Матвеев А.А. Моряки, прославившиеся в другой ипостаси. Боголюбов Алексей Петрович

Алексей Боголюбов. Илья Репин. Картина «Портрет Боголюбова», 1876

Боголюбов Алексей Петрович. Илья Репин 1876 год.

Алексей Петрович Боголюбов родился 28 (16) марта 1824 года в деревне Померанье, Новгородской губернии в семье помещика, полковника, участника Отечественной войны 1812 года Петра Гавриловича Боголюбова.

Боголюбов вспоминал о свое отце – «Отец любил животных, был натурой художественной, рисовал недурно, любил картинки по своим средствам, эстампы, гравюры. Чинил часы знакомым, точил с ангельским терпением самые тонкие колеса для часового механизма. Строил своими средствами возки, коляски, и всем этим делом занимался с крайней любовью. Человек он был добрый и честный, а потому был не богат».

Мать будущего моряка Радищева Фёкла Александровна – дочь русского писателя и просветителя, руководителя Петербургской таможни, участника комиссии по составлению законов при Александре I Александра Николаевича Радищева, осужденного на написание книги «путешествие из Петербурга в Москву» во времена Екатерины II. Императрицы назвала писателя — «бунтовщик, хуже Пугачёва».

Про мать Боголюбов вспоминал, что если он с братом и вышли в люди, то только благодаря ей и ее воспитанию. Боголюбов также вспоминает с трогательной заботой о судьбе матери в «Записках моряка-художника»: «будучи сиротою, после выпуска осталась при Смольном институте благородных девиц пенсионеркою, а потом классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою француженкою… которая имела большое влияние на ее развитие: они вместе читали Дидерота, Вольтера и т. д.».

Вопрос деда оставался в семье Боголюбовых самым сложным.

Ее отец Радищев Александр Николаевич был арестован, дело его было перепоручено С. И. главе тайной канцелярии Шешковскому. Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4 сентября 1790 года состоялся именной указ Екатерины II о наказании Радищева, в котором  Радищева признан виновным в нарушении присяги и должности изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства и наконец «оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской». Вина Радищева была такова, что Императрица решила, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой был приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог (Иркутская губерния). На приказе о высылке Радищева императрица собственной рукой написала: «едет оплакивать плачевную судьбу крестьянского состояния, хотя и то неоспоримо, что лучшей судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной». После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу и был возвращён в Петербург. Назначен Императором членом Комиссии для составления законов. Вместе со своим другом и покровителем графом Воронцовым работал над конституционным проектом, озаглавленным «Всемилостивейшая жалованная грамота». Однако в 1802 году он скоропостижно скончался. Есть версия, что принял яд.

В семье Боголюбовых было два сына – Николай и Алексей, которых воспитывала сама мать в уважении к своему отцу.

Будущий художник с благодарностью вспоминал, что дома его ни разу не высекли, а самым страшным наказанием у матери было – привязать сына ниточкой к стулу; и ребенок сидел, не шелохнувшись, не смея порвать свои «тяжелые оковы». Она рано разглядела в своем непоседливом сыне художественные наклонности, а потому в праздники никаких других подарков не делала, кроме карандашей, бумаги или красок. Небольшие деньги, оставленные мужем, Фекла Александровна сберегла; живя бедно и скромно, она всегда находила возможность помогать всем своим добрым друзьям.

В 1830 году внезапно умирает отец Петр Гаврилович Боголюбов. Как сироты заслуженного военного, после смерти отца братья Боголюбовы имели право на поступление в Пажеский корпус. Сначала это был Александровский Царскосельский кадетский корпус в 1830 году, а затем в 1832 году – Морской кадетский корпус (в Санкт-Петербурге).

Учили там превосходно; летние учебные плавания на фрегатах корпусной эскадры закрепляли полученные знания. В 12 лет любознательный Алеша Боголюбов назубок знал многие морские премудрости – снасти, вооружение фрегата, его архитектуру, компас, направление румбов. Но озорной нрав и страсть к рисованию карикатур и написание эпиграмм на директора, учителей и офицеров принесли ему немаленькие проблем с начальством: кадетские годы сопровождались наказаниями за поведение

Послужной список кадета Боголюбова

— Вы будете в арестантах, вспомяните мое слово» — говорили ему педагоги — Думаю, что вы угораздите в матросы».

В 1839 году Боголюбов был переведён в гардемаринскую роту. Будущий художник по-прежнему отличается «…отчаянной весёлостью и озорным нравом…». Не очень сильный, но ловкий, он любил розыгрыши, участвовал во всех драках, постоянно ходил оборванным и избитым. Его дважды чуть не выгнали из корпуса, но один раз спас дядя Афанасий Радищев, а другой раз – брат Николай Петрович Боголюбов. В сохранившихся кондуитных и штрафных списках гардемаринской роты за 1839–1840 гг. Морского корпуса Алексей Боголюбов числится почти каждый месяц.

За гардемаринами в корпусе следили ещё с большим усердием, чем за кадетами малолетней роты. Иван Федорович Крузенштерн подчёркивал, что «…главнейшей обязанностью господ офицеров состоит в том, чтобы всякий имел за своими гардемаринами самый бдительный и  неусыпный надзор…». С таким же вниманием и усердием он занимался разработкой правил и инструкций для гардемаринских рот.

В корпусе также уделяли особое внимание культуре речи и этикету будущих офицеров, тому как много и что они читают. В приходно-расходной книге библиотеки гардемаринской роты можно увидеть, какие книги подбирали для учащихся.

Морскую практику гардемарин Алексей Боголюбов проходил, согласно послужному списку, следующим образом: летом 1839 г. на корабле «Прохор» под командованием капитана 1-го ранга Захара Захаровича Балка и на корабле «Не тронь меня» под командованием капитана 1-го ранга Ф.И. Кутыгина, а с 16 июня по 3 августа 1840 года на корабле «Императрица Александра» под командованием капитана 1-го ранга П.А. Моллера.

Вопреки этим предсказаниям, старший гардемарин Алексей Боголюбов прекрасно сдал экзамены и был выпушен в 1841 году семнадцатым из 75 человеки-за своих карикатур.

8 января 1841 г. 17-летний Алексей Боголюбов надел эполеты мичмана флота и отправился к месту службы в Кронштадт, в 17-й экипаж 2-й флотской дивизии, под командование вице-адмирала А.А. Дурасова.

Вице-адмиралу приглянулся молодой и расторопный мичман и тот назначил его немного позднее адъютантом. Служил Боголюбов сначала на бриге «Усердный», а затем, получив чин лейтенанта – на пароходо-фрегате «Камчатка», лучшем колесном судне флота. Офицеров набрали туда лучших, команду тоже выбирали из всех экипажей.

Морскую службу Алексей Боголюбов совмещает с занятиями живописью, любовь к которой у молодого моряка с годами только усилилась. Боголюбов в отличии от веселящихся морских офицеров пишет виды Кронштадта, Ревеля, Свеаборга.

В плавании 1847 г. на Мадейру Алексей Боголюбов познакомился с жившим там К.П. Брюлловым. Отзыв мэтра живописи о боголюбовских этюдах с натуры, дельные замечания по рисунку вдохновили самодеятельного художника.

Но все же окончательно повлияло на выбор профессии плавание на пароходо-фрегате «Камчатка» на остров Мадейру вместе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским – президентом Императорской академии художеств. Рисунки молодого лейтенанта заинтересовали герцога, и он посоветовал Боголюбову серьезно заняться живописью: «Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании».

Герцог по возвращению в Санкт-Петербург добился у Николая I принятия А. Боголюбова в Академию художеств вольноопределяющимся, без увольнения с флота, поскольку офицерское жалованье было единственным средством его существования.

С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств; он учится у профессоров М.Н. Воробьева и Б.П. Виллевальде. Но все же самое сильное влияние на него известный художник-маринист И.К. Айвазовский. Его эффектная живопись ошеломила Боголюбова

Боголюбов Алексей Петрович - российский художник

Боголюбов Алексей Петрович 1861 год

Первые самостоятельные картины Боголюбова, как художника-мариниста в 1851 году – виды Кронштадтской гавани, «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями», «Вид Смольного монастыря с Большой Охты», «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона» удостоились внимания и Малой золотой медали.

В 1853 г. Алексей Петрович закончил Академию художеств с Большой золотой медалью за три вида Ревеля и «Вид Санкт-Петербурга от взморья», получил аттестат 1-й степени на звание классного художника и право заграничной командировки. Одновременно он получает отставку со службы и назначение художником-маринистом Главного морского штаба.

Первый царский заказ Боголюбову на семь больших полотен из истории Крымской войны.

Боголюбов А.П. Истребление турецкого флота в Синопском сражении

Боголюбов А.П. Бой фрегата «Флора»

Боголюбов А.П. Бой парохода-фрегата «Владимир» с турецким «Перваз Бахри»

Боголюбов А.П. «Севастополь»

Атака катером «Шутка» турецкого парохода «Эрекли» на Дунае

Боголюбов А.П. Взрыв турецкого монитора

Боголюбов А.П. Кораблекрушение

В конце апреля 1854 года Боголюбов, как «пенсионер» Академии художеств, отправился для изучения искусства за границу. В течение шести лет он путешествует по Европе: Швейцарии, Голландии, Италии, открывшей ему великое искусство старых мастеров Возрождения. Обучается у мастеров французского и немецкого морского пейзажа – работает в мастерских Эжена Изабе в Париже и Андреа Ахенбаха в Дюссельдорфе. Переворотом в художественных воззрениях Боголюбова стало знакомство и сближение с представителями французской реалистической живописи, подготовившей импрессионизм – Энгром, Деларошем, Коро, Добиньи, «барбизонцами» Руссо, Милле и др. Мотивы и линии его пейзажей становятся заметно проще, а их цветовое решение, объединенное общим тоном – невыразимо изысканней.

Французские мастера прониклись доверием к своему русскому коллеге: их поразила легкость, с которой на лету было схвачена главная мысль нового европейского пейзажа. В знак признательности они навали дарить русскому художнику свои работы – это пристрастило Боголюбова к коллекционированию картин, впоследствии ставших украшением многих русских музеев.

Для выполнения царского заказа на серию картин из истории Крымской войны заставляют Боголюбова осенью 1856 г. отправиться на Дунай. В Константинополе, в Синопе им написано множество этюдов с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Работа происходит в тревожной обстановке только что окончившейся войны и угрожающей подозрительности турок. Итогом стали грандиозные полотна, в их числе знаменитый «Синопский бой», а также изданный художником «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг.».

В конце 1860 г. Алексей Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством необычных, интересных этюдов и картин. Среди них выделялась «Ярмарка в Амстердаме» – своеобразный итог его заграничного обучения, полотно, в котором он сумел подняться до уровня современных ему европейских художников.

Выставка этих работ, устроенная Академией, показала, что в русском искусстве появился своеобразный, интересный художник и большого мастер-маринист уровня Айвазовского. И.Н. Крамской написал тогда: «До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он устроил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, хорошо усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно прекрасно, особенно для нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами».

А.П. Боголюбову присвоено звание профессора и объявлена благодарность Совета Академии художеств, «так как, до того времени ни один из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоваться».

IMG_2722.jpg

Боголюбов А.П. Вид на Везувий от деревни Вико

IMG_3244.jpg

Боголюбов А.П. Константинополь

IM1128.jpg

Боголюбов А.П. Вид Смольного монастыря с Большой Охты. Начало 1870-х

 

Александр II купил у Боголюбова все картины из истории Крымской войны, «Ярмарку в Амстердаме» и, оценив труды и талант Боголюбова значительной суммой. И поручил ему написать в картинах историю флота Петра Великого.

Но до его выполнения Алексей Петрович успевает подготовить по заказу гидрографического департамента Морского министерства и под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева два атласа – берегов Каспийского моря и Финского залива. А также поучаствовать в составлении путеводителя «Волга от Твери до Астрахани», затеянного Волжским пароходным обществом «Самолет». Серия рисунков и этюдов Боголюбова с видами волжских городов, иллюстрировавших путеводитель, стали потом основой ряда больших его картин с прибрежными видами Казани, Нижнего Новгорода, Костромы – едва ли первых русских прибрежных пейзажей высокого художественного достоинства.

Алексей Боголюбов. Картина «Устье Невы», 1872

Боголюбов А.П. В устье Невы

В 1865 г. художник приступает к царскому заказу – созданию истории Петровских морских сражений, гигантской работе, длившейся 11 лет. Картины из «петровского» цикла «Гангутский бой» и «Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г.» стали вершинами батальной живописи Боголюбова. От крымского военного цикла «петровский» отличает новизна композиционных решений и еще большая живописная выразительность. Одно оставалось неизменным – исторически-документальная правда и профессионализм в изображении кораблей и их оснастки.

В целом оба цикла – крымский и петровский – составили почти полную историю нашего флота: в России гордились, что такой редкой по цельности, разнообразию и богатству живописной военно-морской галереи нет ни в одной европейской стране. Позднее к этой галерее примкнули произведения Боголюбова из русско-турецкой войны 1877-78 гг. в ее черноморских и дунайских подвигах, и последняя его большая картина «Прибытие русской эскадры в Тулон» (1893).

Болезнь сердца вынуждает Алексея Петровича большую часть времени проводить в теплой Франции, где он и поселяется с семьей с 1873 года, наведываясь на родину только в летние месяцы. Но и в Париже его творческая и общественная жизнь неразрывно связана с судьбами русского искусства.  В парижской мастерской Боголюбова работали многие русские художники – И. Похитонов, любимый художник П.М. Третьякова, И. Репин, В. Поленов, В. Серов, М. Антокольский, взрощенные им великолепные морские баталисты Беггров и Орловский. В доме именитого художника все они находили стол и кров, щедрое и безвозмездное наставничество, возможность выгодных заказов. Для поддержки русских художников во Франции А.П. Боголюбов организовывает в 1877 г. Общество взаимного вспоможения и благотворительности.

Алексей Боголюбов. Картина «Зима в Борисоглебске»,1881

Боголюбов А.П. Зима в Борисоглебске

В 1885 году братья Боголюбовы основали в Саратове музей посвященный их деду Радищеву, который назвали Радищевский музей. В Радищевский музей от его основателя профессора живописи, коллекционера А.П. Боголюбова в числе прочих даров поступил «Портрет Н.П. Боголюбова» кисти И.Н. Крамского. Эта работа не относится искусствоведами к числу лучших, исполненных художником в этом жанре; она не выделяется оригинальностью композиции, выразительностью живописного языка. И все же Крамскому удалось раскрыть наиболее существенные и значительные стороны личности изображенного. На портрете — сидящий прямо перед зрителями далеко не молодой человек с окладистой седой бородой, устало-болезненным взглядом умных добрых глаз. Во всем его облике — простота, скромность, нравственное благородство и чистота. Несмотря на естественность позы, чувствуется: ему неловко быть в центре чьего-то пристального внимания, тем более художника.

Радищевский музей летом

Радищевский музей в Саратове

Портрет был написан в Париже в 1876 году. После тяжелой болезни Николай Петрович приехал с женой Екатериной Михайловной в столицу Франции для свидания с братом Алексеем. Иван Николаевич Крамской, находившийся в Париже для работы над картиной «Хохот», жил в то время у А.П. Боголюбова и работал в его мастерской. Несколькими месяцами раньше в этой мастерской молодой Илья Репин написал портрет Алексея Петровича Боголюбова. И.Н. Крамской создал портрет его старшего брата — в прошлом блестящего морского офицера, действительного статского советника Николая Петровича Боголюбова.

Алексей Боголюбов. Картина «Гибель фрегата «Александр Невский» (Дневной вариант)», 1868

Боголюбов А.П. Гибель фрегата «Александр Невский»

Замечателен в этом музее акварельный портрет отца братьев — полковника П. Боголюбова, написанный его полковым товарищем С.Г. Чириковым с нежным чувством сердечной привязанности. Молодой сероглазый мужчина со светлыми вьющимися волосами, по-детски припухлым ртом, кавалер ордена Св. Владимира 4-й степени, отмеченный медалью за участие в войне 1812 года, — натура, по всей видимости, романтическая, но с твердым и сильным характером; таким предстает перед нами отец Николая и Алексея Боголюбовых

Используя свои связи при дворе, личную дружбу с Александром III, Алексей Петрович добивается пополнения Эрмитажных коллекций, снятия запрета с картины И.Е. Репина «Иван Грозный», реорганизации Академии художеств, с консерватизмом которой он вместе с передовыми художниками боролся долгие годы.

Алексей Боголюбов. Картина «Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года», 1875-1877

Боголюбов А.П. Сражение при Гангуте

Алексей Боголюбов. Картина «Афонское сражение», 1853

Боголюбов А.П. Афонское сражение

Боголюбов активно участвует в деятельности Товарищества передвижных выставок, являясь одним из самых деятельных, влиятельных членов его правления. И хотя в творчестве художника нет присущей передвижникам социальной направленности, их роднит идея демократизации искусства. Эти идеи особенно проявились в деле создания А.П. Боголюбовым в 1885 году первого в России общедоступного художественного музея в Саратове. Саратовская земля – родина А.Н. Радищева, и художник Боголюбов, его внук, добивается присвоения музею имени все еще опального писателя, тем самым положив начало «легализации» Радищева в России. Создавая музей, Боголюбов хотел «оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда». Но не только: «Я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества». Основой экспозиции Радищевского музея стали дары художника, сюда же он завещал все свои произведения. Уместно напомнить, что открытие этого первого в России провинциального общедоступного музея произошло за 7 лет до Третьяковки и за13 – до Русского музея. По примеру саратовского, подобные художественные музеи стали создаваться в Пензе, Самаре, Нижнем Новгороде, Харькове. В благодарность за столь щедрый дар городу жители Саратова избрали А.П. Боголюбова своим первым Почетным гражданином. При музее художником было основано рисовальное училище (с 1897 года – Боголюбовское, ныне Саратовское художественное училище), давшее мастеров мирового уровня, таких, как В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, К.С. Петров-Водкин, скульптор А.Т. Матвеев.

За свою долгую жизнь А.П. Боголюбов создал около 3 тысяч произведений (живопись, акварель, рисунки), многие из которых хранятся в крупнейших музеях России и зарубежья.

Его заслуги на флоте, в искусстве и на ниве общественного служения были вознаграждены званиями и наградами – как в России, так и в Европе. Он состоял в высшем чине действительного тайного советника. Был кавалером русских орденов – нескольких степеней Св. Станислава, Св. Владимира, Св. Анны. Австрия наградила художника Звездой Франца-Иосифа, Дания – орденом Данеброга. Франция отметила его труды Крестами Почетного Легиона – Офицерским и Командорским.

Боголюбов А. П. Открытие Петербургского Морского канала в 1886 г

Умер Алексей Петрович Боголюбов в Париже в ночь на 7 ноября 1896 года, у его гроба стоял батальон 28-го линейного полка французской армии нес караул с музыкой и знаменем … Тело Алексея Петровича Боголюбова доставили в Россию и похоронили в Петербурге, на Малоохтинском кладбище, рядом с родителями.

В мае 1941 г. прах художника перенесли в Александро-Невскую лавру, в Некрополь мастеров искусств. Грянувшая война помешала установке памятника, и место перезахоронения художника оказалось утерянным. Памятную плиту на месте предполагаемого захоронения установили только в 2006 году.

Жена Алексея Петровича — Надежда Павловна Нечаева (27.09.1839—17.03.1865), дочь полковника Павла Павловича Нечаева, рано осиротела, воспитывалась в Екатерининском институте, после жила с дядей Н. А. Жеребцовым в Париже, где познакомилась с будущем мужем. По его словам, она «была весьма миловидная, миниатюрная девица с прекрасными умными глазами, русыми волосами и ртом невыразимой приятности. Все движения её были просты, не изысканны, но полны врождённой грации». После свадьбы жили в Дюссельдорфе, где хорошо была принята знакомыми мужа, за «её ум, миловидность и кротость». Скончалась от чахотки в Ницце. Похоронена с мужем на Малоохтинском кладбище. Там же похоронен их сын, Николай (10.09.1864—15.06.1865).

Могила Боголюбова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.

Творческий путь Боголюбова — замечательный пример самоотверженного труда и преданности своему делу, замечательный пример борьбы за овладение высоким живописным мастерством, глубоким реалистическим искусством. Начав работать в период, когда пейзаж еще считался второстепенным жанром, когда процветали пейзажи с эффектным освещением, красивыми замками и развалинами, Боголюбов через свой полувековой творческий путь уверенно пронес и сохранил большое и глубоко реалистическое искусство. 

Литература:

Андроникова М. И. Боголюбов. — М.: Искусство, 1962.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891

Кондаков C. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914 : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915.

 

Ресурсы Интернета:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://tunnel.ru/post-bogolyubov-aleksejj-petrovich?ysclid=ljpmeaw7z450603276

https://dzen.ru/a/ZCKOPPoaRmgag0Dg

https://obiskusstve.com/1090001273675844167/moryak-hudozhnik-prsvetitel-metsenat-i-eto-vsyo-o-nyom-o-bogolyubove-aleksee-petroviche/?ysclid=ljpo6uw0n5540639746

https://ant53.ru/article/58/#:~:text=%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D0%93%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%2C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%89%D0%B8%D0%BA%2C%20%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9,%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8E%D1%8E%20%D0%BC%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%2C%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B8

https://elsso.ru/cont/ppl/510.html?ysclid=ljpoq76vuz34983716

https://vk.com/wall-52196838_18904?ysclid=ljpr5m3332483236804

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *