Остров Кильдин. Вид сверху. Зима. vsegda-pomnim.com
Помните такие строки из чудесной песни композитора Евгения Жарковского на стихи Николая Букина – «Но радостно встретит героев Рыбачий, родимая наша земля»?
Не знаю почему, но для меня, северянина, именно остров Кильдин после первого знакомства с ним не на карте, а воочию, вживую, стал ассоциироваться с домом. Когда мы возвращались с боевой службы, или просто шли в базу после плановых учений, на экране навигационной радиолокационной станции первым всегда начинал отбиваться засветкой именно Кильдин – самый высокий великан мурманского побережья. Высота этого острова достигает 281 метра. С каждой милей приближения к берегу засветка на экране приобретала всё более знакомые и привычные очертания. Если мы возвращались зимой, в полярную ночь, то с расстояния более 20 миль начинали пробиваться проблески маяка «Кильдин-Северный». И тогда в глубине души начиналось радостное волнение – всё, мы дома!
Расположенный немного восточнее входа в наш единственный северный фьорд – Кольский залив, остров как бы поставлен на страже залива и охраняет его своим каменным величием.
Остров Кильдин достаточно большой – его длина составляет 17,6 километра, а ширина доходит до 7. Он необыкновенно красив и величественен в яркую летнюю пору, сочетая цвета гранитов и сланцев – черных, серых, коричневых, с буйством полярной зелени. Когда подходишь к острову с севера или северо-запада – он возвышается над морем почти неприступной вертикальной стеной, как будто крепость неведомого великана. Зимой же Кильдин давит своей громадностью. Снег не удерживается на его северном вертикальном береге, но на верхнем плато острова он лежит многометровым покрывалом. Северные ветра порой сооружают длиннющие козырьки снега, который нависают над двухсотметровым обрывом берега. Иногда они не выдерживают многотонной своей массы и обрушиваются в полной тишине вниз, разбиваясь о сланцевые выступы и превращаясь в снежную пыль.
Он очень красив! Рядом с ним, смотря на него с палубы проходящего мимо корабля, испытываешь невольное благоговение.
Остров Кильдин. stranabolgariya.ru
Происхождение острова само по себе загадка. Мурманский берег – это преимущественно гранитные сопки магматической природы. Остров находится всего лишь в 1,5 километра от берега материка, но он является самостоятельной неотектонической структурой, которая состоит, в основном, из песчано-глинистых сланцев, то есть природа острова – осадочного происхождения. В строении острова явно просматриваются морские террасы, вплоть до высоты 95 метров. Почти полностью отсутствуют ледниковые отложения. Валуны, разбросанные по всей поверхности острова и которых особенно много в нижней его части, на пляжах, были, безусловно, принесены Скандинавским ледниковым щитом, северо-восточная оконечность которого покрывала остров.
И хотя, как я уже сказал, остров имеет осадочное происхождение, но он также разделён на самостоятельные неотектонические блоки – северный и южный, причём западная часть острова является высокой и каменистой, а на восток и на юг спускается террасами и переходит в восточной части в пологий берег. Там находится ещё одна загадка Кильдина – озеро Могильное!
Это озеро, читатель, напоминает слоёный пирог. Оно сравнительно небольшое – длиной 560 метров, шириной около 289 метров, общая площадь незначительно меняется и в среднем составляет приблизительно 95000 квадратных метров. Оно было образованно около тысячи лет назад из-за подъёма суши, в результате которого часть водной поверхности оказалась отрезанной от моря небольшой перемычкой. Но озеро всё равно имеет связь морем из-за просачивания морской воды чрез осадочные породы. В результате сложился уникальный водный баланс.
Озеро Могильное является гидрологическим памятником природы. В нём присутствуют слои пресной и солёной морской воды, что привело к развитию в них организмов пресных, морских и солоноватых вод.
До 5 метров приповерхностного слоя – это пресная вода, и я, читатель, с удовольствием её пробовал на вкус в бытность мою на острове. В приповерхностном слое обитают чисто пресноводные организмы – рачки, мормыши, дафнии, коловратки и внимание! – совершенно не повторимая рыба – кильдинская пресноводная треска, занесённая в Красную книгу. Её предки остались в озере во время его отделения от моря и со временем, когда в озеро стало всё больше поступать пресной воды от таяния снегов, они приспособились жить в несолёной воде. Под пресноводным слоем находится полутора-двухметровая зона солоноватых вод, в которых обитают эндемичные рачки и организмы, которые вынуждены всю жизнь проводить в этой узенькой прослойке – они не могут подняться вверх и не могут опуститься вниз – и пресная и солёная вода одинаково не подходят для их жизни. А под их ареалом обитания находится обычная высокосолёная морская вода и там обитают типичные представители северных морей – полярные медузы, актинии, морские звёзды, губки, мшанки, морские анемоны и морские рачки. Нижний, придонный слой озера насыщен пурпурными бактериями, выделяющими сероводород, поэтому ничто другое там жить не может. А сами пурпурные бактерии придают водам озера красноватый цвет.
Что же касается обитателей суши, то остров населён достаточно плотно – на нём есть птичьи базары, там живут чайки, канюки, полярные совы, утки, гуси, утки-морянки, кречеты, орланы-белохвосты. На острове весьма хорошо себя чувствуют (особенно сейчас, когда люди свернули свою деятельность на Кильдине) лемминги, зайцы, лисы, бурые медведи. Согласно последним данным, остров контролирует группа из пяти бурых медведей, которые считают себя полноправными хозяевами здешних мест. Берега изобилуют лежбищами тюленей и нерп, в местных речках Зарубихе, Типановке и Климовке бесчисленное количество сёмги, горбуши и полярного деликатеса – арктического гольца.
Именно богатство природного мира издревле привлекали на остров Кильдин поселенцев.
Первые известные упоминания об острове относятся к одиннадцатому веку. Первыми жителями острова, скорее всего, были лопари, занимавшиеся рыбной ловлей, разведением оленей. Постепенно, где-то в конце 15 — начале 16 веков, в район Кильдина зачастили корабли как из европейских далей, так и поморские из Белого моря.
Одним из первых нанёс на карту и подробно описал остров Кильдин знаменитый голландец Виллем Баренц, который хотел найти новый путь для торговли с Индией и Китаем – северо-восточных проход. Кильдин он описал ещё во время своей первой из трёх экспедиций – он назначил воды около острова местом формирования своей эскадры кораблей, которые голландские купцы выделили для поиска короткого пути в Индию.
В те времена берег Мурмана и Кола уже активно осваивались русским людьми. Баренц и его соратники – Геррит де-Фер и Ян Гюйген ван Линсхотен – весьма благоразумно наладили добрые отношения с русскими моряками и рыбаками, что, впоследствии, сыграло очень положительную роль в их судьбе. Баренц сотоварищи совершил три экспедиции, во время третьей им пришлось зимовать на Новой земле и после окончания зимовки на гребном баркасе пытаться вернуться к берегам Мурмана, в надежде встретить там европейское судно. Баренц не выдержал тягот похода и скончался от цинги. Остальные же встретили русские ладьи и были фактически спасены русскими – они поделились с голодающими голландцами запасами печёного хлеба и копчёной рыбы. Голландцы всё это сохранили в своих путевых дневниках.
По имени Виллема Баренца, который составил первые подробные карты и описания северных краёв, европейцы назвали и море, где он делал свои географические открытия. Им были открыты (для европейцев, скандинавы и поморы знали об их существовании задолго до этого) о.Медвежий и архипелаг Шпицберген.
Но для нас, в свете нашего рассказа, читатель, об острове Кильдин, наиболее интересны описания и карты, сделанные Баренцем и – особенно — Яном Линсхотеном, обладавшим ярким дарованием художника.
Они-то и довели до европейцев в подробностях как описания этих суровых мест, так и очень подробно рассказали о лопарях, финнах и русских, составлявших тогда население острова.
В том же 16 веке на Севере начинает укореняться православие. В суровых краях строятся монастыри. Доподлинно известно, что на Кильдине в те времена вели промыслы и имели свои становища Соловецкий и Печенгский монастыри. Пытливый ум и природная наблюдательность Яна Гюйгена ван Линсхотена довели до нас все подробности жизни, быта и взаимоотношений живущих на острове людей.
История Кильдина имеет и тёмные страницы. Несмотря на быстрое освоение Севера русскими людьми, морских границ, как таковых, не существовало. Верные своим традициям грабежа и наживы, хаживали «на пограбить» в воды Кильдина датские и английские корабли, разоряли становища, отбирали и забивали оленей, которых уже на «коммерческой» основе стали разводить лопари и финны, грабили рыбаков, отбирая выловленную рыбу, разбивали захваченные рыбацкие суда на топливо для приготовления пищи и обогрева кубриков.
Кто только не пытался поживиться у богатых берегов! В 1707 году появилась у Кильдина французская эскадра из семь военных кораблей, захватили наше российское судно «Святой Пётр», хотели соблазнить экипаж службой во Франции, а получив отказ, ограбили до нитки и без верхней одежды высадили на Кильдин.
В 18 веке шло промышленной освоение острова. Там действовало прекрасно организованное становище Соловецкого монастыря, включавшее в себя «большую избу промышленников с сенями, товарней, чуланами и другими пристройками, три соляных амбара, мучной амбар, pыбный погреб, сарай, салогрейня и караульня. Вокруг избы были установлены «елуи pыбные» («елуй» — помост из жердей для сушки рыбы). Для снабжения промысла водой был вырыт колодец, рядом c кoтopым стояла баня. Наконец, на промысле быта даже собственная часовня.» (Описание кильдинского промысла сделано по материалам статьи Алексея Крайковского «Промысел трески и палтуса на о. Кильдин…»).
В 1741 году была проведена первая геодезическая съёмка острова, остров стал изучаться. В 1771 году на острове работал молодой учёный, впоследствии академик Российской Академии наук Н.Я Озерецковский. Именно он, кстати, первым обнаружил феномен озера Могильное (тогда ещё безымянного) и наличие в нём морских рыб.
Ну, мой рассказ был бы неполным, если бы я не упомянул об англичанах – эти-то в обязательном порядке должны были появится там, где можно, пользуясь случаем, пограбить. В 1809 году отряд английских кораблей появился у берегов острова и долгое время грабил, грабил и грабил. В то время в Европе шла война, английский флот запер русский в Кронштадте, а на Север, где у нас в то время флота не было, отправилась небольшая эскадра во главе с фрегатом «Неяда». Никакого военного смысла в данном походе не было, но англичане, верные себе, просто пришли пограбить. Англичане уничтожили всё население Кильдина. Потому озеро и мыс у восточной оконечности острова носят имя Могильный.
Суровые условия северного острова до определённого времени не позволяли людям жить на Кильдине постоянно, пока во второй половине 19 века на острове не появилась норвежская семья Юхана и Каролины Эриксен. Юхан потом даже получил прозвище Кильдинский король! Пара получила разрешение и поселилась на острове. Со временем жизнь у пары наладилась, они сумели построить комфортабельный по тем временам дом, хозяйственные постройки, у них родилось 12 детей, жила семья промыслом рыбы, которую сдавали на продажу на Мурмане и в Архангельске. Число колонистов росло, старшие дети обзаводились семьями. Разводила семья и оленей, организовывала покосы, увеличивала стадо.
Работящая, трудолюбивая и дружная семья явилась образцом хозяйствования в суровом климате острова. Даже прошедшая Первая мировая война и Октябрьская революция не сильно задели жизнь Эриксенов. Но стали уходить они от болезней, а оставшиеся в 30-х годах 20 века были репрессированы и судьба их далее нам, читатель, неизвестна…
В те же самые тридцатые годы прошлого века на острове организовали песцовую артель, хотели также создать ферму по добыче йода из водорослей, но так и не получилось. В то время на Кильдине проживало около 130 человек.
А перед войной, после образования Северной военной флотилии, а потом и Северного флота, на Кильдине появились военные.
В годы Великой Отечественной войны остров огнём своих башенных батарей и открыто расположенных орудий отгонял немецко-фашистские корабли от входа в Кольский залив.
Остров Кильдин. Оборонительные сооружения. stranabolgariya.ru
В послевоенной время наступил период расцвета острова. Население Кильдина увеличилось до 15 тысяч человек – военнослужащих и членов их семей. Строились жилые дома, военная и гражданская инфраструктура, множились стационарные навигационные средства обеспечения безопасности мореплавания. Впервые на острове появились школа, детский сад, клуб. Был даже устроен аэродром, на котором базировались противолодочные вертолёты.
Нет смысла, читатель, перечислять все те воинские части и их грозное оружие, которые были на Кильдине. Гарнизон острова рос, благоустраивался, переходил на новые виды вооружений и техники. Нет смысла – потому что сейчас ничего этого нет!
