Литвиненко Е. Литвиненко Е. По волнам моей жизни (автобиографический очерк). «Новороссийск». Командир.

stylishbag.ru

31 марта 1985 год. Идем Цусимским проливом. Возложили венок в память о русских моряках, погибших в Цусимском сражении. Торжественной церемонией командовал старпом Романов. Я находился на ходовом мостике и наблюдал за всем сверху. Адмирал и походный штаб выстроились вдоль надстройки на носовом подъемнике. Экипаж в линии ротных колонн был выстроен по левому краю полётной палубы. Знаменная группа по команде внесла Знамя-Флаг ВМФ, пронеся его вдоль строя. Затем оркестр заиграл «Встречный марш», Романов отдал рапорт адмиралу. Он обошел строй. Поздоровался с экипажем. Затем замполит, капитан 3 ранга Рассказов С.А. начал митинг. (Рассказов был недавно назначен вместо убывшего капитана 2 ранга Соколова Рудольфа Сергеевича. И если Соколова мы «познали» хорошо и могли точно предсказать его поведение, то новый замполит пока был  для меня, да и для остальных, загадкой). На митинге выступил начальник политического отдела эскадры капитан 1 ранга Эдуард Максимович Чухраев, а затем и сам вице-адмирал Дымов Р.Л.. Матросы, и офицеры были одеты в форму одежды №4 первого срока (бушлат), лишь адмирал вышел в тужурке. После окончания митинга Романов скомандовал «На Флаг, смирно! Флаг приспустить! Головные уборы снять! Колени преклонить!» Флаг, перенесенный по случаю возложения венков с гафеля на кормовой флагшток, был приспущен, корабли соединения легли в дрейф, четверо матросов торжественно, в замедленном темпе, под траурную мелодию, пронесли венок вдоль строя экипажа, стоящего на левом колене, склонив обнаженные головы. Когда венок поднесли к кормовому срезу палубы, прозвучала команда: «В память о героических подвигах русских моряков, погибших во время Цусимского сражения, венок на воду возложить!». Матросы медленно на капроновых концах опустили венок в воду. Эсминец «Макинами» ВМС Японии, который следил за отрядом с рассвета, а сейчас, на время церемонии, также легший в дрейф, быстро подскочил к венку, плывшему по поверхности воды. Мы слышали, что японцы собирают венки, которые возлагают русские корабли, и передают их в музей японского флота, как свидетельство их победы. (Подобно опустившимся отбросам общества, собирающим цветы с могил на кладбищах и торгующих ими у ворот). Затем экипаж прошёл торжественным маршем. Церемония закончилась. Корабли начали перестроение в ордер №2 для плавания в Восточно-Китайском море. Вышли из Корейского пролива. Сторожевые корабли «Порывистый» и «Ревностный» уходят на 150 миль вперед, за ними в дистанции 15 миль от нас, «Василий Чапаев» и «Николаев». Большие противолодочные корабли «Ташкент» и «Таллин» — в непосредственном охранении «Новороссийска» и бмт «Владимир Колечицкий».

1 апреля, понедельник, нам не до шуток. Японец продолжает слежение за нами. Утром – налёт авиации в прежнем составе – пяти «Иглов» и одного «Фантома». Весь день облёты самолетами БПА «Орион». К вечеру на корабли отряда совершили налёт японские «Старфайтеры».  С нашей стороны, весь день шли учения по ПВО и отработка стрельбовых расчетов. Летала небольшая авиетка (вроде «Цессны»), очевидно вела киносъёмку для телевизионных новостей. Её обнаружили на малой дистанции и только на РЛС «Подкат». Прилетал американский корабельный вертолёт «Си спрайт», а вскоре, подошёл его хозяин – фрегат «Локвуд» типа «Нокс». На корме фрегата установлена 8-ми ракетная пусковая установка ЗРК «Си Спарроу». К нашему борту фрегат подошёл очень близко – до 3-х кабельтов. К вечеру, так поступают все американские корабли. Американцы, видимо, были ошарашены тем, что мы, вместо того, чтобы идти привычным маршрутом в Индийский океан, вдруг изменили курс и пошли к Окинаве.

2 апреля. На 00.00 судового времени Ш=25°24′,5 сев, Д=127°00′,0 вост. Прошли к югу от острова Окинава. Вышли в открытый Тихий океан. Погода свежая, покачивает. Идём на восток. Температура воды +21°С, температура воздуха +20°С. Налёт самолётов с Окинавы в том же составе – «Иглы» и «Фантом». Наши лётчики шутят, …что у американцев после учений не осталось других исправных самолётов. К вечеру прошли справа от островов Бородино. Идем Филиппинским морем. Вода меняет цвет — стала синеть, поверхность моря – будто мыльная. За день провели несколько учений. Одно – по приёму сухих и жидких грузов на ходу траверзным способом. Готовимся к заправке. Завтра политработники устраивают «праздник» – семинар в группе марксистско-ленинской подготовки офицеров. Завтра ожидается заправка.  На корабле присутствуют два посредника, два контр-адмирала: один – главный штурман ВМФ контр-адмирал Зубков, второй – командир 12-ой дивизии с Балтики контр-адмирал Калабин. Вот они действительно занимаются делом. Супостат продолжает слежение в том же составе. К вечеру встретились со своими кораблями КРЛД  «Порывистый» и «Ревностный» и танкером «Владимир Колечицкий». Первым на заправку встал «Порывистый» — сторожевым кораблям надо идти в точку встречи с плат К-360. Во время заправки уравнителем является танкер, мы все – вокруг него. Снизили эскадренный ход до 14 узлов.

3 апреля, среда. На 00.00 судового времени Ш=26°06′,3 сев, Д=133°03′,3 вост. (Владивосток на 43-й широте). С утра начали подход на заправку к танкеру. «Порывистый» и «Ревностный» заправились и ушли по плану. У танкера на бакштове заправляется бпк «Василий Чапаев». Подошли к танкеру на траверз его левого борта. Только завели носовую дорогу, как потёк шланг. Завели кормовую дорогу, а шланг носовой отправили назад на танкер для ремонта. С ремонтом на танкере возились долго. Когда обе дороги начали нормально работать одновременно, с начала заправки прошло 3 часа 20 минут.

Прошёл дождь, а к вечеру тучи стали сплошными, пошли дождевые заряды.

4 апреля. По данным комплекса космической разведки и целеуказания «Корвет»: силы 10-ой опэск вышли в Японское море для поиска нашего отряда и нанесения удара. Встретился транспорт спецбоеприпасов ВМС США «Киллауэа» – шел из Японии на юг. Летали два «Ориона» — №7 с авиабазы Мисава и №11 – с Окинавы, японский «Нептун». Встречным курсом прошел советский танкер вспомогательного флота – смт «Илим», который неоднократно доставлял топливо в залив Стрелок. Его по плану учения заранее развернули в этот район. Он сейчас начнет передачу топлива на бмт «Владимир Колечицкий», а затем пойдёт во Владивосток. К вечеру опять начался дождь, поэтому вместо полётов, на самолётах производили гонки двигателей. Полётную смену вертолётов решили проводить. Подняли разведчика погоды, но после проведенной  разведки и последующего анализа полёты отменили. Весь экран РЛС забит засветкой от тяжелых, плотных облаков. Начался ливень, который шёл чуть ли не до утра.  Прошли острова Нампо и Филиппинское море.

6 апреля. Продолжаем движение на восток. С рассветом, в 06.00 опознали в неизвестном корабле фрегат ВМС США «Кирк». Продолжает следить японец. С утра на корабле большая приборка. На 08.00 хбр времени прошли от базы 2620 миль. Несколько раз за день проверяли дежурные силы штурмового авиаполка и вертолётной эскадрильи. У штурмовиков в готовности№1 Оситнянко и Хмарский, в БГ №2 – Воронюк и Сорокин. По первому вылету Оситнянко от палубы не оторвался – перекачали самолёт топливом, Хмарский тоже не смог взлететь, полетела вторая пара.  Летали и вертолеты: на Ка-25дц возникла неисправность в аппаратуре МРСЦ,  не смог выдать  на главный комплекс картинку, один Ка-27 потерял опускаемую гидроакустическую станцию ВГС-3, как это произошло-разбираются.  Встретились с нашим КПУГ — «Таллином», «Чапаевым», «Порывистым» и «Ревностным». КПУГ занял позицию в 15 милях впереди по курсу, строй фронта, а бпк «Таллин» — свое место в ордере по охране «Новороссийска». Корабли охранения выполняли артиллерийские стрельбы по имитатору. Плат «К-360» ушла вперед, ее очень боятся «засветить». И, действительно, в случае начала военных действий, она окажет нам неоценимую помощь, потопив авианосец, который будет маневрировать за пределами дальности стрельбы нашим главным ракетным комплексом. Ведь «Интрудеры» прилетели издалека, так как космическая разведка – наши РИСЗ – вчера американский авианосец не обнаружили. Очевидно, «Интрудеры» шли с дозаправкой в воздухе. А до Японии 850 миль, это около 1600 км. Летает вертолёт «Си спрайт» с фрегата «Кирк». На «Кирке», в отличие от «Локвуда», на корме нет пусковой установки ЗРК «Си Спарроу». Вечером мы подняли вертолёт-спасатель для перевозки с бпк «Николаев» в медблок «Новороссийска» матроса, которому был поставлен диагноз – «острый аппендицит». Вечером для первой и второй боевых смен показывали по системе корабельного телевидения «Экран-32» художественный фильм. «Полнолуние». Величественное зрелище – громадная Луна встает из океана! Это надо видеть! Чувствуешь себя букашкой на фоне этого величия природы.

 

8 апреля. Продолжаем идти на восток.

В 10.00 начали полеты самолётов. Выполнено 27 вылетов. Лётчик Геннадиев проштурмовал фрегат «Кирк», сбросив бомбу в 70 метрах по левому борту фрегата. Там всполошились, когда неподалеку «взорвалась» авиабомба. (Разрыв, правда, был небольшой, так как бомба практическая и взрывается только боевой взрыватель, зажигая сигнальный дымовой патрон оранжевого цвета, но столб воды от её падения все равно внушителен). Но это было только начало. Еще один штурмовик промахнулся, всадив залп неуправляемыми реактивными снарядами С-24 (НУРС) прямо под форштевень, впереди по курсу фрегата. Тот замигал прожектором, что-то пытался передать семафором. Очевидно, надо ждать ноты протеста. Но сам виноват, мы его предупреждали, подняв сигналы по Соглашению. Летали самолёты сегодня и с укороченным разбегом (ВКР). Красиво смотрится, когда разбегается по палубе, у самого среза отрывается от неё и уходит ввысь штурмовик хищного, тёмнозелёного цвета, с голубым брюхом и красными звездами на крыльях и киле! Самолёты закончили летать в 16.00. С 18.00 начало полётов вертолётов.

9 апреля. С момента выхода пройдено 3730 миль. К утру корабли соединения собираются в точку «Р».

Сегодня на бпк «Николаев», при производстве полётов, вертолёт, совершавший посадку, сел мимо палубы на воду. Ночь, темно. Руководитель полётов предупредил пилота о том, что тот низко идет, но он предупреждения во внимание не принял. И как только смог взлететь после удара о воду?! Помял себе «брюхо», но при повторном заходе на «Николаев» все же сел. Полеты вертолетов закончились в 24.00.

Ночь – чудесная, тёмная. Луна ещё не взошла, созвездия сверкают, словно бриллиантовые ожерелья, подсвеченные лучиками лазера. Прямо наглядное пособие по астрономии – карту звёздного неба изучать! Очень красиво созвездие Ориона, да и «наша» Большая Медведица тоже потрясает воображение. Временами небо прочерчивают метеориты. Воздух так прозрачен, что не только слабые звёзды видны, но и некоторые звёздные скопления, туманности, которых в нашем северном небе без бинокля не разглядишь. Вверху всё усыпано сверканьем звёзд, а внизу, ниже полётной палубы, непроглядная темнота, только угадывается дыхание невидимого океана, да шумит, рассекаемая форштевнем авианосца, волна. Чувствуешь себя песчинкой на фоне этого величия. Уверенность и надежность придают лишь яркие ходовые огни кораблей сопровождения.

11 апреля. В 07.00 получен сигнал о начале командно-штабного учения, ради которого мы пришли в эти далёкие воды. Сегодня полёты авиации, после чего начинаем движение в сторону Камчатки и Курил для «разгрома» подводных лодок «северных». Ночью подошёл американский танкер  «Миспилион». Утром прилетал «Орион». Танкер, очевидно, будет заправлять фрегат «Кирк». Выход неопознанного танкера из порта Йокосука был зафиксирован нашей разведкой. Если «Кирк» сейчас заправится, то пойдет с нами до конца учений. Поставили бурунную мишень. Сегодня «Яки» летают на пушечные стрельбы. «Кирк» шёл близко, увидев бурунную мишень и разобрав поднятые у нас флажные сигналы по Соглашению, отвернул в сторону и отошёл на безопасное расстояние (научен нашими лихими «сталинскими соколами»!). Океан опять изменил цвет воды, стал голубым. План по полётам самолётов выполнен. Совершено 30 самолётовылетов. И еще один дежурным самолетом на перехват двух Ту-95рц сил «северных». Нас обнаружили. Хотя по учению военные действия ещё не начались, идет «угрожаемый период». Ту-95-е вели себя нагло, как и подобает этим «оборзевшим» русским – пересекали на малой высоте курс корабельным самолетам, заходящим на посадку. Чувствуется, что экипажи опытные, привыкли дело иметь с американскими авианосцами. На наши запросы не отвечали. Перехватчику было приказано записать бортовые номера для доклада Командующему ТОФ. Движение на север пока не начали. Ориентировочное начало «боевых действий» – 14-15 апреля.  Отряд «западных» маневрирует в районе. Максимально далеко на запад заходили вчера во время заправки: на 22.00 были на долготе 170°00′,0 вост. (Владивосток на 132-й). Ушёл транспорт спецоружия «Киллауэа», видимо, в Гонолулу. Космическая разведка выдаёт один корабль ВМС США восточнее нас и БАГ (боевую амфибийную группу) «Тарава» западнее. Около 22.00 вертолёт-целеуказатель Ка-25дц обнаружил УДК «Тарава» с кораблями охранения (всего 4 единицы) в 80 км от нас на юго-запад. Один из кораблей охранения отделился и идет на пересечение курса нашего соединения. Надо ждать следующих сеансов разведывательных спутников. После самолётов отрабатывали свою плановую таблицу полётов вертолётчики.

12 апреля. День авиации и космонавтики. Лётчики, по случаю праздника летать не хотели. Но пришлось, несмотря на то, что вчера в помещении дежурных экипажей из инструментального ящика для самолета Як-38 пропал гаечный ключ. По лётным законам необходимо прекращать полёты, пока ключ не будет найден. Ключ не нашли, полёты открыли. Личный состав 2-го дивизиона БЧ-6, как обычно, построившись цепью, осмотрел полётную палубу на предмет отсутствия на ней мусора, посторонних предметов и исправности плиточного покрытия. И надо же было такому случится, что в первом вылете у Хмарского загорелась лампочка «Пожар двигателя»! Вообще-то, он сам виноват был, не развернул после взлёта сопла «в горизонт», а створки двигателя закрыл, вот температура и поднялась, сработала сигнализация. Пошёл на посадку, посадочный двигатель ПД не запускается, в аварийную – тоже, только с помощью нештатного запуска запустил и благополучно посадил самолет. Хмарский и герой и, в то же время, сам виноват. Полёты из-за плохой погоды прекращены.

