Соловьев С. История одного поиска (МиГ-3 лейтенанта Попова)

В конце 2016 года на форуме “Тризна” появилась тема о самолете Миг-3, найденном Анапскими дайверами из клуба “Поиск” на дне Черного моря около Анапы. Я списался с автором темы, а он дал мне телефон одного из тех, кто обнаружил эту некогда грозную машину.

 

вот в таком виде самолет предстал перед нашедшими его дайверами.   В ходе совместной работы с ребятами под руководством Игоря Седракяна удалось поднять с самолета  сперва лючок от капота, на котором, к сожалению, не оказалось номера

 

 

а затем и шильду, закрепленную на двигателе самолета.

Казалось бы, эта находка расставит все по своим местам. Согласно записи в книге учета самолетов и моторов ВВСЧФ, самолет МиГ-3 с заводским номером 3682 и мотором С301123, принадлежащий 7 истребительному авиаполку ВВС ЧФ, затонул в Черном море 12 июля 1942 года. А книге учета боевых потерь 62 истребительной авиабригады ВВС ЧФ была найдена запись следующего содержания: 12.07.42 МиГ-3 летчик Попов, при возвращении с боевого задания,  из-за отказа мотора, совершил вынужденную посадку на воду в 400-500 метрах от Анапы, самолет затонул, летчик жив. Смущало одно: на самолете присутствовали следы от пуль. Решено было продолжить работы и попытаться поднять части капота мотора. Поднятый капот обескуражил.

Номер на нем не совпадал с номером самолета, найденным в архиве. На капоте просматривались цифры 4 и 5, часть номера как раз между ними была утрачена безвозвратно (сделала свое дело коррозия).

В архивных документах номер, с такими цифрами на конце нашелся – 4735, но этот самолет был разбит в апреле 42 при посадке на аэродроме. Тогда подняли панель закрывавшую доступ к свечам мотора. И … еще один номер, на сей раз 3696

 

Самолет с таким номером был потерян  7 иап в мае 1942. Окончательный ответ нашелся в мемуарах Героя Советского союза К.Д. Денисова, бывшего в то время командиром полка. Детали капота с номерами 4735 и 3696 оказались на самолете Попова в июне 1942 года, когда, с разрешения командира, за счет деталей с разбитых и неисправных самолетов было восстановлено восемь МиГ-3. Так что теперь окончательно стало ясно, что за штурвалом этого самолета был лейтенант Тимофей Алексеевич Попов. В этот раз он остался  жив. К сожалению Тимофей Алексеевич до победы не дожил, он умер от ранения в 1943 году и похоронен на центральном воинском мемориале в Сочи.

Примечание:

Тактико-технические характеристики МиГ-3

— Главный конструктор: Артём Иванович Микоян
— Первый полёт: 29 октября 1940 (4-й И-200)
— Начало эксплуатации: 1940
— Конец эксплуатации: 1943
— Годы производства: декабрь 1940 — декабрь 1941
— Единиц произведено: 3 178
— Стоимость единицы: 158 000 руб. (май 1941 года)

Экипаж МиГ-3

— 1 пилот

Размеры МиГ-3

— Длина: 8,25 м
— Размах крыла: 10,2 м
— Высота: 3,325 м
— Площадь крыла: 17,44 м²
— Профиль крыла: Кларк YH
— Коэффициент удлинения крыла: 5,97
— Масса пустого: 2699 кг
— Нагрузка на крыло: 192 кг/м²

Вес МиГ-3

— Нормальная взлётная масса: 3355 кг
— Масса с пулемётами под крылом: 3510 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 463 кг
— Объём топливных баков: 640 л

Двигатель МиГ-3

— 1 × жидкостного охлаждения АМ-35А
— Мощность двигателей: 1 × 1350 л. с. (1 × 993 кВт (взлётная))
— Воздушный винт: трёхлопастной ВИШ-22Е
— Диаметр винта: 3 м
— Тяговооружённость: 284 Вт/кг

Скорость МиГ-3

— Максимальная скорость у земли: 495 км/ч
— Максимальная скорость на высоте: 640 км/ч на 7800 м
— Посадочная скорость: 144,5 км/ч
— Длина разбега: 347 м
— Длина пробега: 410 м
— Время набора высоты 5000 м за 6,5 мин
— Время набора высоты 8000 м за 10,28 мин
— Время виража: 25—26 с на 4000 м

Дальность полета МиГ-3

— 820—857 км на 7860 м

Практический потолок МиГ-3

— 11 500 м

Вооружение МиГ-3

Стрелково-пушечное:
— 1 × 12,7 мм пулемёт БС с 300 патронов
— 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС с 750 патронов на ствол
— 2 × 12,7 мм пулемёт БК под крылом (дополнительно)

— Существовала также пушечная модификация с двумя синхронными 20мм авиапушками ШВАК

— Боевая нагрузка: 200 кг
— Неуправляемые ракеты: 6 × РС-82
— Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг бомбы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *