Чечельницкий В. (полковник Чечель) Земля пухом ….

Лётчику Сергею Горшенину

Ну, что тут скажешь… Горько  и  нелепо…
Аэродром качнулся… и затих.
Судьба-злодейка  буднично  и слепо
На небо забрала ещё двоих.

Всё было, как всегда, судите сами:
Разбег, отрыв с набором высоты…
Вдруг —  левый  штопор, прямо над домами …
Падение… И  «Грумман» – в лоскуты!

Взлететь… и рухнуть… Как же это просто!
Сергей! Ну что ж ты, брат,  не уследил!
С тобой такое было в девяностых.
Тогда ты ЯК на брюхо посадил.

Я помню, как бывало спозаранку,
При первых бликах утренней зари
Выстраивались Яки на стоянку,
Моторы прогревали технари.

Мы, словно члены запрещённой секты,
Все бредили полётом, как один.
Я до сих пор храню свои  конспекты
Необходимых лётных дисциплин.

Порою было страшно – кроме шуток!
Но все изображали Мужика –
От плановой  укладки  парашюта
До ликованья  первого прыжка.

Я до сих пор храню в подкорке где-то
Кабину, где сбылась моя мечта:
Аккумулятор, топливо, магнето,
Наддув и переменный шаг винта…

Желанье было непреодолимо!
Оно свершилось! Это добрый знак!
А под тобою – Южный Берег Крыма,
Ай-Петри, Демерджи  и Чатырдаг…

Тогда, давно – мы были дружной Стаей
Тогда, давно – у нас была Мечта!
Теперь – иначе. Мы другими стали.
И многих поглотила суета.

Мы в секторе обратного отсчёта.
Развязку знает Случай-господин.
Мгновения последнего полёта
Всегда безжалостны…Три…два…один.
            00.50    02.05.2020

Константин Фролов

Он погиб вчера. 1 мая в 15.00

     Василий Чечельницкий

   ОХРИНЕТЬ и это при таком огромном опыте… Костя — Серёга Горшенин и Люда Зеленина были твоими инструкторами на ЯК-52…  Соболезную — Земля пухом…

   Вася, привет. Горшенин был с курсантом, сыном хозяина самолета. На взлёте отказал двигатель. Вместо того, чтобы резко перейти на пикирование и посадку прямо перед собой, потеряли время и скорость. Видимо, хотели спасти самолёт и решили развернуться на аэродром. Потеря скорости, левый штопор и — здравствуй, земля! Горшенин в 90-х уже на себе это испытывал. Но тогда он посадил самолёт на брюхо в пределах аэродрома. (К.Фролов)

   Костя, ты помнишь, первый вопрос, который я тебе задал перед полётом, когда приехал по твоему приглашению на ваш аэродром «Заводское» летом 199… какого-то года, был: «Какой шаг спирали на ЯК-52? Другими словами, какая минимальная высота, с которой с учётом сегодняшних метеоусловий, в случае отказа двигателя в наборе высоты после взлёта у тебя ещё есть шанс, развернувшись на 180 градусов, а фактически 360 градусов, т.к. придётся крутить что-то близкое к «стандартному развороту» (сначала на 270, скажем — вправо, а потом ещё влево на 90 градусов, чтобы вписаться в створ ВПП) попасть на свою полосу с попутным стартом?» Ты мне тогда на этот вопрос ответил лишь примерно. А ведь ты уже тогда летал на ЯК-52 самостоятельно. Из чего я сразу сделал вывод — раз этот архиважный момент не очень чётко представляет курсант, значит также плохо знают его инструктора. И я тебе  тогда ещё недвусмысленно сказал: «Да, ребята, вас, видно, жареный петух в зад ещё не клевал». 

   Потому что отказ двигателя после взлета — это второй после полного отказа управления по сложности особый случай, который может подстерегать лётчика на этом этапе полёта. А посему этот нюанс надо ЧЁТКО ЗНАТЬ НА ЗЕМЛЕ перед началом полётов КАЖДУЮ лётную смену. В воздухе, как правило, думать некогда… И можно всю жизнь отлетать, и без знания этой цифири, если повезёт. А если не повезёт — то Небо накажет, как и произошло в данном случае… а ведь 20 с лишним лет прошло, с тех пор, когда я обратил ваше внимание на этот «узкий» момент у вас в аэроклубе… Увы, Небо не прощает ошибок…

   Ещё раз — ПРИНОСИМ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ друзьям и близким этих двух ребят, а те, кто у штурвала сейчас — ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ, особенно, солопеды, кто только начинают осваивать эту полную романтики, но сложную профессию — летать…

   П.С. Если судить по видео, ребята попали в сложнейшую ситуацию и сделали всё, чтобы не упасть на людей…

Константин Фролов Сегодня, 18:09
Кому: вам

    Я думаю, что у Яка и у этого «американца» характеристики отличаются довольно сильно. Особенно мощность мотора. Про лётное качество судить не буду. Под ребятами было метров 100, не больше. У ЯКа на один оборот штопора уходит 300 метров (в среднем). У этого аппарата, я думаю, не меньше. Главная ошибка, на мой взгляд, потеря времени, а следовательно — потеря скорости и фактически свал. У Яка левостороннее вращение винта, и он бы клюнул вправо. У западных машин, как правило, правостороннее вращение, поэтому он клюнул влево. Управлял, скорее всего, стажёр. Почему Сергей упустил драгоценные секунды — вопрос. На видео такое впечатление, что самолёт на несколько секунд просто завис на одном месте. Это момент отключения мотора. Почему не отдали штурвал от себя? Хрен его знает.

Константин Фролов

   Мужики и мамзели, которые летают на самолётах СЛА с ОДНИМ двигателем, какие
 моменты вы должны чётко представлять в связи с этим трагическим случаем?

1) На земле до полёта вы обязаны, зная потерю высоты своего ЛА за разворот на 180 и 360 градусов, с учётом ветра, давления и температуры наружного воздуха, САМИМ ДЛЯ себя определить, с какой высоты, в случае отказа двигателя после взлёта вы ещё можете попасть на полосу, или хотя бы на аэродром, а при какой высоте  надо не дёргаться и без колебаний принимать РЕШЕНИЕ О ПОСАДКЕ ПЕРЕД СОБОЙ, избегая лобового удара.

2) Надо хорошо представлять кроки аэродрома и рельефа местности, чтобы заранее  наметить резервные площадки приземления как раз на такой случай. Это могут быть: полянка в лесу, деревенская улица, огород между домами и т.д. Это вам облегчит подбор места, куда приткнуть свой потерявший тягу лайнер.

3) Первое действие, когда стал двигатель, штурвал (ручку) от себя, не допустить потерю скорости. Идеально, если сразу знаете, куда крутить, и создаёте крен в ту сторону. Затем взгляд на высотомер и принятие Решения, ГДЕ ПРОИЗВОДИТЬ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ?

4) Немедленное, первоочередное занятие наивыгоднейшей скорости максималной дальности планирования, и потом ни на км постараться от неё не отступать, (если у вас не излишек высоты, разумеется).

5) Если Вы с курсантом, дать ему команду: «Смотреть только на прибор скорости и постоянно докладывать её показания. (причём, этот момент надо обговорить ещё на земле), потому что какой бы вы ас не были, НО у вас всё внимание будет задействовано на выбор площадки и расчёт производства посадки на неё, поэтому скорость вы можете упустить, что и было в данном случае.

6) Надо всегда помнить — вы не имеете права упасть на людей. И этого надо избежать даже ценой собственной жизни… как это делали многие Лётчики до вас…

 ПОБЕДА И БЕЗОПАСНОСТЬ В ВОЗДУХЕ КУЁТСЯ СНАЧАЛА НА ЗЕМЛЕ — не забывайте об этом.

© Copyright: Полковник Чечель, 2020
Свидетельство о публикации №220050302314 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.