаясь с Гидуляновым, я старался так повернуть беседу, чтобы послушать его рассуждения о командирском, капитанском становлении. Эта тема его обычно увлекала – было о чём поделиться ему, опытному моряку Арктики, с бывшим своим подчинённым.

В одной из таких бесед я рассказал о тяжёлом штормовом походе «Крузенштерна» в Атлантике. Не спал несколько суток. А потом, когда шторм стал утихать, присел на складной стульчик у обвеса мостика, закрыл глаза, и сразу вахтенные вокруг приглушили свои голоса. Какому-то матросу, ворвавшемуся на мостик с громким докладом, было выдано сквозь зубы энергичное: «Разорался тут!.. Командир отдыхает!» И хотя я не спал, а так, подрёмывал только, на сердце как-то сразу потеплело. Вместе с тем вспомнилось, что и мы, матросы «Дежнёва», когда-то вот таким же образом оберегали короткий отдых своего командира.

– Этого и мне не забыть, – сказал Александр Семёнович – Это одна из немногих, но и одна из больших командирских радостей…»

Об Александре Семёновиче Гидулянове

Биография командира «Дежнёва» составлена по письму из Москвы его жены, Гидуляновой Л.А. Она сообщила, что Александр Семёнович Гидулянов родился в 1910г. в Севастополе в семье моряка. Прибавил себе год (1909г.р.), чтобы приняли на работу во флот. Ходил на многих судах юнгой, матросом, после окончания Архангельской мореходки – штурманом на ледоколах. В 1939г. – дублёр капитана, а затем – капитан на знаменитом ледокольном пароходе «А. Сибиряков» (которому в 1936г. впервые удалось пройти Северный морской путь за одну навигацию), в том же году Гидулянов получил орден «Знак Почёта» (№12993). Участвовал в финской войне. В 1941г. назначен капитаном л/п «Дежнёв», с началом Великой Отечественной войны военизировал «Дежнёв», ставший теперь – СКР-19. Гидулянов А.С. получил звание старшего лейтенанта и стал командиром сторожевого корабля. В августе 1942г. бою СКР-19 у о. Диксон с «Адмиралом Шеером» предшествовало потопление немецким рейдером ледокольного парохода «А.Сибиряков», и для командира Гидулянова это был двойной удар.

К концу войны Александр Семёнович награждён: орденами Отечественной войны I и II степени и четырьмя медалями – «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией». После войны в мирное время работал в Экспедиции Спецморпроводок – капитаном по перегону парусных судов на Крайний Север. Как написала жена, Александр Семёнович был «по характеру добрым, ни перед кем не заискивающим. Товарищи уважали его». Письмо было написано в 1999 году по просьбе председателя Совета ветеранов-беломорцев – Авазбакиева М.А. (СПб) для «Морского биографического словаря», 2 т. сост. – кап.1 р. Доценко В.Д. (насколько мне известно – не изданного).

Как схожи между собой биографии настоящих капитанов! Труженики, волевые, смелые!

«Простое слово скажут – «НАДО!»

Оно – приказ, и мы идём.

Долг – гильотина, под которую

Мы добровольно голову кладём.»

(И.Шнейдер)

4 комментария

Оставить комментарий
  1. С неизменным интересом и уважением читаю воспоминания некогда знаменитого, а ныне — почти забытого Парусного Капитана, Ивана Григорьевича Шнейдера. В далёком 1995 году мне посчастливилось с ним познакомиться, побывать в его доме и даже получить в подарок последний из имевшихся у Мастера экземпляров его книги — о моделях парусных судов… «Если бы молодость — знала, если бы старость — могла… » Как часто я вспоминаю эту фразу!
    Сколько было бы можно записать рассказов и воспоминаний, сделать фотографий людей уходящей эпохи! К сожалению, и молодость, и старость живут каждая в своём мире, часто непонятном другим.
    Пусть же «гномики» Ивана Григорьевича и по-прежнему бороздящий морские просторы любимый барк Капитана -«Крузенштерн» — остаются лучшей памятью Парусному Капитану, «Русскому матросу» (как он себя называл) — Ивану Григорьевичу Шнейдеру! Виват Капитану!

  2. Полностью поддерживаю Андрея и согласен, что подобных Шнейдеру капитанов в России можно пересчитать по пальцам! Крузенштерн один из любимых кораблей. Когда первый раз проходил корабельную практику в Кронштадте, «Крузенштерн» стоял в заводе в ремонте. мы курсанты после 1 курса смотрели и спорили, а смогли бы вывести его в море и мечтали на нем побывать. Виват капитану Шнейдеру!

    1. Виктор Александрович, в судоремонтном заводе Кронштадта, кажется, в 1982-83 году, я был в командировке, видел барк «Крузенштерн». И через иллюминатор ремонтируемого корабля сделал пара снимков.

      1. Я видел его наверно раньше — это был 67 и потом 68 годы на практике на крейсерах в Усть Рогатке в 67 на Комсомольце, а в 68 на Кирове. ОН стоял напроив Усть-Рогатки и на шлюпочных трениоровках мы даже подходили к его борту. Хотелось разглядеть поближе. Не каждый день общаешься с такими кораблями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *