Контр-адмирал Шабалин Александр Осипович
Шабалин Александр Осипович — дважды удостоен звания Героя Советского Союза в период Великой Отечественной войны за подвиги, совершенные на море, в морских боях с противником! Еще дважды Героем Советского Союза за подвиги в Великой Отечественной войне стали морские летчики: капитан Борис Феоктистович Сафонов — командир эскадрильи Северный флот, младший лейтенант Нельсон Георгиевич Степанян — командир звана Балтийский флот, младший лейтенант Алексей Ефимович Мазуренко — летчик Балтийский флот, капитан Николай Васильевич Челноков — командир эскадрильи Балтийский флот; морской пехотинец Виктор Николаевич Леонов командир разведотряда Северный флот, а уже после войны дважды Героем стал Главком ВМФ Сергей Георгиевич Горшков, до войны дважды Героем Советского Союза стал Папанин Иван Дмитриевич — советский исследователь Арктики.
Его называли “хозяином моря”, “самым хитроумным катерником”, “охотником без промаха”. Это был отчаянно смелый командир торпедного катера, человек-легенда! Даже изрешеченный пулями и осколками катер Шабалина всегда возвращался на базу.
Александр Осипович Шабалин родился в 1914 году в деревне Юдмозеро Онежского уезда Архангельской губернии в крестьянской семье.
Однажды в гости приехал из Мурманска брат мамы, Федор. Он с увлечением рассказывал о своей работе на морских промысловых судах, о красоте северных морей. После его отъезда Саша твердо решил, что станет моряком!
Окончив семилетнюю школу, Саша приехал в Мурманск, и дядя Федор устроил своего племянника юнгой на рыболовный траулер “Краб”. Пришлось юнге и палубу драить, и рыбу чистить, изучать рыбацкие премудрости. Став матросом, он начал осваивать рулевое дело. Через некоторое время Саша поступает на штурманские курсы в Мурманском морском техникуме. Учился легко — опыт работы на траулере давал о себе знать.
Выпускные экзамены Шабалин сдал на “отлично” и в августе 1935 года получил диплом штурмана. Работал 3-м штурманом траулера РТ-11 “Ваер”, затем 2-м штурманом траулера РТ-7 “Семга” управления “Мурманрыба”. В октябре 1936 года. Шабалина призвали на службу в военно-морской флот. Служить он попал на Балтийский флот. Окончил школу электромехаников в Кронштадте, затем его направили на учебно-испытательный полигон флота. В числе нескольких краснофлотцев Александр оказался в учебном подразделении, где готовили боцманов торпедных катеров. Курс обучения он прошел досрочно. В мае 1937 года был назначен боцманом торпедного катера “ТКА-121” 1-го дивизиона бригады торпедных катеров Балтийского флота.
В марте 1938 года был переведен на Северный флот и стал боцманом торпедного катера “ТКА-161” ОВР (охраны водного объекта). С сентября 1938 года был назначен исполняющим обязанности командира, а с мая 1939 года — командиром торпедного катера “ТКА-112”.
Участник советско-финской войны 1939–1940 годов, командовал отрядом мобилизованных судов, переоборудованных в сторожевые корабли.
Шабалин получил офицерское звание, несмотря на отсутствие соответствующего образования. В годы войны практика ценилась не меньше, а иногда и больше, чем знание теории.
В начале Великой Отечественной войны Шабалина возвращают на Северный флот и в августе 1941 года назначают командиром торпедного катера “ТКА-12”.
Торпедный катер “ТКА-12” относился к катерам типа “Д-32”. Эти маленькие деревянные торпедные катера в начале войны не рассматривались, как серьезные боевые единицы. Главное оружие таких катеров — два торпедных аппарата бортового сбрасывания, в которых размещались две 533-миллиметровые торпеды. Дополнительное вооружение состояло из двух 12,7-миллиметровых пулеметов ДШК (Дегтярев — Шпагин Крупнокалиберный). В середине войны на катерах установили 20-миллиметровую автоматическую пушку и спаренный пулемет калибром 12,7 миллиметра. Экипаж — 8 -10 человек, устройство палубы позволяло передвигаться по ней во время похода и перевозить десантную группу. Скорость хода — до 30 узлов, а когда в ходе войны на катера стали устанавливать, поставляемые по ленд-лизу импортные двигатели “паккарды”, максимальная скорость увеличилась до 37 узлов.
Тех, кто воевал на этих торпедных катерах, называли “смертниками”. Легкие деревянные корпуса катеров легко пробивали, как снаряды артиллерии, так и крупнокалиберные пулеметы. А ведь для успеха торпедной атаки надо было на максимальной скорости подойти к вражескому кораблю на минимальное расстояние. Для выполнения боевой задачи от экипажа катера требовались просто железные нервы, огромная выдержка и, конечно, боевое мастерство!
Свой первый бой Александр Шабалин провел 12 сентября 1941 года. Два торпедных катера Северного флота — “ТКА-11” под командованием капитан-лейтенанта Светлова и “ТКА-12”, под командованием лейтенанта Шабалина вышли на перехват вражеского конвоя, следовавшего из Киркенеса в Петсамо.
По предложению Шабалина решили атаковать вражеский конвой со стороны берега, предполагая, что все внимание немецких моряков будет обращено в открытое море. Катера почти вплотную шли вдоль скалистого побережья, скрывая гул своих моторов шумом бьющихся о берег волн и шумом ветра. Когда обнаружили вражеский конвой, состоящий из транспорта и четырех кораблей охранения, на малом ходу приблизились к нему, развив затем максимальную скорость, произвели торпедные залпы. Торпеды попали в сторожевой корабль, нанеся ему неисправимые повреждения. Это была первая победа катерников-североморцев в начавшейся войне.
В ночь с 5 на 6 октября 1941 года Шабалин вновь атаковал вражеский конвой и добился большого успеха, потопив крупнотоннажный немецкий транспорт (позднее в штабе флота выяснили, что на нем было более 2-х тысяч немецких солдат и офицеров. Предполагается, что это были горные егеря, элита немецких войск). За эту атаку Александр Шабалин был представлен к награждению орденом Ленина.
На счету катера “ТКА-12” было несколько потопленных фашистских кораблей и судов, участие во многих боевых операциях. Неслучайно, именно “ТКА-12” поставлен в Североморске на пьедестал почета — как памятник ратным подвигам советских моряков.
Атаки морского волка Александра Шабалина всегда отличались нестандартным подходом и непредсказуемостью. Он обладал даром появляться в самых неожиданных местах, пока противник не успевал опомниться, и наносил своими торпедами смертельные раны немцам, после чего невредимым уходил от преследователей. При этом, в боевой обстановке Александр Шабалин умел применять не только тактические, но и психологические уловки. Именно он стал одним из первых использовать прием с атакой противника от его же собственного побережья. Смысл таких атак заключался в следующем. Экипаж любого корабля, который движется вдоль своего берега, на котором расположены береговые батареи, аэродромы, посты наблюдений, прежде всего готовится к отражению нападения со стороны моря. Именно в открытое море направлено основное внимание командира корабля, сигнальщиков, расчетов. Между тем, Шабалин предпочитал атаковать как раз со стороны побережья. с той стороны, откуда его меньше всего ожидали увидеть. Не раз случалось так, что в ночном бою торпедный катер выпускал все свои торпеды и потопив или повредив суда противника, уходил не в открытое море, а опять же к неприятельскому берегу, прячась в тени высоких скал. На время катер даже глушил свои двигатели для того, чтобы не обнаружить свое местоположение не только шумом, но и пеной от работающих гребных винтов. Так с выключенными двигателями катер и его экипаж, затаившись ждали пока немцам надоест заниматься его поиском и лишь затем спокойно уходил домой на базу.
В феврале 1942 года А. Шабалин стал старшим лейтенантом, а в июле командиром торпедного катера “ТКА-13” и одновременно командиром звена торпедных катеров. В ноябре 1943 года А. Шабалин стал командиром отряда 1-го дивизиона торпедных катеров ОВР Главной базы флота.
Помимо торпедных атак катера Северного флота выполняли и другие боевые задания. Они ходили в дозоры, обеспечивали постановку минных заграждений, высаживали на неприятельский берег разведгруппы, спасали летчиков сбитых над морем самолетов. Так только в мае-июне 1943 года “ТКА-13” спас 6 советских пилотов.
Командир торпедного катера А. О. Шабалин
«К Шабалину следует присмотреться. Выход его в атаку вполне может служить примером, и должен стать им для других офицеров-катерников. Отзывы о Шабалине: охотник без промаха, умеющий находить выгодный вариант для атаки и, главное, умеющий вовремя перед ней занять наивыгоднейшее для себя положение… Надо всячески поощрять боевые способности Шабалина, представить его к очередному званию. Слишком засиделся он в старших лейтенантах, хотя воюет лучше иного капитана 2 ранга» — вспоминал в своих мемуарах «Вместе с флотом» адмирал А. Г. Головко.
Боевой счет А. Шабалина продолжал быстро расти. К началу 1944 года он выполнил 86 боевых походов. В торпедных атаках потопил подводную лодку, 4 транспорта и 2 сторожевых корабля противника. Произвел высадки 4-х разведгрупп на занятое противником побережье. Экипаж его катера умело уклонялся от атак немецкой авиации и даже сбил 1 самолет. Неоднократно с риском для жизни прикрывал поврежденные в бою катера, спасал их экипажи.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за “образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом отвагу и геройство капитан-лейтенанту Шабалину Александру Осиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.
На вручении награды корреспондент спросил Александра Осиповича: “Думали ли Вы, что станете героем? — Нет, никогда, — ответил Шабалин. — Думал, что только необыкновенные люди могут стать героями. А оказывается, не так. По-моему, самое главное в любом деле — добросовестность и знание своего дела до последних мелочей”.
После присвоения звания Героя Шабалин выполнил еще десятки боевых походов в разведку, высадку и снятие с берега разведгрупп, постановку минных заграждений у норвежского побережья. Он досконально освоил морскую зону боевых действий, что позволяло ему выполнять самые сложные задачи. Именно на Шабалина часто падал выбор командования в период подготовки и решения сложных десантных операций.
Бывший радист “ТКА-13” Ярошенко так рассказывал о своем командире: “ Александр Осипович не был похож на Илью Муромца. Он был среднего роста. С виду неторопливый, почти флегматичный человек. При высадке разведгрупп Шабалин был спокоен и хладнокровен. Однако он преображался, как только наступал момент выхода в торпедную атаку. Это был уже другой человек. С ним не боялись ходить в море. И не потому, что он был везунчиком. Просто Шабалин хорошо знал море, любил катера и, что очень важно, при скоротечном бое он был быстрым исполнителем. За душевность, человечность его любили в бригаде. По-простецки, называя его Сашей”.
Шабалин воевал совершенно не по правилам. Когда надо было выходить из боя, бросал катер на транспорты и атаковал их. Зажатый несколькими кораблями противника, брал курс на береговые батареи и оказывался в “мертвой”, недоступной для огня зоне. Искусным маневрированием ускользал от бомбардировок немецких самолетов. Его атаки всегда были отчаянно дерзкими и хорошо продуманными.
Успех своих атак Шабалин объяснял просто: “…. Я никогда не пользовался раз и навсегда установленным приёмом торпедной атаки. Это был бы шаблон, против которого легко найти противодействие. Я старался каждую атаку строить по-новому, а для этого надо хорошо знать противника, где и какие у него огневые средства, как располагаются его силы”.
Исключительный героизм и воинское мастерство командир отряда 1-го дивизиона торпедных катеров капитан-лейтенант Шабалин проявил в ходе Петсамо- Киркенесской наступательной операции. Никелевые разработки в районе Петсамо (Печенга) были важным источником сырья для немецкой военной промышленности. Морские ворота к никелевой руде — порт Лиинахамари, немцы превратили, как казалось, в неприступную крепость. Три года они укрепляли этот район и сделали вход в порт практически невозможным. Узкий вход в залив североморцы называли “коридором смерти”. По обе стороны залива на скалах немецкие батареи. Вся акватория простреливалась, были установлены посты наблюдений. Даже в порту между причалами были оборудованы железобетонные доты, державшие под прицелом подходы к берегу. Особенно опасной была батарея 150-миллиметровых орудий на острове Крестовый, простреливавшая насквозь весь залив.
Командующий Северным флотом адмирал Головко решил высадить в Лиинахамари морской десант ночью для захвата батареи на острове Крестовый. К вечеру 12 октября 1944 года, все десантники заняли места на катерах. Получив приказ возглавить передовую группу прорыва десанта в порт Лиинахамари, Шабалин тщательно организовал операцию прорыва в ночь с 12 на 13 октября. Преодолев на максимальной скорости зону огня немецкой береговой артиллерии, катера прорыва на полном ходу ворвались в узкий и извилистый фьорд. Не снижая скорости, преодолели его под огнем противника с обоих берегов и, прорвавшись без потерь в гавань, с одновременной постановкой дымовой завесы, высадили десантников непосредственно на причалы, оказывая артиллерийско -пулеметным огнем им поддержку в ходе боя за захват плацдарма. Выведя затем свою группу из гавани, Шабалин в море принял на борт еще один эшелон десанта и вновь произвел под огнем прорыв в гавань, высадив подкрепление в назначенном пункте. Также отважно действовали и его подчиненные командиры катеров, в итоге противнику не удалось потопить ни один из катеров прорыва (два из них получили повреждения, но остались на ходу). “Шабалин не только показал пример при высадке десанта в Лиинахамари, но и оставался под обстрелом на рейде, направляя подходившие с моря катера других групп к местам высадки”, — так написал в своих мемуарах адмирал Головко. Небывалая по смелости десантная операция, позволила к исходу 13 октября взять непреступный порт врага Лиинахамари.
15 октября штурмом был взят Петсамо, а 25 октября был освобожден норвежский город Киркенес.
У командования не возникало вопросов в том, кто отличился в тех боях, и уже 5 ноября 1944 года Шабалин был представлен ко второй медали “Золотая Звезда”.
Так в течение одного -1944 года 30-летний морской офицер-катерник Александр Осипович Шабалин стал дважды Героем Советского Союза!
Отвечая на приветствие своих боевых соратников, Шабалин сказал: “Воевать на торпедных катерах в наших северных водах нелегко. Но если любишь Родину, если любишь море и свое оружие, если в тебе горит огонь ненависти к врагу, — всегда победишь…”
После завершения Петсамо-Киркенесской наступательной операции, интенсивность. боевых действий в Баренцевом море резко снизилась. Основные силы немецкого флота ушли из него. И только немецкие подводные лодки время от времени пытались нанести урон нашему судоходству. Часть корабельных сил и авиации Северного флота были переброшены на Балтику, где боевые действия не ослабевали. С апреля 1945 года А. О. Шабалин. — командир отряда торпедных катеров Балтийского флота. Выполнил несколько боевых походов с целью обеспечения морской блокады Курляндской группировки немецких войск и участвовал в потоплении немецкого транспорта в районе Либавы. 9 мая 1945 года участвовал в высадке Борнхольмского десанта.
После войны продолжил службу в ВМФ СССР. Командовал бригадой торпедных катеров на Балтике до ноября 1947 года, когда его направили на учебу. В 1951 году окончил параллельные классы Каспийского высшего военно-морского училища имени С. М. Кирова в Баку,
Герои Советского Союза на учебе в Каспийском высшем военно-морском училище
В 1955 году закончил Академические курсы при Военно-морской академии.
С 1951 года по 1957 год А. О. Шабалин командовал различными соединениями торпедных катеров Балтийского флота.
Командир бригады капитан 1 ранга Шабалин с офиц6ерами штаба бригады в Свиноустье.
(капитан 1 ранга Шабалин в центре, крайний слева капитан 3 ранга Блытов А.К.)
С декабря 1957 года капитан 1 ранга Шабалин находился на преподавательской работе в Высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе.
В 1968 году его назначают заместителем начальника штаба Краснознаменного Северного флота по боевому управлению. Постановлением Совета министров СССР от 21.02.1969 года А. О. Шабалину присвоено воинское звание контр-адмирал.
С августа 1969 года назначен заместителем начальника Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе по научной и учебной работе. Работая в училище, все свои знания. опыт и умение Александр Осипович передавал будущим офицерам. У него всегда было чему научить и что рассказать курсантам.
В 1975 году А. О. Шабалин уволен в запас. До последнего дня жизни он продолжал работать в Высшем военно-морском училище М. В. Фрунзе доцентом кафедры тактики, затем доцентом кафедры морской практики.
В семье Шабалиных — Александра Осиповича и Варвары Григорьевны было четверо детей: Геннадий, Галина, Раиса, Наташа. Сын, Геннадий Александрович, родился в Мурманске в 1938 году. В 1963-м окончил Каспийское высшее военно-морское училище. Прошел путь от лейтенанта до контр-адмирала, был командиром дивизии атомных подводных лодок, первым заместителем командующего 3-й флотилии подводных лодок Северного флота, начальником кафедры боевого использования кораблей Военно-морской академии. Умер 21 октября 2017 года.
Дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин умер 16 января 1982 года. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде. Память об отважном моряке, прошедшем путь от юнги рыболовного флота до адмирала, жива.
Он является почетным гражданином городов Архангельска и Онеги.
В Онеге установлен бронзовый бюст Героя.
В Мурманске на улице его имени открыт памятник.
В Санкт-Петербурге 8 ноября 2014 года открыта памятная доска на доме, в котором в последние годы жил контр-адмирал А. О. Шабалин.
Именем Шабалина названы улицы в Архангельске, Мурманске, Севастополе, Лиинахамари, площадь в Онеге.
В честь дважды Героя назван большой десантный корабль проекта 775 “Александр Шабалин”, большой морозильный рыболовный траулер “Адмирал Шабалин” Мурманского тралового флота, пассажирский теплоход «Александр Шабалин”.
8 мая 2015 года средней школе N 50 Архангельска, присвоено имя дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина, а в 2016 году — школе N 4 города Онеги.
31 июля 1983 года торпедный катер “ТКА-12”, которым в годы войны командовал А. О. Шабалин, установлен на постамент на площади Мужества в городе Североморске.
Вечная память и слава Героям нашей Родины!
Примечание редактора:
В один ряд с дважды героями Советского Союза Александром Шабалиным, Виктором Леоновым, Борисом Сафоновым я бы поставил и Героя Советского Союза Александра Маринеско. Все они выделялись из числа других командиров храбростью, решительностью, умением принимать нестандартные решения в сложной обстановке, стремлением к победе. И именно благодаря таким Героям мы и сумели победить в Великой Отечественной войне.
Статья написана на основе материалов, опубликованных в интернете.
Юра, спасибо
Большое спасибо за статью! Из неё я наконец узнал о судьбе сына Александра Осиповича, Шабалина Геннадия Александровича, который в звании капитан-лейтенанта был в 1968-1969 годах старшим помощником у нас на Б-416 641 проекта, под командованием капитана 3 ранга Бескоровайного В.М. в Полярном и Ленинграде.