Литвиненко Е. По волнам моей жизни (автобиографический очерк). «Новороссийск». На восток (продолжение).

15 февраля. Входим в Малаккский пролив. Восход солнца в 06.35 судового времени. Курс 140°, скорость 12 узлов. Уравнителем строя является бпк «Николаев»). Наша позиция по корме от уравнителя – 10 кабельтов. За нами идет бдк «А. Николаев» в дистанции 20 каб, за ним в кильватер, на Д=80 каб от нас, скр «Порывистый». Впереди, идёт бмт «Бутома». Сопровождают нас эсминец ВМС США «Рей» и неопознанный, пока, сторожевой катер.

16 февраля. Идем Малаккским проливом. Воздух кажется густым из-за высокой влажности и терпкого запаха прелых листьев тропического леса. Идем как бы в притирку к экватору. Слева — Малайзия, справа — Индонезия. Нас сопровождает ракетный катер ВМС Малайзии типа «Спика». Телевидение показывает три программы — две индонезийских и одну малайзийскую.

Много рыбаков на джонках. Прилетал самолет С-130 «Геркулес», видимо используется как патрульный. Строй кильватера прежний – бпк «Николаев», такр «Новороссийск», бдк «А. Николаев», скр «Порывистый». Берега низменные, покрытые густой растительностью, но малайзийский берег более обжит: видны линии электропередач, заводские трубы, небольшие порты. Штурмана фотографируют берега, приметные мысы и острова, знаки навигационного ориентирования, хотят сделать фотокарту Малаккского пролива.

17 февраля. Утром прошли Сингапур. Красивейший город! Масса судов на рейдах, белые небоскребы, вырастающие прямо из воды, в бинокль видна зеленая набережная. На окраинах множество дымовых труб, нефтебаков. Рядом с береговой чертой — аэропорт. На рейде Сингапура стоит штабной корабль «Блю Ридж» — флагманский корабль 7-го флота США. Танкер «Пончатула», который шел с «Реем», зашел в порт.

18 февраля. Ожидаем удар штурмовой авиации с авм «Китти Хок», он по данным разведки в 04.00 зашел в Субик-Бэй со всем своим охранением. Поэтому бпк «Николаев» выдвинут в качестве КРЛД (корабля радиолокационного дозора) на направление удара со стороны Субик-Бея, на удалении от нас 180 км, чтобы по нам не смогли нанести внезапный удар противокорабельными ракетами «Гарпун». Бдк «А.Николаев» ушел в нашу вмб Камрань во Вьетнаме, базу 17-ой оперативной эскадры.

На РЛС «Фрегат» были обнаружены крупные надводные цели по П=280° на Д=145 и 177 километров. На одну из них сел вертолёт. Послали к этим целям наш вертолёт, оказалось, что это буровые платформы, не нанесенные на наши навигационные карты. Посадили в вертолёт своего «разведчика» Юру Ефимова, и он полетел их фотографировать. Платформ оказалось много, видно новый нефтеносный район. Летали самолеты Як-38, полёты были с вертикальным и укороченным взлётом. Отработали полностью лётную смену.

19 февраля. В 00.00 перевели часы на один час вперед. Теперь наше корабельное местное время отличается от московского на 6 часов.

С каждым вылетом самолёта на перехват воздушных целей, делаем запись в вахтенный журнал: «Произвел взлёт Як-38 №… из состава дежурных сил авиации на перехват воздушных целей». Решение на перехват принимает старший на ГКП — либо командир, либо старпом. Так что наши «сталинские соколы» сегодня отвели свои душеньки, налетались вволю. Во время третьего перехвата оба «яка» были выведены на пассажирский рейсовый самолет, идущий по международной воздушной трассе. Представляю, сколько работы после было у стюардесс по отмыванию пассажирских кресел и стирки собственных трусиков, когда в иллюминаторах появились два краснозвездных истребителя с подвешенными под крыльями ракетами! Ведь ещё живы в памяти воспоминания об инциденте с южно-корейским самолётом у берегов Сахалина.

20 февраля. Весь день полёты — две лётные смены штурмовиков и вылеты на перехват воздушных целей, и до 24-х часов — полёты вертолётов. В дежурстве находились Як-38 №73 Петруши и №82 Раевского. Перехватили сегодня наши «сталинские соколы» много воздушных целей. Дважды пару Ту-95рц и Ту-142 с авиабазы в Камрани. Они нам и сообщили, что по корме у нас, по П=160°, в Д=360 км, идет отряд американских кораблей в составе штабного корабля «Блю Ридж» и танкеров АО 105 «Миспиллион» и АО 107 «Пэссампсин». Прилетали две четвёрки «Фантомов» в «сухопутной», камуфлированной раскраске, очевидно, с авиабазы Кларк на Филиппинах. Их перехватили наши «яки» и начались воздушные «бои». Американцы прилетели с подвесными топливными баками вместо ракет – далековато ведь. Прилетал F-8А «Крусейдер», этот, видно с «Китти Хока». Неоднократно перехватывали «Орионы». Последний был самолётом радиотехнической разведки. Очень много встречается мелких целей – рыбаков. Под вечер появился военный корабль, который начал сближаться с нами полным ходом. Послали для опознания, в последних лучах солнца, два вертолёта, которые в группе из семи отрабатывали задачи в воздухе. Они сообщили, что обнаруженный корабль – «соседи». Когда корабль подошел ближе, стал виден бортовой номер — J-503 и китайский флаг. Палуба, надстройки, усеяны и увешаны людьми, глазеющими на нас.

21 февраля. «Подгреб» еще один китаец. С началом полетов нашей авиации оба «шизофреника» бросились на пересечение нашего курса. Снова гудки, маневрирование, мат по УКВ в надежде, что кто-нибудь из них по-русски понимает. Увеличением скорости, выскакиваем вперёд, отрываемся для приема заходящих на посадку летательных аппаратов. Летало 7 самолётов. До обеда прилетал маленький спортивный самолёт  «Цессна» с японскими опознавательными знаками. Красный круг на стабилизаторе и флаг с изображением восходящего солнца на левом крыле. Летал низко, кругами, наверно, телевидение. Из всех радиолокационных станций, его на экранах наблюдал, на такой высоте и дистанции, только «Подкат». В 13.00 полёты прекратили из-за штормовой погоды. Небо ясное, море до 5-ти баллов, ветер до 14 м/сек, температура воздуха +23°С, воды — столько же. Сразу же увеличили ход. К вечеру прошли двадцатую параллель и 120-ый градус восточной долготы. Проходим Южно-Китайское море. Ночью войдем в пролив Баши между Тайванем и Филиппинами и утром выйдем в Филиппинское море.

23 февраля. День СА и ВМФ. С утра торжественное построение, митинг, прохождение торжественным маршем по полетной палубе. И почётно праздник встречать на боевой службе, и в то же время грустно, что вдали от дома. Всё прошло как-то буднично.

Летают самолёты типа «Цессна». Прилетел самолёт базовой патрульной авиации ВМС Японии «Нептун». Американский «Орион» буквально «прописался» возле нас — ходит кругами. Затем появился японский «Орион». Китайский спасатель Т-830, два японских эсминца — №113 «Ямадзумо» и №114 «Макидзумо», американский эсминец «Рей» и его танкер идут, окружив нас. Внимание самое пристальное. Как в пословице: «уважают — значит боятся!».

24 февраля. Сегодня сдача тропической формы одежды. Матросы и старшины снова одели подзабытое ими синее рабочее платье, а офицеры и мичманы «влезли» в тесные и неудобные, после «тропички», шерстяные чёрные брюки и темно-синие куртки. Погода: ветер 350° — 11 м/сек. Подошёл еще один японец — фрегат борт. №219 типа «Тикуго». Сколько же их. Невольно вспомнишь ту Цусиму.

25 февраля. Проходим Корейским проливом. Слева виден остров Цусима. Состоялся митинг в кают-компании офицеров, транслировавшийся по всему кораблю, и построения матросов по кубрикам посвящённые памяти русской эскадры, погибшей в этих водах. Здесь лежат русские моряки. С полетной палубы опустили венок в воду. У каждого поколения есть свой счёт к японцам. Помянули наших моряков.

26 февраля. Курс 24, скорость 11 узлов. Японские эсминцы № 113 и №114 отстают, идут в кормовом секторе.  Командование флотом решило использовать наш заход в Японское море и «поиграть» в войну. К нашему соединению для усиления охраны присоединились скр «Грозящий» и бпк «Одаренный». Заняли свои места в ордере, образовав с другими кораблями круговое охранение. По учению нас должна атаковать атомная подводная, лодка, возвращающаяся с боевой службы.

Мы-это авианосная многоцелевая группа «синих», (они «красные»- так рисуют на наших картах). Лодка доносит об атаке и даёт наше место. После этого нас «добивает» оперативное соединение разнородных ударных сил в составе кораблей 10 опэск, морской ракетоносной авиации — самолетов Ту-95 и Ту-16. Мы, с 18.00, начинаем идти противолодочным зигзагом. Погода испортилась. Ветер 290°-19-20 м/сек. Подготовили и проверили систему обогрева корабля и в целом корабль к зимним условиям. Снежные заряды, палуба завалена снегом.

Даже не верится, что вчера было ещё тепло. Сейчас воздух всего +2°С. Волны, разбитые форштевнем, своими брызгами перехлёстывают через ходовую рубку. Они уже погасили ящичный огонь. Под их ударами даже разлетелся нижний топовый огонь! Хорош Дальний Восток! Встречает нас не очень приветливо. Может быть, завтра, даже и не станем на якорь, а будем штормовать. Все корабли заливает, нас ощутимо покачивает, несмотря на применение успокоителей качки. «Новороссийск» затемнён, приготовлен к плаванию в штормовых условиях. Выход на левый ют задраен, вахтенный на правом юте стоит в тамбуре.  Ночью началось обледенение, температура наружного воздуха упала до минус 2-х градусов. Последнюю ночь почти никто не спал. Навигационная РЛС «цепляет» знакомые очертания острова Аскольд.

 Февраль. В это время залив Стрелок обычно уже сковывал лёд, но погода стояла штормовая его разломало и вынесло из залива. Тем не менее ветер был сильный, порывистый и по -зимнему леденяще — холодный. С подходом услышал в динамике знакомый голос начальника штаба эскадры контр-адмирала Н.И. Мартынюка, который несмотря на свою грамотность и большой опыт «эскадренной» службы, так и не стал комэском. Уж чего-чего, а врагов он умел себе наживать, а их всегда бывает в избытке, особенно среди «паркетных» адмиралов.  Поприветствовав Р.Л. Дымова и командира Б.П. Черныха, он дал несколько рекомендаций по заходу и постановке корабля на бочку с учётом метеоусловий. На рейде бухты Руднева одиноко стоит, продуваемый всеми ветрами, наш собрат – авианосец «Минск». Командовал им, после ухода В.А. Гокинаева, капитан первого ранга В.П. Саможенов, назначенный на ТОФ с Северного флота, ранее служивший старпомом на «Киеве», а затем командиром БПК пр.1134 А.

Подошли к бочке, отдали якорь, несколько раз пытались завести бридель с бочки, но сильный ветер не позволил этого сделать. Отдали второй якорь, так и стояли пока шторм не утих.

27 февраля 1984 года в 10-00 пройдя за 134 дня (из них 87-ходовых) 23254 мили «Новороссийск» стал на рейд бухты Руднева залива Стрелок. Задачи боевой службы выполнены на «отлично». ЗАКОНЧЕН НАШ ПОХОД! Через воды четырёх океанов, двенадцати морей, через льды, снега, тропические ливни, штормы, тайфуны жару. МЫ-ТИХООКЕАНЦЫ! И пока ещё одна семья, с названием «НОВОРОССИЙСК».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *