По сути, вся береговая инфраструктура эскадры в Абреке была «на плечах» бригады, а затем дивизии. С приходом на эскадру И.Н. Хмельнова была развёрнута большая работа по приведению в порядок береговой территории – строительство дорог, тротуаров, площадок для приёма вертолётов, озеленение, установка памятников, элементов корабельного вооружения и авиации.
Руководство этими работами возглавил сам комэск, а от дивизии зам. командира капитан первого ранга Ковальчук Л.М. По моей задумке и проекту, хозспособом был построен штабной домик — КПП. В котором были оборудованы строевая и секретная часть, кабинет для работы офицеров штаба, комната для посещения родителей и родственников матросов и старшин с кораблей.
Иногда, по мере возможности, я принимал непосредственное участие в благоустройстве территории пирса. Особенно запомнилась посадка деревьев между пирсами. Мы с сыном Романом сажали деревья и они, надеюсь, растут там до сих пор.
Вспоминаю, как ночью чертыхаясь и спотыкаясь шёл с фонариком по пыльной неосвещенной дороге проверять корабли от пирса № 3, места базирования флагманского корабля, до 2-го пирса. А позднее радовался, глядя на освещенный фонарями тротуар и молодые, радующие глаз деревья на фоне голубых волн залива, отсвечивающих памятных знаков, самолёта возле КПП-3, вертолёта, установленного на площадке рядом с торпедами, ракетами и прочим вооружением кораблей. Вот так всё изменилось.
Лишь одно осталось неизменным, на бытовом «вооружении» эскадры – разбитые «коломбины» для перевозки военнослужащих вместо положенных автобусов. Разрушенный какой – никакой клуб, стоявший не далеко от 1-го пирса, служивший больше местом проведения партийных и комсомольских активов, и музея эскадры, который не сохранился. А в городе отсутствие матросского клуба. Ведь смогли, впоследствии построить на его фундаменте церковь.
Шло последнее десятилетие 20-го века и начинаться оно должно было с Востока, а не из Москвы нашей «дорогой», во всех смыслах, и сытой столицы. Меня поймёт лишь тот, кто служил в Стрелке и подобных гарнизонах. Уже теперь-то я это точно знаю.
Вспоминает полковник Русалов Валерий Анатольевич
«Набережная Тихоокеанской эскадры. В период службы в вертолетном полку в п. Новонежино Приморского края мне часто приходилось бывать в Абреке, где базировались корабли эскадры и Приморской флотилии. Не в обиду сказано, но вид военно-морской базы «Абрек» был «без блеска». Тяжелая техника грызла береговые скалы и отсыпала волнолом и набережную нового пирса. Летом стояла пыль столбом, она въедалась в обувь, в форму, в шинели. Зимой черный от пыли снег разносился ветром по всей округе. Много лет набережная эскадры представляла собой затянувшуюся стройку. Штаб эскадры базировался на штабном корабле «Адмирал Сенявин». Моряки постоянно мели и поливали пирсы и прилегающую территорию, грязь пропадала, но ненадолго.
С декабря 1985 года я вступил в должность заместителя командира по авиации ТАВКР «Минск». «Минск» стоял на бочке в бухте Руднева, и офицеров доставляли к нему на катерах (ПСК). Катера базировались у наплавного пирса и приходилось добираться до него пешком по пыльной дороге. Картина менялась после дождя, тогда пыль превращалась в грязь. И так продолжалось не один год, даже когда штаб эскадры перебазировался на ТАРКР «Фрунзе», стоящий у 3-го пирса.
В 1989 году на эскадру прибыл её новый командир — контр-адмирал Игорь Николаевич Хмельнов. Вот он и обратил внимание на «внешний вид эскадры». Новый комэск разработал план обустройства прилегающих территорий. И начал это с вертолётной площадки! Его замысел был продуманным и обоснованным: «всякая комиссия, прилетая на вертолете, с первым шагом должна понять, что здесь есть порядок и есть хозяин». Строительство этого объекта было поручено «старшему летчику» на эскадре, то есть мне. В это время я исполнял обязанности заместителя начальника штаба эскадры по авиации.
К новому командиру эскадры сначала относились с настороженностью, тем более что он прибыл с другого флота. Но скоро он расположил к себе всех офицеров эскадры своей пунктуальностью и доброжелательным отношением. И это дало свой эффект. Все экипажи кораблей с энтузиазмом взялись за благоустройство «своего дома». Большую помощь оказала морская инженерная служба гарнизона, но основная работа была выполнена руками моряков кораблей эскадры. Тонны щебня и камней были перелопачены и разровнены моряками. И вскоре узкая асфальтированная дорожка пролегла вдоль берега, соединив 2-й и
3-й пирсы. Это была победа! Дорожку украсили и осветили красивые фонари на невысоких стойках.
На вертолетной площадке шла своя работа. Раскрою секрет: на «взаимовыгодных условиях» я договорился с золотоносной артелью «Россия» об отсыпке площадки в районе устья реки Промысловка (Каготунь). Эта артель мыла золото в пойме реки Руднева. Горы промытой гальки и песка лежали в отвалах. «Золотари», как мы их называли, оперативно выполнили свои «обязательства». В течение двух дней более десяти большегрузных самосвалов засыпали мелководье в устье реки. Тысяча двести кубов грунта легли в основание будущей вертолетной площадки. По нашей просьбе, тыловые службы ВВС ТОФ выделили аэродромные плиты с аэродрома Кневичи. Когда были завезены плиты, и встал вопрос их укладки, площадку…смыло! Грунт «утонул» в прибрежном иле, и волны гуляли поверх галечника. И вновь нам пришлось обращаться к «золотарям». И уже через три дня отсыпка под площадку на полтора метра возвышалась над уровнем моря. Всю работу выполняли моряки крейсера «Фрунзе» во главе с трудолюбивым и исполнительным мичманом И. Джампейсовым. На краю площадки на каменной глыбе была установлена бронзовая плита с фамилиями участников строительства.
Бухта Абрек. Побережье
«Золотая» вертолётная площадка, б. Абрек. Командующий ТОФ адмирал Захаренко М.Г.
В августе 1992 года экипаж капитана А. Щукина на вертолете Ка-27 первым совершил посадку на новую площадку. В дальнейшем она использовалась как запасная площадка на случай аварийной посадки при возвращении с моря экипажей вертолетного полка. С этой площадки, на протяжении многих лет, велась загрузка вертолетов для снабжения береговых постов наблюдения. Здесь же проводилась контейнерная перевозка продовольствия на наши авианосцы вертолетами Ка-27ПС на внешней подвеске.
P.S. Через несколько лет к нам обратились «особые органы» с вопросом: «Откуда завозился грунт на площадку». Нам объяснили, что в отвалах после промывки остается до 30% чистого золота из-за несовершенства технологии. Поэтому отвалы, это золотоносный ресурс — собственность государства. Конфликт мы все же «уладили». Сейчас, по давности лет, я могу сказать, что вертолетная площадка стоит на «золотой» подушке.
Строительство вертолетной площадки, это малый штрих в плане благоустройства места базирования эскадры. Каждому кораблю был «нарезан» свой объект работ. При въезде на территорию эскадры, был сооружен штабной домик, контрольно-пропускной пункт (КПП) с круглосуточным дежурством. Особое значение было уделено символике. Были разработаны эмблемы эскадры, дивизии и бригады. Они были размещены на самых видных местах базирования соединений. Командование Тихоокеанского флота поддержало благородное начинание эскадры и выделило средства на асфальтирование дороги от трассы Владивосток — Находка до 3-го пирса. Остальную часть территории «озеленили» дерном. Прилегающая к пирсам территория начала приобретать вид набережной.
В конце утренних штабных планерок командир эскадры заслушивал доклады ответственных лиц о ходе работ на берегу. Не всегда все шло гладко, но
главное, что дело двигалось, и виден был результат. Командир эскадры поднял вопрос: «не хватает монументализма!». Главному минеру эскадры капитану 1 ранга Георгию Ивановичу Меньшикову было поручено подготовить площадку и установить там экспонаты: муляжи противолодочного вооружения кораблей. По замыслу площадка должна стать своеобразным музеем под открытым небом. Мне поставили задачу более прозаично: «думайте, ЧТО соорудить?».
Офицеры эскадры, а особенно офицеры наших авианосцев, тесно поддерживали связь с летчиками авиаполков. С приходом на эскадру авианосцев, эта связь переросла в дружбу. Идея создать монумент нашей дружбы не заставила долго ждать. Я позвонил командиру 311-го корабельного полка Герою СССР, полковнику Юрию Ивановичу Чурилову, тот тут же предложил: «Приезжай, подберем экспонат». На аэродроме Пристань мне предложили списанный МИГ-21пф. МИГ — не корабельный самолет, но выхода не было. По разработанному проекту самолет планировали установить «взлетающим», поднятым на легкой конструкции, под углом к пирсу по направлению на гору Старцева острова Путятин. Это был лучший ракурс для обзора. И вновь эту работу поручили морякам «Фрунзе», и вновь мичман Джампейсов с энтузиазмом взялся за дело. Скоро все было готово к установке самолета на пьедестал. Это был долгожданный день, когда самолет «взлетел» у набережной эскадры. Был открыт монумент «В честь содружества Армии, Авиации и Флота». Наш МИГ «скрепил» дружбу тружеников трех стихий – земли, неба и моря. В этот же день, был открыт памятный знак экипажу клипера «Абрек», который описал и дал название этой бухте. Этот знак и ныне стоит у основания скалы напротив 3-го пирса.
После этого проводились работы по строительству спортивного комплекса и озеленению прилегающей территории. Шли годы. Следующим этапом благоустройства набережной стала выступающая скала между пирсами. Было решено установить самолет и вертолет на набережной эскадры. И здесь нам пошли навстречу, командование ВВС ТОФ разрешило передать эскадре корабельный штурмовик ЯК-38 и корабельный вертолет КА-25. Эти «экспонаты» прекрасно вписались в общий вид набережной.
В течение нескольких лет постоянного обустройства набережная Тихоокеанской эскадры приняла вид приморского променада. Теплыми летними вечерами сюда приезжали молодые мамы с детьми, проводили время в ожидании мужей со службы. Моряки срочной службы с гордостью фотографировались и увозили с собой фотографии с видами набережной и кораблей у причала.
В память об эскадре и в честь её 30-летия в 1998 году по инициативе командира эскадры вице-адмирала Александра Михайловича Клименка был сооружен памятный знак «Тихоокеанская эскадра». На бетонном постаменте была установлена взлетающая крылатая ракета, а «поддерживала» ее эмблема эскадры. Памятный знак стал и монументом надежды на будущее возрождение эскадры. Это был «крайний» монумент, установленный в бытность базирования оперативной эскадры в водах бухты Абрек.»
Время сотрёт в памяти имена и фамилии, но созданная руками моряков набережная Тихоокеанской эскадры, еще долго будет напоминать о былой мощи 10-й ОПЭСК!
Вместо убывшего на должность первого заместителя начальника политуправления ТОФ капитана 1 ранга Чухраева Э.М., начальником политотдела эскадры был назначен мой «старый знакомый» еще по лейтенантской службе на ЭМ «Бесшумный» капитан 1 ранга Образцов В.В. Конечно, ему было не просто организовать работу политотдела после такого сильного, опытного и я бы сказал, по справедливости, жесткого руководителя, как Чухраев Э.М. С удовлетворением хочу заметить, что Эдуард Максимович всегда поддерживал меня, в пору моего начального командирского становления, как командира корабля и комбрига, а также и в моей дальнейшей службе, вплоть до 1992 года, моего убытия в ВАГШ и его увольнения в запас в силу сложившихся обстоятельств. С «его легкой руки», моего старшего наставника, это позволило нам с ним оставаться офицерами советской системы, активно взаимодействующими и понимающими происходящее уже после распада СССР и ВМФ Советского Союза.
Э.М, Чухраев оставил достойное семейное наследие на 10-й ОПЭСК. Его сын капитан 1 ранга Руслан Чухраев успешно командовал одним из лучших миноносцев 956 проекта, и впоследствии служил в должности оперативного дежурного ВМФ. Да и сам Эдуард Максимович достиг многого, будучи первым заместителем начальника политуправления ТОФ. А после увольнения в запас он долгое время успешно трудился в сфере высшей учебной и научной школы ДВГУ Владивостока, затем в Московском университете управления и сервиса. Да и теперь он — генератор не только идей, но и написаний статей и книг о прошлом, настоящем и будущем Военно-морского флота. Человек, поражающий своим оптимизмом, жизнелюбием и верой в возрождение России и её ВМФ.
Конечно, деятельность командира такой бригады, одной из самых крупных в ВМФ СССР, совершенно несоразмерна с деятельностью командира корабля, пусть даже авианосца. Помимо выполнения задач боевой подготовки, участия во всех флотских учениях, выполнения боевых задач (боевая служба, боевое дежурство, конвоирование гражданских судов в Персидском заливе), корабли 175-й бригады принимали участие в выполнении боевых упражнений на призы ГК ВМФ, поисковых противолодочных операциях, парадах и визитах, и многом другом. Бригада также выполняла очень непростую и в то же время нужную задачу по формированию экипажей новостроящихся кораблей. В основном, это были ЭМ 956 пр.
Спасибо. Вы напомнили мне строительство тира для моряков Черноморской эскадры в Свастополе. 12 пр ичал. Скала. Работать начали матросы, выделяемые с кораблей. За месяц работ- 2 метра. Сачковали. И тогда, начальник физподготовки капитан — лейтенант Эдуард Пугач, предложил на работы отправлять только служащих по 4-му году — «годков». Как раз совпало «100 дней до приказа». Командир 30 ДиПК С. Соколан дал «добро», и объявил что закончившие работы по тиру будут демобилизованы сразу после приказа. И точно в срок «годки» пробили тридцати метровый туннель в скале, работая в три смены.