До сих пор ленд-лиз по многим аспектам остается в чем-то даже своеобразной тайной, и вокруг него идут большие дискуссии и в России, и в США, и в других странах. Для нас ленд-лиз представляет особый интерес еще и потому, что он во многом связан с деятельностью военно-морских флотов союзников в годы Второй мировой войны. Военно-морские флоты США, Советского Союза, Англии и Канады непрерывно и разнообразно обеспечивали решение задач ленд-лиза. Без этого об успешном ленд-лизе никакой речи нельзя было и вести. Военно-морские флоты, обеспечивая ленд-лиз, приобрели богатейший опыт совместной проводки и охраны океанских и морских конвоев. С другой стороны, с помощью ленд-лиза советский Военно-Морской Флот пополнялся новыми кораблями, оружием и техникой, что способствовало успешному решению задач, стоящих перед флотом в период войны. Но прежде, чем начать разговор по теме: «ленд-лиз для флота и военно-морской флот для ленд-лиза», посмотрим бегло в целом на историю этой важной формы международного сотрудничества.
Коротко об истории ленд-лиза
Что такое ленд-лиз и как он появился?
Говоря просто, ленд-лиз — это помощь, которую США и другие государства оказывали странам антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Но это не совсем обычная помощь. Да, и помощь ли это вообще? Это, скорее всего, особые взаимовыгодные деловые отношения. Дословно ленд-лиз с английского языка переводится так: lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаем. Как видим,бескорыстие в это понятие не очень вкладывается.Но пойдем дальше. Ленд-лиз действительно во время Второй мировой войны был очень важной и эффективной формой сотрудничества между странами, воевавшими против фашистов. Иногда показывают, что ленд-лиз – это помощь, которая оказывалась Советскому Союзу от союзников по антигитлеровской коалиции. Нет. Появление этой формы сотрудничества не связано с СССР. Она возникла гораздо раньше, чем началась Великая Отечественная война (1941-1945). Ее появление приписывают американскому президенту Франклину Рузвельту. И это не совсем так, хотя он активно приложил свою руку, чтобы ленд-лиз работал и жил. И еще: поставки шли не только в СССР. Обратный ленд-лиз, то есть поставки из СССР в США, составили более 2 млн. долларов. 15 мая 1940 г. британский премьер-министр Уинстон Черчилль впервые попросил президента США Франклина Рузвельтавременно передать Великобритании 40–50 старых эсминцев в обмен на британские военно-морские и воздушные базы в Атлантическом океане. Сделка состоялась в августе 1940 г., однако на ее основе возникла идея более широкой программы. Вот тогда-то и появился ленд-лиз. Идея ленд-лиза родилась в министерстве финансов США. По распоряжению Рузвельта, в этом министерстве осенью 1940 была образована рабочая группа по подготовке соответствующего законопроекта. К работе над проектом были подключены также сотрудники военного и военно-морского министерств. 11 марта 1941 г. Закон (акт) о Ленд-лизе был подписан, и 27 марта Конгресс США проголосовал за выделение первого ассигнования на военную помощь в размере 7 млрд. долл. Полное название Закона о ленд-лизе «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов». И Америка, пока еще не участвуя в войне, официально стала помогать военной техникой и оружием Англии в борьбе с Гитлером. В апреле 1941 г. закон о Ленд-лизе был распространен на Китай, сражавшийся с Японией. Срок поставок был установлен первоначально до 30 июня 1943 г., но затем ежегодно продлевался. Концепция этой программы давала президенту Соединённых Штатов власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны.
22 июня 1941 года Гитлер развязал войну и против Советского Союза. В первые месяцы войны, когда СССР находился в исключительно тяжелом положении,Англия и США ограничивались лишь его словесной поддержкой, хотя сами в то же время не вели масштабных боевых действий. Нона конференции министров иностранных дел: СССР (В. М. Молотов, при участии председателя СНК СССР И. В. Сталина), США (У. А. Гарриман) и Англии (У. Ливербрук), состоявшейся в Москве в период 30 сентября — 1 октября 1941 г., был подписан договор о военных поставках в СССР из США и Англии на период 1 октября 1941 г. — 30 июня 1942 г., а также было обещано открытие в 1942 г. второго фронта. СССР обязался расплачиваться за поставки сырьем. В первые два месяца после подписания Московского протокола из Соединенных Штатов (то есть в октябре-ноябре 1941 года) отплыли 28 кораблей с более чем 130000 тонн различных грузов для России через Тихий океан. А 11 июля 1942 г. в Вашингтоне было заключено соглашение между СССР и США о принципах взаимопомощи в ведении войны против агрессоров, по которому на Советский Союз официально распространялось действие американского Закона о Ленд-лизе, причем грузы, направленные США и Великобританией в СССР в период с августа 1941 г. до 11 июля 1942 г., тоже рассматривались как поставки по ленд-лизу. И весь оставшийся период войны поставки в Советский Союз по ленд-лизу осуществлялись в соответствии с этим соглашением.
Некоторые комментарии договору США с Советским Союзом о ленд-лизе.
- Очень важно, что президент Соединенных Штатов Америки провозгласил оборону Союза Советских Социалистических Республик от агрессии жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов Америки.
- В свою очередь Советский Союз обязывался продолжать вносить свой вклад в укрепление обороны Соединенных Штатов Америки, предоставляя для этого материалы, услуги и информацию в зависимости от своих возможностей.
- Советский Союз также взял обязательство возвратить США по окончании войны те оборонные материалы, полученные согласно договору о ленд-лизе, которые «не были разрушены, утрачены или полностью использованы и которые президент сочтет полезными для обороны Соединенных Штатов Америки или Западного полушария или могущими иным способом принести пользу Соединенным Штатам Америки».
- Договором о Ленд-лизе предусматривалось также, что, если, возникнет необходимость, произвести операции по оплате за некоторые переданные Советскому Союзу оборонные материалы или оборонную информацию, советское правительство «обязуется произвести такие операции, если это сочтет необходимым президент Соединенных Штатов Америки».
Осенью 1942-го США, Великобритания и СССР подписали в Вашингтоне новый протокол о продлении программы помощи Советскому Союзу до середины 1943 года. В ходе войны СССР было заключено три договора на поставку советской стороне военной продукции союзников, в третьем участвовала Канада. Помогая другим, американцы сберегали многие тысячи жизней своим соотечественникам и миллиарды долларов, а вместе с тем приближали общую победу над фашизмом. Закон по Ленд-лизу преследовал для США три цели: защиты себя чужими руками, сохранения своих сил для нанесения решающего удара и развития собственной экономической базы, что обеспечивало возможность дальнейшего обогащения и усиления военного потенциала.
Ленд-лиз работал и жил в Англии, в Египте, в Советском Союзе, в Китае. Он реализовывался по маршрутам:
* проложенным в Россию через Атлантический и Тихий океаны, * в Китай через Южную Атлантику, * в Африку через африканские пустыни; * в портах, построенных на Красном море; * на железнодорожных маршрутах в Иране; * на военных складах Египта; * через военно-морские базы Северной Ирландии; * по шоссейным и железным дорогам, проходящим через Бирму в Китай.
По всем этим маршрутам шла поставка пушек, танков, самолетов, кораблей, машин, стали, меди, продовольствия. Кроме того, осуществлялся ремонт кораблей, другой техники и обучение военных специалистов. Ленд-лиз превратился в важнейший механизм, давший США возможность сконцентрировать все людские и материальные ресурсы, необходимые для борьбы со странами-агрессорами. Программа ленд-лиза дала заметный толчок развитию производства в США. 900 млн. долларов было потрачено на строительство новых заводов, верфей и других объектов, что сыграло важную роль в подготовке и начале производства вооружений для армии США. Немалое значение имела программа ленд-лиза и для развития в США сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.
Общая характеристика поставок по ленд-лизу
Всего поставки по ленд-лизу составилиоколо $50.1 млрд. (эквивалентно примерно $610 млрд. в ценах 2008 года, что составляет 13% от их общих расходов на войну), из которых: $31.4 млрд. было поставлено в Великобританию (66%), $11.3 млрд.— в СССР (22%), $3.2 млрд. — во Францию (3%), $1.6 млрд. — в Китай (2%) и 7% на 38 других стран из числа 56, объявивших войну Германии. Обратный ленд-лиз (поставки союзников в США) составил $7.8 млрд., из которых $6.8 млрд. пришёлся на Великобританию и страны Содружества. Обратный ленд-лиз от СССР составил $2.2 млн. США получили из СССР 300 тыс. т. хромовой руды, 32 тыс. т. марганцевой руды, значительное количество платины, золота и т.д. Всего за время войны США оказали помощь по ленд-лизу правительствам 42 стран.
Союзные поставки очень неравномерно распределялись по годам войны. В 1941—1942 гг. обусловленные обязательства постоянно не выполнялись, положение нормализовалось, начиная лишь со второй половины 1943 года. При этом поставки носили нестабильный характер (в 1943 г. они были прерваны, например, на 8 месяцев) и не всегда в полной мере соответствовали заявке.
Формально ленд-лиз в СССР завершился 12 мая 1945 г., но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией. Япония капитулировала 2 сентября 1945 года, а 20 сентября 1945 г. все поставки по ленд-лизу в СССР были прекращены.
Морские маршруты ленд-лиза
В Канаде и на Британских островах были организованы огромные конвои из американских и английских кораблей. Так как американский Военно-Морской Флот активно участвовал в Тихоокеанской кампании, а у Восточного побережья США разразилась подводная война, основную работу по организации конвоев взяли на себя английский и канадский флоты. Конвои были сильными и хорошо организованными, но и атаки нацистов были сокрушительными.
1. Северные (арктические) морские маршруты ленд-лиза
Путь через Северную Атлантику до Мурманска и Архангельска был самый короткий, но и самый опасный. Нацисты придавали большое значение прекращению поставок ленд-лизовских грузов Советскому Союзу. В Норвегии они построили ряд авиационных баз для своих бомбардировщиков и истребителей, а норвежские фьорды сыграли для них роль хорошо защищенных природных баз для подводных и надводных военных кораблей. В связи с этим по Северному морскому пути транспорта могли пройти в Россию только под охраной и в составе сильных конвоев.
Из американских, канадских и английских портов суда сперва прибывали в глубокий исландский Хваль-фьорд, севернее Рейкьявика. Там их не меньше, чем по 20 судов группировали в караваны. После чего под охраной военных кораблей направляли в Советский Союз.
12 августа 1941 года в СССР направился первый морской ленд-лизовский конвой, получивший обозначение PQ-00, по инициалам высокопоставленного британского морского офицера Эдвардса (P.Q. Edwards). Обратные конвои носили индекс QP. Но скоро немецкая разведка установила точные маршруты северных конвоев. Начались потери. Апофеозом драмы стала гибель в июле 1942 года каравана PQ-17: из 36 судов уцелело 11, ушло на дно больше 400 танков, 3000 автомобилей и 200 самолетов.
За годы войны немецкие подлодки и самолеты-торпедоносцы потопили 80 судов, хотя для охраны привлекались десятки боевых кораблей, сотни самолетов и тысячи людей. ВМС США и Великобритании потеряли в северных водах 19 боевых кораблей, а из 17 500 000 тонн стратегических материалов, отправленных в Советский Союз через северную Атлантику, не дошло 1 300 000 т. Не менее опасной преградой конвоям часто становился тяжелый паковый лед. Из 23 судов конвоя PQ-14 только одно было потоплено, а 14 повернули назад в Исландию, наткнувшись на льды. Нельзя забыть жертвы, понесенные союзниками на северных маршрутах.
Если в первые полгода Великой Отечественной войны (с июля по декабрь 1941) свыше 40% поставок в СССР из-за рубежа шло именно через северные порты, то в дальнейшем их доля в общем объеме поставок сократилась. С февраля же по ноябрь 1943 г. конвои через северные моря по некоторым причинам вообще не проводились, и союзники предпочитали с весны 1943 г. доставлять оружие и имущество в Россию через Иран.
2. Ближневосточные (транс-иранские) маршруты ленд-лиза
США, Англия и Советский Союз затратили много сил, чтобы наладить более безопасный путь через Персидский залив и Иран, но только с осени 1942 года удалось организовать этим путем действительно значительные поставки. Первый корабль из США в Персидский залив с товарами для России отплыл еще в ноябре 1941 года, однако до выполнения намеченного на ту осень плана расширения портов, железных дорог и шоссе для поставок было еще далеко. Создание в Иране системы дорог для организации поставок в Россию оказалось делом крайне сложным.
В общей сложности через Персидский залив, Иран, Каспий поступило в СССР 23,8% всего объема ленд-лиза. Это был более протяженный (вокруг Африки), чем северный, достаточно сложный по организации доставки грузов, но, все же, не менее опасный маршрут. Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней. Кроме того, значительное время требовалось для перегрузки и транспортировки поставок по сухопутным магистралям и по Каспию. Только после капитуляции Италии и восстановления свободного судоходства по Средиземному морю в 1943 г. этот путь значительно сократился, а в 1945 г. стали возможны поставки по ленд-лизу через порты Черного моря (их объем составил 681 тыс. тонн – 3,9% всех поставок в счет займа-аренды).
3. Тихоокеанские маршруты ленд-лиза
В некоторых источниках до сих пор можно встретить утверждение, что основная доля поставок приходится на северные маршруты (арктические конвои). Да, в первый год реализации программы ленд-лиза, действительно, основные поставки в Советский Союз из США и Англии шли по этим маршрутам. Но, если рассматривать весь период жизни ленд-лиза, то оказывается, что почти половина всех поставок Советский Союз получил из США через Тихий океан. Чтобы убедиться в этом, обратимся к аналитической таблице.
Наиболее безопасными (хотя далеко не полностью) стали маршруты доставки в СССР грузов из-за рубежа через Тихий океан. Грузы шли через дальневосточные порты, в первую очередь через Владивосток, Петропавловск-Камчатский и Николаевск-на-Амуре. Первый конвой с грузами, поставленными по ленд-лизу, достиг Владивостока в мае 1942 г. Когда открывалась навигация в Чукотском море, часть судов, относительно небольшая, направлялась к бухте Провидения, где собирались караваны для ледовой проводки через Берингов пролив в восточный сектор Советской Арктики. По Северному морскому пути с востока на запад грузы доходили до Архангельска и Мурманска, но главной задачей этого маршрута было обеспечение трассы перегона самолетов из США через Аляску и Сибирь (АЛСИБ). Нельзя забывать, что в годы войны существовало еще два особых маршрута ленд-лиза – воздушных. По одному из них самолеты летали в СССР «своим ходом» из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив, а по другому – через Аляску, Чукотку и Сибирь.
В 2016 году исполнилось 75 лет со дня подписания Соглашения о ленд-лизе между СССР и США (в 2021 году будет 80 лет).И, к сожалению, Россия снова допустила «оплошность», в очередной раз, вообще не вспомнив об этом событии. Забвению предается большой подвиг народа и уникальный пример самоотверженной совместной российско-американской деятельности по разгрому общего врага – германского и японского фашизма. Но и со стороны США сегодня происходит искажение итогов победы во Второй мировой войне. Так 8 мая 2020 года в поздравлении своему народу американский президент заявил, что победу над фашизмом обеспечили США и Англия. Советский союз он вообще не упомянул. Позже Белый Дом заявил, что это случайная ошибка.
Правда о ленд-лизе
По некоторым вопросам здесь по-прежнему ясности нет. Данные остаются противоречивыми, аргументов и фактов часто не хватает, и они искажаются. Поэтому споры продолжаются и найти всю правду по ленд-лизу пока не удается. Спорными и требующими уточнения являются вопросы:
- какую роль играл ленд-лиз в победе Советского Союза в Великой Отечественной войне;
- что, по сути, представляли собой западные поставки в СССР;
- был ли выгоден ленд-лиз только Советскому Союзу;
- каковы долги и расчеты по ленд-лизу.
Конечно, не стоит преувеличивать, но и нельзя преуменьшать роль ленд-лиза для Советского Союза.
Какую роль играл ленд-лиз для Советского Союза?
- Без помощи западных союзников советская военная экономика не могла бы полностью удовлетворять запросы фронта. По ленд-лизу поступила примерно половина всего алюминия, потребленного советской промышленностью в военные годы, основная часть легирующих добавок, без которых невозможно было производство качественной брони, более трети потребленного в СССР авиабензина и использованных во время войны взрывчатых веществ. Поставленные по ленд-лизу автомашины составили треть фронтового автопарка. Не говоря уже о том, что по ленд-лизу доставили основную часть вагонов, паровозов и рельс, благодаря которым бесперебойно функционировал советский железнодорожный транспорт. По ленд-лизу также поступила основная часть радиостанций и радаров, а также множество разнообразного промышленного оборудования, танков, самолетов, зенитных орудий и т.д. Да и американскую тушенку, и меланж (яичная смесь) не следует забывать. Из отправленных в Советский Союз почти 18 млн. тонн грузов более четверти – свыше 4,5 млн. тонн – составили продукты питания.
- Ленд-лиз, несомненно, имел большое значение для Советского Союза, он обеспечил сокращение длительности войны, благодаря чему была сохранена жизнь сотен тысяч бойцов Красной Армии и жителей оккупированных территорий СССР и других стран.
Поэтомунедооценка ленд-лиза (так же как и переоценка его) в равной степени оскорбительны как для союзников, так и для советских людей, совместно сражавшихся в тяжелейшей борьбе с фашизмом.
Что с расчетами по ленд-лизу?
До сих пор расчет за поставки по ленд-лизу остается не однозначным. РФ считает, что для нее этот вопрос закрыт. Но так ли это на самом деле? Надо сказать, что на первых порах с советской стороны предпринимались попытки действовать строго по договору о Ленд-лизе и производить расчеты. В том числе по большинству военно-морских судов, полученных нами по ленд-лизу (554 из 585), вопрос был полностью урегулирован.
Но между США и СССР все-таки возник спор по расплате. В 1948 г. Советским Союзом первоначально была названа сумма долга в 170 млн. долларов, американцами — в 1 млрд. 300 млн. долларов. В дальнейших переговорах американцы снизили свое предложение до 800 млн. долларов, а СССР повысил до 300 млн. долларов. Американцы с этим не согласились, однако, новых предложений не дали.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году (СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн.). К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн., после чего выплаты были прекращены.
В 1990 году по новому соглашению советская сторона обязалась выплатить 674 миллиона долларов до 2030 года — с учетом инфляции, всего 100 миллионов долларов образца 1946 года. После распада СССР долги за ленд-лиз в 1993 году переоформили на РФ и разделили на правительственные долги (Парижский клуб) и долги банкам (Лондонский клуб). Долг США по ленд-лизу, как заявила Россия, был окончательно выплачен и закрыт в рамках расчета с Парижским клубом 21 августа 2006 года. Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в $11 млрд. СССР, а затем Россией, было оплачено $670 млн., или около 7 %. Но надо иметь в виду, что большая часть из поставленного была либо уничтожена войной, либо, как снаряды, израсходовано на нужды войны, либо, по окончании войны, в соответствии с Законом о Ленд-лизе, возвращено США.
Военно-Морской Флот для ленд-лиза
Мы будем рассматривать этот вопрос с двух сторон. С одной стороны, какую деятельность флот осуществлял для обеспечения поставок в Советский Союз по ленд-лизу. С другой, какие поставки по ленд-лизу были сделаны в СССР именно в интересах Военно-Морского Флота. И как Военно-Морские Флоты союзников взаимодействовали в решении задач ленд-лиза.
Доставка грузов в Советский Союз осуществлялась, в основном, водным путём, и тысячи миль океанов и морей, разделяющие союзнические страны также стали ареной боевых действий. Это ставило перед военными флотами союзных держав архиважную задачу — обеспечить безопасность перевозивших военные грузы судов. Задачи ленд-лиза в Советском Союзе обеспечивали силы Северного, Тихоокеанского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Союзному командованию пришлось в ходе войны усиливать охранение конвоев надводными кораблями, авиацией и подводными лодками. В решении задачи защиты северных конвоев успешно взаимодействовал с флотами союзников, прежде всего, советский Северный флот.
Северный флот для ленд-лиза
Основная ответственность за защиту атлантических и северных конвоев лежала на британском Адмиралтействе. На всём переходе от пунктов их формирования до советских портов все вопросы взаимодействия советского Северного флота с флотами союзников решались через английскую и американскую миссии, представители которых находились в Мурманске, Архангельске и Полярном. К востоку от меридиана 20 градуса восточной долготы Северный флот усиливал охрану конвоев своими кораблями эскорта и обеспечивал авиационное истребительное прикрытие.
Всего за время войны северным путём был проведён 41 конвой в Советский Союз (811 транспортов) и 37 конвоев из СССР (715 судов). При этом было потеряно около 100 торговых судов (82 английских и американских).В морской пучине нашли свое последнее пристанище около 5600 моряков-союзников.Но ужес августа 1944 г. по апрель 1945 г. северным путем прошло 250 пароходов, и только 2 было потоплено.
По Атлантическому маршруту, который начинался в США (в Нью-Йорке, в Бостоне или в Галифаксе),транспорта прибывали из США в Англию, где формировались конвои. Далее, до советских портов Мурманск и Архангельск эти колонны транспортных судов конвоировали военные корабли, в основном – британские. Непосредственно из Великобритании (из северных портов Шотландии и Исландии) в Советский Союз конвои шли, огибая северную оконечность Норвегии (Германия захватила Норвегию в 1940 г.), в Мурманск, Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск).
Северные конвои – это специальные формирования транспортных судов и кораблей охранения. Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40) и трех видов охранения из боевых кораблей:
– ближнего или непосредственного, состоявшего из нескольких эсминцев, корветов и тральщиков (с начала 1943 года включал эскортный авианосец с противолодочными самолетами);
– мобильной группы из 2–4 крейсеров, следовавших в 30–40 милях от каравана транспортов; в ее задачу входило отражение атак надводных кораблей противника;
– дальнего, действовавшего на расстоянии 150–300 миль от каравана и состоявшего из одного линейного корабля, 2–3 крейсеров и 3–5 эсминцев; оно должно было перехватывать тяжелые корабли противника.
Конвои следовали с интервалом в 2–4 недели в 150–300 миль от норвежского побережья со скоростью не более 9–10 узлов, затрачивая на переход в 2000 миль в среднем 10–12 суток. В течение всего времени следования по маршруту практически каждый конвой подвергался нападениям германских подводных лодок, авиации и надводных кораблей. При этом наибольшую активность немцы проявляли в районе восточной части Норвежского моря и западной части Баренцева моря.
Боевые корабли охранения в составе конвоя шли специальным порядком. Одному из них, именно только одному, отводилась роль спасательного судна. По бортам его выступали “выстрелы”, к которым подвешивалась сеть. Оказавшись в ледяной воде, люди могли спастись, ухватившись за неё, при этом корабль-спаситель не имел права останавливаться. Кроме эскорта, англичане отправляли в плавание специальные эскадры прикрытия, которые шли южнее, прикрывая транспортные суда от крупных надводных сил противника, стремившихся прорваться к конвою. Восточнее острова Медвежий, в Баренцевом море к ним присоединялись корабли советского Северного флота.31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой под кодовым наименованием «Дервиш». Это событие явилось, по существу, началом великой битвы на просторах Норвежского и Баренцева морей, окончившейся лишь весной 1945 года. Ее стержневым направлением стала защита союзных Северных, или Полярных, конвоев от ударов ВМС и ВВС гитлеровской Германии. В этом сражении, продолжавшемся с небольшими перерывами почти 4 года, принимали участие тысячи советских, британских, американских моряков и летчиков. Только со стороны западных союзников СССР в охране конвоев было задействовано 435 боевых кораблей.
Советский Северный флот не имел тогда в своём составе крупных надводных кораблей. Поэтому северные конвои сопровождались преимущественно кораблями Королевского флота Великобритании, затем в них стали участвовать американцы. Позднее союзники (англичане и американцы) временно выделили СССР свои корабли: линкор, крейсер, эскадренные миноносцы и 4 подводные лодки типа «Урсула». Для прикрытия конвоев советский флот теперь мог выделять каждый раз до 40 боевых кораблей и до 2-х авиационных дивизий. США и Великобритания также помогали СССР вооружать транспортные суда для обеспечения безопасности плавания. В январе 1942 года с появлением на севере германской эскадры угроза ленд-лизовским перевозкам значительно возросла. По просьбе британского Адмиралтейства командование ВМФ приняло решение об использовании советских подводных лодок совместно с английскими в завесах для прикрытия союзных конвоев на путях возможного развертывания германских сил. За войну Северный флот потерял 23, а пополнился только 32 подводными лодками. Тем не менее, подводникам удалось нанести противнику заметный урон. Используя торпеды и артиллерию, лодки потопили 146 транспортов и 50 боевых кораблей. Было повреждено 18 транспортов и 6 боевых кораблей. Кроме того, подорвались на минах, поставленных подводными лодками, 12 транспортов.
Активные действия по защите конвоев осуществляли советские подводники. На дальних рубежах постоянно находились 3-4 «большие» подводные лодки. Так, например, в июне 1942 года для прикрытия печально известного конвоя «PQ-17» у Норвежского побережья были развёрнуты 5 подлодок, в том числе подводная лодка «К-21» под командованием опытного подводника Николая Лунина.
5 июля «К-21» обнаружила отряд кораблей германского флота, среди которых находился и легендарный линкор «Тирпиц». Лунин выбрал самую крупную цель и атаковал её залпом из 4-х торпед с дистанции 17-18 кабельтовых. Через 2 минуты 15 секунд акустик зарегистрировал два взрыва. Попал ли Лунин в «Тирпиц» или нет? На этот счёт имеется немало разных суждений. Но дело не в этом. Для нас важно, что атака советской подводной лодки заставила фашистов отказаться от атаки конвоя. А причинами последующей гибели большого числа судов конвоя были роковые ошибки Адмиралтейства Великобритании, отвечавшего за безопасность прохода.
К системе мероприятий, проводимых в интересах конвойных операций, относились также удары авиации советского Северного флота по аэродромам противника, на которых базировались немецкие бомбардировщики и торпедоносцы. Тем самым ослаблялись их удары по конвоям. Непосредственное прикрытие конвоев и перехват самолётов противника в зоне ответственности Северного флота осуществлялись истребительной авиацией. 30 июня 1942 года в бою с фашистскими самолётами при защите конвоя «PQ-16» погиб замечательный лётчик, командир авиаполка подполковник Б.Ф.Сафонов. Это был его 224-й боевой вылет. На его счету 34 боя и 25 сбитых самолётов.
Но кроме боевого обеспечения конвоев, Северный флот выполнял и другие важные задачи, связанные с ленд-лизом. Например, на Севере был создан ледокольный флот. Позднее ледокольный отряд пополнился мощными ледоколами «А. Микоян», «Л. Каганович», «Красин», «Северный ветер» и «Монкальм», переданными Советскому Союзу по ленд-лизу от США на период войны. С начала войны ледоколы стали военными кораблями, на которые возлагалась ответственная задача обеспечения проводки конвоев в ледовых условиях.Немаловажную роль в обеспечении навигации в Арктике в период Великой Отечественной войны сыграл гидрографический флот Главсевморпути.
Были среди военных кораблей и транспортов конвоев своеобразные рекордсмены. Таким стал советский эсминец «Гремящий». Из месяца в месяц «Гремящий» неизменно уходил в боевые походы для проводки конвоев. За годы войны он участвовал в проводке более тысячи судов, и ни одно не было потоплено. «Гремящий» отразил 112 массированных атак авиации, сбив 14 фашистских самолетов. Потоплена подводная лодка и транспорт противника. В условиях севера, под бомбами, атаками подводных лодок и торпедоносцев «Гремящий» прошел около 70 тысяч миль, обеспечив охрану и проводку транспортов с ленд-лизом.
28 февраля 1944 года в Мурманск пришел рекордный состав конвоя Второй мировой войны «JW-57» – 42 судна. 5 апреля 1944 г. в Мурманск пришел конвой «JW-58». Если конвой «PQ-17» до сих пор остается позором для флотов союзников, если конвоем «JW-55» взят своеобразный реванш, то «JW-58» можно считать апофеозом полярных конвоев. 27 марта 1944 года от берегов Исландии вышло сразу 49 судов. На их оборону и прикрытие фактически вышел весь флот метрополии. 12 мая 1945 года был отправлен самый последний конвой в Россию, «JW-66».
Однако нельзя рассматривать Полярные (северные, арктические) конвои как дорогу в одном направлении. Советский Союз также наполнял «резервуар Победы» стратегическими материалами. Показателен в этом плане тяжелый для нас 1941 год: в Мурманск и Архангельск суда конвоев доставили 153 977 т. грузов, но и в обратном направлении к берегам Великобритании из Архангельска ушло 136 000 т. ценной древесины, руды, редких металлов, химикатов. Советский Союз, принимая поставки по ленд-лизу от союзников, разгрузив боевую технику и другие грузы в Архангельске и Мурманске, сам отправлял на Запад некоторые виды стратегического сырья — хромовую, марганцевую руду, лес, а также расплачивался золотом. И охрану конвоев обратного направления (из Советского Союза) тоже обеспечивали корабли Северного флота вместе с силами союзников.
Тихоокеанский флот в обеспечении поставок по ленд-лизу
Из-за войны с Японией суда США и Великобритании не могли доставлять грузы во Владивосток. В то же время Япония, соблюдая Договор о нейтралитете с СССР, подписанный в апреле 1941 г. в Москве, беспрепятственно пропускала советские корабли. Поэтому поставки по ленд-лизу в Советский Союз через Тихий океан шли на судах под советским флагом. Для доставки грузов в счет поставок по ленд-лизу, США передало Советскому Союзу 128 пароходов, которые они строили в огромном количестве. Основная задача Тихоокеанского флота состояла в обеспечении лоцманской проводки одиночных транспортов или караванов судов, а также формирование и подготовка военных команд в составе экипажей судов. На Тихом океане США воевали с милитаристской Японией. Поэтому на палубах советских транспортных судов были установлены, как и в Атлантике, крупнокалиберные пулеметы и пушки, а в состав экипажа входила военная команда. С начала Великой Отечественной войны советские суда, ходившие в составе англо-американских конвоев от восточного побережья США в Заполярье, а также советские одиночные суда, следовавшие во Владивосток от западного побережья США, вооружались для отражения атак самолетов и подводных лодок и имели на борту советских военных моряков. Эти команды объединялись специальной службой, получившей название конвойной. В портах США постоянно находились ее представители — советские офицеры.
Транспорты из США шли через Тихий океан, как правило, по одному, без какой-либо охраны и под покровом строжайшей тайны. Судовые огни ночью им разрешалось нести только в территориальных водах Японии и при подходе к ним на расстояние 150 миль. В караваны они собирались лишь для лоцманской или ледовой проводки. Военно-лоцманские пункты находились у Петропавловска-Камчатского в бухте Ахомтен (ныне Русская), у Советской Гавани, в бухте Валентина и у Владивостока.
Основной поток судов, огибая Командорские острова, через Камчатский пролив направлялся к югу вдоль берегов Камчатки, и практически все суда заходили в бухту Ахомтен, расположенную в 40 милях к югу от Петропавловска. В Ахомтене находился военно-лоцманский пункт (ВЛП). Отсюда часть судов караванами по 3-4 судна 2-3 раза в день военные лоцманы вели в Петропавловск через проходы в минных полях, защищающих горловину Авачинской губы. Лоцман находился на мостике головного судна. Капитаны судов, шедших на Владивосток или в другие дальневосточные порты, получали в Ахомтене от офицера конвоя инструкции по дальнейшему маршруту. Через Ахомтен в Петропавловск и обратно было проведено порядка 5 000 судов, через Валентин во Владивосток и обратно — более 10 000.
Шедшие под советским флагом суда подвергались «досмотрам» со стороны японских береговых служб, задерживались ими и кораблями ВМС Японии, а некоторые потоплялись. К сожалению, не обошлось и без трагических ошибок. Несколько советских транспортов были потоплены американскими подводными лодками. Так что и на Тихом океане на маршрутах ленд-лизовских поставок тоже шли боевые действия. Конечно, их масштаб был совсем иным, чем на Севере.
Каспийская флотилия в обеспечении ленд-лиза Э
тот путь называли – «персидский коридор Сталина». Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Доставку грузов по Каспийскому морю и безопасность перевозок обеспечивала Каспийская военная флотилия. К августу 1942 г. на Каспии находилось 238 судов общей грузоподъемностью 500 тыс. тонн; в 1942 – 1943 гг. ими было перевезено около 21 млн. тонн нефтепродуктов и почти 3 млн. тонн других грузов, значительную часть которых составляли поставки по ленд-лизу. Числокораблей Каспийской военной флотилии в 1943 г. составляло 175, включая три иранских сторожевых катера. Главной помехой судоходству была немецкая авиация, которая только в октябре и ноябре 1942 г. потопила и повредила 32 судна.
Особые флотские факты по ленд-лизу
Конечно, в таком масштабном процессе, каким являлись поставки по ленд-лизу в Советский Союз, было много сложного и даже просто негативного, о чем и сегодня не принято вспоминать.
- Например, транспорт «Маломак», в декабре 1941 года вышедший из Бостона в Архангельск с грузом военной техники, через три дня вернулся назад в Бостон из-за саботажа всей команды.
- Случалось, что корабли с товарами по ленд-лизу после выхода из американских портов ломались, якобы внезапно.
- В переписке между высокими должностными лицами СССР и США обсуждался вопрос о загадочном исчезновении трёх транспортов.
- Покрыта мраком история гибели в 1944 году подводной лодки, которая под командованием Героя Советского Союза капитана 2-го ранга Израиля Фисановича перегонялась из Великобритании в Мурманск и шла по отведённому ей маршруту. Она потоплена бомбами британского самолёта.
- Лучший в мире лайнер «Нормандия», в годы войны переделанный под военно-транспортное судно, в 1942 году дотла сгорел прямо у нью-йоркского причала №88. Среди версий причин все: от искры электросварки до диверсии.
Сразу после войны специальный отдел при Главном военно-морском штабе СССР провёл огромную работу по обобщению опыта войны на море. Результатом её стало издание в 1946-1951гг. (под грифом “секретно”) многотомной “Хроники Великой Отечественной войны…”. Но так как в то время уже шла холодная война, то был обойдён вопрос взаимодействия советского Военно-Морского Флота с союзными силами. Поэтому, несмотря на появление в последние годы многочисленных публикаций, изучение ленд-лиза и путей поставок стратегических грузов в Россию только начинается.
Значение опыта ленд-лиза состоит в том, что впервые в мировой истории проводились совместные крупномасштабные операции американского, советского, британского, канадского, польского и французского флотов, британо-советские воздушные манёвры, организованные в ходе проводки конвоев. Уже само стремление строить отношения на основе диалога, согласия и толерантности являет собой пример важнейших принципов в решении межгосударственных проблем. Поэтому опыт сотрудничества военно-морских флотов союзных государств в годы Второй мировой войны особенно ценен в наши дни.
Ленд-лиз для Военно-Морского Флота СССР
Что получил по ленд-лизу советский Военно-Морской Флот для своих собственных нужд? От США, Великобритании и Канады он получил 585 кораблей и катеров различных типов (встречаются и другие цифры).Особенно ценными были 99 тральщиков и 53 десантных корабля, баржи и катера. Среди них были американские торпедные катера типа «Воспер», «Хиггинс», «Элко». «Воспер» – это мореходный полуглиссер конструктора Скотт-Пейна. Они строились в США по английской лицензии фирмами «Аннаполис яхт ярд» и «Хершов» в Бристоле и Комдене. Они отправлялись в СССР в собранном виде.
Торпедные катера типа «Элко» третьей серии доставлялись в разобранном виде сначала во Владивосток, а после снятия блокады еще и в Ленинград. В СССР на судостроительном заводе с участием американских специалистов производилась сборка катеров. Торпедные катера типа «Хиггинс» строились в Новом Орлеане. В Советском Союзе торпедные аппараты на этих катерах заменялись отечественными. Поставляемые корабли отнюдь не были свободны от недостатков. Северный флот получил катера типа «Элко» только в июне 1945 года, то есть после окончания боевых действий. Катера «Воспер» вообще в боевых действиях на севере участия не принимали, а на Черное море, куда их перебросили, они поступили после окончания войны. Всего советский ВМФ получил по ленд-лизу 87 катеров, что составляет лишь 17 процентов от их общего числа.
Поступали в советский ВМФ от союзников и тральщики, которые особенно нужны были флоту. От США прибыло – 34 корабля типа АМ и 43 корабля типа ВМС. От Британии – 12 кораблей: 7 типа ТАМ и 5 типа ММС. По мнению некоторых сегодняшних специалистов, тральщики типа ТАМ были самыми совершенными минно-траловыми кораблями в составе советского Военно-Морского Флота периода Великой Отечественной войны. Последним типом тральных кораблей, поставляемых по ленд-лизу в СССР, стали американские корабли типа ВМС. Принято считать, что корабли типа ВМС стали самой большой серией тральщиков, поставленной нам по ленд-лизу. Однако из 43 тральщиков непосредственно в ходе военных действий с фашистской Германией не был поставлен ни один. ТОФ получил 24 тральщика лишь в середине 1945 года, они приняли участие в боевых действиях против Японии.
Третий вид поставленных в СССР кораблей – эскортные и противолодочные.
Всего по ленд-лизу получили 28 сторожевых кораблей – фрегатов типа «PF» или «Такома» (по советской классификации типа «ЭК» — эскортные или сторожевые корабли), 78 больших охотников типа SC-110, 60 единиц малых охотников – сторожевых катеров типа МО-1. По 30 катеров получили Северный и Тихоокеанский флоты. Это были довольно крупные и вполне современныекорабли. Все катера вошли в состав советского ВМФ до окончания боевых действий. От советских катеров «Морской охотник» и сторожевых катеров они составляли 9,04 процента
Хорошо обстояло дело с большими охотниками типа SC-110, носившими в советском флоте обозначение БО-1 (в некоторых справочниках БО-2). Всего Северный флот получил 46 больших охотников типа БО-1, использовавшихся здесь весьма активно. Большинство принимало участие в боевых действиях. Среди кораблей, полученных по ленд-лизу советским ВМФ, были и десантные. 30 десантных катеров поступили на Тихоокеанский флот. В 1945 году – 25 малых пехотно-десантных кораблей водоизмещением 380 тонн, способных принять на борт до роты пехоты. Тогда же были получены 13 десантных катеров водоизмещением 286 тонн. Эти корабли принимали участие в трех десантах советских войск в Северной Корее и на острове Шумшу Курильской гряды. Для сравнения: всего за время Великой Отечественной войны советский ВМФ высадил около 120 морских тактических и оперативных десанта, в которых участвовали 100 тысяч человек, не имея при этом ни одного специального десантно-высадочного средства. Если бы американские суда появились в 1942–1944 годах в составе Северного, Балтийского и Черноморского флотов, сколько бы жертв удалось избежать, сколько жизней советских моряков спасти!
Подводя итог поставкам по ленд-лизу боевых кораблей и катеров, мы получаем следующие цифры и выводы:
- Северный флот получил 76 кораблей и катеров. Всего в составе флота в 1945 году числилось 218 кораблей и катеров.
- Тихоокеанский флот получил 181 корабль и катер. Всего в составе флота в августе 1945 года числилось 657 кораблей и катеров.
- Балтийский и Черноморский флоты имели в своем составе соответственно два катера и 18 катеров МО-1, переведенных с Северного флота. После окончания активных боевых действий Балтийский флот имел 28 кораблей и катеров, Черноморский – 36.
- Наибольшее количество боевых кораблей и катеров получил Тихоокеанский флот, воевавший всего три недели. Объяснить это можно только кровной заинтересованностью американцев в том, чтобы Советский Союз вступил в войну с Японией.
К сожалению, основная масса кораблей по ленд-лизу прибыла в СССР лишь в 1944-1945 гг., на завершающем этапе войны
- Авиация ВМФ за годы войны получила по ленд-лизу от США и Великобритании 2158 боевых самолетов различных типов (по другим данным 2148). От отечественной промышленности за этот период в морскую авиацию поступило 6877 самолетов. Доля импорта составила, таким образом, 31,3%.
- Среди авиационной техники, поставляемой по ленд-лизу для отечественного ВМФ, особая важность придавалась тяжелым гидросамолетам. Но до 1944 года гидропланы из Англии и США в нашу страну не поставляли.
Большую помощь оказали отечественному флоту американские штурмовики А-20 «Бостон». Отечественные ВВС и авиация ВМФ получили около 2000 таких самолетов.
- Во время войны по ленд-лизу кроме кораблей и самолетов ВМФ СССР получил от союзников много другой техники и запасных частей. Особенно важно подчеркнуть, что многие корабли, поступавшие по ленд-лизу, были оснащены более совершенной техникой, чем располагали наши отечественные. На «больших охотниках», например, были установлены радиолокационные станции (РЛС), а также винты регулируемого шага. В 1944 году поступили первые РЛС для береговых постов и неконтактные тралы. Но РЛС для советского ВМФ начали поставлять только в 1944 году, когда американцы и англичане удовлетворили свой собственный спрос. Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Ими было оснащено более одной трети всех советских боевых катеров.
Как была организована поставка из США военных кораблей по ленд-лизу в Советский Союз?
Для этого работала Правительственная закупочная комиссия СССР в США. В 1942 году ее председателем был Константин Игнатьевич Лукашев.
Для организации приема у американцев кораблей, вооружения и аппаратуры, поставляемых в СССР, была сформирована специальная группа Наркомата Военно-Морского Флота, которая входила в состав государственной закупочной комиссии СССР. Руководителем морской группы назначили инженер-капитана 1-го ранга П. А. Панцерного. В состав группы были включены командиры кораблей, в том числе Б. В. Никитин, Т. Н. Банин, П. А. Фаворов, А. Н. Мингалев, А. М. Хохлов, П. А. Егоров, и минер Н. Я. Долгоненко. Опытный катерник Борис Викторович Никитин активно включился в работу этой группы. Затем он стал командиром единственной советской бригады больших охотников, сформированной в США.
Заместитель председателя государственной закупочной комиссии по морской части контр-адмирал Акулин Михаил Иванович был большим специалистом в области корабельной артиллерии (в 1941-1942 гг. – начальник артиллерийского управления ВМФ) и человеком большой эрудиции Он не раз по заданиям правительства находился в Италии, Германии.
В тридцатые годы адмирал бывал в США в командировке, хорошо знал страну и ее деловой мир. Даже американские морские офицеры отзывались об Акулине как о специалисте с большим уважением, единодушно отмечали его личное обаяние и умение вести дела. В последствие Михаил Иванович Акулин был начальником Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова (1945—1947). Контр-адмирал Акулин М.И. занимался приемкой военных кораблей и торговых судов и осуществлял контроль за организацией их перехода в СССР. Заместителем Акулина был инженер-капитан 2-го ранга В. И. Минаков, возглавлявший морской отдел закупочной комиссии. Эти два офицера смогли эффективно и результативно организовать работу всех морских офицеров, которые занимались приемкой в США военных кораблей, вооружения и техники.
Из передаваемых советскому флоту кораблей охотников и тральщиков формировались отряды с советскими экипажами, которые своим ходом пересекали Атлантический океан и вливались в состав Северного флота СССР. Нельзя без чувства гордости за наших офицеров, старшин и матросов говорить об этих замечательных переходах — маленькие корабли с неполными экипажами, преодолев зимние штормы Атлантики и Баренцева моря, приходили на Родину. Что очень важно: ни один корабль, из полученных по ленд-лизу, при проводке не был потерян по вине советского экипажа. Советские офицеры, занимающиеся приемкой кораблей в США, также отвечали за организацию их отправки на соответствующих американских судах. Так в 1944 году в Советский Союз доставили из США пятьдесят торпедных катеров и шестнадцать малых охотников за подводными лодками.
А в мае 1944 года контр-адмирал М. И. Акулин убыл в СССР, в США его сменил инженер-контр-адмирал А. А. Якимов (1904 -1971). Александр Авдеевич в 1943 – 1944 гг. был начальником научно-технического комитета Главного морского штаба. Он был заместителем председателя закупочной комиссии СССР по приемке в США кораблей, боевой техники, оружия до 1946 года. Это был заслуженный адмирал, известный военный кораблестроитель и достойная смена адмирала Акулина в вопросах подготовки и поставки по ленд-лизу из США кораблей для советского ВМФ. В феврале 1945 года и капитан 1 ранга Никитин Б.В. убыл на Аляску для приема кораблей для Тихоокеанского флота. На западном — тихоокеанском – побережье США, на Аляске началась передача СССР большого числа американских кораблей, в том числе фрегатов, которые усилили флот перед Советско-японской войной в августе 1945г. Так что работа военных моряков по обеспечению ленд-лиза для советского Военно-Морского Флота была особенной и важной страницей его славной истории.
Очень интересная статья, но хочу внести корректуру: в США, при посольстве СССР в г. Вашингтоне, был сформирован Военно-морской отдел Советской государственной закупочной комиссии по ленд-лизу. В состав этого отдела с 1942 по 1945 года входил капитан 2 ранга Мингалёв Пётр Александрович (в статье неправильно указаны его инициалы), он не был командиром корабля, он был инженер-механиком. В 1942 году 10 июля при гибели эсминца «Свободный» в Южной бухте Севастополя он находился на борту как представитель штаба, получил тяжёлые ранения и контузию, был эвакуирован, госпитальное лечение, а потом вместе с семьёй (женой и дочерью Светланой) был направлен в США. Добирались морем из Владивостока в Сан-Франциско, потом через все штаты в Вашингтон. Светлана Мингалёва, его дочь, стала секретарём Военно-морского отдела. П.А.Мингалёв после окончания войны в 1945 году вместе с женой вернулся в СССР, а Светлану оставили еще на год и она вернулась в СССР только в конце 1946 года. Всё документы на корабли, передаваемые по ленд-лизу из США, подписывал П.А.Мингалёв, а переводила на русский и заверяла секретарь отдела Светлана Мингалёва. Знаю это так подробно потому, что капитан 2 ранга (впоследствии 1 ранга) Пётр Александрович Мингалёв — это мой родной дед, а Светлана Мингалёва (после замужества — Трофимова) — это моя мама. Когда мой отец в 1949 году прибыл служить в Полярный на тральщик ТЩ-15 типа АМ («амик») командиром БЧ-1, то он в корабельной документации наткнулся на их фамилии и подписи, а в кубриках находил фотографии мамы, так как при сдаче корабля американцами происходил ритуал нового «крещения», разбивалась бутылка шампанского и в кают-компании вешался портрет «невесты» корабля, как это они назвали. Всегда в этом ритуале участвовала мама. Портрет её политработники снимали сразу после выхода корабля с экипажем из тер.вод США и вставляли фото И.В.Сталина, но мамино фото на корабле оставалось — красивая она была! Семьи моего отца и мамы жили в Севастополе до войны в одном доме и отец её с детства любил. Всю войну о ней ничего не знал. Только благодаря этим фото и записям он её после войны и нашел. Какой роман из всего этого можно было бы написать!
Никита, так напишите! И если не роман, то хотя бы памятные записки — тоже свидетельство конкретного вклада Вашей семьи в Великую Победу. Тем паче, проблем с публикацией сегодня нет никаких. Да и у Ваших детей и внуков будет повод гордиться достойными предками.
Хорошая статья!
Хочу тоже вставить свои пять копеек.
Откуда взялся ленд-лиз, в своих воспоминаниях рассказывает В. Молотов (их записал Феликс Чуев). В США до этого действовал закон для международной торговли — плати, потом бери. И никак иначе. Сталин смог договориться с Рузвельтом, а тот со своим Конгрессом об отмене этого закона. Не было возможности платить, а нужда была острая и срочная в некоторых поставках. Вот и придумали такие формы взаиморасчётов.
Второе. Да, около ста кораблей потопили немцы на Севере. А в Атлантике? Дениц приводит в своих мемуарах цифру — 2500. Вот это ничего себе! Титаническая война там велась, как пишет Дениц — за тоннаж. Как можно больше тыс. тонн водоизмещения «волчьи стаи» стремились потопить, чтобы США не успевали строить новые корабли и возмещать потери. Эти караваны шли на остров — в Великобританию, которая полностью зависела от морских поставок.
Что касается PQ-17, о нём пишет в своих мемуарах Арсений Головко. Сначала он подумал, что союзники испугались Тирпица, и бросили караван. Нет. Он потом понял — наоборот, они охотились за Тирпицем, и пожертвовали караваном. В итоге потеряли караван, и с Тирпицем опарафинились.
Мне тоже (как и в комментарии выше описывает Никита) по службе довелось встретиться с интересным человеком — Капченковым Михаилом Леонидовичем. Во время войны он находился в США, и отвечал за отгрузки в Союз танкеров с этиловой жидкостью. Она повышает детонационную стойкость бензинов, что особенно было критично в то время — для авиационных. Её больше нигде не производили, а наша нефтеперерабатывающая промышленность не обеспечивала потребность авиации в высокооктановых бензинах.
И еще добавлю пару замечаний. 1. У адмирала Никитина есть воспоминания «Катера пересекают океан». Книга вышла в 1980 г, но не потеряла интереса и сегодня. В Сети есть, рекомендую к прочтению всячески. 2. В литературе практически не освещен один связанный с крейсером «Мурманск» факт. Корабль, несмотря на достаточно почтенный возраст, внес свой существенный вклад в развитие отечественного флота. Дело в том, что на нем имелась интегрированная в общую систему оружия система РЭВ. Поэтому в послевоенные годы до момента возвращения корабля в США его гоняли в хвост и в гриву, дабы подготовить специалистов по эксплуатации корабельной радиоэлектроники.
И еще добавлю пару замечаний. 1. У адмирала Никитина есть воспоминания «Катера пересекают океан». Книга вышла в 1980 г, но не потеряла интереса и сегодня. В Сети есть, рекомендую к прочтению всячески. 2. В литературе практически не освещен один связанный с крейсером «Мурманск» факт. Корабль, несмотря на достаточно почтенный возраст, внес свой существенный вклад в развитие отечественного флота. Дело в том, что на нем имелась интегрированная в общую систему оружия система РЭВ. Поэтому в послевоенные годы до момента возвращения крейсера в США его гоняли в хвост и в гриву, дабы подготовить специалистов по эксплуатации корабельной радиоэлектроники.