Как почему-то всегда у нас на Северах вместо того, чтобы законсервировать оставляемое имущество и сооружения, весь остров был подвергнут разграблению и поруганию. В домах специальной, для острова, постройки кто-то выворачивал из стен трёхпакетные оконные рамы, крушили двери, ломали сантехнику, уродовали оставленные машины.
Уходили с Кильдина люди так, как будто навсегда! Как из проклятого места! Уничтожая саму память о нормальной жизни.
Сейчас на Кильдине никто не живёт. Остров обезлюдел. Останки его домов пустыми проёмами бывших окон подслеповато и горько сморят на разгром и хаос, которые оставили после себя его жители и приходящие, подобно грабителям-англичанам, на современных катерах и шлюпках вандалы.
Надо отдать должное Министерству обороны и Русскому Географическому обществу, которые реализуют программу очистки Арктики от мусора, оставшегося от человеческого пребывания. Вывозятся тысячи тонн металла и других отходов. Проводится такая работа и на Кильдине.
Остров Кильдин. stranabolgariya.ru
Ходят слухи, что на острове будет организован природный заповедник.
Дай-то Бог!
А для меня Кильдин навсегда останется, читатель, той яркой отметкой на экране радиолокационной станции, возвещавшей: «Я – дома!»
На этом острове мне довелось принять ночной бой, добровольно стать заложником, чтобы потом обезвредить террориста.
Поэтому Кильдин очень близок мне. Но это уже совсем другая история.
Таким мы видели Кильдин уходя в море и возвращаясь из моря. stranabolgariya.ru
Впервые было опубликовано на сайте https://goarctic.ru/priroda/severnyy-velikan-ostrov-kildin/
10 июля 2023 года деревня Телези.
Спасибо за интересный рассказ. Многие поколения военных людей осваивали эти суровые места, жили здесь, проходили службу, растили детей. В советское время этот остров был одним из наших форпостов в Арктике. А в озере Могильном я купался когда служил на Кильдине. Спасибо автору, молодость вспомнил.
Никита, отлично! Великолепный русский язык, а главное — твоя проза создаёт полный эффект присутствия… Прочитал, как будто — побывал на острове Кильдин! — Всё так живо, ярко и точно!..
Спасибо, Никита, за интересный рассказ об острове Кильдин. Мне довелось не только ходить рядом с ним, десятки раз стоять на якоре на Кильдине Западном , но и несколько дней ползать по нему буквально на пузе в поисках украденных срочниками с острова карабинов. Та история закончилась печально, погибла жена лейтенанта выпускника Севастопольского ВВМУ им . Нахимова. Меня ещё поражает то, что об истории европейских земель могут рассказывать на чиная со 2-3 веков до н.э., а у нас если и появится что то с 1700-х годов, то уже сенсация. Не бережём мы как то свою историю, а она точно богата событиями. Виват, друже!
Никита, большое спасибо за рассказ. Вспомнилась курсантская практика после 3 курса. Из рассказа узнал много нового об этом уникальном острове. Дай бог, чтобы его привели в порядок и создали заповедник. Хотя мне думается, что после расширения НАТО за счёт Финляндии и наличия другого кандидата, флот России сюда вернется.
Спасибо за интересный рассказ.
Очень интересный рассказ.На память приходит тот случай когда мы по боевой тревоге пришли в район острова и стали на якорь. А потом были двое суток по поимке дезертиров из воинской части.Да, все конечно закончилось трогично, но это отдельная история. Помнишь этот случай.
А если о хорошем то да,Кильдин как мояк всегда ждешь его появления сначала на рлс потом визуально, а это значит что скоро будет заход в Кольский и дома.
Да к статье, если не ошибаюсь на Кольском острове находится самая глубокая скважина.
Ну вот как то так.
Твои рассказы особенно про Север всегда возвращают меня к самым приятным воспоминаниям к лучшим годам моей молодости, а вспомнить есть что…
Штурман БПК «Симферополь».
Да, Юра, как не помнить этот случай, когда сам ходил в заложники к этому гадёнышу. Он же потом и пытался меня застрелить. Не вытащил бы я ударник из «ПМа» — было бы во мне несколько лишних, не предусмотренных конструкцией тела, дырок калибром 9 мм. Рад, что тебе понравилось.
Легкоступов, ты что написал? ТрОгично, мОяк, тебя кто учил? Да я его порву как тузик грелку! Советского мичмана сразу видать.
Именно Кильдин, а не Рыбачий!
Он и провожал, и встречал.
А ещё помню, как мы с него больного матроса зимой снимали. Меня потом главный штурман флота драл за то, что шлюпку отправили, наплевав на погоду.
Да, трассеры над островом, машину у причала, обращение Орлова к беглецу: «Рашид, у тебя родители, жена, двое детей…», изъятие гранаты из руки бойца, бросок ее в воду все в памяти. Никита Александрович провел операцию блестяще. Не верится, что все это было так давно. Жаль, что девушка погибла по вине трех негодяев.
Трассирующие пули в ночи очень красиво рикошетировали и взмывали ввысь. А те, которыми стреляют в тебя — кажется, что все они летят персонально тебе в рожу.
Помню, общались в частном порядке с Никитой про Кильдин и этот интересный экскурс в историю практически, родных мне Северных земель (я родился в Архангельске, это, получается, 600 км от места событий). Одного не пойму: зачем люди раскурочили остров, когда выезжали оттуда. Бессмысленные и деструктивные трудозатраты… В остальном — статья достойна публикации в учебниках истории и географии, а та атмосферность, с которой произведена подача материала, заставляет, буквально, прочувствовать суровый дух Северных земель и морей, ощутить до мурашек по коже пронизывающий дух холодного прибоя под суровым северным небом, закрытым низкими свинцовыми тучами… Отдельно отмечу упомянутых в статье европейцев, и особенно, англичан… они — как обычно, и поэтому, Слава России! Ну и, конечно же, интригует упомянутый в конце ночной бой и неитрализвция террориста… откуда он там появился? В общем, ждём новых историй!👍
Великолепно, Никита Александрович! Интересно и познавательно! Большой труд, большое спасибо!
Большое спасибо за как всегда интересный рассказ.В 2001году, бпк «Адмирал Чабаненко», находясь на охране района гибели «Курска» из-за неблагоприятных ГМУ заходил в Кильдин Восточный для приёма на борт НШ СФ вице-адмирала Моцака М.В. (к сожалению ныне покойного) и Главного штурмана СФ капитана 1ранга Шеметова А.В.
Большое спасибо за как всегда интересный рассказ.В 2001году, бпк «Адмирал Чабаненко», находясь на охране района гибели «Курска» из-за неблагоприятных ГМУ заходил в Кильдин Восточный для приёма на борт НШ СФ вице-адмирала Моцака М.В. (к сожалению ныне покойного) и Главного штурмана СФ капитана 1ранга Шеметова А.В.
Никита! Как всегда интересно и познавательно , особенно когда никогда не был на Севере. Спасибо.
День добрый, Никита!
Большое спасибо за этот короткий,но ёмкий экскурс в географию,историю и геологию наших краёв, которые оказались никому не нужны. Жаль, что до Кильдина не добрались киношники и не сняли там что-то типа «Левиафана». Тогда бы и там был туристический бум, как в Териберке. Хотя даже в этом знаменитом сейчас месте власти ничего не делают для благоустройства. Ну чтож, даст бог, доживём до светлых дней!
Ещё раз большое спасибо за труд и ждём новых, как всегда интересных исследований и заметок.
Жму руку и обнимаю.
С уважением, Борис.
Спасибо Никита очень интересная статья!
Спасибо, Никита, продолжаешь приятно удивлять. С такой любовью к острову рассказ написан, и так интересно описана его история. А я, не знаю почему, для себя всегда считал, что остров Кильдин был безлюдным. Вот, век живи — век учись! Это я про себя. Большое спасибо, Никита!
Спасибо, Никита, за интересный рассказ! Кильдин для меня тоже был знаком скорого возвращения домой. Видел остров в любую погоду и в любое время года, но побывать на нём так и не удалось. Хотя немало слышал о Кильдине от служивших на нём наших с тобой однокашников по ЧВВМУ. И! Теперь жду рассказа о том негодяе — дезертире.
Никита Александрович человек редчайшего дарования. Всё, за что не берётся- делает только на 5+. Так и на литературном поприще. Перенял «пикулевский» стиль письма. Глубочайшее знание материалы, подробная проработка темы, интересный фотоматериал. Да я из этой статьи узнал про Кильдин больше, чем за 10 лет службы в Полярном (1982-1991). Спасибо Творцу, твори дальше!
Не являясь стратегом, проходя службу на БПК «Достойный» (а именно так гласила главная корабельная доска) в должности командира электротехничечкой группы в период с лета 1975 года по конец 1979 года, сначала под руководством командира БЧ-5 капитана 3 ранга Шихатарова Анатолия Зиновьевича (отца родного и учителя), а затем Бабичева Сергея Анатольевича помню, что точкой рассредоточения нашего корабля была неприметная с точки зрения офмцера БЧ-5, выскочившего покурить на ют, географическое место «КИЛЬДИН МОГИЛЬНЫЙ». Настроение, которого и так не было, падало до нуля,… сплошная жопа… Всё вокруг было одного свинцового цвета: и море, и небо, и скалы, и сопки… А матросики, помню, вопреки запретам командира корабля капитана 2 ранга Ильина Альфреда Константиновича (Царствие ему небесное!), умудрялись, пока стояли в точке, ловить каких-то маленькиз крабиков сеткой, сделанной из марли…
Полагаю, что Никита Александрович в своём повествовании открывает для нас, «чайников»: матросов и офицеров, служивших на кораблях, прежде всего 2 дипк, новую страницу познания! Не каждый ведь пойдёт в публичку, или в другой храм познания, чтобы узнать про Кильдин. Никита Александрович, здорово! Молодость вспомнил…
Никита обладает способностью раасказывать о морских делах со страстью и радостью неофита, открывающего для себя радости нового мира, а ведь за его плечами десятилетия морской службы, основным содержанием которой являются вовсе не радости, а тяжёлый труд, поганая погода и расставания с любимыми. Вот и в этом повествовании он умудряется увлечь нас рассказом о крохотном пятачке земли, продуваемом ветрами любых направлений, засыпаемом сугробами выше человеческого роста, рейды его негостеприимны в сравнении с черноморскими бухтами, грунты плохо держат якоря, а треска не заходит ни на Западный, ни на Могильный. Зато Кильдин встречал и провожал нас светом Кильдина Северного, яркой засветкой мыса Бык на экране РЛС — отсюда и любовь к этому острову, и эта любовь видна в рассказе, который вполне достоин быть включённым в литературное приложение к Лоции Баренцева моря, часть 2, адм.№1112. Если бы такое приложение существовало.
Павел Георгиевич, искреннее — спасибо!
Когда были после первого круса на практике на кр. «Мурманск», выходили на стрельбы.
И вот, проходя вдоль Кильдина, мой одноклассник Дима Баранов сказал: «А ведь это реально край света. Можно на краешек сесть и ноги свесить». Потрясающее впечатление от острова. И много позже, уже служа в Институте, выходя на моротработки различных образцов ГАС, Кильдин не терял своего производимого впечатления на проплывающих мореплавателей.
Ну а очер, как всегда, великолепен
Никит!Как всегда основательно и фундаментально!Спасибо: очень понравился очерк о нашей с тобой совместной северной достопримечательности!🤝👍
Никита, рассказ замечательный и материал собран исчерпывающий. Правда, знал я одного парня, служившего на Кильдине. Его рассказы о службе на острове походили на сценарии фильмов ужасов. Возможно, с этим и связан последующий вандализм.
Спасибо. Очень интересно и познавательно.
Только из песни мне помнится другая строчка
«растаял в далеком тумане рыбачий родимая наша земля «
Аршавир! Это «растаял в далёком тумане…» — это из второго куплета песни, а в шестом, последнем, куплете поётся: «Хоть волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля,
Но радостно встретит героев Рыбачий,
Родимая наша земля.»
Действительно, прекрасный экскурс в историю острова Кильдин. Для многих моряков-североморцев горшковского призыва это был форпост КСФ, равнозначный по смыслу острову Рыбачий в военные и послевоенные годы. Кильдин открывал путь в океан, встречал корабли из дальних походов и не только. К примеру, Атлантическая эскадра очень уважала «замутить» рейдовые сборы, как правило, на рейде Кильдин восточный. Мое первое еще курсантское знакомство с этим примечательным местом состоялось летом 1973 г. на борту БПК «Адмирал Макаров». Позже — не раз и не два — на борту ТАКР «Киев». Тогда, помнится, шутили: — Лучше северный берег Крыма, чем южный берег Кильдина. Сегодня вполне серьезно это видится несколько иначе, как в ремейке стихотворения из крейсерской газеты «Океанским курсом», с терпким ностальгическим флером: «Ну, вспомним, друг, суровый мир на скалах -/Североморск, эскадру, корабли,/Наш дом на рейде, катера, причалы,/Походный быт неласковой земли./Внезапный, по тревоге, выход в море,/Громоподобный «Яков» рев турбин,/Сторожевик, скучающий в дозоре,/И снежный профиль острова Кильдин…»
Прекрасные стихи писали для крейсерской газеты! Спасибо за комментарий!
Да, остров Кильдин жемчужина Кольской земли. Его не забыть никогда! Нас от штормов укрывал не только Кильдин западный, но и Кильдин восточный (могильный).
Никита Александрович! Спасибо. Хорошо написано! Легко читается. Познавательно. Наверно каждый из нас видел Кильдин уходя в море и возвращаясь из морей. Мало кто знал о нем что-то. Спасибо
И статья классная, и интрига в конце — это что за бой и заложники у нас на Севере? Это были учения?
Был бой, погибла женщина, мне пришлось идти в заложники. Террориста взял живьём. Это были не учения. Всё взаправду. Но писать об этом не могу.
И долго будет тебе сниться
Шуршание солёных льдин
Сияния полярного зарницы
И белый профиль острова Кильдин…
Великолепно, Никита Сыныч! Когда служил на тральщике, наши полигоны были у Кильдина-Восточного. Иногда по несколько БТ-шек стояли у причала на Могильном. Раза три довелось пройти Кильдинской Салмой насквозь. А ещё там есть «Кильдинский километр» — кусок великолепной дороги из брусчатки, что строили зэки в конце 30-х годов, да так и не закончили. А насчёт того, что Кольский залив — единственный российский фьорд — не согласен. Чем губы Печенга, Западная Лица, Долгая не фьорды? Хоть они и меньше Како Земли.
А какая треска ловилась на якоре у мыса Бык!
Как ярко написано, впечатление, что сама всё это видела! Спасибо за интересный рассказ, Никита Александрович!
Хотелось бы своими глазами когда-нибудь увидеть Кильдин…
Удивительно как много и как интересно можно написать о простом северном острове.
Я не северянин, и слышал только название Кильдин.
Теперь я знаю о нём всё. Спасибо! Обязательно нужно включить в следующую книгу.
Хорошая статья про о.Кильдин.Начинал службу в п. ГРАНИТНЫЙ так ,что насмотрелся я на него в разные времена года. Да это про дом,это завершение выхода в море,это встреча с родными.Никита, спасибо как всегда напала ностольгия…
Да, отличный экскурс в историю. И острова и Флота наших времён… Я конечно засветок на экране не видел, из ПЭЖа-то как их разглядеть… Но точку «яко» очень даже любил, как впрочем, и все мы в те времена (уж не знаю, как сейчас, но надеюсь, что тоже любят).
Однажды стояли мы на «Современном» на рейде «Кильдин-Могильный», долго стояли, суток трое, наверное. И видели такое явление — миграцию молодых тюленей или котиков, бельков в общем — белая полоса вдоль берега, как прибой при совершенном штиле! Море, как стол, а «полоса прибоя» вот она… странно. Оказалось — бельки эти самые. И, что вы думаете — шириной метра три-четыре эти бельки шли несколько часов! Это сколько же голов?!! Тысячи! Связист, Серёга Рябов просил Лыженкова спустить катер, подобраться поближе, но кэп добро не дал. (Скорее всего его начальники не дали, а Герман Саныч авантюристом был флагманским, ничего не боялся).
И ещё: «Баренц и его соратники – Геррит де-Фер и Ян Гюйген ван Линсхотен – весьма благоразумно наладили добрые отношения с русскими моряками и рыбаками, что, впоследствии, сыграло очень положительную роль в их судьбе». Эх, следовали бы их потомки этому мудрому решению, жили бы мы сейчас в мире, но… они ж тупые!
Ой, Михаил, они много чего из истории трактуют только в свою сторону!
Никита. И снова огромная благодарность за такой интересный и познавательный рассказ о нашем Севере. Служа на корабле десятки раз проходил мимо Кильдина, были знакомые офицеры служившие на Кильдине, а к своему стыду географию и историю этого острова не знал.