Блытов В. Блытова О. «Ветреные француженки» на службе России


После мая 1905 года Россия столкнулась с ситуацией, когда практически весь Балтийский флот от тяжелых броненосцев, быстрых крейсеров и до маленьких миноносцев погиб, интернировался в иностранные порты или сдался японцам в ходе русско-японской войны.

Три тихоокеанских эскадры кораблей, сформированные на Балтийском флоте, сгорели в горниле русско-японской войны. Погибли, ранены или попали в плен тысячи подготовленных офицеров, сверхсрочников (унтер-офицеров), матросов 1-ой статьи (ранее статьи присваивались за выслугу лет).

Наступил момент, когда необходимо подумать об обороне столицы с морских направлений, а для этого необходимо срочно создать новый боеспособный Балтийский флот [3]..

Финский залив, как огромный проспект ведет любого прибывающего прямо к сердцу Российской Империи – Санкт-Петербургу. История помнит, как именно с этого направления, с недобрыми намерениями к нам лезли шведы, англичане с французами, еще ранее ливонские рыцари. Все пытались зажать Россию в узком горниле Финского залива и не выпустить в Европу. Пытались, взять силой оружия твердыни Кронштадта, и раз и навсегда разрушить город Святого Петра, корабельные верфи и даже саму попытку России иметь выход к Балтийского морю.

Увы, печальную картину представлял в конце 1905 года Балтийский флот. Гавани пустовали. В его составе оставалось только несколько боевых кораблей, среди которых самым современным был броненосец «Слава». Остальные еще не вернулись из иностранных портов, где были интернированы в период войны [3].

У России был опыт русско-японской войны, опыт жесточайшего поражения, опыт спуска Андреевских флагов и позорной сдачи в плен эскадры адмирала Небогатова, гибели первой Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре. Этого не должно повториться. В Петербурге собирается кружок молодых офицеров, прибывавших из плена из Японии, которые стали думать, а что надо сделать, чтобы возродить флот, возродить морское могущество России. Кружок получает предварительное название «Санкт-Петербургский морской кружок для разработки военно-морских вопросов». Председателем кружка выбирается почти единогласно капитан 2 ранга Колчак. На собраниях обсуждаются острые вопросы реорганизации управления флотом, постройки новых кораблей, соотношение кораблей различных классов, особенностей использования в перспективной войне подводных лодок, минного оружия, авиации.

Высшее флотское начальство в лице морского министра, узнав про эти собрания, сначала косилось на них, так как это было необычным явлением во флоте, но участие в них многих видных офицеров, героев войны заставило прислушиваться к ним. Адмиралы с большими звездами, не сумевшие ничего предложить своего конкретного и жившие по старинке решили возглавить этот стихийную инициативу «младших офицеров».

В это время по заказу Морского ведомства уже в конце русско-японской войны заказываются корабли на верфях Франции и Германии. Англия и США после русско-японской войны России корабли принципиально не строят. Зато практически все верфи России на Балтике и на Черном море загружены заказами на строительство новых линейных кораблей, крейсеров и эсминцев.

Крейсеры «Россия», «Громобой», «Богатырь» и «Алмаз» находились уже на пути из Владивостока в Кронштадт(интернированы и разоружены в нейтральном порту до окончания войны). При этом обычно в береговые склады сдавались замки орудий, а иногда и части машин, что должно было гарантировать неучастие корабля в боевых действиях.

Морское министерство находилось в полной растерянности, хотя и старалось ликвидировать последствия неудачной войны.

Было заказано несколько новых кораблей, но, к сожалению, без предварительно разработанной программы воссоздания флота и совершенно не руководствуясь опытом минувшей войны. В Англии был заказан броненосный крейсер «Рюрик»; во Франции – броненосный крейсер «Адмирал Макаров» и дивизион из восьми миноносцев; в Германии – тоже дивизион из восьми миноносцев. В Петербурге, на Балтийском заводе, достраивались броненосцы «Андрей Первозванный» и «Император Павел I», заложенные еще до войны; на Адмиралтейском – броненосные крейсера «Баян» и «Паллада». На Балтийском заводе еще строились два заградителя, «Амур» и «Енисей». Кроме того, на разных заводах в Петербурге, Гельсингфорсе и Риге на собранные во время войны добровольные пожертвования достраивались 20 минных крейсеров, водоизмещением около 500 т[3].

Балтийский флот строиться, Балтийский флот возрождается. Возвращающиеся из японского плена офицеры, получают новые назначения, принимают новые корабли. А пока они их ждут корабли, служба проходит в экипажах, так хорошо описанная Гарольдом Карловичем Графом в его книге «Императорский флот между двумя войнами. 1906 – 1914 . Издательство «Вече. 2013 г.»

Флот учится стрелять, учиться ходить строями, учиться пускать самодвижующиеся мины Уайтхеда, учиться ставить минные заграждения по рекомендациям капитана 2 ранга фон Эссена, лихого командира крейсера «Новик»  из Порт-Артура — дабы в дальнейшем более не допустить бесчестья Андреевского флага.

Оживают прибалтийские порты, звучат флотские оркестры под которые весело по улицам городов маршируют колонны, выделяясь белыми робами и  голубыми гюйсами матросов. Весело развеваются на ветру ленточки бескозырок, на которых написаны золотом названия новых кораблей.

Сверкают эполеты адмиралов и офицеров. У многих на мундирах Георгиевские, Владимирские и Анненские ордена и кресты, на боку именное георгиевское оружие – сабли и кортики. Они – воевали, многие выжили холодных водах Цусимы, некоторые пережили позор сдачи Порт-Артура! Раз–два–левой! Раз-два-левой! – печатают шаг по мостовым улыбающиеся матросы.

Равняйсь! Смирна! И вольно не будет – пока мы не возродим флот.

Снова звучат на весь город волшебными звуками команды, певуче поют горны кораблей, на реях поднимаются флажные сигналы, машут флажками сигнальщики, перемигиваются веселыми ратьерами вновь построенные корабли между собой и с береговыми постами. На рейдах военно-морских баз забелели парусами шестивесельные и четырехвесельные ялов. И – раз, и – раз — раздаются команды командиров шлюпок — кливер вынести – фок на левый борт.

Унтер-офицеры обучают молодых матросов – слышаться интересные и явно флотские, напоминающие парусные времена слова – слаблинь, третная стропка, ракс-бугель, топ, полубензель, кливер-шкот, флюгарка, фока-галс, люверс, кливер, фок и так далее.

Жизнь снова возвращается в Либаву, Ревель, Гельсингфорс, Ригу, Кронштадт – основные порты флота России на Балтийском море. Корабли начинают выходить в море на боевую подготовку и проводить стрельбы. С моря постоянно слышаться выстрелы кораблей, расстреливающих щиты.

Цусима не должна повториться – звучит мысль в головах каждого адмирала и офицера. Флот жив! Флот будет жить! У России будет флот!

Женщины с волнением и тревогой смотрят, как сильные, красивые, розовощекие, вчерашние крестьяне и рабочие, а сегодня уже матросы в ловко подогнанной форме с отливающие синевой гюйсами ловко маршируют по улицам городов в городские бани и по другим делам.

Флот оживает! «На флаг, и гюйс, и стеньговые флаги, и флаги расцвечивания смирна!» —  раздаются с утра и к вечеру на весь город команды с уже пришедших кораблей. Флотские мелодии выводят корабельные горны. Встать к борту! Та-та-тата, та-та-та-та, таааа!

В 1905 году Россией заказывается серия из одиннадцати эскадренных миноносцев на верфях во Франции, восемь на «Forges & Chantier de la Mediterranee SA» и три на заводе Нормана в России. В 1905 — 1906 годах  заказанные во Франции эсминцы вступают в строй русских боевых кораблей.  На гафелях мачт поднимаются Андреевские флаги. Ловкие матросы бегом выполняют все приказания. Сверкают эполеты офицеров на ходовом мостике, слышаться корабельные команды, тревогой отдаются звонки колоколов громкого боя.

После русско-японской войны руководил флотом и определял всю флотскую стратегию и службы генерал-адмирал и морское министерство, не всегда оказывающиеся компетентными в вопросах строительства флота, заказа кораблей и вооружения.

Требовался же единый орган управления и руководство флотом, который мог бы обобщить опыт и на научной основе заниматься судостроением, подбором кадров, боевой подготовкой на кораблях, проведением исследований и испытаний оружия кораблей и координировал бы все вопросы, касающиеся флота и кораблей. В других странах  этим органом был главный морской штаб.

Мало кто знает, что Морской Генеральный штаб в России появился с легкой руки и по задумке лейтенанта А. Н. Щеглова (из того же кружка молодых офицеров). Он по своей инициативе разработал законопроект о его создании и при особой записке представил морскому министру вице-адмиралу Бирилеву, но тот не дал ей хода. Испробовав все легальные пути, А. Н. Щеглов на свой риск подал записку и законопроект начальнику Походной канцелярии его величества флигель-адъютанту капитану 1 ранга графу А. Ф. Гейдену, и последний поверг законопроект на благоусмотрение государя. Его величество, ознакомившись с запиской, повелел морскому министру немедленно же осуществить проект. Отчего и последовал высочайший указ от 23 апреля 1906 г. [3].  

Как указано выше, первым начальником МГШ был назначен капитан 1 ранга Л. Брусилов, скоро произведенный в контр-адмиралы. А. Н. Щеглов был назначен начальником отдела, разрабатывающего защиту вод Балтийского моря, который и разработал «малую судостроительную программу». Она называлась «малой» потому, что Государственная дума тогда не давала кредитов на осуществление «большой» программы, так как не были готовы наши судостроительные заводы…

Миноносцы, заказанные во Франции, после их прихода в Россию на флоте называли — «француженками», а заказанные в Германии — «немками».

Во Франции по проекту «Лейтенант Бураков» было заказано 11 эскадренных миноносцев — «Лейтенант Бураков», «Меткий», «Молодецкий», «Мощный», «Искусный», «Исполнительный», «Крепкий», «Легкий», «Ловкий», «Летучий», «Лихой». С 1905 года эскадренные миноносцы проекта «Лейтенант Бураков» начинают службу России.

По штату их экипаж состоит из 4 офицеров, 2 кондукторов и 61 нижнего чина (количество унтер-офицеров может быть увеличено за счет снижения матросских должностей).

Офицеры это — командир, штурман (он же ревизор, он же вахтенный офицер), минер (он же артиллерист) и судовой механик. Мало, но и кораблик-то небольшой.

Основные тактико-технические данные корабля:

Корпус делился на 10 отсеков. Форштевень изготовлялся из кованой стали со шпироном (Шпирон — выдвинутый вперед таран корабля), ахтерштевень был выполнен из литой стали. Киль, длиной около 32 метров, был сформирован из стальных листов толщиной 4,8 миллиметра. Длина шпации (за исключением шпаций машинного отделения) составляла 600 мм. (Шпация — расстояние между соседними балками корпусного набора. Поперечная шпация — расстояние между основными шпангоутами, продольная шпация – расстояние между продольными балками).

Команда занимала второй и третий отсеки. Во втором также предусматривались по бортам рундуки для личных вещей, а под палубой «помещение для провизии». Восьмой отсек предназначался для размещения офицеров и имел выход в кают-компанию. Каждая офицерская каюта имела кровать с ящиком под ней, шкаф, письменный стол и умывальник с зеркалом.

В каюте командира, кроме того, имелся еще один шкаф для карт, библиотека и кресло. На дверях кают и кают-компании располагались шерстяные портьеры, и, кроме того, один шерстяной ковер находился в кают-компании. Палубы в каютах покрывались линолеумом, а столярные изделия изготовили из лакированного тикового дерева.

С левого борта он имел буфет, ватерклозет и каюту для штурманских принадлежностей, на правом борту располагалась каюта командира со входом из прихожей. В средней части — кают-компания и две офицерские каюты по бортам от неё.

В девятом отсеке имелось жилое помещение для квартирмейстеров. Оно содержало: стол с раздвижной столешницей, койки с рундуками, шкафы, умывальник с зеркалом, шесть кроватей, каюту машинного квартирмейстера и необходимые крючки для четырех дополнительных подвесных коек.

Водонепроницаемые переборки на кораблях доведены до уровня верхней палубы.

Глубина трюма — 4,1 метра (от киля до верхней палубы).

Водоизмещение: 402 тонны.

Размеры: длина эсминца – 54,66 метра, ширина — 6,07 метров, осадка — 3,5 метра.

Скорость хода: максимальная – 27 узлов, экономичная – 15 узлов.

Дальность плавания (на экономичном ходу) – 1200 миль.

ГЭУ (главная энергетическая установка) — 2 паровые машины (мощностью не менее 3000 индикаторных сил каждая), 2 котельных отделения, 4 котла системы Нормана (с рабочим давлением в 17 атмосфер и числом оборотов 310 об/мин.).

Время, необходимое для разведения паров и начала движения при «холодных котлах», определялось в 1,5 часа при штатной работе и в один час при экстренной разводке паров.

Подъем якоря обеспечивался паровыми брашпилями. Водоотливная система состояла из десяти эжекторов, двух циркуляционных помп, а так же комплекта донок и трюмных помп. Для откачки воды дополнительно могла быть задействована пожарная система, из двух донок системы Листа и двух переносных брандспойтов.

В случае необходимости носовые, минные, патронные и кормовые погреба в течение 15-20 мин затоплялись через клинкеты.

Вентиляционная система обеспечивала шестикратную смену воздуха в течение часа и не допускала повышения температуры в отсеках выше 35 °C.

Электрическую сеть эсминца составили: энергетическая установка из динамо-машины, прожектора и 59 штук 16-свечевых ламп.

«Электроколокола» (колокола громкого боя) установили во всех отсеках, с общей системой включения из боевой рубки.

На этих кораблях  впервые было применено паровое отопление.

Связь обеспечивалась радиотелеграфом мощностью 0,5 кВт с дальностью в 75 миль. Для растяжек антенны и подачи флажковых сигналов в проекте предусмотрели две мачты высотой 14,4 метра.

Осветительный прожектор изначально предусматривался диаметром 40 сантиметров, при модернизации установили 60 сантиметровый «боевой фонарь» Манжена. Его поставили над рубкой на платформе, устроенной по типу принятой на французских эсминцах.

Вооружение эсминца:

– два вращающихся торпедных аппарата под торпеду «Уайтхеда» калибра 450-мм образца 1904 года. Их сектор обстрела составлял 26° от траверза в нос и корму. В России такие торпеды, проекта Фриумского завода (Австро-Венгрия), изготовлялись Обуховским заводом и заводом «Лесснера». ТТД торпеды : длина торпеды 5,13 м, общий вес 648 кг, вес боевой части 70 кг, давление сжатого воздуха 150 атм, дальность хода 0,82 км, скорость хода 33–25 уз.

— орудие «Канэ» 1-75 мм., 5 одноствольных пушек «Гочкиса» 47 мм. — 5 штук, 6 пулеметов, 7,62 мм. типа «Максим». Установлено уже в России вместо пушек «Гочкиса».

Эскадренный миноносец «Охотник» пушка Кане

— шесть пулеметов 7,62-мм установили дополнительно к артиллерии после модернизации. Общий запас 108(18×6) ящиков с патронными лентами для пулеметов. Два пулемета были установлены на местах демонтированных под 47-мм орудия тумб и по два переносных пулемета с четырьмя стационарными стойками по бортам. При этом из-за конфигурации «возвышенной палубы» носовые и кормовые пулеметные треноги несколько различались по конструкции. От двух кормовых пулеметных треног, предусмотренных первоначальным проектом, отказались.

— минное оборудование для постановки минных заграждений. Для использования гальваноударных мин 1908 года подавались к скатам с помощью якорных тележек. Тележки обеспечивали легкую и удобную постановку. Время сброса составляло от 10 до 15 минут. Масса в сборе одной якорной гальваноударной мины образца 1908 года составляла 582 кг. На борт может браться до 15 морских донных мин.

По морям, играя, носится

с миноносцем миноносица.

Льнет, как будто к меду осочка,

к миноносцу миноносочка.

 (В. Маяковский. Военно-морская любовь)

Безусловно, брешь в обороне столицы эти корабли закрывали, но морально они устарели уже в период постройки. На смену им уже спешили с наших верфей более совершенные «Добровольцы» (серия из 24 кораблей, построенных на добровольные пожертвования населения России) еще называвшиеся «угольщиками» и совершенно новые «Новики» (заложена серия из 54 кораблей), уже «нефтяники» со скоростью максимального хода в 38 узлов. «Новики» прекрасно воспеты Валентином Савичем Пикулем в его замечательном морском романе «Моонзунд».

Но это другая история, а сегодня мы рассматриваем, так называвшиеся «француженки» — «угольщики» по основному топливу для котлов, с его изнурительными погрузками угля, с въедающийся во все угольной пылью на кораблях и изнурительным трудом матросов при погрузке и перегрузке в плаваниях.

Лицо его, плечи, открытую грудь,

И пот, с них струившийся градом.

О если бы мог кто туда заглянуть,

Назвал кочегарку бы адом!

Котлы паровые зловеще шумят,

От силы паров содрогаясь.

Как тысячи змей те пары же шипят,

Из труб кое где прорываясь

А он изгибаясь пред жарким огнем,

Лопатой бросал ловко уголь,

Внизу было мрачно – луч солнца и днем

Не может проникнуть в тот угол.

Нет ветра сегодня, нет мочи стоять,

Согрелась вода, душно, жарко

Термометр поднялся аж на сорок пять,

Без воздуха вся кочегарка.

(Леонид Утесов. Раскинулось море широко)

В процессе эксплуатации выяснились несколько крупных недостатков у этих кораблей, значительно повлиявших на их боевое использование.

Очень низкая осадка (около 2-х метров) и в шторм палуба заливается водой, волны перекатываются через корабль, грозя смыть тех, кто находиться на палубе за борт. И самое страшно — плохая устойчивость на сильной волне и при сильном ветре. Валило кораблики на борт,  грозило перевернуть, особенно при сильной минной нагрузке (7,5 тонн) на верхней палубе. Метацентрическая высота повышалась и корабли были готовы перевернуться даже при небольшой волне. За этот недостаток они и получили название на флоте «ветреных француженок», приклеившиеся к ним на всю службу. Проблем с их эксплуатацией было много. То на мель сядет, то с якорей сорвет, то что-то выйдет из строя в машинах.

Это были корабли вчерашнего дня, скажем так конца 19-ого века. Они хороши были бы во время русско-японской войны. Но необходимость все же иметь флот на Балтийском море делала и их необходимыми кораблями. Другого — пока не было.

Проект был, тем не менее, качественно и добротно реализован французскими судостроителями. Об этом наглядно и зримо говорит их двадцатилетняя (в среднем) служба в составе русского флота. В то же время для них оказалось характерным большое количество мелких и второстепенных заводских «недоработок», требовавших от команд долгого и тщательного «осмотра в отсеках».

Деньги, потраченные на строительство «Бураковых», могли быть потрачены «с пользой» только в случае участия их в войне с Японией. С момента принятия российским правительством принципиального решения о заключении Портсмутского мира дальнейшее строительство этих 340-тонных миноносцев стало бессмысленным. Вся дальнейшая «эпопея» привела только к огромным денежным тратам, итогом которых оказалось лишь наличие в составе послевоенного русского флота (1906–1914 годы) большого числа устаревших ещё при постройке кораблей. Даже серия «добровольцев» (построенных на добровольные пожертвования эсминцев), имевшая резко увеличенное, по сравнению с предшественниками, вооружение и водоизмещение (500–700 тонн) только улучшила, но не исправила положение.

По-настоящему современные и качественные эсминцы «Новики» русские судостроители сумели создать слишком поздно. Не построенные к началу войны, эти хорошие для своего времени корабли не успели изменить для России ход войны на море, ставшей гибельной для царизма. Безнадежно устаревшая система управления не позволила ему реализовать огромнейшие потенциальные возможности, заложенные в Российском государстве, и привела к чудовищной катастрофе 1917 года [5].

Но именно они и вошли в начало первой мировой войны, как 4-ый дивизион боевых кораблей минной дивизии Балтийского флота. На их дивизион легла обязанность проведения скрытых минных постановок, борьба с подводными лодками, эти корабли исполняли обязанности посыльных судов, так называемых «авизо».

— Сбегать в Мариенхамн – доставить пакет – командовал адъютант командующего флотом на причале. И срывалась с якорей «ветреная француженка» и неслась со всех паров туда, куда ее послали.

эсминец «Ловкий» в море

1914 год – год начала великой войны ознаменовался внезапной гибелью двух «француженок» в один день.

Вот как описывает их гибель непосредственный очевидец, радиотелеграфист с эсминца «Ловкий» С.Лукашевич:

Рано утром 29 ноября 1914 года я перешел в Гельсингфорсе с эскадренного миноносца «Всадник» на эскадренный миноносец «Ловкий» для усиления радиотелеграфной вахты. Вместе со мной перешел на «Летучий» мой сослуживец по кораблю С.Дорошенко.

На корме по шкафуту на рельсовых дорожках 8 миноносцев 4-ого дивизиона стояли погруженные и принайтованные шаровые мины заграждения, предназначенные для установки на подступах в Либаве. Погрузка мин была произведена дня четыре назад, у минных портовых складов, и даже неопытному морскому взгляду невольно бросался в глаза странный груз, даже не прикрытый брезентом или парусиной.

Дивизион шел Сомарэнским фарватером и выйдя с него перестроился группами по два миноносца, взяв курс к южному берегу Финского залива.

Начальник дивизиона держал свой флаг на «Ловком».

Пока шли шхерами нас покачивало сравнительно мало, но стоило только перегруженным и потерявшим остойчивость выйти о маяка Юссара, как стало сильно раскачивать и заливать леденеющими брызгами рассвирепевшего штормующего моря. Крен корабля достигал 300, и вода от бушприта форштевня попадала даже в первую и вторую трубы, заливая кочегарки и огонь в котлах. День был ясный и видимость хорошая. Ветер пронзительно стонал в рангоуте эсминца, и в обширных водных ухабах временами скрывались из видимости верхушки мачт миноносцев, следовавших в кильватер друг другу. Многие из команд страдали от качки, но все были на своих местах по боевому расписанию. Район Финского залива, который мы проходили, весьма часто посещался германскими подлодками, и поэтому мы имели ход 17 узлов, держа дистанцию 40-50 кабельтовых.

Я находился на жилой носовой палубе, когда примерно, около часа в люк послышалось несколько голосов – «Исполнительный» взорвался.

Взбежав стремительно по трапу на верхнюю палубу, я увидел следующую картину. «Исполнительный держался на воде вверх килем; вокруг гибнущего корабля плавали различные деревянные предметы и на них искал спасение утопающий в замерзающей ледяной воде экипаж. На киле эсминца маячила фигура матроса, лавирующего по красному днищу и хлопающего рукавицами. Это был кочегар Бесенков, которого вскоре смыло набежавшей волной в воду.

В 12.56 «Летучий» по радио открыто передал:

Миноносец «Ловкий» начальнику дивизиона.

«Исполнительный» погиб». Спасено 7 человек. Причина неизвестна. Взрыва не было».

Предполагая, что миноносцы атакованы неприятельскими подводными лодками, так как некоторые из команды, подавшись панике принимали любые плававшие предметы за перископы подводных лодок. Комендоры по приказанию командиров бросились к 75 мм. пушкам. Но стрелять пушки не могли, так как вмерзли. Своими телами от дула до казенной части вместе с цапфами, вертлюгой и тумбой в сплошной лед, образовавшийся на орудийных мостиках, имевших чрезвычайно приподнятые комингсы.

Когда мы подошли к месту гибели «Исполнительного» на кабельтовых 20., то описывавший в этом месте циркуляцию «Летучий» вдруг как-то неистествено нырнул носом в воду, причем корма по самую трубу обвалилась, точно обрубленная взмахом гигантского топора. Все заволокло черным дымом и угольной пылью.

Взрыва при этом никто из нас не слышал.

Начальник дивизиона по радио передал:

— Миноносцам отойти от места гибели «Летучего» и не приближаться к нему.

Жутко было смотреть на погибающих и на их отчаянную борьбу с рассвирепевший стихией. Мы все надеялись, что их будут спасать, но забурлили винты, рассекая свинцовые воды и наш флагман стал отдаляться от места драмы. «Летучий» продержался на воде не более трех минут, Сигнальщик с его мостика продолжал что-то семафорить, когда командирский мостик с ним стал погружаться в воду.

Нам еще долго были видны на гребнях волн одиночки матросы, державшиеся на обломках волн рангоута, досок и деревянных решеток (рыбин)  и боровшиеся за жизнь.

Они все погибли за исключением рулевого боцманмаата Карпова с «Исполнительного», подплывшего к «Легкому», который и спас его. Он продержался в воде при адском холоде почти 20 минут.

На горизонте по носу открылся маяк Оденсхольм и верхушка мачты, сидевшего на камнях германского крейсера «Магдебург».

Дивизион пошел поочередно противолодочными зигзагоми. Вскоре уцелевшие 6 миноносцев, вошли в Моонзунд.

7.12 я возвратился после возвращения кораблей в Гельсингфорс на миноносец «Всадник», но уже без своего товарища радиста Дорошенко.

Командующий Балтийским флотом адмирал фон Эссен в своем донесении от 5.12.1914 годаза номером №37/к.о. на имя главнокомандующего VI армией писал:

— 29.11 сг. Было отправлено 8 миноносцев 4-ого дивизиона с минами заграждения из Гельсинфорса в Моонзунд, где должны были ожидать приказания идти ставить мины на подходах к Либаве.

Дивизион вышел из шхер из шхер через Сомарэнский фарватер и пошел  поперек Финского залива к южному берегу группами по два миноносца. В 12 ч. 45 мин. Взорвался миноносец «Исполнительный» Взрыв его сопровождался массой пламени и дыма, был отлично виден с других миноносцев, из которых «Легкий» и «Летучий» немедленно подошли к месту гибели «Исполнительного» и подняли из воды: «Легкий» — 1 человека, рулевого боцманмаата Карпова, а «Летучий» — 7 человек.

Через час в 1 ч. 45 мин  «Летучий», шедший впереди «Легкого» 2 ½ — 3 кабельтова, внезапно накренился и затонул. Крайне странным является то обстоятельство, что взрыва на нем не было видно, а только около затонувшего миноносца показалась на несколько  секунд рубка подводной лодки.

В действительности же на мой взгляд «Исполнительный» и «Летучий» были перегружены минами заграждения и получив добавленную нагрузку верхней палубы при обледенении воды, потеряли остойчивость при сильной качке и штормовой погоде и перевернулись. Никаких неприятельских подводные лодок не было,  и никто нас атаковать не собирался [6].

Эсминец «Исполнительный» в море

Погибли на эскадренном миноносце «Исполнительный» 72 человека – вот их имена по данным РГА ВМФ фонд 989, опись 1, дело 1183:

Офицеры:

  1. капитан 2 ранга Домбровский 2-й Эдгар Артурович – командир корабля, 1880 года рождения
  2. мичман Иванов 23-й Дмитрий Александрович — минный офицер, выпуска из морского корпуса 1914 года
  3. мичман фон Гринрейх Герберт Карлович – вахтенный офицер, выпуска из морского корпуса 1914 года
  4. мичман фон Брискорн Кирилл Васильевич – штурман
  5. инженер-механик Вегнер Евгений – судовой механик

Унтер-офицеры

  1. трюмный унтер-офицер 1 статьи Андреев Иван Григорьевич (1909) — Рязанская губерния, Скопинский уезд, Измайловская волость с. Спасское, холост
  2. артиллерийский унтер-офицер 1 статьи Баринов Василий Иванович (1906) — Владимирская губерния, Муромский уезд, Яковцовская волость, с. Жайское, вдов, 1 дочь и 1 сын
  3. минно-машинный унтер-офицер 1 статьи Бобков Федор Егорович (1910) — Тульская губерния, Алексинский уезд, Алексинская волость, д. Селихово, холост
  4. машинный содержатель 2 статьи Богданов Кузьма Герасимович (1913) — Петроградская губерния, Лужский уезд, Лудонская волость, д. Обода, холост
  5. сигнальный боцман Борзов Мирон Ильич (1910) — Тульская губерния, Ефремовский уезд, Шиповская волость, д. Михайловка, холост
  6. машинный унтер-офицер 1 статьи Волков Афанасий Иванович (1909) — Новгородская губерния, Череповецкий уезд, Богословская волость, с. Богослово, женат
  7. машинный унтер-офицер 2 статьи Дадынин Андрей Александрович (1913) — Калужская губерния, Медынский уезд, Галкинская волость д. Острожная, холост
  8. машинный унтер-офицер 2 статьи Захаров Константин Захарович (1912) — Смоленская губерния, Вяземский уезд, Федоровская волость, д. Максимово, холост
  9. баталер 1 статьи Мороз Антон Иванович (1909) — Гродненская губерния, Бельский уезд, Новоберезовская волость, с. Новоберезово, женат, 1 дочь
  10. электрический унтер-офицер 2 статьи Панин Иван Егорович (1912) — Рязанская губерния, Касимовский уезд, Подгородная волость, с. Самелово, холост
  11. машинный содержатель 1 статьи Потехин Дмитрий Федорович (1905) — Петроковская губерния, г. Лодзь, (из мещан)
  12. строевой унтер-офицер Трофименко Митрофан Авдеевич (1913) Черниговская губерния, Кролевецкий уезд, Покошичская волость, д. Куриловка, холост
  13. кочегарный унтер-офицер 2 статьи Тюряев Дмитрий Николаевич (1910) — Владимирская губерния, Покровский уезд, Апнинская волость, д. Петушки, холост
  14. электрический унтер-офицер 1 статьи Цецерский Владимир Каэтонович (1909) — Минская губерния, Новогрудский уезд. Стволовичская волость д. Цеокатновичи, холост
  15. кочегарный унтер-офицер 1 статьи Шахов Терентий Тимофеевич (1905) — Курская губерния Путивльский уезд, Шалыгинская волость, д. Маллугино, женат, 1 сын, 1 дочь
  16. фельдшер 1 статьи Щеглов Николай Владимирович (1911) Тверская губерния, Зубцовский уезд, Контовская волость д. Терехово, холост

Команда:

  1. рулевой Аверков Иван Моисеевич (1913) — Могилевская губерния, Рогачевский уезд, Довская волость, с. Болотня, холост
  2. матрос 2 статьи Андрюков Александр Яковлевич (1914) — Пермская губерния, г. Кунгура, холост (из мещан)
  3. матрос 2 статьи Бакунович Михаил Степанович (1914) — Гродненская губерния, Брестский уезд, Половецкая волость, д. Хлевицы, холост
  4. машинист 2 статьи Бижунов Дмитрий Евстафиевич (1913) — Могилевская губерния, Гомельский уезд, Покотская волость д. Бабичи, женат, 1 дочь
  5. минный машинист 2 статьи Брагин Роман Михайлович (1913) — Вятская губерния, Сарапульский уезд, Большенарьинская волость,. п. Брагино, женат, 1 сын, 1 дочь
  6. машинист 1 статьи Букреев Иван Лукич (1910) — Курская губерния, Шигровский уезд. Штевецкая волость д. Верейтинино, холост
  7. матрос 2 статьи Булатов Герасим Петрович (1914) — Московская губерния, Бронницкий уезд, Салтыковская волость, д. Сельцы, холост
  8. радиотелеграфист Веселов Тихон Иванович (1913) — Московская губерния, г. Можайск, холост (из мещан)
  9. кок Волынец Антон Григорьевич (1913) — Волынская губерния, Житомирский уезд, Андрушевская волость. д. Забора, холост
  10. старший комендор Гаврилов Семен Гаврилович (1910) — Смоленская губерния, Юхловский уезд, Красинская волость, д. Коростели, холост
  11. матрос 2 статьи  Грабок Василий Никифорович (1914), Минская губерния, Речицкий уезд, Ровенско-Слободская волость, д. Пересвятая, холост
  12. радиотелеграфист Грин Петр Иванович (1913) — Витебская губерния, Двинский уезд, Крейцбургская волость, д. Сётнек, холост
  13. матрос 2 статьи Евстифиев Максим Федорович (1914) — Симбирская губерния, Курмышский уезд, Деяновская волость, с. Мальцево, женат
  14. матрос 2 статьи Желдаков Михаил Яковлевич (1914) — Могилевская губерния, Гомельский уезд, Вылевская волость, с. Добруша, холост
  15. кочегар 1 статьи ст. Жириков Иван Петрович (1910) — Смоленская губерния, Рославльский уезд, Кирилловская волость, д. Шил, женат, 3 дочери, 1 сын
  16. кочегар 1 статьи Закржевский Александр Иосифович (1910) — Витебская губерния, г. Люцин, холост (из мещан)
  17. минер Запеко Александр Иванович (1910) — Минская губерния, Бобруйский уезд, Брожская волость, д. Ковчицы, холост
  18. машинист 1 статьи Ивашин Кузьма Николаевич (1910) — Калужская губерния, Жиздринский уезд, Погостовская волость, д. Малая-Песочня, холост
  19. старший комендор Иветов Даниил Семенович (1912) — Пермская губерния, Камышловский уезд, Тамакульская волость, с. Мясниковское, холост
  20. комендор Кондратьев Тихон Денисович (1908) — Владимирская губерния, Меленковский уезд, Ляховская волость, д. Высоково, женат, 1 сын
  21. матрос 1 статьи Криваль Степан Алексеев (1912) — Минская губерния, Слуцкий уезд, Слуцкая волость д. Бокинец, женат, 1 сын
  22. минер Кузько Адам Миронович (1913) — Волынская губерния, Ровенский уезд, Высоцкая волость, д. Милятичи, холост
  23. сигнальщик Куленич Мартин Николаевич (1910) — Могилевская губерния, Рогачевский уезд, Староруднянская волость д. Круговица, холост
  24. кочегар 1 статьи Леонтьев Николай Ильич (1910) — Симбирская губерния, Буинский уезд, Шемуршинская волость, с. Шерурши, холост
  25. кочегар 1 статьи Лобаев Федор Игнатьевич (1911) — Черниговская губерния, Глуховский уезд, Улановская волость д. Уланово, холост
  26. минный машинист 2 статьи Максимов Владимир Максимович (1913) — Псковская губерния, Островский уезд, Лисинская волость, д. Дмитрово, холост
  27. кочегар 1 статьи Михайлов-Габрук Илья Карпович (1910) — Волынская губерния, Житомирский уезд, Левковская волость, с. Млытицы, холост
  28. матрос 2 статьи Молчан (Мовчан) Андрей Кондратьевич (1914) — Минская губерния, Игуменский уезд, Дудичская волость, д. Озеричина, холост
  29. матрос 2 статьи Мороз Григорий Романович (1914) — Могилевская губерния, Гомельский уезд, Вылевская волость, с. Добруша, холост
  30. старший минер Нагорных Николай Михайлович (1908) — Вятская губерния, Малмыжский уезд, Старо-Трожская волость, д. Аныка, холост
  31. минер Окунев Илья Семенович (1911) — Московская губерния, Бронницкий уезд, Загорновская волость, д. Кузнецово, холост
  32. матрос 2 статьи Павлов Макар Павлович (1914) — Смоленская губерния, Гжатский уезд, Савинская волость, д. Климово, холост
  33. матрос 2 статьи Пешаков Севастьян Григорьевич (1911) — Орловская губерния, Малоархангельский уезд, Успенская волость, с. Кротово, холост
  34. кочегар 1 статьи Полевюк Степан Коленикович (1910) — Волынская губерния, Дубенский уезд, Вербовская волость, д. Сапановчики, холост
  35. матрос 1 статьи Поликшанов Борис Маркович (1913) — Могилевская губерния, Быховский уезд, Баханская волость, с. Бахани, холост
  36. матрос 1 статьи Попов Алексей Петрович (1913) — Вологодская губерния, Вельский уезд, Камкинская волость, д. Степанова-Прилука, холост
  37. комендор Прейбек Александр Виллемович (1908) — Эстляндская губерния, Везенбергский уезд, Сольская волость, д. Керло, женат, 1 дочь
  38. матрос 2 статьи Раздьяконов Николай Николаевич (1914) — Симбирская губерния, Алатырский уезд, Алатырская волость, г. Алатырь, холост
  39. матрос 2 статьи Сапогов Василий Николаевич (1914) — Тверская губерния, Бежецкий уезд, Застолбская волость д. Новиково, холост
  40. комендор Семиязыков Федор Захарович (1912) — Витебская губерния, Витебский уезд, Лосвидская волость, д. Вороново, холост
  41. радиотелеграфист Скобелин Андрей Петрович (1913) – Нижегородская губерния г. Макарьев холост (из мещан)
  42. матрос 2 статьи Скорбулацкий Филипп Иванович (1909), Симбирская губерния, Бугенский уезд, Бурундуковская волость, д. Русского-Сорокомыша, холост
  43. матрос 2 статьи Стигней Василий Андреевич (1914) — Черниговская губерния, Кролевецкий уезд, Клишковская волость, с. Клишек, холост (из казаков)
  44. кочегар 2 статьи Торен Иоан Петрович (1912) — Эстляндская губерния, Гапсльский уезд, Кыргесарская волость г. Ревель, холост
  45. комендор Трынченков Петр Федорович (1911) — Смоленская губерния, Рославльский уезд, Прыщанская волость, д. Левки, женат, 1 сын, 1 дочь
  46. минный машинист 1 статьи Федоринчик Никодим Федорович (1908) — Минская губерния, Игуменский уезд, Пуховичская волость, с. Блоки, женат, 1 дочь
  47. кочегар 1 статьи Фирсов Иван Фирсович (1906) — Новгородская губерния, Старорусский уезд, Медниковская волость, д. Пустобородово, холост
  48. матрос 2 статьи Чертеньков Василий Иванович (1910) — Вологодская губерния, Кадниковский уезд, Закушская волость, с. Чирково, холост
  49. машинист 1 статьи Шуршилин Павел Сергеевич (1911) — Рязанская губерния, Сапожковский уезд, Кутилово-Берковская волость, с. Желобовыр-Борково, холост
  50. машинист 2 статьи Эйкельман Николай Антонович (1913) — Эстляндская губерния, Везенбергский уезд, Вайварская волость, о. Тюрсель-Сеткюль, холост
  51. матрос 2 статьи Яматин Афанасий Михайлович (1914) — Владимирская губерния, Муромский уезд, Яковецкая волость, д. Голявино, женат

Погибли на эскадренном миноносце «Летучий» 69 человек – вот их имена по данным РГА ВМФ фонд 989, опись 1, дело 1183:

Офицеры:

  1. капитан 2 ранга Сахновский Лев Николаевич – командир корабля, 1879 года рождения, холост
  2. мичман Иванов 24-й Сергей Николаевич — минный офицер, 1893 года рождения, холост, выпуска из морского корпуса 1914 года
  3. мичман Сабуров Николай Александрович – вахтенный офицер, выпуска из морского корпуса 1914 года
  4. инженер-механик Куклев Петр – судовой механик

Унтер-офицеры:

  1. машинный унтер-офицер 1 статьи Абрамов Ананий Иванович (1912) — Владимирская губерния, г. Вязников (из мещан), холост
  2. минно-машинный унтер-офицер 1 статьи Арсеньев Александр Никитин (1910) — Тверская губерния Вышневолоцкий уезд, Макарьевская волость, д. Шишелево, холост
  3. кочегарный унтер-офицер 1 статьи Боев Федор Гаврилович (1910) — Курская губерния, Щигровский уезд, Николаевская волость, д. Боевая, холост
  4. машинный унтер-офицер 1 статьи Добряков Семен Павлович (1910) — Костромская губерния, Кипешемский уезд, Ивашевская волость, д. Агафоново, холост
  5. строевой боцманмат Залисный Павел Петрович (1903) — Подольская губерния, Ушицкий уезд, Косиковецкая волость, с. Ивашковиц, женат, 1 сын, 1 дочь
  6. рулевой боцманмат Кокарев Никифор Иванович (1910) — Симбирская губерния, Сенгилеевского уезд Новодевичская волость, с. Подволье, холост
  7. электрический унтер-офицер 2 статьи Коробов Федор Васильевич (1911) — Рязанская губерния, Данковский уезд, Спешневская волость с. Жуково, холост
  8. сигнальный боцманмат Левков Павел Акимович (1905) — Рязанская губерния, Спасский уезд, Троицкая волость, с. Троице-Пеленец, женат, 1 сын
  9. артиллерийский унтер-офицер 1 статьи Мазейкин Иван Алексеевич (1911) — Тверская губерния, Ржевский уезд, Тереховская волость д. Алферово, холост
  10. баталер 1 статьи Мышонков Иван Степанович (1910) — Новгородская губерния, Череповецкий уезд, Любецкая волость, дер. Пехтеево, холост
  11. фельдшер 2 статьи Рыжев Михаил Иванович (1914) — Вологодская губерния, Вологодский уезд, Марьинская волость, д. Панфилово, холост
  12. машинный содержатель 1 статьи Самылычев Павел Дмитриевич (1905) — Новгородская губерния, Новгородский уезд, Грузинская волость, д. Нокшино, (родственники не разысканы)
  13. машинный унтер-офицер 1 статьи Снышко Тарас Тихонович (1912) — Могилевская губерния, Чаусский уезд, Городецкая волость д. Сморокотовка, холост
  14. телеграфный унтер-офицер 2 статьи Сысоев Сергей Семенович (1913) — Тульская губерния, Новосильский уезд, Михайловская волость, д. Новая, холост
  15. баталер 1 статьи Терентьев Борис Иоакимович (1908) — Смоленская губерния, Рославльский уезд, Ворошиловская волость, холост
  16. трюмный унтер-офицер 1 статьи Чижев Павел Михайлович (1908) — Владимирская губерния, Муромский уезд, Чаадаевская волость, д. Битюково, женат, 1 дочь
  17. минный унтер-офицер 1 статьи Шляпин Иван Гаврилович (1911) — Тверская губерния, Калязинский уезд, Семендяевская волость, д. Пахомово холост

Команда:

  1. минный машинист 2 статьи Аксенов Николай Григорьевич (1913) — Архангельская губерния, Холмогорский уезд, Елецкая волость, д. Осередская, холост
  2. кочегар 1 статьи Алексеев Дмитрий Иванович (1907) – Смоленская губерния, Поречьский уезд, Дубровская волость, д. Лещенка, холост
  3. кочегар 1 статьи Антонов Яков Карпович (1912) – Нижегородская губерния, Княгининский уезд, Ревезенская волость, с. Мармыжы, женат
  4. комендор Бандзич Александр Яковлевич (1912) — Минская губерния, Слуцкий уезд, Ляховичская волость, д. Острейка, женат
  5. кочегар 1 статьи Болигат Павел Михайлович (1911) — Могилевская губерния, Гомельский уезд, Покотская волость, д. Рудня-Никитковичская, женат, 1 сын, 1 ночь
  6. машинист 1 статьи Болотнов Дмитрий Федорович (1913) — Симбирская губерния, Карсунский уезд, Мален-Карсунская волость, п. Малая-Карсуня, холост
  7. матрос 2 статьи Бондар Платон Алексеевич (1914) — Минская губерния, Новогрудский уезд, Даревская волость, д. Литвы, холост
  8. машинист 1 статьи Бугай Кузьма Наумович (1911) — Таврическая губерния, Бердянския уезд, Черниговская волость, с. Стульнево, житель Уфимской губернии, . Белебеевского уезда, Ильинской волости, д. Журавлевской, женат 1 дочь
  9. матрос 2 статьи Вагичев Иван Степанович (1914) — Петроградская губерния, Новоладожский уезд, Шахновская волость, д. Опока, холост
  10. кок Ворожнин Филипп Иванов (1910) — Пермская губерния, Камышловский уезд, Кунарская волость, с. Куликовское, холост
  11. кочегар 1 статьи Герасимов Маркелл Герасимович (1906) — Смоленская губерния, Поречьский уезд, Лоинская волость, д. Сельцы, женат, 1 сын, 2 дочери
  12. матрос 2 статьи Гетьманенко Василий Григорьевич (1914) — Черниговская губерния, Глуховский уезд, Тулиголовская волость, д. Обложка, холост
  13. минный-машинист 1 статьи Голубцов Стефан Федорович (1912) — Московская губерния, Волоколамский уезд, Ошейкинская волость, д. Ягодина, холост
  14. минный-машинист 2 статьи Грачев Дмитрий Сергеевич (1913) — Костромская губерния, Нерехтский уезд, Кунистинская волость, д. Барашова, холост
  15. матрос 2 статьи Данилков Марк Филиппович (1914) — Волынская губерния, Житомирский уезд, Мотовиловская волость, холост
  16. радиотелеграфист Дорошенков Сергей Павлович (1912) — Петроградская губерния, г. Шлиссельбург, (из мещан), холост, прикомандирован с эсминца «Всадник»
  17. матрос 2 статьи Ефимов Павел Дмитриевич (1914) — Ярославская губерния, Ярославский уезд, Великосельская волость, с. Великое, холост
  18. комендор Ефимов Павел Маркович (1908) — Ярославская губерния, Угличский уезд, Неверковская  волость д. Клинцово, холост
  19. кочегар 1 статьи Елизаров Константин Николаевич (1911) – Вологодская губерния, Кадниковский уезд, Больше-Мургинская волость, с. Степановское, холост
  20. трюмный Жованик Андрей Власович (1913), Черниговская губерния, Конотопский уезд, Дмитровская волость, с. Дмитровка, (из казаков), холост
  21. минер Зайцев Константин Егоров (1911) — Костромская губерния, Троицкая волость, г. Буй, (из мещан), холост
  22. кочегар 1 статьи Карпов Дмитрий Терентьевич (1909) — Рязанская губерния, Сапожковский уезд, Песочинская волость, д. Поляна, женат
  23. комендор Кирбенев Григорий Иванович (1912) — Нижегородская губерния, Горбатовский уезд, Пустынская волость, с. Давыдово, женат, 1 сын
  24. матрос 2 статьи Кротов Игорь Ефимович (1914) — Смоленская губерния, Рославльский уезд, Тюнинская волость, д. Харипово, холост
  25. минер Курзенев Александр Петрович (1913) Пермская губерния, г. Ирбит (из мещан), холост
  26. матрос 2 статьи Ладушин Иван Федорович (1914) — Владимирская губерния, г. Гороховец, (из мещан), холост
  27. матрос 2 статьи Манаев Иван Михайлович (1914) — Ярославская губерния, Рыбнинский уезд, Спасская волость, д. Ермолино, женат, 1 сын
  28. минер Мартынов Андрей Михайлович (1913) — Нижегородская губерния, Васильский уезд, Мигинская волость, с. Мигино, холост
  29. матрос 1 статьи Мишин Павел Яковлевич (1912) — Новгородская губерния, Белозерский уезд, Мегринская волость, д. Кустово, (из мещан), холост
  30. машинист 1 статьи Назимов Михаил Ефимович (1912) — Новгородская губерния, Валдайский уезд, Бельская волость, д. Новинка, холост
  31. матрос 1 статьи Недре Петр Андреевич (1913) — Лифляндская губерния, Венденский уезд, Марценская волость, холост
  32. кочегар 1 статьи Петухов Андрей Васильевич (1912) — Витебская губерния, Городокский уезд, Селищская волость, д. Оскота, холост
  33. электрик Петушков Василий Евстигнеевич (1913) — Смоленская губерния, Краснинский уезд, Добрянская волость, д. Бояринцево, холост
  34. матрос 1 статьи Подлипский Никифор Федорович (1910) — Смоленская губерния, Рославский уезд, Рязановская волость, д. Масловка, холост
  35. старший комендор Полевщиков Иван Венедиктович (1909) — Вятская губерния, Уржумский уезд, Кукиурская волость, п. Попово, холост
  36. минер Савостиков Егор Андреевич (1912) — Тамбовская губерния, Шацкий уезд, Самодуровская волость, с. Дьяч, холост
  37. машинист 1 статьи Симонов Александр Игнатьевич (1912) — Олонецкая губерния, Вышегорский уезд, Вышегорская волость, д. Захарьино, женат на Марии
  38. кочегар 2 статьи Скурук Фома Васильевич (1913) — Гродненская губерния, Брестский уезд, Домачевская волость, д. Подлужье, женат
  39. матрос 1 статьи Смирнов Антон Измайлович (1906) — Костромская губерния, Чухломский уезд Камкинская волость, д. Солодихино, холост
  40. кочегар 1 статьи Столяров Николай Иванович (1911) — Пензинская губерния, Наровчатский уезд, Дубровская волость, с. Ахлебинино, холост
  41. трюмный Струнец Устин Домианович (1910) — Гродненская губерния, Брестский уезд, Малорытская волость, с. Малорыта, холост
  42. кочегар 1 статьи Суско Александр Маркович (1909) — Киевская губерния, Киевский уезд, Старо-Петровская волость, с. Старо-Петровцы, женат
  43. кочегар 1 статьи Тарасов Николай Алексеевич (1911) — Нижегородская губерния, Арзамасский уезд, Костянская волость, с. Алемаево, холост
  44. комендор Толокнов Михаил Степанович (1910) — Пермская губерния, Екатеринбургский уезд, Шелкунская волость с. Никольское, холост
  45. матрос 1 статьи Толочко Иван Емельянович (1910) — Черниговская губерния, Остерский уезд, Жукинская волость, д. Свиноеды, холост
  46. матрос 2 статьи Тюлин Александр Никифорович (1914) — Владимирская губерния, Вязниковский уезд, Мстерская волость, с. Мстеры, холост
  47. радиотелеграфист Тяпков Федор Иванович (1913) — Олонецкая губерния, Каргопольский уезд, Троицкая волость, д. Песчаная, холост
  48. кочегар 1 статьи Ясюкевич Иосиф Феликсович (1910) — Витебская губерния, Дриссенский уезд, Освейская волость, д. Веснино, холост

Выжить на «Исполнительном» и «Летучем» при такой низкой температуре воды было нереально. Шлюпки ни один, ни второй гибнущие корабли спустить на успели. Люди оказались почти сразу в холодной воде температурой около 5-7 градусов по Цельсию. Как правило, люди умирают не только от переохлаждения, но и от «холодного шока», который может наступить гораздо раньше переохлаждения в первые 5-15 минут после погружения в воду или от нарушения функции дыхания.

Исследования показали, что при активных плавательных движениях  с увеличением теплопродукции нарастают и теплопотери. В результате энергетические резервы организма могут быть израсходованы значительно быстрее. Особенно интенсивно этот процесс протекает у людей худощавых, со слабо развитой подкожно-жировой клетчаткой.

Одна из причин быстрого понижения температуры тела – перемещение прилегающего к телу слоя воды и замена его новым более холодным. Кроме того при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой пропитывающей одежду.

После гибели «Исполнительного» и «Летучего», понимая, что основная причина кроется в их конструктивных способностях, командование флота стало использовать эти миноносцы с опаской, привлекая только к конвойной, противолодочной и посыльной службам и то выпуская в море при более или менее хорошей погоде.

12 июля 1917 г. уже после февральской революции «Лейтенант Бураков», шедший с двумя эскадренными миноносцами из Дегербю в Мариехамн, подорвался на мине. Взрыв произошел в центральной части корабля, причем носовую часть вплоть до первой трубы оторвало взрывом. Сильно повредило переборку котельного отделения. Носовая часть затонула почти мгновенно, кормовая через 11 мин, на глубине около 20 метров. Из команды погибли 23 человека.

Эсминец «лейтенант Бураков»

Личный состав эскадренного миноносца «Лейтенант Бураков», погибшие при подрыве корабля на мине 20.07.1917 года в Ботническом заливе РГА ВМФ фонд 989, опись 4, дело 309:

  1. лейтенант Радлов Лев Германович, родился 1 апреля 1890 г., на службе с 1908 г. 
  2. матрос 1 статьи Антонов Семен Степанович – строевой, Смоленска губерния, Вяземский уезд, Юреневская волость, с. Дроздово, холост
  3. кочегар 1 статьи Белов Михаил Иванович – кочегар,
  4. матрос 1 статьи Бойков Василий Алексеевич – сигнальщик, Вологодская губерния, Грязевецкий уезд, Ново-Никольская волость, с. Совки, холост
  5. боцман Громов Михаил Миронович – сигнальный боцман, Тверская губерния, Ржевский уезд, Замошинская волость, д. Истопки, холост
  6. машинист 1 статьи Деркач Даинил Андреевич – машинист, Гродненская волость, Пружанский уезд, Муравьевская волость, д. Кордиго, женат
  7. машинист 2 статьи Дорохин Игнатий Николаевич – машинист, Орловская губерния, Ливенский уезд, Островская волость, с. Преображенское, холост
  8. матрос 2 статьи Елькин Михаил Ильич – радиотелеграфист, Вологодская губерния, Сольвычегодский район, г. Сольвычегодск, из мещан, холост
  9. машинист 2 статьи Жуков Николай Степанович – машинист, Рязанская губерния, Михайловский уезд, Виленская волость, д. Мало-Приполе, холост
  10. трюмный 1 статьи Карлов Матвей Васильевич – трюмный, Орловская губерния, Мало-Архангельский уезд, Колпаковская волость, д. Нижне-Карлово, холост
  11. матрос 1 статьи Карташев Степан Захарович – строевой, Симбирская губерния, Сенгилеевский уезд, Новодевичская волость, с. Климово, женат
  12. моторист Кингстен Мартин, Денисович – моторист, Эстляндская губерния, Везенбергский уезд, Марьевская волость, д. Врангельгоф, холост
  13. минный машинист Колесников Гавриил Петрович – минный машинист, Рязанская губерния, Пронский уезд, Юраковская волость, д. Николаевка, холост
  14. матрос 1 статьи Корнев Егор Иванович – строевой, Тульская губерния Чермский уезд, Луженская волость, с. Ново-Петровское, холост
  15. матрос 1 статьи Корнев Петр Петрович – комендор, Уфимская губерния, Белибеевский уезд, Ново-Юзевская волость, д. Чуукаево, холост
  16. боцман Ладьин Степан Андреевич – сигнальный боцман, Владимирская губерния, Суздальский уезд, Городищенская волость, д. Павловки, холост
  17. кочегар 1 статьи Накаряков Александр Ефремович – кочегар, Уфимская губерния, Вирский уезд, Вайнинская волость, д. Усть-Вайки, женат
  18. минный машинист Подшивалов Николай Михайлович – минный машинист, Петроградская губерния, г. Шлиссельбург, из мещан, холост
  19. матрос 2 статьи Поносов Иван Иванович – комендор, Пермская губерния, Соликамский уезд, Харнинская волость, с . Харнинское, холост
  20. матрос 1 статьи Сазонов Петр Григорьевич – рулевой, Рязанская губерния, Раненбургский уезд, Дубовская волость, с Дубовки, холост
  21. матрос 1 статьи Самуткин Макар Алексеевич – строевой, Казанская губерния, Казанский уезд, Ильинская волость, д. Кабачище, холост
  22. матрос 1 статьи Смирнов Андрей Иванович – строевой, Костромская губерния, Кологривский уезд, Ануфриевский уезд, д. Мулино, женат, 1 ребенок
  23. кочегар 1 статьи Сысоев Кузьма Львович – кочегар, Саратовская губерния, Сердобский район, Альшанский уезд, д. Бурцевка, женат

Одного человека, согласно донесения начальника минной дивизии не хватает. Возможно, это был кто-то из офицеров или унтер-офицеров, не вошедших в состав списков погибшей команды.

Место гибели: в Балтийском море, пролив Лезунд, в районе с координатами 59°59′ с.ш., 20°09′ в.д. (Аландские острова).

Большинство эсминцев «француженок» прошли первую мировую войну, революция и даже гражданскую войну. Восемь эсминцев дожили до Советской власти.

Эсминец «Меткий» пережил 1-ую мировую войну, революцию, ледовый переход в Кронштадт 26-31.10.1918 года гражданскую войну, входил в состав Красного флота, участвовал в обеспечении высадки десанта в Гугенбурге (Нарва-Ыыэcуу), входил в отряд действующих кораблей Балтийского моря, передан в отряд судов ОГПУ и 30.5.1925 года выведен из боевого состава и сдан на слом – 20 лет службы, практически без капитального ремонта.

Эсминец «Искустный» пережил 1-ую мировую войну, революцию, совершил переход в Кронштадт 9-15.4.1918 года гражданскую войну, входил в состав Красного флота, 15.4.1918 года выведен из боевого состава и сдан на слом – 12 лет службы, практически без капитального ремонта.

Эсминец «Крепкий» пережил 1-ую мировую войну, революцию, совершил переход в Кронштадт 9-15.4.1918 года, гражданскую войну, входил в состав Красного флота, передан в отряд судов ОГПУ 27.12.1922 года выведен из боевого состава и сдан на слом – 16 лет службы, практически без капитального ремонта.

Эсминец «Молодецкий» пережил 1-ую мировую войну, революцию, совершил переход в Кронштадт 9-15.4.1918 года гражданскую войну, входил в состав Красного флота, 15.4.1918 года выведен из боевого состава и сдан на слом – 12 лет службы, практически без капитального ремонта.

Эсминец «Легкий» пережил 1-ую мировую войну, революцию, был брошен в Гельсинфорсе из-за недостатка команды для перехода в Кронштадт. По условиям Брестского и Гангеуддского мирного договора был возвращен Финляндией РСФСР, входил в отряд действующих кораблей Балтийского моря, гражданскую войну. Выведен из строя в 1924 году и сдан на слом – 18 лет службы практически без капитального ремонта.

Эсминец «Мощный» пережил 1-ую мировую войну, революцию, был брошен в Гельсинфорсе из-за недостатка команды для перехода в Кронштадт. По условиям Брестского и Гангеуддского мирного договора был возвращен Финляндией РСФСР, входил в состав сил Балтийского моря. Выведен из строя кораблей 21.11.1925 года – 20 лет службы практически без капитального ремонта.

Эсминец «Ловкий» пережил 1-ую мировую войну, революцию, совершил переход в Кронштадт 9-15.4.1918 года гражданскую войну, входил в состав Красного флота, входил в состав действующего отряда кораблей, передан в отряд судов ОГПУ и 5.12.1925 года выведен из боевого состава и сдан на слом – 19 лет службы, практически без ремонта.

Эсминец «Лихой» пережил 1-ую мировую войну, революцию, совершил переход в Кронштадт 9-15.4.1918 года гражданскую войну, входил в состав Красного флота. В 1918 году выведен из состава боевых кораблей – 12 лет службы практически без капитального ремонта [8].

Литература:

  1. Бережной С.С. Крейсера и миноносцы. Москва, Воениздат. Справочник. 2002 год, стр 268 — 272
  2. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. Москва. Мысль 1983 г. стр. 166-168
  3. Граф Г.К. Императорский флот между двумя войнами. 1906 – 1914 . Издательство «Вече. 2013 г. стр. 5-6
  4. Граф Г.К. На Новике. Балтийский флот в войну и революцию, Санкт-Петербург, Издание Гангут, 1997 стр. 62 — 74
  5. Лихачев П.В. «Эскадренные миноносцы типа «Форель» (1898-1925).
  6. Лукашевич С. Из воспоминаний о мировой войне на Балтморе. Из Интернета. http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4086
  7. Манвелов Н. Обычаи и традиции российского императорского флота, Яуза ЭКСМО, 2008 стр. 41, стр. 237
  8. Навойцев Н.П. и авторский коллектив. Корабли и вспомогательные суда Советского ВМФ (1917-1927 гг) Москва. Воениздат, 1981, стр. 32-33
  9. Потрашков С. История Российского флота, Иллюстрированное издание, Москва ЭКСМО, 2007
  10. Раздолгин А.А. На румбах морской славы, Ленинград, Судостроение, 1988 стр. 222-250

Фотографии и картинки взяты из базы данных Yandex

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *