Среди множества задач, которые отрабатываются на подводных лодках Военно-морского флота, есть одна под названием МП-5 «Человек за бортом».
В тот день на наш ракетный крейсер должен был прибыть командир дивизии, одновременно замечательный человек и талантливый командир, Петелин Александр Александрович. Нет, не затем, чтобы принять эту задачу, а, чтобы выйти в море.
Подводная лодка почти пришвартована к плавучему пирсу. По левому борту ее придерживает буксир. А, чтобы подняться на корпус, от пирса на борт тянется трап. Это такое сооружение весом в тонну, которое с отходом корабля под собственным весом должно сползти на причал и, лёжа на нем ждать, возвращения, что бы с помощью большого количества матросов встать на своё место. То есть соединить лодку с берегом.
Зима. На мостике в ожидании комдива нервничает старпом Сучков Сергей. На пирсе томится дежурный по дивизии Завьялов Юрий. Оба капитаны третьего ранга. Первый, чтобы скомандовать «Смирно!», при входе Петелина на борт. Второму положено по должности находиться при этом.
Матрос из швартовой команды проинструктирован, причём неоднократно, после того, когда последняя нога командира дивизии вступит на борт подводной лодки, отвязать трап. Тогда по замыслу старпома, он, трап, конечно, соскользнёт на пирс и корабль, подталкиваемый буксирами, отвалит в сторону моря. Военно-морским шиком называется.
Все произошло так, как и было задумано. Только матрос отвязал конец несколько раньше срока. По времени, это, где-то между командой «Смирно!» и нахождением Александра Александровича на второй половине трапа, считая от пирса.
Плечо, сила и, трап накреняется в сторону моря. Вместе с комдивом. И если бы не дежурный по дивизии Юра Завьялов, быть бы Петелину в воде полностью, а не на половину, как тогда.
Уже в Центральном Посту командир дивизии запросил план Боевой подготовки на сутки, где значилась отработка задачи МП-5 «Человек за бортом». Немного подумав, он своей рукой записал: Задача отработана… фактически… с оценкой… Отлично.
В великодушии и юморе Петелину Александру Александровичу было не отказать.
Такие конфузы на флоте случаются часто, либо на трапе, либо при захождении на катер, или выходе с плавсредства, но все они связаны с морем, катером, трапом и попыткам начальника попасть на корабль, перед сигналом»Учебная тревога», все находятся в напряжении, а море представляет всем сюрпризы, по команде «Смирно!», когда нога комдива зависла над катером, катер вдруг опускается метра на полтора и грозный начальник кулем валится мимо катера, вот тут и начинается сдача задачи и хорошо если старом вырвет из рук крючкового крюк и зацепит начальника, или руками ухватит за воротник шинели и выбросить комдива на плавсредства, а все море…