7 февраля 1981 года в Ленинграде при взлете с аэродрома Пушкин разбился авиалайнер ТУ-104А, принадлежавший 25 МРАД Тихоокеанского флота практически со всем командованием Тихоокеанского флота. Среди пассажиров были 16 адмиралов и генералов, 12 капитанов 1 ранга и полковников. Всего погибло 50 человек 44 пассажира и 6 членов экипажа.
Экипаж:
— командир экипажа — подполковник Инюшин Анатолий Иванович (командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ, 50 лет, налет 8150 часов, 5730 из них на Ту-104);
— помощник командира (второй летчик) — старший лейтенант Послыхалин Владимир Александрович (второй пилот 25 авиационной дивизии ВВС ТОФ 28 лет);
— штурман — Субботин Виталий Алексеевич (штурман авиационного отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ, 33 года);
— бортинженер — капитан Рупасов Михаил Николаевич (начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ, 32 года);
— бортрадист — старший лейтенант Барсов Анатолий Владимирович (техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ, 28 лет);
— борттехник — прапорщик Вахтеев Анатолий Иванович (командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ, 31 год).
Пассажиры:
- адмирал Спиридонов Эмиль Николаевич – командующий Тихоокеанским флотом, 55 лет;
- вице-адмирал Сабанеев Владимир Дмитриевич – член Военного Совета – начальник политуправления ТОФ, 53 года;
- вице-адмирал Белашев Виктор Григорьевич – командующий 4-ой флотилией подводных лодок ТОФ, 53 года;
- вице-адмирал Тихонов Василий Фёдорович – командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, 52 года;
- генерал-лейтенант авиации Павлов Георгий Васильевич – командующий ВВС ТОФ, 53 года;
- генерал-майор Данилко Степан Георгиевич – первый заместитель командующего ВВС ТОФ, 53 года;
- контр-адмирал Коновалов Владимир Харитонович – начальник 3-его управления войск Дальнего Востока, 49 лет;
- контр-адмирал Корбан Владимир Яковлевич – заместитель командующего ТОФ по боевой подготовке, 55 лет;
- контр-адмирал Леонов Геннадий Федорович – начальник разведки ТОФ;
- контр-адмирал Махлай Виктор Петрович – командир эскадры подводных лодок, 45 лет;
- контр-адмирал Митрофанов Феликс Александрович – начальник оперативного управления – заместитель начальника штаба ТОФ, 52 года;
- контр-адмирал Николаев Виктор Антонович – начальник политотдела Сахалинской флотилии, 47 лет;
- контр-адмирал Пирожков Рэмир Иванович – начальник штаба – заместитель командующего 4-ой флотилии подводных лодок, 45 лет;
- контр-адмирал Постников Василий Сергеевич – член Военного Совета – начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, 51 год;
- генерал-майор авиации Рыков Владимир Васильевич – член Военного Совета – начальник политотдела ВВС ТОФ, 43 года;
- контр-адмирал Чулков Джемс Константинович – командир 10-ой ОПЭСК, 49 лет;
- капитан 1 ранга Асеев Владислав Петрович – 51 год;
- капитан 1 ранга Бережной Виктор Карпович – начальник политотдела 10-ой ОПЭСК ТОФ, 43 года;
- капитан 1 ранга Волк Саул Григорьевич – начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, 52 года;
- капитан 1 ранга Граф Евгений Игоревич – заместитель начальника оперативного управления штаба ТОФ, 40 лет;
- капитан 1 ранга Лобачёв Юрий Григорьевич – заместитель начальника отдела штаба ТОФ, 45 лет;
- капитан 1 ранга Морозов Владислав Игнатьевич – начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, 49 лет;
- капитан 1 ранга Пивоев Владимир Ильич – член Военного Совета – начальник политотдела 4-ой флотилии ПЛ ТОФ;
- капитан 1 ранга Погосов Борис Погосович – начальник информационного центра разведки ТОФ, 45 лет;
- капитан 1 ранга Прокопчик Анатолий Васильевич – начальник штаба – первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, 45 лет;
- капитан 1 ранга Туробов Юрий Николаевич – начальник штаба – заместитель командира 8-ой эскадры, 43 года;
- капитан 1 ранга Цыганков Владимир Дмитриевич – старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, 49 лет;
- полковник медицинской службы Чеканский Казимир Владиславович – начальник стоматологического отделения военно-морского госпиталя, главный стоматолог ТОФ, 45 лет;
- подполковник авиации Делебатаньян Артур Арович – заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, 41 год;
- капитан 2 ранга Подгаецкий Георгий Васильевич – старший офицер ПВО штаба ТОФ, 35 лет;
- подполковник авиации Сорокатюк Владимир Дмитриевич – начальник оперативного управления – заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, 43 года;
- капитан 3 ранга Бабкин Анатолий Иванович – старший офицер штаба тыла ТОФ, 33 года;
- капитан авиации Науменко Сергей Иванович – военный летчик-истребитель из Новосибирска, 29 лет;
- старший лейтенант авиации Акентьев Александр Николаевич – военный летчик-истребитель из Новосибирска, 26 лет;
- старший лейтенант Зубарев Валентин Иосифович – старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка, 143 мрад ВВС ТОФ 43 года (Совгавань);
- старший лейтенант Шевченко Геннадий Геннадьевич – адъютант командующего ТОФ, 25 лет;
- мичман Амельченко Борис Иванович – порученец члена Военного Совета ТОФ, 32 года;
- старший матрос Дворский Виктор Степанович – чертежник штаба ТОФ, 21 год;
- Ломакина Тамара Васильевна – супруга 1-ого секретаря Приморской крайкома КПСС Ломакина В.П.
- Спиридонова Валентина Павловна – жена командующего ТОФ, 54 года;
- Левкович Анна Павловна – машинистка оперативного управления штаба ТОФ, 43 года;
- Морева Екатерина Александровна – дочь начальника связи ТОФ А.Морева, 18 лет;
- Макаренко Б.Н. – сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко;
- Макаренко Е.Н. – супруга Макаренко Ю.Н.
В феврале 1981 года Военно-морской академии имени маршала Советского Союза А.А.Гречко проводились на картах командно-штабные игры под руководством главкома ВМФ адмирала флота Советского Союза Горшкова С.Г. с участием всего командного состава ВМФ и всех флотов.
7 февраля были подведены итоги учения и руководству флотов было разрешено отправиться по своим штабам.
Начальнику штаба ТОФ вице-адмиралу Голосову Р.А., руководству Камчатской флотилии и 2-ой флотилии ПЛ командующий флотом разрешил добираться самостоятельно. Они этим рейсом не полетели и остались живы.
В 18:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45-50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся.
Неподалёку от места катастрофы в снегу был обнаружен один выживший — старший лейтенант Валентин Зубарев (во время взлёта он находился в кабине экипажа и от удара его выкинуло через носовой фонарь), но он скончался по дороге в госпиталь. Все остальные 49 человек погибли сразу.
Авиакатастрофа под Ленинградом стала самой крупнейшей авиакатастрофой в истории СССР, в которой погибло столько высших военных чинов. Гибель руководства Тихоокеанского флота вызвала практически одномоментное полное обезглавливание Тихоокеанского флота СССР.
Одной из ведущих версий произошедшего стал умышленный террористический акт. 7 февраля в Японии отмечается, как день «северных территорий».
Весь Тихоокеанский флот сразу же был приведён в состояние полной боевой готовности. Все офицеры, мичмана, старшины, матросы были вызваны на корабли, отозваны из отпусков отпускники.
Корабли начали боевое развертывание в районы рассредоточения.
Информация об авиакатастрофе была полностью полностью засекречена даже от самых близких. Хотя все все знали. Официальное извещение о гибели своих мужей вдовы погибших получили лишь в 1997 году.
Большинство погибших были похоронены на Серафимовском кладбище Ленинграда. В похоронах участвовали офицеры, слушатели военно-морской академии, офицерских классов ВМФ, курсанты военно-морских училищ, родные и близкие погибших.
В 1983 году по приказанию главкома ВМФ на кладбище был воздвигнут мемориал с единственной надписью «Погибшим при исполнении своих обязанностей 7.2.1981 года».
Начиная с 1983 года офицеры Тихоокеанского флота, учившиеся в Военно-морской академии и на 6-ых офицерских классах ВМФ 7 февраля начали возлагать цветы к могилам погибшего командования. Это стало традицией.
Только 15 июня 2000 года с разрешения флотского руководства на мемориале были установлены таблички с именами погибших.
И лишь только 7 февраля 2017 года и во Владивостоке был открыт памятник погибшему в авиакатастрофе командованию Тихоокеанского флота.
По официальной версии (после расследования) — экипажем были допущены перегруз самолета и неправильное размещение груза, приведшее к децентровке самолета при взлете. По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолёта от ВПП и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате — падению на землю.
В этот день мы выражаем свои соболезнования родным и близким погибших адмиралов, офицеров, мичманов, матросов и гражданских лиц. Будем помнить о наших погибших товарищах!
Приспустим сегодня наши флаги, снимем фуражки, наклоним головы и помянем погибших!
О покойных или хорошо, или ничего. Но причина была известна сразу…
Вечная память моим пяти прямым начальникам, с которыми пришлось служить, и которых провожал в последний путь.