Блытов В. Блытова О. Живые, помните погибших моряков. Трагедия «Безупречного» и Севастополя

Если эвакуировать армию, то были бы потеряны армия и флот, оказавшийся сильно уменьшившимся из-за потерь в боях. В конечном счете была потеряна армия, но сохранен флот!

                   Адмирал Октябрьский Ф.С.

В боях с 8 мая по 17 мая 1942 года силам немецкой 11 армии в Крыму с приданным ей танковым корпусом удалось сбросить войска Крымского фронта, состоявшего из 51, 44, 47 армий в воды Керченского залива.

Командующий этой армией, тогда еще генерал-полковник Эрих фон Манштейн (после взятия Севастополя ему было присвоено звание фельдмаршала) писал в своих воспоминаниях «Утерянные победы», — Мы захватили в мае 1942 года в Крыму около 170 000 пленных, 1 133 орудия и 258 танков. Пять немецких пехотных дивизий и одна танковая дивизия, а также две румынские пехотные дивизии и одна кавалерийская бригада уничтожили три советских армии, в состав которых входило 26 крупных соединений. Только ничтожное количество войск противника сумело уйти через пролив на Таманский полуостров.

2 июня 1942 года немецко-румынские войска 11 армии генерал-полковника Эриха фон Манштейна начали третий штурм Севастополя. Руки его были развязаны и он наконец смог  сосредоточить свои лучшие войска против Севастополя.

Взятия Севастополя от Манштейна, добивался лично Адольф Гитлер, уделявший огромное внимание на прорыв к нефтяным советским месторождениям на Кавказе – Грозненской и Бакинской нефти.

Немецким танковым армиям на всех фронтах и корабельным соединениям, как воздух были нужны топливо для ведения боевых действий, как в СССР, так и в Европе. Ему нужна была мощная 200 тысячная 11 армия генерал-полковника Манштейна, застрявшая почти на год в Крыму,  для ведения боевых действий на Кавказе. Для создания решительного перевеса на советскими силами.

Севастополь сидел занозой почти год, сковывал большие силы немцев. А Манштейн и его армия, уже который месяц бесцельно топтались перед городом и не могли взять контроль над всем Крымом. А ведь город, по мнению Гитлера, даже не имел значительных фортификационных сооружений (кроме нескольких батарей) и Гитлер не мог понять, почему до сих пор его армия, имевшая преимущество в наземных, танковых, авиационных силах не может взять простой город. Он уже придумал новое название Севастополю — Готенбург, планируя возродить в Крыму немецкое могущество и присутствие. Планировал в городе создать базу немецкого флота на Черном море.

Операция по третьему штурму Севастополя была названа «Лов осетра». Командующий 11-й немецкой армией генерал-полковник Эрих фон Манштейн, чьи войска осаждали Севастополь, решил полностью прервать морское снабжение осажденной крепости, уничтожить сообщение между кавказскими портами и Севастополем и также уничтожить корабли, его осуществляющие. И после того, как защитники израсходуют боеприпасы и другие виды материального обеспечения, начать самый решительный штурм крепости.

К городу была подтянута тяжелая осадная артиллерия. Некоторые многодюймовые орудия были доставлены даже из Германии. На аэродромах Крыма и Северной Таврии было сосредоточено 600 самолетов, в том числе ударный 8-й авиационный корпус генерала-полковника авиации барона Вольфрама фон Рихтгофена (переброшенный из под Москвы) в составе 150 пикирующих бомбардировщиков. Общее количество авиации противника в Крыму и южной Таврии в июне месяце достигало 1060 самолетов, из них до 700 бомбардировщиков, до 200 истребителей и до 170 самолетов вспомогательной авиации, что обеспечило им абсолютное господство в воздухе.

Для блокады с моря противник сосредоточил в Ялте 6 подводных лодок, 19 торпедных катеров, 38 сторожевых катеров и охотников за подводными лодками

Только с 10 по 19 июня авиацией противника были потоплены авиацией быстроходные грузопассажирские суда «Абхазия», «Грузия», а «Белосток» был торпедирован вражескими торпедными катерами. В связи с этим боезапас и прочие грузы снабжения стали с 20 июня транспортировать только на боевых кораблях и подводных лодках, которые не были приспособлены для массовых грузовых перевозок.

Советское командование понимало, что для возможности дальнейшего сопротивления Севастополя необходимо ежедневно поставлять большое количество боеприпасов, продовольствия, медикаментов, прислать значительные подготовленные подкрепления и постоянно вывозить раненых. С гибелью советского Крымского фронта полностью исчезла надежда не деблокирование Севастополя извне.

В третьей декаде июня командование Кавказского флота и Черноморского флота, поняло, что обеспечивать полноценное снабжение сил в Крыму практически невозможно, как и невозможно стало эвакуировать на Кавказ силы Приморской армии и моряков Севастопольского оборонительного района (более 150 тысяч человек). Для этого не хватало ни сил ни ресурсов. Адмирал Ф.С.Октябрьский впоследствии писал: — Севастополь был блокирован с земли, с воздуха и моря. В конце июня при помощи воздушных сил блокада достигла наивысшего предела. Даже подводные лодки не были в состоянии достигнуть берегов Севастополя, а о достижении их надводными кораблями и говорить не приходилось. В этих условиях остро встал вопрос, как быть? Если эвакуировать армию, то были бы потеряны армия и флот, оказавшийся сильно уменьшившимся из-за потерь в боях. В конечном счете была потеряна армия, но сохранен флот.

Но и бросить Севастополь тоже было нельзя. Почти год Севастополь был символом мужества и стойкости советского народа в войне с немецкими захватчиками. Под Тулой, Москвой, Ленинградом, Воронежом, Новгородом, Мурманском все бойцы Красной армии с волнением следили за сводками из Севастополя, равнялись на защитников Севастополя.

Но разгром Крымского фронта поставил точку на попытках советского командования деблокировать Севастополь. А еще большую точку поставил на возможностях дальнейшей обороны Севастополя и существовании всей Приморской армии и сил Севастопольского оборонительного района. Наличие же в Крыму крупных авиационных соединений ударного 8-ого авиационного корпуса генерала-полковника авиации барона Вольфрама фон Рихтгофена в составе 250 пикирующих бомбардировщиков и 200 самых современных истребителей делали невозможны поддерживать силы гарнизона и обеспечивать его снабжение с портов кавказского берега. Не имея господства в воздухе делало также невозможным эвакуацию гарнизона из Севастополя, без значительных потерь и так уже поредевшего флота. Силы Приморской армии и Севастопольского оборонительного района, находившиеся в Севастополе, практически уже после 18 мая были обречены на уничтожение или плен. Весь вопрос стоял только в сроках.

Командующий Кавказским фронтом маршал Советского Союза С.М.Буденный доложил И.В.Сталину: «Севастопольский оборонительный район подготовленных рубежей более не имеет. Боеспособность войск в результате утомления снизилась, оказать скорой помощи защитникам Севастополя с моря и с воздуха командование Северо-Кавказским фронтом не может. Все корабли в Севастополь прорываются с боем и большими потерями».

Он просил подтвердить задачу войскам СОРа вести борьбу до конца, чтобы вывезти из Севастополя все возможное. Но для этого необходимо все же оказать помощь сражающимся в Севастополе войскам, подкрепить свежими силами, вывести раненых, снабдить необходимым вооружением, снарядами и патронами, медикаментами и продовольствием. А в условиях воздушной и морской блокады это было сделать архисложно, практически невозможно без больших потерь.

Для пополнения измотанного и изрядно выбитого Севастопольского гарнизона из Новороссийска в Севастополь принято решение перебросить 142-ую отдельную морскую стрелковую бригаду, сформированную на базе моряков Каспийской флотилии и добровольцев сибиряков.

23 июня из Новороссийска с пополнением, вооружением и боеприпасами уходит эсминец «Бдительный».

24 июня – лидер «Ташкент» и эсминец «Безупречный».

25 июня – эсминец «Бдительный», СКР «Шквал», скоростные тральщики — БТЩ-16, БТЩ-25, БТЩ-26

26 июня – лидер «Ташкент», эсминец «Безупречный», скоростные тральщики – БТЩ-22, БТЩ-11.

После гибели «Безупречного» 26 июня с экипажем и пополнением, командование ЧФ было принято решение — более крупные корабли Черноморского флота в Севастополь не отправлять. Все снабжение и сообщение с Севастополем осуществлять только подводными лодками и скоростными тральщиками и то только в ночное время.

И вот здесь вопрос – почему при полном господстве немецкой авиации наши начальники послали корабли прорываться в Севастополь все же днем, а не ночью? Что это бравада или авось повезет, авось промахнуться и не попадут? А сколько кораблей и судов перед этим уже погибли от атак авиацией в море в дневное время?

И все же в Севастополь были доставлены даже в этих тяжелейших условиях 2145 красноармейцев и краснофлотцев 142-ой отдельной бригады под командование подполковника Ковалева Сергея Егоровича, 12 орудий 75 мм., боеприпасы, медикаменты и продовольствие для севастопольского гарнизона

Все походы кораблей проходили под непрерывными атаками немецкой авиации, а при разгрузке и под обстрелами немецкой артиллерии, простреливавшей все севастопольские бухты, после взятия немцами ключевой Сапун горы. С каждым днем становилось все труднее и труднее прорваться и разгружаться.

26 июня авиацией немцев был потоплен эсминец «Безупречный» с 365 бойцами и командирами 142 отдельной бригады, 16 высококвалифицированными врачами и медсестрами для пополнения Севастопольского госпиталя, 8 орудиями и большим количеством боезапаса и продовольствия.

Экипаж эсминца составлял 229 офицеров, старшин и краснофлотцев, 11 прикомандированных офицеров, старшин и курсантов ВВМУ имени Фрунзе.

После гибели эсминца было спасено было только три  члена экипажа эсминца (комендор Иван Чередниченко, сигнальщик Гавриил Сушко и секретарь парторганизации эсминца мичман Иван Миронов).

Как погиб «Безупречный»?

Отряд кораблей вышел он из Новороссийска в 12.35 26 июня. Вечером, около 19 ч на подходе к Крымскому полуострову отряд кораблей был атакован более чем двадцатью самолетами «Ю-87». От нескольких прямых попаданий много килограммовых бомб эсминец сначала лишился хода, затем, переломившись быстро затонул.

Командир корабля капитан 3 ранга П.М. Буряк остался на мостике и скрылся под водой вместе с эсминцем. Никаких возможностей для покидания корабля не было. Большая часть экипажа, врачи и медсестры и бойцы 142 отдельной бригады, находившиеся внутри корабля в кубриках, каютах и на внутренних боевых постах, пошли на дно вместе с кораблем в первые же минуты гибели корабля. Успевших спастись с гибнувшего корабля и плававших на воде командиров и краснофлотцев немецкие самолеты расстреливали из пулеметов.

Лидер «Ташкент», под завязку забитый бойцами и вооружением и постоянно отбивавшейся от атак авиации помочь «Безупречному» ни чем не мог, не рискуя самому быть потопленным. Даже находившиеся в воде люди понимали, что находясь на месте он не будет иметь возможность маневрировать и станет легкой целью для немецких ассов. Плававшие в воде и мазуте краснофлотцы с «Безупречного» отгоняли «Ташкент», кричали и просили лидер уйти, чтобы не разделить с ними участь гибели.

Вот как описывает катастрофу «Безупречного» со слов спасшихся моряков член Военного Совета Черноморского флота Азаров И.И. в книге «Непобежденные»:

«Безупречный» в ночь с 25 на 26 июня доставил пополнение, боеприпасы, бензин и продовольствие. На эсминец было принято 640 раненых и 158 жителей Севастополя. На обратном пути самолеты противника трижды налетали на корабль, но все атаки были успешно отбиты. 

26 июня, когда я прибыл на причал, на борт «Безупречного» уже погрузили боеприпасы, продовольствие и приняли около 400 бойцов и командиров из 142-й стрелковой бригады.

А к вечеру 26 июня, возвратившись в Новороссийск, из радиограммы командира лидера «Ташкент» я узнал о гибели «Безупречного»…

Спустя два дня в кают-компании «Ташкента» встретился я с комендором Иваном Чередниченко и сигнальщиком Гавриилом Сушко — единственными, кого подобрала подводная лодка недалеко от места гибели «Безупречного».

Чередниченко, заметно волнуясь, сразу же спросил меня:

— Товарищ член Военного совета, кого из наших еще спасли? 

Он ждал от меня добрых вестей, но я не мог порадовать его, так как с момента ухода «Безупречного» из Новороссийска о судьбе экипажа мне было известно только, что эсминец погиб.

Я ответил, что он и Сушко первые, кого удалось спасти. 

— А разве до нас никого не подобрали? 

— Насколько мне известно — нет… 

Чередниченко изменился в лице. Руки его, лежавшие на столе, нервно подрагивали. 

Прошло несколько минут в молчании. Успокоившись, Чередниченко стал медленно рассказывать: 

— Двадцать шестого июня утром наш корабль вышел из Новороссийска с боеприпасом и пополнением для Севастополя. С нами были бойцы-сибиряки, около четырехсот человек, и пятнадцать медицинских сестер вместе с врачом. Утром шли хорошо, до обеда даже не было разведчика. Пока было возможно, нас прикрывали истребители. А после полудня налетели бомбардировщики. 

Атаку мы отбили, бомбы фашистские самолеты сбросили далеко от корабля. Но мы все время были в боевой готовности. После ужина нас снова атаковала группа самолетов, и эту атаку мы отбили. Один «юнкерс» не вышел из пике и врезался в воду. А через несколько минут мы увидели, что на нас со всех сторон идут самолеты. Это был звездный налет большой группы «юнкерсов». Огонь мы открыли вовремя. Но вражеским самолетам все же удалось сбросить бомбы на корабль. Одна бомба упала между ходовым мостиком и трубой, вторая попала в кормовой мостик… После первых двух эсминец переломился, корма стала погружаться в воду… И в это время в корабль попала третья бомба… 

Чередниченко умолк, видно было, как трудно ему рассказывать. Мне стало понятно, почему мы не получили от «Безупречного» радиограммы: все было выведено из строя одновременно. 

— Вместе с другими матросами, — продолжал Чередниченко, — я очутился под щитом носовой пушки, кое-как вынырнул из-под него. Когда всплыл, носовая часть эсминца уже скрылась под водой, а кормовая, полузатопленная, еще плавала. Я ухватился за плавающий рядом аварийный брус, чтобы не попасть в водоворот. Дым почти не рассеивался и держался большой шапкой над нами… В мазуте плавали краснофлотцы, красноармейцы, командиры. Шлюпки были разбиты…

Чередниченко снова замолк. 

— Может быть, вы отдохнете, а потом продолжите? — предложил я.

— Нет, нет, — торопливо ответил он, — мне будет легче, если я сразу расскажу все, как было. 

…После того как под водой скрылась корма корабля, Чередниченко увидел несколько самолетов, летевших на бреющем полете. Они пронеслись над местом гибели корабля, расстреливая плававших людей. При виде огненных следов от трассирующих пуль Чередниченко невольно прятал голову под аварийный брус. Наглотавшись морской воды, перестал прятаться. Все старались держаться ближе друг к другу. Многие были ранены, просили о помощи. Они не могли ни плавать, ни держаться на воде…

— Не помню по времени точно, но, наверное, минут через тридцать-сорок после гибели нашего корабля мы увидели идущий к нам полным ходом лидер. Это всех обрадовало. Мы подбадривали друг друга, но радость была недолгой. Когда «Ташкент» стал подходить к нам, снова налетели фашистские самолеты и стали его бомбить. Бомбы взрывались недалеко от корабля, — там, где плавали люди. От взрывов многие гибли. Всем стало ясно, что и «Ташкент» может быть потоплен. 

Вместе с нами плавал комиссар Усачев. Военком, держась на воде, говорил нам: «Надо «Ташкенту» уходить в Севастополь, а то и его потопят». Все с комиссаром согласились. Мы начали кричать и показывать руками на запад: «На «Ташкенте»! Уходите скорее в Севастополь!».
Кричали Сушко, я и другие краснофлотцы. А старший краснофлотец Александр Пирожков, киевлянин, дальномерщик, выпрыгивал из воды, взмахивал руками и кричал: «Отходите! Отходите!». 

«Ташкент» маневрировал, потом отошел от нас, а через некоторое время возвратился, но его опять стали бомбить. С лидера нам сбросили спасательные плоты, пояса и круги, и «Ташкент» полным ходом ушел в Севастополь…»

Чередниченко плавал вместе с комиссаром и матросами до рассвета. Утром на воде держалась небольшая группа: комиссар Усачев, помощник командира старший лейтенант Алексей Кисель, командир БЧ-2 старший лейтенант Тимофей Стебловский, сын командира корабля Володя Буряк, старшина Белокобыльский и Гавриил Сушко. Володя все время искал и звал отца и долго не терял надежды, что увидит его среди плававших.

— Мы и сами перекликались с другими группами, спрашивали, где командир, — рассказывал Чередниченко. — Но его не было среди нас. Видимо, он утонул. Мы держались за аварийный лес, разбитые шлюпки, койки, спасательные пояса и круги, которые нам сбросили с лидера. Но были они не у всех… На вторые сутки стала заметнее сказываться усталость. С большим трудом держались вместе, помогая друг другу. Старший лейтенант Стебловский все время подбадривал: «Держитесь, товарищи, «Ташкент» на обратном пути подберет нас». Он также надеялся, что тральщики будут проходить этим же курсом. Но нас все больше и больше относило друг от друга. В конце концов мы остались втроем: я, Сушко и старшина второй статьи Николай Белокобыльский. После полудня в сорока метрах от нас неожиданно всплыла подводная лодка. Я сразу определил, что это наша «Малютка». Нас заметили. Меня и Сушко подобрали, а Николай Белокобыльский решил, что это фашистская лодка, и бросился в противоположную сторону.

Сигнальщик Гавриил Сушко во время последнего налета находился на сигнальном мостике.

Сушко написал, что все время, как вышли из Новороссийска, он находился на мостике. Во время последнего налета он насчитал 63 самолета. Налетали они группами. Среди них были Ю-87 и Ю-88. Командир корабля Буряк не был ни ранен, ни убит при попадании двух бомб. Он оставался все время на мостике и отдал приказание всему личному составу покинуть корабль.

Володю выбросило за борт взрывной волной. Когда носовая часть корабля погружалась под воду, командир стоял на мостике, и Сушко видел его до самого последнего момента. Краснофлотцы всплыли, но командира уже среди них не было. Со всех сторон слышались голоса: «Где командир?», «Где комиссар?» — «Комиссар здесь, плавает, ищите командира».

Но командира не нашли — он так и не сошел с мостика.

Многие из плававших держались за аварийный лес, койки и ящики.

К вечеру поднялась мертвая зыбь, спасавшихся отнесло друг от друга. Трудная была ночь. К утру зыбь утихла. Некоторые были уже настолько ослаблены, что едва держались на воде. Кто еще был посильнее, в том числе и Сушко, вытягивали из державшихся на воде коек простыни и привязывали ими совсем ослабевших людей к бревнам. Но и это не помогало.

«Утром я заметил среди плававших знакомое лицо, — писал Гавриил Тимофеевич. — Вообще трудно было узнать кого-либо: лица у всех покрылись густым слоем мазута. Подплыл поближе и узнал старшину сигнальщиков Трофимова. Я стал звать его, но он продолжал куда-то плыть. Потом он крикнул мне, что выполняет задание командира корабля. Я понял, что Трофимов потерял рассудок…

Прошло еще несколько часов. Я стал терять силы. Нас все меньше и меньше оставалось на плаву. Вдруг услышал крик:

— Подводная лодка!

И я увидел в стороне, метрах в 150, «Малютку». Обрадовался, бросил бревно и поплыл к лодке. Кричал, но голос был слабым. Проплыв метров 15–20, я почувствовал, меня потянуло ко дну. Всплыл, вернулся к бревну и опять ухватился за него. Но с подводной лодки меня заметили. Ко мне подошли, втащили на палубу. Я был так слаб, что не мог стоять, ноги еле держали…

Появились самолеты, лодка срочно погрузилась. В отсеках были женщины, они оттерли меня от мазута. Я был в одних трусах, меня обмундировали. Тут я увидел Ивана Чередниченко. Он уже спал».

Позже Г. Т. Сушко добровольно ушел в морскую пехоту, был командиром отделения противотанковых ружей. После ранения и контузии, подлечившись, вернулся на Черноморский флот, где прослужил до 1947 года.

А 29 июня в Новороссийск прибыла подводная лодка «M-118» — Она, как и все лодки, доставила в Стрелецкую бухту авиационный бензин, боеприпасы и приняла раненых. На обратном переходе лодка подобрала мичмана И. Ф. Миронова — секретаря парторганизации «Безупречного».

В тот же день я встретился с мичманом. Этот мужественный моряк продержался на воде более 50 часов.

О гибели эсминца Миронов рассказал примерно то же, что Чередниченко и Сушко.

Во время налета пикировщиков Ю-87 мичман находился на мостике вместе с командиром. После прямых попаданий корабль стал погружаться.

— Командир не был ранен, — дважды повторил Миронов. — Это я хорошо помню. Он мне что-то говорил, но ничего не было слышно в грохоте рвущихся бомб. В последнюю ночь я слышал издалека крики моряков о помощи. Ночь выдалась тихая, было слышно, как кто-то звал: «Плывите сюда, товарищи, помогите комиссару, он тонет». Трудно было нашему комиссару. Его контузило взрывной волной, он плохо слышал. Но все-таки он все время нас подбадривал, заставлял надеяться, что нас спасут. Я долго плавал с помощником командира корабля старшим лейтенантом Алексеем Киселем. Он видел, как «Малютка» кого-то подобрала. Но в это время появился самолет, лодка погрузилась и больше не поднималась. Алексей все беспокоился, не потопили ли лодку…

Утром 29 июня Миронов стал терять сознание. В один из моментов, очнувшись, он увидел, что остался один. Миронов рассказывал, что ему удалось из плававших спасательных кругов и поясов соорудить подобие плота, на котором он и держался. Всплывшая подводная лодка «М-118» подобрала и его».

По приказу командира «Ташкента» сбросили в районе катастрофы спасательные круги и пояса. Единственно, чем он мог помочь тонущим морякам и пехотинцам. Лидер и другие корабли отряда сами подвергались непрерывным атакам пикировщиков, и командир корабля – он же командир отряда не имел права рисковать кораблями и жизнями более тысячи бойцов, находившихся на борту отряда кораблей, которых ждали в Севастополе.

К утру следующего дня на воде осталась небольшая группа моряков, среди которой был и сын командира воспитанник юнга Володя Буряк, служивший на эсминце юнгой-зенитчиком. НО через несколько часов от нее остались лишь несколько человек.

Около полудня в районе гибели корабля всплыла подводная лодка «М-112» (командир старший лейтенант С.Н. Хаханов), возвращавшаяся из Севастополя на Кавказ, но на воде оставалось только два человека из экипажа «Безупречного».

Еще через сутки другая подводная лодка, «М-118» (командир капитан-лейтенант С.С.Савин), подобрала последнего краснофлотца с «Безупречного», продержавшегося на воде более 50 ч.

Всего вместе с бойцами 142 отдельной бригады, врачами, медсестрами и прикомандированными курсантами погибло более 570 человек. К огромному сожалению в архивах не удалось разыскать списки погибших красноармейцев и командиров 142 отдельной стрелковой бригады и врачей и медицинских сестер. Погибли и никаких сведений! Странно! К огромному сожалению списков погибших бойцов 142 отдельной бригады и медицинских работников, погибших на корабле, привести пока невозможно.

Из состава экипажа и прикомандированных на поход погибли, согласно списков, составленных на эскадре кораблей и в штабе Черноморского флота:

  1. капитан 3 ранга Буряк Петр Максимович – командир корабля, 1905 года, Грузинская ССР, г. Поти
  2. батальонный политрук Усачев Василий Ксенофонтович – комиссар корабля, Ивановская область, д. Вичкино
  3. старший лейтенант Кисель Андрей Иванович – помощник командира, 1913 года, Казахская ССР, ст. Джамбул
  4. старший лейтенант Хорошавцев Герман Семенович – командир БЧ-1, 1916 года, Свердловская область, г. Нижняя Салда
  5. старший лейтенант Стебловский Тимофей Андреевич – командир БЧ-2, 1915 года, Сталинградская (Волгоградская область, с. Ильмень
  6. старший лейтенант Пушкарь Петр Григорьевич – командир батареи, 1914 года, Грузинская ССР, г. Поти
  7. лейтенант Андриенко Валентин Павлович – командир группы управления, 1921 года, Могилевская область, с. Краснополь
  8. старший лейтенант Лепехов Петр Никифорович – командир БЧ-3, 1914 года, Пензенская область, с. Заметчино
  9. старший лейтенант Зурабов Карп Тарасович – командир БЧ-4, 1912 года, г. Ростов на Дону
  10. инженер капитан-лейтенант Михайлов Владимир Иванович – командир БЧ-5, 1913 года, Казахская ССР, г. Уральск
  11. младший политрук Дмитриенко Аким Осипович – политрук БЧ-5, 1914 года, Черниговская область, с. Рудня
  12. старший инженер лейтенант Поляков Петр Алексеевич – командир машинно-котельной группы, 1915 года, Грузинская ССР, г. Поти
  13. инженер лейтенант Левин Иван Иванович – командир машинно-котельной группы, 1912 года г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  14. инженер лейтенант Бершадский Олег Зиновьевич – командир электротехнической группы, 1918 года, г. Москва
  15. воентехник 2 ранга Быховец Илья Филиппович – начальник службы снабжения, 1916 года, Днепропетровская область, сс. Сергеевский
  16. старший военфельдшер Степанюк Иван Николаевич – начальник медицинской службы, 1920 года, Винницкая область, с. Чудиновцы
  17. краснофлотец Абибулаев Аблятиф – машинист котельный, 1917 года, Крымская АССР, д. Бакал
  18. краснофлотец Азаров Максим Демидович – машинист турбинист, 1920 года, Могилевская область, к-з Красное Знамя
  19. старший краснофлотец Аксенов Леонид Семенович – старший машинист турбинист, 1919 года, г. Тула
  20. старший краснофлотец Аксенов Павел Васильевич – старший дальномерщик 1915 года, г. Ярославль
  21. старший краснофлотец Алехин Владимир Ильич – старший радист, 1918 года, г. Сталино (Донецк)
  22. старшина 1 статьи Андреев Андрей Иванович – командир отделения строевых, 1920 года, Ленинградская область, г. Луга
  23. старший краснофлотец Арсенов Николай Николаевич – старший машинист турбинист, 1920 года, г. Архангельск
  24. краснофлотец Астахов Иван Сергеевич – строевой, 1919 года, Тульская область, с. Луговка
  25. краснофлотец Базанов Иван Иванович – парусник, 1918 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  26. краснофлотец Балакин Павел Тимофеевич – строевой, 1919 года
  27. главный старшина Барсуков Дмитрий Тимофеевич – старшина группы артиллеристских электриков, 1914 года, Сталинская (Донецкая) область, с. Буденовск
  28. краснофлотец Барыбин Илья Константинович – санитар, 1917 года, Николаевская область, с. Воскресенск
  29. старший краснофлотец Бейбулаев Алибек – старший машинист турбинист, 1916 года, Дагестанская АССР, с. Архит
  30. старшина 1 статьи Белик Дмитрий Григорьевич – командир отделения электриков, 1916 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Горловка
  31. старшина 1 статьи Беликов Павел Иванович – командир отделения машинистов трюмных, 1915 года, Ворошиловградская (Луганская) область, ст. Должанка
  32. старшина 1 статьи Белокобыльский Николай Григорьевич – старший кладовщик, 1918 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Славянск
  33. краснофлотец Беляков Владимир Захарович – комендор зенитный, 1917 года, Пензенская область, Пензенский район, с. Кулака
  34. краснофлотец Берновский Пахом Моисеевич – электрик, 1921 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  35. краснофлотец Билик Антон Исаакович – строевой, 1917 года, Винницкая область, с. Нове Место
  36. старшина 1 статьи Бобров Павел Николаевич – командир отделения торпедистов – электриков, 1915 года, г. Ярославль
  37. краснофлотец Борбух Михей Леонтьевич – машинист турбинист, 1922 года, Каменец-Подольская (Хмельницкая) область, с. Куча
  38. старший краснофлотец Бордун Илларион Федотович – старший машинист турбинист, 1915 года, Кировоградская область, х. Ульянов
  39. краснофлотец Брюзгин Николай Андреевич – машинист трюмный, 1919 года, Калининская (Тверская) область, д. Журавлевка
  40. краснофлотец Букреев Анатолий Михайлович – сигнальщик, 1922 года, Курская область, Знаменский сельсовет
  41. краснофлотец Булахов Василий Иванович – командир отделения рулевых, 1917 года, Крымская АССР, г. Феодосия
  42. краснофлотец Бурмистров Петр Петрович – машинист турбинист, 1922 года, г. Москва
  43. воспитанник Буряк Владимир Петрович – юнга, 1925 года, Аджарская АССР, г. Батуми – сын командира корабля
  44. краснофлотец Буткин Сергей Викентьевич – машинист трюмный, 1918 года, Вологодская область, д. Разанка
  45. краснофлотец Буханистый Степан Моисеевич – строевой , 1920 года
  46. старшина 2 статьи Быкодоров Иван Гаврилович – командир отделения комендоров зенитчиков, 1917 года, Ростовская область, х. Садки
  47. краснофлотец Боровик Павел Анореевич – рулевой, 1920 года, Аджарская АССР, г. Батуми
  48. краснофлотец Брюзгин Николай Андреевич – машинист трюмный, 1919 года,  Калининская (Тверская) область, д. Журавлевка
  49. краснофлотец Варенцев Владимир Павлович – машинист котельный, 1920 года, Ярославская область, г. Рыбинск
  50. краснофлотец Васильев Петр Иванович – торпедист, 1919 года, г. Москва
  51. краснофлотец Вердысев Александр Николаевич – комендор зенитный, 1921 года, г Архангельск
  52. краснофлотец Верещагин Иван Иванович – дальномерщик, 1918 года, г. Астрахань
  53. краснофлотец Вершинин Николай Романович – моторист, 1917 года, Ворошиловградская (Луганская) область, г. Лисичанск
  54. старшина 1 статьи Веселков Геннадий Васильевич – командир отделения строевых, 1920 года, Новгородская область, г. Старая Русса
  55. старшина 2 статьи Воронов Геннадий Карпович – командир отделения комендоров зенитных, 1917 года, г. Ульяновск
  56. старший краснофлотец Вьященко Иван Васильевич – старший машинист турбинист, 1915 года, Ворошиловградская (Луганская) область, г. Лисичанск
  57. старший краснофлотец Гаврющенко Василий Васильевич – старший машинист турбинист, 1920 года, г. Ростов на Дону
  58. старший краснофлотец Гапиченко Анатолий Андреевич – старший машинист котельный, 1917 года, г. Николаев
  59. краснофлотец Гарецкий Андрей Филиппович – комендор палубный, 1926 года, Днепропетровская область
  60. старший краснофлотец Гарусенко Михаил Мартынович – старший машинист котельный, 1914 года, Днепропетровская область, с. Спасское
  61. старшина 2 статьи Геворкян Артовоз Мелоконович – командир отделения химистов, 1915 года, Армянская ССР, с. Аралык
  62. краснофлотец Германов Василий Николаевич – машинист турбинист, 1918 года,  Ленинградская область, г. Кронштадт
  63. краснофлотец Гишко Иван Емельянович – строевой, 1920 года, Кировоградская область, с. Подвысоцкое
  64. краснофлотец Гладкий Леонид Семенович – торпедист электрик, Сталинская (донецкая) область. г. Мариуполь
  65. старший краснофлотец Глазунов Александр Матвеевич – старший машинист котельный, 1915 года Челябинская область, г. Верхне-Уральск
  66. старший краснофлотец Григорьев Павел Иванович – старший машинист турбинист, 1919 года, Псковская область, д. Заклинье
  67. краснофлотец Головачев Михаил Фомич – электрик, 1917 года, г. Запорожье
  68. главный старшина Гоман Михаил Кузьмич – старшина машинной группы, 1915 года, Днепропетровская область, г. Синельниково
  69. старшина 2 статьи Гончаров Иван Андреевич – командир отделения машинистов турбинистов, 1915 года, г. Ростов на Дону
  70. краснофлотец Гутник Андрей Павлович – строевой, 1922 года, Краснодарский край, ст. Крыловская
  71. краснофлотец Данильченко Иван Пантелеевич – моторист, 1920 года, г. Херсон
  72. краснофлотец Денисюк Карп Давыдович – строевой, 1920 года
  73. краснофлотец Депутатов Иван Александрович – строевой, 1922 года, Горьковская (Нижегородская) область, д. Казачья Слобода
  74. старшина 2 статьи Дзюба Михаил Николаевич – командир отделения комендоров, 1915 года, Ростовская область, г. Таганрог
  75. старший краснофлотец Дороничев Григорий Семенович – старший машинист трюмный, 1915 года, Орловская область, п/о Маслаковское
  76. краснофлотец Драгомерецкий Гавриил Петрович – машинист трюмный, 1916 года, г. Запорожье
  77. краснофлотец Дрегваль Андрей Дмитриевич –  строевой, 1921 года, Запорожская область, г. Гениеск
  78. краснофлотец Дремлюга Иван Иванович – машинист турбинист, 1917 года, Николаевская область, г. Очаков
  79. краснофлотец Дроздов Николай Владимирович – ученик командира отделения строевых, 1922 года, Курская область, сс. Черниченский
  80. главный старшина Дубошин Николай Никандрович – старшина машинистов турбинистов, 1908 года,
  81. краснофлотец Евона Василий Иосифович – строевой, 1916 года, Кировоградская область, г. Чигирин
  82. старшина 2 статьи Елин Яков Аркадьевич – командир отделения минеров, 1916 года, Могилевская область, д. Вороновичи
  83. старший краснофлотец Желобков Владимир Александрович – старший машинист котельный, 1917 года, Ворошиловградская (Луганская) область, г. Серго Борисовка
  84. краснофлотец Жмыхов Николай Лаврентьевич – кок, 1922 года
  85. краснофлотец Жуковин Иван Инарович – машинист турбинист, 1922 года, Белгородская область, с. Севрюково
  86. краснофлотец Журба Дмитрий Филиппович – комендор зенитный, 1911 года, Крымская АССР, д. Ново-Каринино
  87. краснофлотец Журиха Михаил Васильевич – электрик, 1917 года, Ленинградская область, г. Чудово
  88. краснофлотец Задорожный Иван Назарович – комендор палубный, 1915 года, Крымская АССР, г. Севастополь
  89. старший краснофлотец Зайцев Иван Степанович – старший машинист котельный, 1918 года, Азербайджанская СССР, г. Баку
  90. старший краснофлотец Зимин Павел Иванович – старший комендор палубный, 1921 года, г. Архангельск
  91. краснофлотец Зобнин Николай Васильевич – артиллеристский электрик, 1920 года Дагестанская АССР, с. Александровка
  92. краснофлотец Зуйков (Зуйко) Михаил Андреевич – машинист котельный, 1919 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  93. старший краснофлотец Иванов Петр Григорьевич – старший комендор палубный, 1918 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  94. краснофлотец Иващенко Григорий Степанович – командир отделения электриков, 1914 года, Тверская область, г. Городня
  95. краснофлотец Казаков Лев Сергеевич – строевой, 1917 года, Харьковская область, с. Купянск Узловая
  96. старший краснофлотец Казаков Павел Семенович – старший машинист турбинист, 1917 года, Харьковская область, г. Купянск
  97. краснофлотец Казаньев Виктор Павлович – машинист турбинист, 1919 года. г. Архангельск
  98. старший краснофлотец Калинников Анфион Арифеевич – старшина визирщиков, 1920 года, г. Винница
  99. краснофлотец Калинин Михаил Федорович – комендор, 1922 года, г. Москва
  100. старшина 2 статьи Каманин (Камынин) Василий Викторович – командир отделения электриков, 1917 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Макеевка
  101. старшина 2 статьи Камынин Василий Никитович —
  102. краснофлотец Карепин Алексей Иванович – маляр, 1918 года, г. Ярославль
  103. краснофлотец Кафтанов Евгений Арсентьевич – визирщик, 1919 года, г. Калинин (Тверь)
  104. старшина 1 статьи Кашин Иван Митрофанович – старший писарь, 1915 года, Кировская область, с. Верхуша
  105. старший краснофлотец Кириллов Дмитрий Егорович – старший машинист трюмный, 1915 года  Сталинская (Донецкая) область, г. Горловка
  106. старшина 1 статьи Китаенко (Китаев) Павел Михайлович – командир отделения котельных машинистов 1914 года, Тамбовская область, с. Кулеватово
  107. старший краснофлотец Климович Павел Болесович – старший машинист котельный, 1918 года, г. Полоцк
  108. краснофлотец Колесниченко Иван Иосифович – радист, 1921 года, г. Николаев
  109. старший краснофлотец Кононенко Семен Терентьевич – старший машинист трюмный, 1914 года, Полтавская область, с. Стопни
  110. краснофлотец Коробкин Николай Васильевич – старший теплоэлектрик, 1921 года, Краснодарский край, г. Ейск
  111. краснофлотец Коробцов Григорий Евдокимович – машинист трюмный, 1917 года, г. Воронеж
  112. краснофлотец Король Павел Иванович – сигнальщик, 1920 года, Краснодарский край, ст. Ольшинская
  113. краснофлотец Кравченко Николай Александрович – старший торпедист, 1921 года, Грузинская ССР, г. Тбилиси
  114. старший краснофлотец Красавин Павел Павлович – старший машинист турбинист, 1918 года, Вологодская область, Лесозавод № 42
  115. краснофлотец Кривуля Федор Федорович – машинист котельный, 1918 года, Сталинская (Донецкая) область, с. Константиновка
  116. старший краснофлотец Крикун Григорий Иванович – старший комендор палубный, 1920 года, Краснодарский край. г. Сочи
  117. краснофлотец Крупенко Даниил Иванович – строевой, 1920 года, Запорожская область, к-з Общий Труд
  118. старшина 2 статьи Крылов Аркадий Михалович – командир отделения комендоров зенитных, 1919 года, Ярославская область, д. Ленино
  119. краснофлотец Кубан (Кулай) Петр Емельянович – пулеметчик, 1921 года, Винницкая область, с. Сербиневцы
  120. краснофлотец Курбатов Василий Никандрович – строевой, 1920 года, Московская область, Лопасненский район
  121. старшина 1 статьи Кустов Григорий Васильевич – командир отделения машинистов турбинистов, 1919 года, Московская область, г. Шатура
  122. старший краснофлотец Кучеров Сергей Ильич – старший машинист турбинист, 1920 года, Московская область, г. Нарофоминск
  123. краснофлотец Лавков Сергей Александрович – комендор, 1922 года, Московская область, д. Сушаровка
  124. старший краснофлотец Лазарев Иван Иванович – старший сигнальщик, 1920 года, Архангельская область, д. Коноксо
  125. краснофлотец Леба Андрей Абрамович – торпедист, 1921 года, г. Киев
  126. краснофлотец Лебединский Владимир Никитович – электрик, 1916 года, Ростов на Дону
  127. старшина 1 статьи Ленец Дементий Семенович – командир отделения трюмный, 1915 года, Полтавская область, с. Беляки
  128. мичман Леонтьев Яков Владимирович – боцман, 1902 года, Крымская АССР, г. Севастополь
  129. краснофлотец Локшин Лев Абрамович – комендор палубный, 1920 года, г. Николаев
  130. краснофлотец Лутченков Василий Иосифович – комендор палубный, 19020 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  131. старший краснофлотец Любимов Дмитрий Степанович – старший машинист турбинист, 1918 года, Ивановская область, д. Ворсино
  132. старшина 2 статьи Ляшенко Григорий Никитович – командир отделения, 1916 года
  133. мичман Маковка Афанасий Тарасович – старшина комендоров палубных, 1907 года, Николаевская область, с. Казацкое
  134. краснофлотец Марков Валерий Николаевич – радист, 1917 года. Крымская АССР, г. Феодосия
  135. краснофлотец Малета Василий Михайлович – командор зенитный, 1916 года, Харьковская область, с. Уды
  136. старший краснофлотец Малышев Иван Михайлович – старший машинист котельный, 1915 года, Ярославская область, г. Нерехта
  137. краснофлотец Маругин Виталий Николаевич – машинист трюмный, 1919 года, Ярославская область, ст. Семибратово
  138. старшина 2 статьи Марченко Сергей Семенович – командир отделения электриков, 1914 года, г. Сталино (Донецк)
  139. краснофлотец Масляков Василий Андреевич – радист, 1916 года, г. Воронеж
  140. старший краснофлотец Межин Виктор Степанович – старший дальномерщик, 1916 года, Краснодарский край г. Сочи
  141. краснофлотец Меньшиков Борис Григорьевич – сигнальщик, 1920 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  142. краснофлотец Минасьян Алексей Георгиевич – старший минер, 1916 года, Абхазская АССР, с. Аргич
  143. старшина 2 статьи Мисюра Иван Григорьевич – командир отделения дальномерщиков, 1918 года, Харьковская область, с. Бурлюк
  144. краснофлотец Михайлов Иван Семенович – машинист котельный, 1918 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  145. старший краснофлотец Мищенко Петр Иванович – старший машинист котельный, 1920 года, Харьковская область, с. Била
  146. краснофлотец Можный Федор Федорович – машинист турбинист, 1921 года, Сталинградская (Волгоградская) область, к-з имени Кирова
  147. краснофлотец Молибог Степан Иванович – ученик командира отделения строевых, 1922 года, Ворошиловградская область, с. Серго Максимовка
  148. краснофлотец Морковник Трофим Андреевич – сигнальщик, 1918 года, Киевская область, с. Тараща
  149. краснофлотец Музика (Музыка) Леонид (Леонтий) Антонович – радист, Днепропетровская область, с. Оловка
  150. краснофлотец Мысик Павел Васильевич – марсовый, 1920 года, Житомирская область, с. Бровки
  151. старшина 2 статьи Назарьян Василий Семенович – командир отделения рулевых, 1915 года, Аджарская АССР, Батумский район
  152. краснофлотец Негодяев Николай Моисеевич – машинист турбинист, 1919 года, г. Киев
  153. краснофлотец Нежин Виктор Степанович – дальномерщик, 1918 года, г. Киев
  154. краснофлотец Ольшанский Николай Назарович – пулеметчик, 1922 года, Ростовская область, сс. Новокузнецовский
  155. краснофлотец Омельченко Алексей Петрович – радист, 1918 года, Крымская АССР, г. Керчь
  156. краснофлотец Павлов Данил Федорович – артиллеристский электрик, 1916 года, Крымская АССР, г. Севастополь
  157. старшина 2 статьи Панченко Михаил Павлович — старший кок, 1920 года (Сумская область. с. Биживка)
  158. старшина 2 статьи Пасько Иван Прокофьевич командир отделения визирщиков, 1918 года, Ярославская область, г. Славянск
  159. краснофлотец Петров Михаил Александрович – командир отделения теплоэлектриков, 1915 года, Куйбышевская (Самарская) область, г. Сызрань
  160. краснофлотец Пыжиков Николай Иванович – комендор, 1922 года, г. Москова
  161. краснофлотец Пинцов Замион Исаакович – торпедист электрик, 1919 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  162. старший краснофлотец Пирожков Александр Антонович – старший дальномерщик, 1915 года, г. Киев
  163. краснофлотец Плеханов Иван Петрович – машинист трюмный, 1918 года, Тульская область, д. Корнеевка
  164. краснофлотец Пожидаев Семен Александрович – машинист турбинист, 1918 года,  Ростовская область, г. Таганрог
  165. краснофлотец Покровский Георгий Михайлович – кладовщик, 1921 года, г. Ростов на Дону
  166. краснофлотец Поломарь Семен Юрьевич – машинист турбинист, 1920 года, г. Ростов на Дону
  167. старший краснофлотец Поцелуев Иван Константинович – старший торпедист, 1916 года, Сталинградская (Волгоградская) область, с. Горная Прошейка
  168. старший краснофлотец Продан Алексей Касьянович – старший комендор палубный, 1915 года, Винницкая область, с. Антоновка
  169. старший краснофлотец Прусов Иван Николаевич – старший машинист котельный, 1918 года, Московская область, д. Леониха
  170. краснофлотец Пушкаревич Николай Михайлович – строевой, 1922 года, Могилевская область. ст. Толочино Круглая
  171. краснофлотец Пшеничный Николай Иванович – строевой, 1920 года, Сталинградская область, совхоз № 55
  172. старший краснофлотец Разенков Иван Константинович – старший машинист турбинист, 1915 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Горловка
  173. краснофлотец Резников Иван Николаевич – машинист турбинист, 1917 года, Краснодарский край, ст. Ладожская
  174. краснофлотец Реутов Сергей Филиппович – электрик, 1919 года, Вологодская область, д. Костяевка
  175. старший краснофлотец Рогов Юрий Андреевич – старший машинист турбинист, 1920 года, Сталинградская область, с. Камузяк
  176. краснофлотец Романов Алексей Владимирович – машинист котельный, 1921 года, г Ярославль
  177. старшина 2 статьи Рудый Михаил Андреевич командир отделения комендоров зенитчиков, 1917 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Макеевка
  178. старшина 2 статьи Рыжков Александр Григорьевич командир отделения радистов, 1914 года, Сталинская (Донецкая область), г. Красный Лиман
  179. старший краснофлотец Рютинский Иван Иванович – старший гидроакустик, 1920 года, Воронежская область, с. Пашково
  180. краснофлотец Рябов Евгений Степанович – электрик, 1915 года, Грузинская ССР, г. Поти
  181. старший краснофлотец Рябов Петр Никандрович – старший электрик, 1917 года, г. Москва
  182. старший краснофлотец Рябов Трофим Егорович – старший машинист турбинист, 1915 года, Днепропетровская область, с. Малышовка
  183. краснофлотец Сафаров Ибрагим Аллафериевич – машинист турбинист, 1918 года, Азербайджанская ССР, г. Кировобад
  184. старший краснофлотец Седов Александр Михайлович – старший химист, 1919 года, Ярославская область, с. Гзино
  185. краснофлотец Сенатов Николай Павлович – комендор зенитный, 1910 года, г. Воронеж
  186. старшина 2 статьи Сидоров Семен Трофимович командир отделения водолазов, 1918 года, Дагестанская АССР, г. Махачкала
  187. краснофлотец Синько Степан Николаевич – сигнальщик, 1921 года, Житомирская область, с. Базаровка
  188. краснофлотец Скворцов Виктор Алексеевич – артиллерийский электрик, 1918 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  189. старшина 2 статьи Скрипченко Петр Федорович — командир отделения электриков, 1916 года, г. Днепропетровск
  190. краснофлотец Смирнов Александр Константинович – машинист котельный, 1918 года, Ярославская область. д. Мало-Ивановка
  191. краснофлотец Соколов Антон Федорович – артиллерийский электрик, 1919 года, Курская область, с. Харитонка
  192. старшина 2 статьи Солтановский Валентин Назарович – командир отделения комендоров, 1918 года, Кировоградская область, с. Ново-Николаевка
  193. краснофлотец Сорочинский Кирилл Михайлович – машинист турбинист, 1920 года Днепропетровская область, г. Днепродзержинск
  194. старшина 1 статьи Ступенко Иван Яковлевич – командир отделения машинистов котельных, 1918 года, Полтавская область, с. Мануиловка
  195. старший краснофлотец Сыроедов Иван Федорович – старший машинист котельный, 1915 года, г. Сталино (Донецк)
  196. старшина 2 статьи Сысенко Иван Николаевич – командир отделения машинистов котельных, 1915 года, Сумская область. с. Низы
  197. краснофлотец Тараканов Константин Иванович – марсовый, 1918 года Ленинградская область, з-д Пролетарий
  198. краснофлотец Тимофеев Владимир Гаврилович – химист, 1922 года, г. Курск
  199. краснофлотец Тишков Иван Титович – радист, 1917 года, Гомельская область, д. Осмоловичи
  200. краснофлотец Токарев Василий Иванович – строевой, 1922 года, Ворошиловградская (Луганская) область, ст. Сватово
  201. старшина 1 статьи Трифонов Александр Титович – старший кладовщик, 1917 года,
  202. старшина 2 статьи Трофимов Александр Иванович – командир отделения сигнальщиков, 1914 года,
  203. краснофлотец Тужиков Петр Назарович – радист, 1915 года, Ворошиловградская (Луганская) область, х. Суходол
  204. краснофлотец Тупикин Иван Иванович – машинист турбинист, 1919 года, г. Москва
  205. старший краснофлотец Тюрин Евгений Семенович – старший электрик, 1919 года, Ленинград(Санкт-Петербург)
  206. краснофлотец Ульянов Владимир Арсентьевич – машинист турбинист, 1918 года, Ярославская область, с. Устамесово
  207. краснофлотец Фомин Иван Борисович – строевой, 1920 года, Могилевская область
  208. краснофлотец Фролов Дмитрий Сергеевич – торпедист электрик, 1920 года, Московская область, с. Кагановича
  209. старшина 2 статьи Харитонов Николай Иванович – командир отделения СКС, 1915 года, г. Москва
  210. краснофлотец Хворостухин Иван Иванович – марсовый, 1916 года,  Дагестанская АССР, ст. Араблинская
  211. старший краснофлотец Хижняк Василий Маркович – старший машинист турбинист, 1915 года, г. Запорожье
  212. краснофлотец Хирим-Гирей Михаил Михайлович – комендор зенитный, 1915 года,  Сталинская (Донецкая) область, г. Мариуполь
  213. краснофлотец Цветков Михаил Осипович – комендор зенитный, 1918 года, г. Москва
  214. старший краснофлотец Чистяков Алексей Иванович – старший визирщик, 1919 года, Ярославская область, д. Ново-Иваново
  215. краснофлотец Чудаков Николай Платонович – торпедист электрик, 1919 года, Могилевская область, д. Кузьминичи
  216. краснофлотец Шанский Сергей Степанович – машинист турбинист, 1920 года, Ярославская область, д. Жуково
  217. краснофлотец Шарыгин Лукьян Петрович – комендор зенитный, 1919 года. г. Москва
  218. старшина 2 статьи Шерстин Петр Федорович – командир отделения комендоров, 1917 года, г. Москва
  219. краснофлотец Шиканов Владимир Павлович – дальномерщик, 1919 года, г. Калинин(Тверь)
  220. краснофлотец Шипов Владимир Васильевич – машинист турбинист, 1921 года, г. Москва
  221. краснофлотец Широгоров Евгений Михайлович – машинист турбинист, 1919 года, Ярославская область, д. Баран
  222. краснофлотец Шишкин Ефим Митрофанович – машинист котельный, 1917 года, г. Астрахань
  223. краснофлотец Шуваев Федор Алексеевич – кладовщик, 1922 года, г. Воронеж
  224. краснофлотец Шумилов Валентин Васильевич – машинист турбинист, 1920 года, Ярославская область, д. Новоселки
  225. краснофлотец Щербатюк Иван Иванович – машинист котельный, 1920 года, Каменец-Подольская (Хмельницкая) область, с. бунцы
  226. краснофлотец Юрченко Михаил Корнеевич – визирщик, 1921 года, г. Киев

Прикомандированные:

  1. политрук Евсеев Иван Сергеевич — военком БЧ-5, 1912 года, Кабардино-Балкарская АССр, г. Нальчик
  2. политрук Андрияшин – уполномоченный особого отдела
  3. курсант Былина Егор Демидович — курсант ВВМУ имени Фрунзе, 1919 года
  4. курсант Ерохин Николай Кириллович — курсант ВВМУ имени Фрунзе, 1921 года
  5. старшина 1 статьи Кимков – командир отделения сигнальщиков
  6. курсант Кланд Дмитрий Борисович — курсант ВВМУ имени Фрунзе, 1920 года
  7. курсант Лукьянов Владимир Александрович — курсант ВВМУ имени Фрунзе, 1920 года
  8. курсант Поликарпов Петр Иванович — курсант ВВМУ имени Фрунзе, 1922 года
  9. курсант Руднев Михаил Иванович — курсант ВВМУ имени Фрунзе, 1921 года
  10. курсант Скрыпченко Сергей Васильевич — курсант ВВМУ имени Фрунзе, 1921 года
  11. воспитанник Сливочкин Владимир Гавриилович – юнга

Вечная слава погибшим героям. Запомним навечно их имена.

Именем командира эсминца «Безупречный» капитана 3 ранга Буряка Петра Максимовича названа одна из школ города Новороссийска.

Из писем наших читателей, нам стало известно, что перед последним выходом корабля в Севастополь десять матросов и старшин по приказу командования были отправлены в морскую пехоту. По документам Черноморского флота они пропали без вести (то есть погибли) на в этом выходе на эсминце «Безупречном». И так было сообщено родным и близким. Это можно объяснить неразберихой в бумагах и халатностью кадровых органов.

Они уцелели на этом выходе в море, но почти все погибли в 1943 году в десанте на Малую землю. Слава погибшим героям!

Тактико-технические характеристики эскадренного миноносца «Безупречный»

Эскадренные миноносцы проекта 7, известные по первому корпусу как тип «Гневный», условно назывались «сталинской серией» строились для ВМФ во второй половине 30-х годов. Это первые крупные послереволюционные корабли, спроектированные советскими КБ и строившиеся на отечественных верфях.

Проектирование осуществлялось коллективом ЦКБС-1 (центрального конструкторского бюро спецсудостроения) под руководством В.А.Никитина и П.О.Трахтенберга. Корабли строились на верфях завода 190 (до революции Путиловский завод, впоследствии завод имени А.А.Жданова или теперь Северная верфь, г. Ленинград), завода 189 (Балтийский судостроительный завод имени Серго Орджоникидзе, г. Ленинград), завода 198 (судостроительный завод имени Марти, Черноморский судостроительный завод, г. Николаев), завода 202 (Дальзавод имени Ворошилова, г. Владивосток), завода 200 (завод 61 коммунара, г. Николаев).

Всего на всех этих заводах  были заложены 53 эсминца по проекту 7. Но в ходе строительства и эксплуатации 28 первых сошедших со стапелей кораблей, был обнаружен ряд конструктивных недостатков. ЦКБС-1, по согласованию с руководством ВМФ был внесен ряд изменений и 18 эсминцев достраивались по проекту 7у с измененными тактико-техническими характеристиками.

Четыре корабля из-за начала Великой Отечественной войны были не достроены и разобраны на стапелях после войны — Ловкий, Легкий, Бурный, Боевой, Пронзительный, Поражающий.

«Решительный» затонул на Дальнем Востоке при буксировке 8.11.1938 года. Корпус его разбит на камнях.

Девятнадцать кораблей этих проектов погибло во время войны — Гневный, Гордый, Стерегущий, Смелый (7у), Скорый (7у), Статный (7у), Стремительный, Сокрушительный, Сметливый,  Суровый (7у), Сердитый (7у), Быстрый, Беспощадный, Безупречный, Бдительный, Совершенный (7у), Свободный (7у), Способный (7у), Смышленый (7у).

Трем кораблям за подвиги во время Великой Отечественной войны были присвоены гвардейские звания – Сообразительный, Гремящий и Стойкий (позднее вице-адмирал Дрозд).

Четыре корабля за подвиги были награждены орденами Красного знамени – Грозный, Громкий, Бойкий, Беспощадный.

Эсминец «Безупречный» построен на Николаевском заводе 200 — 61 коммунара (бывший судостроительный завод Наваль), заводской номер С-1069. Имя эсминец получил в честь миноносца «Безупречного» погибшего в Цусимском сражении со всем экипажем. Заложен в 1936 году, принят Черноморским флотом в 1939 году. Экипаж формировался на Тихоокеанском флоте.

Водоизмещение: 2402 т.

Размеры: длина — 112,8 м, ширина — 10,2 м, осадка — 4,8 м.

Скорость хода максимальная: 38,6 узлов.

Дальность плавания: 2565 миль при 19,5 узлах.

Силовая установка: котлотурбинная, двухвальная, 56000 л.с.

Вооружение:

4х1 130/50 мм в установках Б-13-2, 2х1 76/55 мм в установках 34-К, 3х1 45/46 мм в установках 21-К, 4х12,7 мм зенитных пулемета ДШК, 10 глубинных бомб Б-1, 20 глубинных бомб М-1, бомбомет БМБ-1, 2х3 533 мм торпедных аппарата 1-Н, торпеды 53-38, 48 мин.

Экипаж: 236 чел.

Боевой путь.

В начале Великой Отечественной войны эсминец «Безупречный» участвовал в минно-заградительных операциях (выставил 219 мин) и обороне Одессы.

22 сентября совместно с «Бойким» и «Беспощадным» обеспечивал огневую поддержку десанта под Григорьевкой и подвергся воздушной атаке. 9 «юнкерсов» сбросили на «Безупречный» 34 бомбы. Прямых попаданий не было, но от близких разрывов эсминец получил серьезные повреждения. В наружной обшивке позже насчитали 404 осколочные пробоины, из них 152 — ниже ватерлинии. В районе 180-190-го шпангоутов образовались гофры с разрывами и трещинами по верхней палубе. Первое машинное и третье котельное отделения, а также кормовые отсеки быстро заполнились водой. Корабль накренился на правый борт на 17° и лишился хода. С большим трудом его удалось отбуксировать в Одессу. Дифферент на корму при этом достигал 2 м, а запас плавучести сократился до 28% от нормального.

После ремонта «Безупречный» учас­твовал в эвакуации войск с Тендры.

6-7 ноября вместе с «Бойким» доставил на борту 2 батальона морской пехоты из Ялты в Севастополь.

8 декабря, выходя из Поти, эсминец навалился на якорную цепь теплохода «Местком» и повредил обшивку левого борта в районе 161-178-го шпангоутов. Исправление повреждений заняло 10 дней.

В январе 1942 года «Безупречный» обстреливал немецкие позиции под Старым Крымом, оказывал огневую поддержку десанту в Судаке. В феврале-марте эсминец также занимался обстрелом вражеских позиций в Крыму, в районе Владиславовки, Новомихайловки, Корокеля.

28 мая «Безупречный» успешно отконвоировал в Севастополь транспортный теплоход «Грузия», неоднократно отражая воздушные атаки фашистов.

Вечером 24 июня эсминец вместе с лидером «Ташкент» совершил свой последний прорыв в осажденную крепость. Они доставили подкрепление — бойцов 142-й морской стрелковой бригады. В обратном направлении перевозили раненых. Всего за первое полугодие 1942 года «Безупречный» доставил из Севастополя 1753 человека, из них 260 лежачих.

Вернувшись в Новороссийск, корабли приняли на борт оставшиеся части 142-й бригады и попытались повторить прорыв. Шедшему первым «Безупречному» не повезло.

В 18.57 26 июня 1942 года в 40 милях от мыса Аю-Даг эсминец атаковали более 20 «юнкерсов». Корабль получил несколько прямых попаданий — в кормовой мостик, в первое котельное отделение и полубак. Через несколько минут он затонул.

  Использованная литература:

  1. Азаров И.И. Непобежденные. http://militera.lib.ru/memo/russian/azarov_ii/index.html
  2. Архив Исторического отдела (ИО) Главного штаба ВМФ. Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском флоте, стр. 291.
  3. Архив Исторического отдела (ИО) Главного штаба ВМФ. Хроника Великой Отечественной войны на Черноморском флоте, стр. 291.
  4. Архив ИО ГМШ ВМФ, дело 1234, л. 70.
  5. Архив ИО ГМШ ВМФ, дело 1969, л. 93–98.
  6. Архив ИО ГМШ ВМФ, Личное дело И. Я. Трофимова.
  7. Архив НО ГМШ ВМФ, дело 1814, л. 30.
  8. Архив ИО ГМШ ВМФ, дело 1969, л. 96–97.
  9. Архив ИО ГМШ ВМФ, дело 24137, л. 324.
  10. БАСИСТЫЙ Н.Е. Черноморский военно-морской флот в Отечественной войне 1941-1945 гг. Воспоминания и записки Москва. Воениздат 1970 г.
  11. Бережной С.С. Корабли и суда ВМФ СССР (1928-1945 г.) (справочник). Под редакцией П.Н.Навойцева. Москва Воениздат 1988 г.
  12. Военно-морской словарь. Москва. Воениздат 1990 г. Под редакцией адмирала флота В.Н.Чернавина.
  13. ДОНЕСЕНИЕ начальнику ОРСУ ВМФ. Именной список безвозвратных потерь рядового и младшего начальствующего состава на 36 листах. № 1-00970 от 20 августа 1942 года. Совсекретно (Рассекречено)

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76499829&page=57

  1. ДОНЕСЕНИЕ начальнику ОРСУ. Сведения о раненых и безвозвратных потерях личного состава кораблей эскадры ЧФ  по состоянию на 10 июля 1942 года на 15 листах Ф-2 +6 листов Ф-3. Секретно (рассекречено)

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76831194&page=1

  1. Книга особого учета н.с. флота 00210 на 297 листах. Совсекретно (рассекречено)
  2. Корабли – герои. Под редакцией вице-адмирала В.Н.Алексеева. Москва. Издательство ДОСААФ. 1970 г.
  3. Краснознаменный Черноморский флот. Москва Воениздат. 1987 г. 334 с.
  4. Морозов М.Э. Кузнецов А.Я. Черноморский флот в Великой Отечественной войне. Краткий курс боевых действий. Яуза-пресс. 2015
  5. ОБД «Мемориал» (сайт http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=76460881&page=1) специализированной организации -корпорации «ЭЛАР», архивов МО СССР.
  6. Платонов А.В. Борьба за господство на Черном море. Москва, Воениздат 2010 год.
  7. Раздолгин А.А. Фатеев М.В. На румбах морской славы. Ленинград. Судостроение. 1988 г.
  8. РОССИЯ И СССР в войнах ХХ века. Потери Вооруженных сил. Статистическое исследование. Москва. «Олма-Пресс» 2001 г. (Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева.
  9. Сажин П.А. Севастопольская хроника. Москва. ВИ. 2015 год
  10. Циркуляр Начальника ОРСУ ЧФ. По личному составу. Исключаются из списков Черноморского флота младшие командиры и рядовые специалисты кораблей и частей ЧФ, погибшие и пропавшие без вести в боях при выполнении воинского долга № 00563/у от 27 августа 1942 года

http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=77081537&page=1

  1. ШИРОКОРАД А.Б. Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945. Минск. Харвест. 2002

6 комментариев

Оставить комментарий
  1. Вадим Тимофеевич Кулинченко

    Молодец! Страна должна помнить своих героев. Но к сожалению, мы часто помним не тех.

  2. Александр Вадимович

    Виктор и Ольга ! Большое вам СПАСИБО за Память ! Вот слова одного из моих друзей, который также прочитал это исследование — » Думаю, чтобы такое написать, необходимо изучить немало документов. Огромная работа. Снимаю шляпу перед авторами».

  3. Спасибо авторам за большую и благодарную работу — восстановление памяти погибших героев — рабочих войны. Чем чаще и больше мы будем разыскивать и публиковать имена матросов, солдат, офицеров и обстоятельства их гибели, тем надежнее и шире будет память о них — тех, кто приближал нашу Победу своей воинской работой, героизмом и своими жизнями, тем более будет укореняться у молодежи сознание величия Победы и благодарности свлоим предкам за нее!

  4. Михаил Сергеевич

    Давно назрела необходимость увековечивания имён моряков, которые по архивным документам числятся погребёнными « предан морю». Есть в Севастополе серьезная проблема с паспортизацией воинских захоронений, с их централизованным учётом во 2 — ом военно- мемориальном отделе Управления по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. На сегодня официально числится около 140 воинских захоронений, в которых погребено чуть более 2500 наших отцов, дедов и прадедов. И это в городе- Герое, который мужественно 250 дней сражался с вооруженным до зубов противником, в городе, где в апреле- мае 1944 года шли ожесточенные бои за каждую пядь родной земли…только в Книгах Памяти Севастополя на сегодняшний день числится более 120 000 военнослужащих.
    В ходе поисково- документальных исследования в отношении погибших в боях за Севастополь удалось вернуть из забвения около 3500 фамилий красноармейцев и краснофлотцев, командиров и начальников. Вот только оказалось, что полковые/ бригадные/ дивизионные кладбища с братскими могилами — утрачены, а фамилии « забыты». И объяснений этому, нет.
    Сегодня, накануне 75- летия нашей Победы нужно приложить все усилия, чтобы навести должный порядок как в учетах, так и в паспортизации имеющихся в Севастополе воинских захоронений.без этого дальнейшие исследования судеб погибших крайне затруднены.
    Вечная память солдатам, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины! Мы в неоплатном долгу перед ними.

    1. Согласен мы этим занимаемся. Работали и по Севастополю По всем, кто числится пропавшими без вести 2.7.1942 года. Вы посмотрите когда погиб «Безупречный» на котором перевозилась бригада будущих смертников, ибо уже принято решение из Севастополя никого не вывозить

  5. Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *