Подземная лодка может подарить России залежи Антарктиды и базу на Луне

https://zvezdaweekly.ru/news/t/201910241034-W3mi7.html?utm_source=pulse_mail_ru&utm_referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru

Александр Артамонов, военный обозреватель 03 ноября 2019

В тридцатые годы прошлого столетия группа талантливых изобретателей — А.Требелев, а также А. Баскин и А. Кириллов — решила создать подземную лодку, способную прокладывать нефтяные магистрали прямо в толще земли

Подземная лодка — проекты, проекты…

Подземная лодка может подарить России залежи Антарктиды и базу на Луне

Предполагалось, что сначала механический крот с экипажем на борту может проложить ход до нефтяного пласта, а после исследовать его, пробивая себе путь через скальные перемычки. Изобретатели считали, что аппарат потянет за собой нефтепровод и когда достигнет действительно богатых залежей, то включит насос, чтобы наполнить пристыкованную сзади гибкую трубу. Проект был настолько интересен с точки зрения народного хозяйства, что его даже удалось довести до стадии опытной реализации.

Проект А.Требелева удалось довести до стадии опытной реализации.
© Из архива.

Россия была, как всегда, впереди

Кстати, тройка смелых учёных была не первой в этой области. До них аналогичными исследованиями занимался инженер Пётр Рассказов, погибший при невыясненных обстоятельствах якобы от шальной пули в 1904 г.

Вместе с ним, похоже, трудился и Евгений Толкалинский, эмигрировавший после революции в Швецию и разработавший собственную модификацию горнопроходческого щита. Такие же эксперименты вёл за океаном, в США, талантливый изобретатель Питер Чалми, сотрудничавший с самим Эдисоном.

Будущее уже стучалось в двери, но силовые установки тех лет не позволяли создать достаточную мощность для работы бура. Сам же принцип движения аппарата через твёрдые пласты был позаимствован инженерами у самой природы.

Для этих целей российские изобретатели изловили живого крота и долго при помощи рентгена изучали, как животное прокладывает туннели в стеклянном лабораторном кубе, заполненном землёй. Механическое изделие, по сути, копировало его технику продвижения: прокапывание производится передними лапами и носом с одновременным проталкиванием тела вперёд, причём силовая опора приходится, как на домкраты, на задние конечности.

Живой подземный «бур».
© wikimedia.org

Справка

Архивы по подземной лодке были рассекречены относительно недавно — в 1976 г., по решению Антонова, начальника Главного управления по охране государственной тайны в печати при Совете министров СССР. Соответствующее разрешение им было получено от начальника Главного политического управления А.А. Епишева.

Фашисты и подземная лодка

Довоенные опыты в Советском Союзе были прекращены, но эстафету подхватила фашистская Германия. Там коллега русских — Хорнер фон Верн живо воспринял идеи Требелевского (возможно, новая версия имени Требелева в эмиграции) и его детища — «субтеррины» (так русский инженер назвал на латыни свою подземную лодку).

Фон Верну покровительствовал сам Клаус Шенк фон Штауффенберг, входивший в фашистскую элиту, поэтому немецкому изобретателю удалось довести свои идеи до руководства Третьего рейха. Нацисты оценили представленную работу по заслугам и пришли к выводу о возможности его использования в рамках операции «Морской лев», то есть высадки десанта в Великобритании. Германские стратеги предполагали, что «субтеррины» способны подойти незамеченными к берегам Англии и скрытно начать прокладку туннелей под водой, постепенно вгрызаясь в дно, а потом уходя под поверхностью от береговой линии в глубь острова. Однако, несмотря на все многообещающие расчёты инициативной группы, проект был свёрнут, так как Гитлер сделал ставку на авиацию.

«Субтеррина» - проект Хорнера фон Верна.
© Фото из архива.

СССР решил создать собственную боевую «субтеррину»

Удивительная история освоения недр при помощи обитаемой конструкции была продолжена благодаря министру госбезопасности Советского Союза Виктору Абакумову.

Справка

В 1949 г. Абакумов потребовал от Академии наук создать группу учёных для освоения архива немецкого НИИ, работавшего над «субтерриной» в нацистской Германии. Но начало ядерной эпохи отодвинуло проект в разряд второстепенных.

Любопытно, что вновь досье о лодке легло на стол высокопоставленных чиновников уже в эпоху Н.С. Хрущёва. Тот совершенно серьёзно отнёсся к возможности атаковать капиталистов из-под земли. Распоряжение первого секретаря КПСС было немедленно претворено в жизнь. Так на Украине и появился завод для строительства «боевых кротов», которым отводилась та же самая роль, что и в нацистском государстве. Предполагалось, что аппарат сможет незаметно прорыть ход через шельфовую линию восточного побережья США, дойти до сейсмически нестабильных зон, где будет заложена атомная взрывчатка.

Хрущёв совершенно серьёзно отнёсся к возможности атаковать капиталистов из-под земли.
© Фото из архива.

В случае опасности для Советского Союза со стороны Америки ядерные бомбы, покоящиеся глубоко под американской землёй, могли быть приведены в действие. Самое интересное заключалось в том, что официально никто мог и не взять ответственность за катастрофу, так как она была бы воспринята, как естественное проявление сейсмоактивности в районе разлома Сан-Андреас.

Справка

Завод был построен в 1962 г. в местечке Громовка, на западном Крымском побережье, поблизости от города Черноморска.

В 1964 г. первый прототип лодки-бура поступил для испытаний в воинскую часть на Урале. Конструкция нового поколения была оснащена уже атомным реактором и показала великолепную скорость до 7-9 километров в час (в некоторых случаях — до 15 км/ч) при прохождении грунтов различного уровня сложности.

Конструкция нового поколения была оснащена атомным реактором.
© wikimedia.org

Справка

По свидетельству очевидцев, конструкция представляла собой заострённый с обеих сторон цилиндр, выполненный из титана, длиной 25 м и диаметром — 3. Её экипаж составлял 5 человек, а в десантном отсеке располагалось 15 бойцов и тонна груза.

К сожалению для смелых испытателей, во время ходовых испытаний в районе горы Благодать реактор стал нестабильным. Взрыв произошёл на глубине, лодку завалило, и было принято решение не откапывать её по причине сильного радиоактивного загрязнения.

В дальнейшем, после снятия Хрущёва, проект вновь канул в Лету — во многом из-за позиции курировавшего его маршала Д. Устинова, сделавшего ставку на освоение Луны.

А что сегодня?

В наши дни возрождение проекта стало вновь возможным в том случае, если он будет востребован для освоения ледяного континента — Антарктиды.

В недрах Антарктиды скрываются баснословные по богатству залежи ископаемого топлива, редкоземельных и драгоценных металлов.
© wikimedia.org

В настоящее время Россия и ряд других стран подтвердили свой интерес к геологическим изысканиям на самом далёком и загадочном материке планеты, в недрах которого скрываются баснословные по богатству залежи ископаемого топлива, редкоземельных и драгоценных металлов. Именно на этом континенте находится самый лёгкий в мире уран.

Справка

Таяние льдов идёт достаточно быстрыми темпами, но в среднем слой Антарктического щита по-прежнему достигает по толщине от 2 до почти 5 километров.

Возрождённый из небытия «боевой крот» найдёт себе мирное применение в Антарктиде. Сегодня подобными технологиями прокладки штолен и вертикальных шахт через многокилометровую толщу обладают разве что японцы, уже претендующие на свою долю пирога вблизи от Южного полюса.

Дело в том, что в ближайшем будущем истекает срок действия Договора об Антарктике, подписанного ещё в 1951 г. Согласно документу, геологические разработки шестого континента запрещены, а Антарктида объявлена достоянием человечества. В этом духе выдержан и Мадридский протокол 1991 года. Тем не менее ряд стран уже объявили о своих территориальных претензиях на новые владения. Так, Аргентина уже заявила во всеуслышание свои претензии на западную Антарктику. Она собирается добывать в регионе ископаемое топливо — уголь и нефть. Австралия же желает захватить пролив Брансфилд.

Кто претендует на Антарктиду.
© РИА Новости.

Российский «боевой крот» может послужить весомым аргументом для утверждения прав Российской Федерации и проведения изыскательских работ в экстремальных условиях.

Сама по себе конструкция хорошо зарекомендовала себя, а при современном уровне развития техники возможно применение «субтеррины» и в беспилотном варианте, в качестве геологического робота.

Другая сфера применения «крота» — космос. Как известно, Россия собирается строить базу на Луне, точнее — под поверхностью нашего небесного спутника. И опять-таки наши подземные лодки могут легко «прогрызть» необходимые для размещения российской базы туннели.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Я писал об этом 20 лет назад. Ну и что? У нас на это не обращают внимания. Даже арендованные «Кроты» у ФРГ для работ на Чернобыльском «котелке» не смогли или не захотели скопировать. Мы не китайцы, которые с усмешкой сейчас говорят — «Крым Ваш, а Сибирь наш!». Позор!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *