Так уж получилось, что на месте падения этого самолета мне побывать не довелось. Но, волею судьбы я оказался причастным к установлению экипажа, как архивист. Итак по порядку. 25 августа прошлого года Севастопольскими поисковиками в Крымском урочище Уч-Алан было найдено место падения советского самолета СБ (скоростной бомбардировщик). Самой главной находкой оказался кусочек силового набора с шильдой, на которой был номер 317/15.
Просматривая свои выписки, сделанные в Гатчинском архиве ВМФ я нашел этот номер.
Согласно акта технического состояния самолет СБ с таким заводским номером входил в состав 40 бомбардировочного авиаполка и потерпел авиакатастрофу 23 июня 1941 года при возвращении с боевого задания упал на лес.
Оставалось выяснить судьбу экипажа. Единственным погибшим в этот день был адъютант 2 авиаэскадрильи старший лейтенант Владимир Фокич Тимченко, следовательно два других члена экипажа остались живы. Благодаря помощи начальника музей истории 40 бап/943 мрап Алексея Петровича Гирника удалось установить полный состав экипажа:
пилот самолета – старший лейтенант Ковалёв Федот Матвеевич
воздушный стрелок-бомбардир (штурман) — старший лейтенант Тимченко Владимир Фокич
воздушный стрелок-радист старшина Лотов Николай Люманович
Самолёт входил в состав второй авиаэскадрильи и базировался на аэродроме у поселка Курман-Кемельчи (сейчас это поселок Красногвардейское). В ночь на 23 июня 1941 года вылетел в составе группы самолетов на нанесение бомбового удара по румынским кораблям в Сулинском гирле Дуная, запасная цель — порт Сулина. В районе цели самолеты встречены огнем зенитной артиллерии противника, все вернувшиеся из вылета самолеты повреждены зенитным огнем.
Экипаж старшего лейтенанта Ковалева после работы по цели отклонился от курса (вследствие тяжелого ранения или гибели лейтенанта Тимченко). Судя по направлению падения экипаж проскочил аэродром Кача (находится на линии курса от цели) и из-за нехватки топлива топлива совершил вынужденную посадку на лес, при этом наиболее пострадала как раз кабина штурмана. Летчик и воздушный стрелок-радист были ранены. Скорее всего уцелевшие части самолета (включая моторы и вооружение) были вывезены с места падения, благо обстановка позволяла это сделать.
Погибший лейтенант Тимченко В. Ф. был похоронен на кладбище п. Сарабуз (ныне Гвардейское). К сожалению, в настоящий момент установить точное расположение места захоронения не представляется возможным по причине того, что в период оккупации Крыма немцами и их приспешниками из числа предателей, могилы советских военнослужащих были частично разрушены.
Судьбы оставшихся в живых членов экипажа сложились по разному.
Федот Матвеевич Ковалёв прошел войну, окончил службу подполковником
Николай Люманович Лотов погиб в октябре 1941 в воздушном бою в районе Перекопа. В конце октября нынешнего года Севастопольскими поисковиками и Алексеем Петровичем Гирником на месте катастрофы установлен памятный знак
Установка памятной таблички на месте падения самолета
https://www.youtube.com/watch?v=z3HpjogoTZg