Литвиненко Е. По волнам моей жизни (автобиографический очерк). «Новороссийск». Командир.

 

 

Командир «Новороссийска».

Командир корабля, его обязанности и ответственность я изложил, когда вступал в командование миноносцем. Но не сравнить ту меру ответственности командира корабля 2-го ранга, без ракетного вооружения и авиации, с той, которая ложится на твои плечи, когда ты принимаешь авианосец, где водоизмещение корабля в 14-ть, а количество личного состава в 6-ть раз больше. Врид старпома, приказом Ком. ТОФ назначен командир БЧ-3 капитан 3 ранга Романов Ю.Н. Корабль и службу на нём знает. Свой. Одна «беда»-нет допуска к самостоятельному управлению кораблём.

Помню, комэск Р.Л. Дымов, в первый раз, после моего назначения, выпуская меня в море, на полёты самостоятельно, сказал «Женя я в тебя верю. Иди. Но «насидишься» ты на нём у меня…». И ведь, «как в воду глядел»-семь месяцев без старпома. А у меня жена и единственный ребёнок. Умеют же нас подставлять. Не у всех такие жёны. Век молюсь на неё. Но уже многое перегорело. Всё-таки мной командовали не рвачи и не паркетные адмиралы. Подходило время управленцев из «тюлькина» флота, но об этом как-нибудь потом.

Командир бригады контр-адмирал Затула В.П. был назначен начальником отдела управления боевой подготовки ВМФ и убыл в Москву. Бригаду принял его начальник штаба капитан 1 ранга Дарнопых Виталий Иванович. Его я знал раньше.

С приходом корабля на ТОФ многие офицеры и мичманы начали уходить с корабля, особенно те, кто раньше служил на западе. Перевелся в Киевское военно-морское политическое училище Соколов Рудольф Сергеевич. Вместо него пришёл капитан 3-го ранга Рассказов Сергей Андреевич. Заместитель командира по авиации полковник Литвинов Ю.И. был назначен в штаб эскадры, вместо него подполковник, а позднее полковник Е. Ковалёв. Помощник командира капитан 3-го ранга Васильев А.В. перевёлся в Москву. Ушли (или поступили в академию) – штурман капитан-лейтенант Иванов В.М. вместо него назначен старший лейтенант Солнцев А.И. Вместо командира БЧ-4 капитана 3-го ранга Исенко С.Н. назначен капитан-лейтенант Фетисов В.В., вместо командира БЧ-5 капитана 2-го ранга Букина Г.П. назначен капитан 3-го ранга Фурсенко А.И., вместо капитана 3-го ранга Мирошниченко Ю.И.  – капитан 3-го ранга Беляев А.В. – БЧ-7. Перевёлся начмед майор Шаферов В.В. в Ленинград, вместо него назначен – майор Куц из Ленинграда. Перевёлся в тыл флота ПКС капитан 3-го ранга Чурсин В.Н.. Поступили в академию командир ЭТД БЧ-5 капитан 3-го ранга Кондрашов В.А. и командир дивизиона разведки и РЭБ капитан 3-го ранга Ефимов Ю.В. и другие опытные офицеры и мичманы.

5 декабря 1984 год. Трудными выдались для экипажа корабля последние два месяца. Планы постоянно менялись. Министр Обороны так и не прибыл, но зато корабль привели в образцовый порядок. С 15 октября по 15 ноября провели навигационный ремонт с частичным привлечением рабочих на гарантийную технику. Пополнили запасы ЗИП. «Перелопатили» все документы, подбивая итоги учебного года. Получили задачи на новый учебный год, разработали соответствующие документы, провели планирование. Выдержали несколько проверок: от штаба бригады до штаба флота. С 15.11 по 1.12 действовал почасовой план подготовки корабля к боевой службе. Выход планируется на 6 декабря. Переход в вмб Камрань и с 15 по 20 декабря, участие в учениях в Южно-Китайском море совместно с ВМС Вьетнама.

В начале декабря в Японское море вошло АУС (авианосное ударное соединение) ВМС США. По данным разведки состоит из атомных авианосцев «Винсон» и «Энтерпрайз», а также авианосца «Мидуэй». 2 декабря мы по «Мидуэю» нанесли условный удар, выполнив боевое упражнение РС-2У. Дистанция залпа 360 км, пеленг стрельбы 131°. «Удар» нанесли 4-мя ракетами П-500, отработав весь тактический фон, как при нанесении фактического удара, с радиоэлектронным противодействием, отражением атак средств воздушного нападения. Последние пять дней перед выходом на боевую службу должны были быть стояночными, но ухудшилась погода, и пришлось идти штормовать в море. По поводу выхода на боевую службу, много неясностей и неопределенностей. Комбриг сказал, что, якобы, нет подтверждения о проведении совместных учений, но пока будем следовать согласно боевому распоряжению.

6 декабря 1984 год. Вот и снова в море, в дальнем походе. Какой он у меня по счету? Трудно сразу вспомнить. В свои 36 лет прошёл все океаны и побывал во множестве стран. И вот опять иду во Вьетнам. Снялись с якоря из бухты Руднева в 06.00 хабаровского времени, согласно боевому распоряжению. У нас в охранении два сторожевых корабля пр.1135 — «Горделивый» и «Летучий». На переходе догонит танкер «Борис Бутома». Выходили тяжело. Механики работали перед выходом всю ночь – вчера перестал вращаться правый вал кормовой машины: сломали валоповоротное устройство из-за пережатого дейдвуда. Ночью сняли такое же устройство с такр «Минск», а ему отдали своё, неисправное. «Минск» всё равно в завод становится, ему там отремонтируют. Романова направил в кормовое МКО проверить ход работ, но все и так работали не «из-под палки», понимая важность выполняемой работы.

Получена телеграмма об отмене визита во Вьетнам и учений под руководством Министра Обороны. Опять какие-то политические игры. Повернул на обратный курс. Постепенно начал нарастать вал звонков в штурманскую рубку – люди начали обнаруживать, к своему удивлению, что корабль идет не на юг, а на север. Кто-то решил, что вышел из строя гирокомпас или его репитеры. В скором времени корабль гудел, как улей. Кто-то пожалел, что поторопился с «радикальной» стрижкой. А командир БЧ-5 Гена Букин, пригладив свои пышные усы, философски глубокомысленно, проникновенным голосом, изрёк, что судьба предоставляет уникальную возможность проверить верность своих жен. Итак, идем домой. На этот раз – «галс учебный».

31 декабря 1984 год. Впереди НОВЫЙ и очередной год.

Вот и заканчивается очередной год службы на тяжёлом авианосном крейсере «Новороссийск». Декабрь выдался очень трудным!

Заступление в боевое дежурство по ПВО производилось торжественно, согласно утвержденного раз и навсегда ритуала, с митингом личного состава на полетной палубе, исполнением гимна Советского Союза, с прохождением торжественным маршем под оркестр. Боевой тревогой, подачей командирами боевых частей, старпому, рапортов о готовности к заступлению в боевое дежурство и докладом командиру корабля о том, что корабль готов к заступлению в боевое дежурство по ПВО главной базы. Командир корабля торжественно объявлял по трансляции «Корабль заступил в боевое дежурство по противовоздушной обороне главной базы!» и устанавливал боевую готовность. Обычно на заступление в боевое дежурство, кроме начальника ПВО, на корабль лично прибывал командир 175-ой бригады ракетных кораблей капитан 1 ранга Дарнопых Виталий Иванович. Красивый, исполненный величия, ритуал заступления в боевое дежурство, с исполнением фанфарами сигнала «Слушайте все!», предваряющего митинг. Бравурные марши при прохождении по полетной палубе рот личного состава, когда впереди идёт рота офицеров, за ней рота мичманов, а затем роты боевых частей, поднимал в душе ураган чувств, заставлял гордиться мощью советского флота, укреплял веру в силу своего оружия!  Комбриг поднимался в ходовую рубку, и туда, к нему, помощник командира корабля по снабжению Валера Чурсин доставлял блок болгарских сигарет – всем была хорошо известна привычка Виталия Ивановича очень много курить. Очередную сигарету он прикуривал от предыдущей и если не было курева в достатке, то он начинал нервничать, «стрелять» сигареты у вахтенных офицеров, штурманов и, даже, матросов. 21 декабря в 17.00, согласно боевому распоряжению, «Новороссийск», в составе корабельной ударной группы, заступил в боевое дежурство в зоне Японского моря. Готовность к боевым действиям 4 часа, к выходу – 2 часа. Состав КУГ: такр «Новороссийск», бпк «Николаев», бпк «Ташкент». Командир КУГ – начальник штаба 183-ей бригады противолодочных кораблей капитан 2 ранга Еловский на бпк «Ташкент». Наконец-то в приказе командира корабля №340 от 14.12.84 г. Ю.Н. Романов объявлен, как «исполняющий вакантную должность старшего помощника командира корабля», и с 15 декабря начальник финансовой службы авианосца майор Сергей Вотев начал начислять ему жалование старшего помощника. Помощник командира начал подготовку к встрече Нового, 1985 года, составлением положенной папки по подготовке и проведению праздника, а старпом занялся доукомплектованием и тренировками аварийных партий (Их у нас на корабле четыре, не считая аварийно-спасательную группу БЧ-6). Отправка личного состава в отпуска прекращена, все находившиеся в командировках возвращены на корабль.

За 1984 год крейсер «Новороссийск» прошёл 20930 миль за 1872 ходовых часа (136 ходовых дней). 1января 1985года. Праздник прошёл обыденно. Все, как и командир сидели на корабле. Боевое дежурство. Желающих подменить меня на бригаде, да и на эскадре не нашлось. Участь командиров кораблей рейдового базирования. Хочешь сделать карьеру, сиди в угоду тем, кто на берегу (и то не для всех), а хочешь дом, семью иди в «тюлькин» флот (хотя и там поднимешься, не исключено, быстрее).

1985 год. 4 января, пятница.

В базовом матросском клубе, возле пирса №2 бухты Абрек, командир эскадры проводил сборы по воинской дисциплине с подведением итогов за 1984 год. На сборы убыли Романов и замполит. Нас особо не ругали.

Командир эскадры вице-адмирал Дымов Р.Л.: в заключении отметил, что на эскадре «зыбкое положение с воинской дисциплиной», дал приказание провести на кораблях глубокий анализ состояния дисциплины. И главное, поставил впервые, задачи на участие кораблей в апрельских мероприятиях под руководством Главнокомандующего ВМФ. Крейсер «Новороссийск» будет флагманским кораблем оперативного соединения. Предупредил, что в январе заместитель Командующего ТОФ вице-адмирал Ясаков будет проводить проверку допусков к управлению кораблями.

12 января. Вся неделя была очень насыщена полётами. Почти каждый день выходили в море, выполняли полёты вертолетов и самолетов. Самолеты летали с 08.00 до 16.00, а с 17.00 до 01.00 – вертолеты. Проводили радиотехнические учения по воздушным целям, отрабатывали задачи ПВО. Готовились всю неделю к сдаче первой курсовой задачи. Старшим в море с нами выходил командир эскадры. 9 января он собрал всех свободных от вахт офицеров в салоне кают-компании на служебное совещание. Говорил по делу, конкретно, «не переливая из пустого в порожнее»: 1. Промашки в офицерской службе – это четверо осужденных матросов за прошлый год, это – неуставные взаимоотношения. Жесткость – это не жестокость. Матрос будет благодарен вам, если вы его не посадите на скамью подсудимых. Беспринципность надо строго наказывать. Есть все основания бороться за звание лучшего крейсера в ВМФ, лучшего корабля на флоте, ведь по итогам года несколько боевых частей объявлены «отличными». 2. По плану боевой подготовки этот год более напряженный, чем прошедший. Апрель – проверка Главным штабом ВМФ на учениях под руководством Главнокомандующего ВМФ. Будут проводиться различные стрельбы — и главным комплексом, и ЗРК. Скорости хода на учениях будут большие – 24 узла в течение 8-10 часов при ведении морского боя. 3. Готовность к учениям и проверке – 20 марта. Предстоит большое плавание. Непрерывное, в течение месяца, с заправками на ходу. Мероприятие очень серьезное.

20 января. Всю неделю авиация отрабатывала полеты.  Штаб эскадры принял от корабля задачу К-1 с оценкой «хорошо». Руководил приемом задачи начальник штаба эскадры капитан 1 ранга Печкорин А.Д.

27 января. Поскольку в стране активно велась антиалкогольная компания и «бескомпромиссная борьба с пьянством», то много телеграмм и директив по этому вопросу поступало от политических органов. Одна мне очень понравилась: «…Пьянствующих военнослужащих из лиц срочной службы, в отпуск до конца срока службы не пускать. Схема разбора военнослужащих, допустивших случаи пьянства: Беседа с ними всех категорий начальников до командира корабля включительно. Разбор на общем собрании военнослужащих части, по категориям.  При пьянстве на боевом дежурстве – арестовывать, назначать дознание для привлечения к уголовной ответственности, готовить документы для трибунала. В день заступления на боевое дежурство, зачитывать об этом личному составу.

Задачу К-2 «Новороссийск» сдал на «хорошо».

18 февраля 1985 год. РОДИЛСЯ СЫН РОМАН. Мы на рейде б. Руднева. Вахтенный офицер вызывает на мостик. Иду и думаю, что что-то случилось. Меня к телефону, штаб флота. Женский голос-«Женя у тебя сын родился!». Оказалось, Наташина тётя, Валя «прорвалась» в штаб, чтобы сообщить мне об этом. Вот так. Второй ребёнок, а я всё в море. Радости не было предела.

28 февраля 1985 год. Февраль был таким же напряженным по боевой подготовке, как и январь. Время летело — не успевали прийти с одного выхода, как опять приготовление к бою и походу, и снова в море, то на стрельбы, то на обеспечение полётов. Всего была одна стояночная неделя в середине месяца, когда проводили ППО и ППР кормового эшелона.  «Новороссийск» совместно с бпк «Таллин», бпк «Строгий» заступил в боевое дежурство корабельной ударной группы в зоне Японского моря. Готовность к выходу в море — 2 часа, к ведению боевых действий – 4-ре.

Прибыла промышленность на гарантийную материальную часть. Много курсантов ВВМУЗ, со всех училищ страны, прибыло на стажировку после окончания 5-го курса. Издавали приказы по стажировке, назначали комиссии по приему экзаменов, принимали экзамены.  С 21 февраля группа ОСНАЗ капитан-лейтенанта Ю. Белоусова заступила, в боевое дежурство.

28 марта 1985 год. Завтра – в поход! Весь март усиленно готовились к этим учениям. С 15 марта готовность к выходу в море и ведению боевых действий — 4 часа.

Весь личный состав корабля «пропущен» через учебно-тренировочный отсек. Командиры боевых частей и дивизионов провели тренировки по БЗЖ с офицерами и мичманами, а старпом – с командирами боевых частей и начальниками служб. Каждый на тренировку брал свой химкомплект, так как штатные, имеемые в отсеке, были уже основательно промочены, а вода, бьющая из пробоин, была по температуре довольно далека от летней. Своей низкой температурой она способствовала быстрейшей заделке пробоин – удовольствия от работы, по горло в ледяной воде, никто не испытывал. Только появлялась новая «течь» в бортах, трубопроводах или из-под люков и дверей, как умудренные опытом командиры боевых частей грудью бросались на «пробоину» и с азартом ее заделывали. После тренировки, в качестве компенсации за ущерб здоровью, потребовали от командира БЧ-5 сатисфакции в виде рюмки традиционного флотского напитка, согревающего душу, тело и сердце.

21-го марта «Новороссийск» работал в Уссурийском заливе с судном замера физических полей СФП-340, который производил замеры акустического и прочих физических полей  корабля.

Кроме имеемого посыльного катера (ПСК) МК-38, кораблю придали малый десантный корабль МДК-14 из состава дивизиона судов обеспечения бригады. Предназначенный для перевозки ракетного, бомбового и другого оружия.

Сформировали на корабле роту кандидатов на должности командиров отделений, старшин команд. Командиром роты назначен старший лейтенант Г.Бутенко и соответственно командиры взводов. Разработаны планы их подготовки, изданы соответствующие приказы. После окончания курса подготовки, по результатам экзаменов им, приказом командира корабля, будут присвоены соответствующие старшинские звания. На торжественном построении, с вручением погон. Это уровень авианосца-заранее готовить старшин взамен увольняемых в запас. А это, около двухсот человек. И так, каждые полгода.

Командир эскадры дал организационные указания на период учений. Акцентировал внимание на то, чтобы служебная деятельность на походе была организована так, чтобы каждые четыре часа корабль обходил либо командир, либо старпом, либо замполит. «Каждый корабль должен выполнить своё боевое предназначение» – это его слова. К 18.00 28 марта приказано закончить крепление всего имущества по штормовому, мобилизовать всех военнослужащих на поддержание установленной боевой готовности, бдительное несение всех вахт. Оружие на походе держать заряженным, готовым к немедленному применению. Напомнил также, что только что закончились американо-южнокорейские учения, поэтому в море возможна встреча с крупными соединениями противника. Все корабли, участвующие в походе, уже прибыли на рейд бухты Руднева. Замысел учения состоит в выходе в океан, отработке обороны и защиты соединения на переходе морем, нанесении условного удара по базам противника на Гавайских островах, затем переход от Гавайских островов к Камчатке с целью имитации нанесения удара по нашим базам авианосно-ударной группой противника, выход в Японское море и встречный бой с ОС РУС (оперативным соединением разнородных ударных сил), в состав которого войдут все остальные ракетные корабли эскадры, подводные лодки 4-ой флотилии и морская ракетоносная авиация берегового базирования. При нанесении нами «удара» по Камчатке будет бой с самолётами МРА и подлодками 2-ой флотилии.

29 марта 1985 год. В 08.00 снялись с бочки в бухте Руднева и в составе оперативного соединения, вышли в поход. Съемка должна была состояться в 12.00, но по приказанию руководителя учения вышли раньше. Туман, снегопад, палуба и надстройка покрыты мокрым снегом. Погода стоит, как специально, по заказу, плохая, будто для повышения скрытности нашего выхода. Цель похода – продемонстрировать мощь и возможности Советского Военно-морского флота, обеспечить благоприятный режим безопасности нашего торгового судоходства и выполнить задачи, поставленные на учения. В составе соединения, кроме «Новороссийска» — большие противолодочные корабли «Николаев», «Ташкент», «Таллин», «Василий Чапаев», сторожевые корабли «Порывистый», «Ревностный» и большой морской танкер «Владимир Колечицкий». У нас на борту находятся походный штаб и посредники из штаба флота, а также проверяющие из Главного штаба ВМФ. Взяли в поход курсантов выпускных курсов ВВМУЗ: в БЧ-2 – 8 курсантов, БЧ-4 – 6 курсантов, БЧ-7 – 5 курсантов. К медицинской службе, которую теперь   возглавляет майор Куц, прикомандирован хирург, подполковник медицинской службы из Главного госпиталя флота.

С выходом из базы установили дежурным силам авиации боевую готовность: два самолета Як-38 в БГ №1 – 5 мин, летчики дежурят в кабинах, два Як-38 в БГ №2 – 20 мин, летчики находятся в помещении дежурных экипажей, обе пары в варианте ПВО с подвешенными на самолеты ракетами Р-60; два вертолета Ка-27пл в поисково-ударном варианте, один Ка-27пс и один Ка-25дц – в 20-ти минутной готовности. Но за весь день авиация не вылетела – мы не были обнаружены противником, перехватывать было некого.

Особое «веселье» вызвал разбор замечания по каюте командира БЧ-4 Сережи Исенко, в которой на видном месте стояла трёхлитровая банка со спиртом. Литвиненко так и сказал: «Не успели выпить – значит спирт не нужен! Командиру БЧ-4 спирт больше не выдавать!». (Хотя, честно сказать, командир БЧ-4 спирт, подобным образом, практически, никогда не расходовал).

30 марта 1985 год. На 00.00 хбр. Ш=39°24′,3 сев, Д=131°53′,1 вост. До полудня противник нас так и не обнаружил. Прошли справа от скалы-островка Улындо. К вечеру начнём входить в Корейский пролив. Начали встречаться торговые суда, но ни военных кораблей, ни судов Департамента морской охраны (ДМО) Японии, ни самолетов не обнаружено. По данным наших радиотехнических средств поиска, за нами технически также никто не следит. Очевидно, после окончания учений «Тим спирит-85», «супостат» решил отдохнуть и расслабился. Да еще суббота…

Только во второй половине дня соединение было обнаружено противолодочным патрульным самолетом ВМС Японии «Треккер». И началось – облёты  базовой патрульной авиацией, и налеты «Фантомов» с береговых аэродромов. Проспали нас «господа-враги»! В кают-компании шутили: «Лётчику «Треккера» – медаль, а остальных начальников поснимают!». К вечеру на визуальный контакт с соединением вышел эсминец Южной Кореи «Пусан». Бпк «Ташкент» послали его опознавать, противник дал ход 27 узлов и быстро ушел в сторону. Боится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *