13 января 1984 года мы с Юрием Ивановичем на командирском катере пошли на СКР «Разящий» в гости к Виктору Мартынову. Он был рад и хлебосолен, стол ломился от явств, главным угощением была индейка. Отдохнули не плохо.
Виктор уволился со службы капитаном первого ранга, после окончания академии, был командиром РКР «Владивосток». Мы с ним не теряли связи. В последний раз виделись в Москве, он лежал в госпитале им.Бурденко. В 2020 году его не стало.
С Ф.Н. Громовым позднее, мы встречались не раз. После 8-ой ОПЭСК он командовал Северным флотом, а затем Военно-Морским флотом России. Сейчас часто встречаемся в «Клубе адмиралов».
На рейде острова Сокотра, на корабле были выполнены небольшие межпоходовые работы по осмотру и ремонту механизмов. В основном же производилась покраска и подготовка корабля к заходу в индийский порт Мадрас. При этом нам удалось половить лангустов. Лангуст, для непосвящённых, это что-то вроде речного рака, но значительно крупнее, обитатель песчаной морской отмели, прячется в норах, а распознать его можно по огромным усам. У него очень вкусное мясо. Чаще всего лангустов добывают ныряя на небольшую глубину и накалывая пиками, или руками в перчатках или рукавицах. Мы полакомились этим южно-морским деликатесом.
Спасибо за это ребятам из гарантийной команды ЧСЗ, которых было человек 5-6 в БЧ-5. Остальные, попрощавшись, сошли ещё в Североморске. Гарантия закончилась.
28 января. После окончания МПР и более чем месячной стоянки у о. Сокотра, отряд вышел на переход в порт Мадрас. Приготовления к визиту произвели грандиозные — корабль снаружи покрасили заново! Снялись с якоря в 01.00, чтобы американская разведка не засекла момент выхода. Режим полного радиомолчания. Навигационные РЛС работают на «подогреве». Для соблюдения скрытности всем радиоэлектронным средствам выход в эфир строго запрещён. Особо важные сообщения передаются только в режиме СБД (сверхбыстродействия), дабы невозможно было запеленговать.
Вечером затемнили корабли, дежурная служба обходила корабль по наружному контуру и проверяла затемнение. Вахтенные офицеры кораблей по семафору, светом, с помощью малого, прожектора, передавали друг другу результаты затемнения. Ходовые огни не включались с заходом солнца, а включили аппаратуру «Огонь-50»- систему инфракрасных огней и приборов ночного видения. Вахтенным офицерам были выданы инфракрасные бинокли, визиры ОВНЦ в ходовой рубке были переведены на ночной режим работы. Так всю ночь и шли. И далее, до Мадраса, пойдем так, отрабатывая этот режим плавания.
29 января, воскресенье 1984 год. Как всегда, на «Новороссийске», в море выходных дней не бывает. Всю ночь шли без ходовых огней и с выключенной радиолокацией. Использовали только аппаратуру «Огонь-50». Интересно смотреть в инфракрасный бинокль — ночь, темень непроглядная, тропическая, шаришь биноклем по горизонту и, вдруг, на пустом, казалось месте, внезапно появляются топовые или кильватерные огни соседнего корабля, видимые только в инфракрасном диапазоне. Прилетал «Орион», его наши разведчики определили по излучению бортовой РЛС и радиопереговорам. Полетал вокруг, наверное, опознал. В 06.00 нас атаковала подводная лодка. Акустики прохлопали, или проспали, но результат налицо. Связисты доложили, что лодка донесла в штаб о «торпедировании» такр «Новороссийск». Значит, всплывала под перископ и опознала цель.
Командир, командир БЧ-7 и штурман признали, что контакт, очевидно, был ложным — либо крупный косяк рыбы, либо какое-то морское животное. Однако, объявивли по трансляции, что отстрелялись по «супостату» И тут всплыла… подводная лодка. Вышла с нами на связь, представилась: К-144, бортовой №549 (проект 675). Так мы все убедились, что в Индийском океане, юго-восточнее о. Сокотра, в Аравийском море, находятся наши крупные, достаточно хорошо подготовленные подводные силы. А дальше — еще хуже: во время обеспечения полетов вертолетов на разведку, операторы дежурной радиолокационной станции «проспали» появление над нами трех самолетов с «Мидуэя» (он заменил ушедший на ремонт «Рейнджер», на котором произошел пожар в машинно-котельном отделении с гибелью 6 человек) — «Фантома», «Интрудера» и «Скайуорриера». Дежурную пару Як-38 подняли в воздух позорно поздно — через 13 минут после отдачи команды на взлёт!
31 января. Весь день минеры и ракетчики приводили в порядок пусковые установки, меняли смазку, чистили неокрашенные поверхности, то есть проводили практически занятия по специальности на материальной части. Приводили в порядок гранатометные кранцы первых выстрелов, очищали и смазывали задраечные устройства. Готовили форму одежды парадную для встречи высокопоставленных лиц, оркестр и парадный расчёт отрабатывали на правом шкафуте ритуал приветствия и проводов. Почётный караул готовится к встрече в форме №1 — белых форменках, белых брюках и черных ботинках. Остальной экипаж будет форме №2 — в белых форменках, черных брюках, но с белыми ремнями. Офицеры и мичманы тоже готовят форму №2.
1 февраля 1984 год. Вот и январь закончился. Все ближе и ближе подходим к конечному пункту – пос. Тихоокеанску, в просторечии – Тихасу.
Утром встретились с скр «Резкий». Он шел из Владивостока на боевую службу, в состав 8-ой опэск. Легли в дрейф, спустили барказы. Идет небольшая зыбь. С скр «Резкий» приняли грузы — кое-какой ЗИП, ранее заказанный нами телеграммами, и почту.
2 февраля. Продолжаем переход в Мадрас. Тропическая форма одежды на матросах выцвела так, что стала от непрерывных стирок и воздействия тропического солнца бледно-голубой. Офицеры и мичманы давно уже куртки от «тропички» в повседневной деятельности не носят, а ходят в кремовых рубашках с коротким рукавом. Так прохладнее, а куртки одевают только на корабельные работы. По верхней палубе ходим в шортах, а на вахту и в кают-компанию строго соблюдаем «этикет»: только в брюках и кремовых рубашках с коротким рукавом и без галстуков.
3 февраля. С «Рея» вчера летал вертолёт «Си спрайт». Прилетал «Орион». Идем вокруг острова Цейлон. Много встречных судов. Сегодня снова с «Рея» вновь поднимали вертолёт. Работали над составлением плана противодиверсионной обороны соединения на рейд порта Мадрас. «Рей» сегодня, после нашего поворота на север, поднял сигнал по МСС, означающий вопрос: «Куда идете?». Мы ему, разумеется, не ответили. Он побегал-побегал и отстал. Наверно обиделся и ушел. Штормит, облачно, моросит дождь. Говорят, что здесь, в Бенгальском заливе, это обычная погода. «Порывистый» сильно заливает.
4 февраля. Как изменился цвет воды! Если в океане она была изумрудной, прозрачной, то здесь, в Бенгальском заливе, стала мутной и с каким-то желтоватым оттенком. Много мусора на поверхности плавает — листья, ветки, трава, бумага. Это многочисленные и полноводные индийские реки выносят ил и разный хлам в океан. Даже воздух стал какой-то тягучий, тяжёлый, спёртый, дышится не свободно. Жара начала чувствоваться, чего не было так заметно в открытом океане. Завтра приходим на рейд Мадраса. Сегодня весь день суматоха последних приготовлений к визиту: смотры, тренировки салютных расчётов, почётного караула, подготовка посуды, коков, вестовых, маршрута показа, принятие зачетов по легенде корабля…
5 февраля. До входа в территориальные вода Индии прилетал австралийский «Орион». Американский эсминец у границы территориальных вод отстал. Наверно, будет караулить наш выход, патрулируя по их кромке. Как только встали на рейд Мадраса, на корабль с визитом вежливости прибыл заместитель командующего восточным морским районом Индии. Мы ждали его к правому трапу, но была очень сильная зыбь, и катер подойти не смог. Но у нас был поставлен правый выстрел у катерной площадки, так индус, молодец, подошел к нему на своем катере и бойко, с саблей на боку, залез по шторм-трапу. Все произошло настолько быстро, что дежурный по кораблю встретил высокого гостя уже в коридоре третьей палубы, где тот шёл в сопровождении матроса, оказавшегося на барказной площадке в этот момент. Хорошо, что вахтенный ППДО понял все правильно и не открыл огонь по «нарушителю границы»! С высоким гостем прибыл заместитель советского военного атташе. Их проводили в салон флагмана. Визит Министра обороны в Индию отменён по непонятным пока причинам.
6 февраля. Стоим на внешнем рейде. Неподалеку стоит «Порывистый», его на зыби очень сильно раскачивает. Неужели эта зыбь здесь постоянно? Кроме нас на внешнем рейде стоит с десяток транспортов и судов, дожидаются места у причалов. Бпк «Николаев» зашёл в порт и теперь стоит у стенки. В город с корабля на экскурсии не сходил пока никто-зыбь. Только футбольная команда и небольшая группа болельщиков убыли на товарищеский матч с индийскими моряками. Утром к нам на палубу сел индийский вертолет «Алуэт», он увез адмирала Дымова и командира корабля на берег, на приёмы. Наш командир корабля, с непривычки, чуть не вывалился на взлёте, так как дверей у вертолета не было. Погода стоит мерзкая, по нашим понятиям нелётная – дождь, низкая облачность. Прилетели к обеду комэск с командиром. Вторым рейсом вертолёт привёз с ответным визитом командира восточного морского района вице-адмирала Роя и командующего морскими силами восточного района. Один прибыл с кортиком, другой – с палашом.
На катере прибыли сопровождающие их лица. Из-за волны к трапу катер подойти не смог, так что индийские офицеры показывали высокую морскую выучку, поднимаясь на корабль по шторм-трапу через правый выстрел. На палубе выстроили почетный караул из 20 человек. Встретили успешно и без замечаний. Прибывшие гости уединились с командованием в салоне флагмана, потом поднялись в ходовую рубку, но больше их никуда не повели и маршрут показа не готовили. По окончанию посещения, все улетели с корабля на вертолете.
Вечером, наиболее «достойные» офицеры походного штаба и корабля, убыли на командирском катере на берег «на приём с фуршетом». При отправлении на прием, при посадке в катер, стоящий у правого трапа, из-за большой зыби в воду упал корабельный пропагандист капитан-лейтенант Жильцов, одетый в форму одежды №2 парадную. Естественно, что на приём он не попал, будучи в «подмоченном» состоянии.
На «Порывистом» при подъеме барказа на зыби сломалась грузовая балка, барказ рухнул в воду. Серьезно пострадали три матроса, их доставили к нам в медицинский блок. Барказ поднять на борт не могут, пока поставили его на бакштов.
7 февраля. Посадка в барказ производилась с левого трапа по пятеркам. Когда садилась боевая часть пять, в воду между барказом и трапом рухнул командир дивизиона живучести Серега Юдин, здоровенный мужик. Его быстро вытащили. На зыби барказ у трапа подпрыгивал, как щепка, и нужно было выбирать момент, когда он замирает на мгновение, поднявшись на волну, и прыгать в него.
8 февраля. На корабле состоялся прием высоких индийских военачальников, которые прилетели на вертолете «Алуэт» ВМС Индии. Вертолет сделал два рейса. Юре Ефимову, нашему РЭБовцу (специалисту по радиоэлектронной борьбе), было поручено «развлекать» и никуда не пускать двух индийских летчиков с вертолета, которые оставались до конца приема у нас на полетной палубе. Пилоту — 32 года, рослый, имеет 2-ой класс, живет на западном побережье, как и штурман, которому 23 года, но имеющему уже 1-ый класс и значок участника антарктической экспедиции. Ефимов организовал в помещении дежурных экипажей богатый стол.
9 февраля. С вечера составляли списки, записывали командиров боевых частей и дивизионов для поездки в город. Посадка в барказ прошла благополучно, на нем дошли до стоящего в порту бпк «Николаев», там выдавал деньги наш мичман-финансист. Взяли по 200-300 рупий (по курсу 1 рубль=13 рупий). У трапа «Николаева» стояли автобусы. В автобусе, куда их определили, было 19 человек: командиры дивизионов, замполиты боевых частей и дивизионов. Автобус старый, разбитый, из стекол — только одно, лобовое, остальных нет. Порт огромный, современные причалы и грузовые устройства. Из порта повезли на рынок. Город большой — 4,5 миллиона человек, довольно разбросан. Где их возили, дома невысокие. Чувствуется английский стиль в архитектуре старых зданий. Встречаются пустыри, а на них — хижины из тростника, листьев и досок.
В городе много вело и моторикш, велосипедов, мотороллеров. Такого обилия шикарных легковых автомобилей, как в Луанде, нет. Много грузовиков. Движение, как в Англии — левостороннее. Звуковые сигналы подаются в изобилии, где, когда и сколько угодно. Правила движения пешеходами не соблюдаются. Мотороллеры и велосипеды лезут под колеса, светофоров мало, а которые были, не работают. Стоят полицейские со свистками на цепочках, регулируют движение. Улицы узкие, но аварий не наблюдается.
По улицам свободно ходят животные — козы, черные, как кабаны свиньи, коровы, мулы. У многих коров и мулов раскрашены краской рога — священные животные. Повсюду изобилие лотков и киосков с продуктами — фруктовые напитки, вода, печенье, булочки. Большая сортировочная станция железной дороги. Много зелени. На улицах множество людей. Большинство — смуглые, даже чёрные, как негры, но лица, почти у всех, приятные. Одеты люди в сари, но многие и в европейской одежде. Рынок — изумителен! Старое кирпичное здание, а в нем множество лавок, товаров: глаза разбегаются. Хотели купить сувениров, но все очень дорого. Ходили по рынку час.
Всё же купили кто что: веера из павлиньих перьев, серебряные цепочки, солнцезащитные очки и пр. мелочь. Затем поехали в современный торговый центр в деловой части города. Много фотографировались. Зашли в универмаг. В подземном этаже нашли церковную лавку, где на полках рядом соседствовали культовые предметы различных религий. Купили кто что: вырезанные из камня и твёрдого дерева фигурки многорукой танцующей богини, и другие фигурки, и сувениры.
А как приятно было в душном, жарком городе выпить холодного пива! Интересно, что бутылки на вынос не продаются, продавец записывает себе в книжицу номер, нанесенный на полоску бумаги. Ребят подхватили женщины и потащили за собой улыбаясь, и посылая воздушные поцелуи. Но они, разомлевшие от пива, произнесли, перефразируя, известную фразу Андрея Миронова из «Бриллиантовой руки»: «Русо официро — облико морале!», вырвавшись от соблазнительниц, проследовали к автобусам. Дамы с глубоким сожалением смотрели вслед. Зашли в аптеку, затем в книжный магазин, но книги с учением «Камасутра», как ни старались, не нашли. Дальнейшим поискам помешал секретарь парткома Голубков, который с выражением суровой таинственности и важности выполняемой им задачи, пытался следить за всеми одновременно. Перед посадкой в автобус, какой-то старик-бродяга, передал визитную карточку, очевидно, кто-то желал познакомиться, но времени разыскивать, указанный на визитке Бомбей-хауз на Маунт Роуд, у нас уже не было. На автобусах доехали до причала, сдали не использованные деньги и убыли на корабль.
10 февраля. Вечером сообщили, что умер Генсек ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов. Жаль, хороший, справедливый был человек. Искренне хотел навести порядок в стране. Кто теперь у нас будет Генсеком и Председателем Верховного Совета? Как повернется наша политика? Только бы не в сторону уступок американцам.
С утра наблюдал, как к борту на утлых лодчонках подплывают дети, нисколько не боясь акул. Матросы с полетной палубы бросали в воду монеты, различные предметы, а дети бесстрашно ныряли в воду, находили брошенные вещи и доставали их. В 11.30, после прощальных визитов начальников, снялись с якорей и пошли на восток.
Идем в сопровождении «Рея». Начали полеты вертолетов. До конца полетов американец шел у нас по левому борту и наблюдал, расстояние между нами не превышало 2,5 кабельтова. На ходовом мостике четко была видна цифра 13 — номер эскадры эсминцев, нарисованные орденские планки наград, имеемых у командира корабля. «Рей» поднимал в воздух свой вертолет. Судовое время, после выхода из Мадраса, перевели еще на 30 минут вперед. На баке, между контейнеров главного комплекса у нас «путешествует» рабочий барказ «Порывистого» — они так и не смогли поднять его к себе на борт из-за сломавшейся грузовой балки. Наша боцкоманда подняла барказ носовым краном к нам на бак, поставила на киль-блоки, раскрепила надежно. Повезем в залив Стрелок, а там спустим на воду и команда «Порывистого» его заберет.
Во время стоянки «Новороссийска» на рейде Мадраса мне удалось дважды побывать в городе. Первый раз, когда командир эскадры вице-адмирал Дымов Р.Л. пригласил меня на приём к командующему морскими силами Восточного района вице-адмиралу Роя, где присутствовал командир их авианосца «Випаат» (бывший английский авианосец «Геркулес»). Приём прошёл хорошо, во всяком случае для меня. Дымов представил меня очень достойно, сказал, что я перспективный старпом и с приходом на ТОФ буду назначен командиром авианосца и что-то ещё очень лестное. Голова от его слов у меня не закружилась, но было приятно. Фамилию командира индийского авианосца не помню, но звание у него было командор, что-то вроде бригадного адмирала. Моложавый, подтянутый, приятной внешности. Жена у него русская, Вера, бывшая стюардесса. Очень красивая молодая женщина, одетая в индийскую, национальную одежду (сари). Она спросила у меня на каком языке мы будем разговаривать – русском или английском. Сказал, что мне всё равно, но лучше на русском. Она рассмеялась, видимо поняла, насколько я «силён» в английском. В общем встреча удалась.
В другой раз, не помню уже с кем из офицеров, ходил по городу. Блеск и нищета. Красивые здания и улицы, но вместе с тем сточные канавки, мусор, грязь. Там и живут, и умываются, и стирают бельё. Рой мух и уйма крыс. Неприглядная, жалкая картина. Был на огромном рынке. Для богатых и бедных – раздельно, так же, как и множество лавок. Цены в лавках для богатых практически недоступны, для бедных -доступны, но качество…, если это вещи, хватает на два-три одевания.
Купил фигурку будды из твёрдого красного дерева, озорного здоровячка с серьгой в ухе. Храню до сих пор. Индийцы доброжелательны, дети страшные попрошайки. Если что-нибудь дать одному, остальные разорвут твою одежду на кусочки, не говоря уже о сумке, даже если она пустая.
В 2013 году Россия продала Индии реконструированный в Северодвинске ТАВКР «Горшков», на котором сейчас базируются современные самолёты, уже под индийским названием «Викрамадья», взамен «Вираата» который прослужил Индии 37 лет, а с учётом службы в Англии – то всего более 40-ка. Он ни в каком сравнении не годился нашим современным авианосцам типа «Новороссийск». Но наши «Киев», «Минск», «Новороссийск» были списаны уже после 12-17 лет эксплуатации. Вот что дала России перестройка во главе с Ельциным и Горбачёвым при непосредственном участии министров обороны и главкомов ВМФ того времени.
После выхода из Индии, во время несения мной командирской вахты, на мостик поднялся комэск вице-адмирал Дымов Р.Л. грустный и немного, как мне показалось, подавленный. Подошёл близко. Сказал: «Женя, теперь будешь нести вахту один». До этого, во время моей вахты на мостике, мы были с ним вдвоём, понимая его ответственность не только за этот корабль и людей, но и за корабли всего отряда. Я знал о неприятностях, которые его повергли в такое состояние, а позднее «аукнулись» и на его дальнейшей службе. Но ни доверия, ни уважения у меня к нему это не убавило. Есть кому и на адмиралов «строчить» в Москву. У каждого из нас бывают ошибки и недостатки, порой роковые. Конечно, на ходовом мостике он бывал постоянно, но в управление кораблём уже не вступал.
11 февраля. Весь день идут дожди. Наши гидрометеорологи говорят, что такая погода может быть до самого Корейского пролива. А сейчас во Владивостоке лёд, температура воздуха доходит до минус 27°С. Лёд, якобы, встречается даже в Желтом море.
12 февраля. Прошли между Андаманскими и Никобарскими островами, вошли в Андаманское море, последнее для нас море Индийского океана. Много встречных судов, идут из Сингапурского и Малаккского проливов. Нас обогнало несколько скоростных сухогрузов, идут со скоростью 16-18 узлов.
Встретились с бдк «Александ Николаев».
Прилетали два английских вертолета «Си кинг», очевидно, с «Инвисибла», который, по данным разведсводки, вчера вышел из «Сингапура» нам навстречу. Скр «Порывистый» пошел по пеленгу исчезновения вертолётов для установления визуального контакта с английским авианосцем. Вертолёты английские, летали низко, с понтом. Двери открыты, ноги у пассажиров свешены за борт, фотографируют нас в упор, тоже, видимо, для своего отчёта по боевой службе. «Д. Рей» следит за нами по-прежнему. Его танкер и наш «Бутома» ушли вперёд.
Идем Андаманским морем, к вечеру прошли его. В 05.45 по судовому времени (оно уже на четыре часа отличается от московского) «Новороссийск» вошел в воды Тихого океана! Это последний, из четырех океанов Земли. Теперь, действительно, все!.. Все океаны «пройдены». Ни один авианосный крейсер нашего ВМФ, не прошел больше океанов и морей, чем наш, не побывал в 4-х океанах за один поход!