Потеря равновесия
А вы знаете, когда подводники теряют почву из-под ног? Вернее, они, конечно же, теряют под собой палубу. Хотите знать, как они себя при этом ведут? Сейчас расскажу.
Все это происходит тогда, когда на полном ходу заклинивает большие кормовые горизонтальные рули на погружение. Их как бы закусывает какая-то неведомая сила, и тогда лодка — почти десять тысяч тонн — железа и людей — бросается в глубину. Это немного напоминает бег с горы, когда ступил, а под ногами земли вдруг не стало, и ты летишь вниз, и тебя встряхивает так сильно, что темнеет в глазах, и хотя ты не успел испугаться с самого начала, осознаешь себя собою только с некоторого момента, когда начинаешь барахтаться и бороться с незакрепленными ящиками, которые валятся откуда-то сверху вперемешку с документацией на тебя и друг на друга.
Но вот ты вырвался, выбрался, зацепился руками за трубопроводы и повис, а вокруг кричат все — и ты только теперь вспоминаешь, что ты в центральном посту, и теперь только различаешь команды: «Обе турбины полный назад! Пузырь в нос!» И так же, как все, каким-то десятым чувством осознаешь, что команда дошла и обе турбины, завывая, как стая гиен, пережевывая при этом что-то свое там, у себя внутри, превозмогая собственную инерцию, сначала медленно, а потом все быстрей и быстрей действительно раскручиваются назад на полную катушку,
И кто-то уже дал «пузырь в нос» — выстрелил воздухом в носовые цистерны главного балласта, — и нос явно сделался легче.
Лодка вздрагивает, но все еще движется, а потом все же останавливается, замирает, зависает на какой-то одной ей только известной границе, и все замирают вместе с ней, и у всех на лице одна и та же гримаса, одно напряжение, и оно такое, будто напряжение человеческих лиц обязательно поможет лодке вырваться из цепких лап глубины, куда можно улететь камнем, где раздавит, сомнет, смешает со всякой дрянью.
Но вот лодка совсем уже пошла назад — все вздыхают: «Уф!»
Она выровнялась — все задвигались, задышали, зашелестели.
Глубина отпустила, лодка всплывает — и у всех отлегло. Почему-то в этот момент смеются над любой глупостью.
— Мать моя женщина! — кричит механик, — Да я же совсем промок!
И все хохочут во весь голос. А механик словно и не замечает веселья — все стирает и стирает с лица пот ладонями, и лишь только он проводит ладонью по лицу, оно тут же снова серебрится от пота.
Бывало так. На срочном погружении все, что работает от гидравлики, работает, опускается, её давление падает и его вдруг не хватает для горизонтальных рулей, которые боцман уже переложил на погружение. Бывают и другие причины, но в моей практике так было трижды.. И вот тогда наступает этот критический момент, который очень доходчиво и красочно описал А. Покровский
К счастью за 17 лет службы на ПЛ у меня таких случаев не было,а вот тонуть и гореть приходилось.
На узле гидравлики был такой автоматический клапан -отсекатель, который по соображению создателя отсекает узел с баком при аварийной утечке гидравлической жидкости в системе (разрыв) и сохраняет запас гидравлики. По инструкции — байпас закрыт и опломбирован. Однажды при погружении, когда расход гидравлики максимальный, произошло закрытие клапана отсекателя и давление гидравлики свалилось в ноль. Картина- Горизонтальные рули зависли на погружение, дифферент на нос 10 град и увеличивается, в корме не открылись клапана вентиляции и аварийные захлопки. Ситуация — нос тяжелый, рули на погружение, в кормовой 10й цистерене пузырь, турбины обе МХ, глубина места 150, лодка погружается с нарастанием дифферента. Ну, конечно — » пузырь в нос», обе турбины «реверс». Но… инерция, а запаса глубины мало. До сих пор удивляюсь, как сообразил про клапан отсекатель. Выполз из ЦП в 5-й, где узел гидравлики, открыл байпас, давлене 100 кг. Сразу ушел дифферент, поскольку открылись клапана вентиляции и ав. захлопки 10-го номера. Это нас спасло. До грунта оставалось 20 м. С тех пор байпас клапана отсекателя у меня был всегда открыт, вопреки инструкции. Попадать в такую ситуацию больше не хотелось. Кончилось так, как описывает Саша Покровский.