С начала похода пройдено 4410 миль. Полёты отменены – туман, низкий плотный туман, идёт полосами. Такой густой, что с полётной палубы плохо различим гюйсшток на баке. Соединение перестроилось. Впереди идут в 120-150 кабельтовах строем фронта большие противолодочные корабли «Ташкент», «Николаев» и «Таллин». Справа на траверзе «Новороссийска» — танкер «Владимир Колечицкий». Вокруг нас в ордере охранения: слева – «Порывистый», впереди – «Ревностный», справа – бпк «Василий Чапаев». Корабли тифонами подают туманные сигналы, личный состав занял свои места согласно расписанию по плаванию в малую видимость. Входим в полосу туманов и дождей. Вечером построение на вечернюю поверку на полетной палубе. Уже прохладно, офицеры и мичманы строятся в куртках.

13 апреля. День прошёл тускло. Погода испортилась, идём на север. Заряды дождя, низкая, сплошная облачность, полосы густого тумана. На корабле – большая приборка.

14 апреля. День Войск ПВО страны. Зачитаны праздничные приказы- Министра Обороны СССР, командира корабля. Поощрения, грамоты, отпуска. В 00.00 начало тактического учения – входим в район нахождения подводных лодок «северных». По нам возможен ракетный удар. По замыслу учения мы, то есть АМГ «западных», поднимаем 20 штурмовиков и наносим удары по аэродромам «северных» – Ленино и Елизово. Дистанция – 1200 км. Сейчас мы в 860 милях южнее Камчатки. За «Интрудеров» и «Корсаров» будут работать Ту-22М-2 и Ту-16Р ВВС ТОФ.  По нам «северные» будут наносить удар с использованием самолетов Ту-22М с Камчатки. Продолжает слежение фрегат «Кирк». В кильватер следует скр «Ревностный». Погода ветреная, моросит дождь, сплошная низкая облачность с высотой нижнего края – 150 метров, полосами наползает туман. Море – 4-5 баллов, в правую скулу бьёт волна, покачивает. Сильное забрызгивание бака и полётной палубы. Американский танкер «Миспилион» остался с нашим отрядом судов обеспечения. Видимо, американцы рассудили, что ему в компании с «родственными» судами в океане не так скучно будет. А если пополнение запасов у русских будет, то так, или иначе, их танкер не потеряется, за нашими танкерами на оперативное соединение кораблей выйдет. С вечера начали подготовку к «войне». В 23.45 – «Боевая тревога». Соединение начало маневрирование для входа в район «подъёма авиации для нанесения удара» по аэродромам Камчатки.  Генеральный курс 270°, шли на противолодочном зигзаге, с отворотом от генерального курса на 60° вправо и влево. Вечером, для экипажа, в две смены показали  хороший эстрадный концерт, записанный на видеомагнитофон. В 21.15 РЛС обнаружили пару Ту-142-х. Это наши, «западные», пришли ставить два поля радиогидроакустических буев.

15 апреля. На 00.00. Ш=41°49′,3 сев. Д=163°22′,1 вост., генеральный курс 270°, скорость 23 узла. Видимость 3 кабельтова, море 4 балла.  Идёт «война». Мы уже, как американский авианосец, «подняли» штурмовую авиацию – 20 единиц и 8 истребителей F-14 «Томкэт»- для прикрытия, два самолета ДРЛО, два постановщика помех. Все – для удара по Камчатке (условно). На цель пошли реальные самолеты берегового базирования. В 04.00 начали постановку надувных уголковых отражателей (НУО).

Согласно радио, переданного из штаба руководства, идём в сторону пролива Екатерины для прохода  через Курильскую гряду и входа в Охотское море. Перед проливом Екатерины нас ждут два ледокола — «Ермак» и «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства. В проливах лёд. Весь день налеты авиации.

16 апреля. Курс 280°, скорость 24 узла. Идём к проливу Екатерины, будем там к полудню. В проливе лёд до 3-х баллов. Патрульные «Орионы», ни на час не выпускют нас из виду.

В 10.00 на горизонте вулкан Берутурубе (высота 1290 метров) на острове Итуруп. Идем чуть левее, прямо по курсу – остров Кунашир. Слева контркурсом прошел небольшой танкерок под советским флагом. «Таллин» встал «Новороссийску» в кильватер. Американский фрегат в 10.30 отвернул, понимает, что право мирного прохода через территориальные воды осуществляется на принципе взаимности, которой у нас с США нет. Начал встречаться битый лед. «Кирк» вернулся, видимо, пропускал вперёд «Таллин.  Навстречу нам вышел линейный ледокол «Ермак», порт приписки Владивосток. Красивый, мощный. Надстройка желтого цвета. Прошёл контркурсом по левому борту, пересек курс по корме, обогнал нас по правому борту и встал головным. Показался и отставший от «Ермака» ледокол «Илья Муромец». Он поменьше. Встал нам в кильватер, за ним  бпк «Таллин», далее – догнавшие нас «Ташкент» и «Ревностный», а замыкающим в нашей колонне «Кирк».

Начали втягиваться в пролив. Справа высятся вулканы Итурупа, один другого краше. Все – выше километра! Заснеженные конуса искрятся сахарными шапками, от подножия до середины вулкана – заросли деревьев. Вулканы у кромки берега обрываются в воду отвесными скалами. Есть и пологие склоны, каменные реки. Это шла лава и застыла широким потоком. Под берегом разместился маленький островок, напоминающий сфинкса у подножия египетских пирамид. Там, за ним, очень удобная бухта – Львиная Пасть. Круглая, с маленьким входом, закрытая от всех ветров, глубоководная – до 540 метров глубиной, если верить карте, можно прямо к береговым скалам швартоваться. Удобное место для базы: открытый выход в океан, контроль за проливом, подводные лодки прямо в базе могут погружаться и скрытно, ориентируясь по подводным гидроакустическим маякам, выходить. Слева – остров Кунашир, а над ним взметнулся вулкан Тятя, около 2000 метров высотой. Южнее вулкана – городок Южно-Курильск. Встречные льдины пошли плотнее, хотя и битые, толщина их увеличилась до метра. «Ермак» играючи раздвигает льдины форштевнем, отбрасывая работой винтов, но и он предпочитает обходить торосистые поля. Высота торосов над водой – 1-1,5 метра, ясно, что под воду они уходят до 3-х метров. В 15.00 вышли на чистую воду Охотского моря и ледоколы пошли, попрощавшись с нами, на север, в центральную часть моря, где тяжелая ледовая обстановка и многие суда нуждаются в их помощи. А мы пошли на запад. 18 апреля во Владивостоке Главнокомандующий ВМФ будет проводить разбор КШУ. Именно поэтому в проливе Екатерины и был дан ход 19 узлов, невзирая на ледовые поля, и так рано отпущенные ледоколы. Погода стоит солнечная, но холодная. В 22.00 подошли к проливу Лаперуза, сыграли тревогу для повышения готовности при плавании в узкости. «Кирк» отстал, очевидно, ждет указаний. Днём прилетели два Ту-16, прошли парой, очень низко, показалось, что шли на уровне наших мачт. Явно вели разведку, так как при выходе из пролива должны начаться атаки легких сил и авиации, а на подходе к Приморью нас ждет встречный бой с соединением разнородных сил под флагом Главкома, находящегося на ракетном крейсере «Варяг». Надводных целей в проливе мало. В 24.00 соединение вышло в Японское море, оставив слева скалу Опасности. Ветра нет. Море – штиль. Перед боем я произвёл предварительный разбор, в ходовой рубке, и уточнил дальнейшие задачи.

17 апреля. На 00.00 корабельного времени Ш=45°47′,7 сев, Д=141°50′,8 вост. При выходе из пролива нас атаковали ракетные катера. Всем отрядом комплексно применяли средства РЭБ, ставили ЛОЦ (ложные отвлекающие цели) комплексами ПК-2 и ПК-16. Обнаружили работу двух самолетов-целеуказателей Ту-95рц, картинку по нам они выдавали очень чёткую, работали на ракетные крейсера и подводные лодки «северных». Начали их подавление активными помехами. Ночью — налёт за налетом ракетоносной авиации. В каждом налёте участвовало до 25-ти самолётов. Кто кого? Узнаем на разборе.

Погода была отличная, а затем туман и полёты отменили. «Встретились» с большим тюленем, сначала приняли его за плавпредмет. Сигнальщик так и доложил: «Плавпредмет по правому борту, дистанция 100 метров». Из воды торчал хвост, затем появилась «рука», почесавшая хвост. Русалка?! Затем все исчезло, и на поверхности показалась усатая морда, с любопытствующим выражением на «лице» взглянувшая на проходящий корабль. Удовлетворив свое любопытство, тюлень лениво отплыл в сторону.  В 13.00 нанесли ракетный «удар» по КУГ «северных». «Картинку» давал Ту-95рц. Целеуказание шло с помехами, синхронизация была не на высоте, возможно, самолет работал «и на наших, и на ваших». Наблюдалась и ложная группа из 2-х целей. Ордер «северных» состоял из двух ракетных крейсеров и двух больших противолодочных кораблей. Естественно, что в ходе встречного боя мы были «уничтожены», так как по нам удар наносился не только крейсерами под флагом Главкома ВМФ, но и береговыми частями из районов мыса Поворотный («Чёрный куст»), и подводными лодками (из состава ракетоносной дивизии подводных лодок, базирующейся в посёлке Ракушка залива Владимир), и ракетоносной авиацией (с АС Каменный Ручей). В 22.13 стали на якорь на рейде бухты Руднева залива Стрелок. Закончилась и эта боевая служба. За поход пройдено 6430 миль.  Разбор для нас закончился благоприятно, хотя и не без недостатков.

С 24 апреля по 20 мая провели ППО и ППР материальной части. Майские праздники встретили весело и с размахом. Корабль подготовили к приёму гостей, которых побывало на нём великое множество – жёны с детьми, различные делегации от воинских частей, кораблей, государственных организаций. Подготовили концерт самодеятельности. На полётной палубе играл корабельный оркестр. Любопытно и интересно было наблюдать, как музыканты под бравурные марши совершали в движении сложные перестроения, плетя настоящие узоры. По корабельному телевидению «крутили» интересные фильмы. Фотографы без устали работали, делая одиночные и групповые снимки, на память о посещении корабля, на полетной палубе на фоне развевающегося громадного кормового, сверкающего ослепительной белизной военно-морского флага и гористого берега острова Путятин. Жены с мужьями по каютам пили шампанское, и не только. Для самых маленьких детей устроили просмотр мультиков. Дети постарше лазали по надстройкам, спускались в ангар, исследовали трюма и закоулки плавающего города, плутая по коридорам и сходам. В кают-компании стараниями помощника командира корабля по снабжению капитана 3 ранга Валерия Чурсина был накрыт для всех гостей праздничный обед. Офицеры и мичманы, наконец-то, получили возможность нормально сойти на берег. Сход был организован в несколько смен с 30 апреля по 4 мая и с 8 по 11 мая. Регулярно ходили, поддерживая связь с берегом, посыльные катера, и даже отсутствие, по причине выходных дней, рейсов с пирса до городка грузопассажирских автомобилей типа «коломбина», никого не испугало: многие предпочли пройтись пешком по извилистой тропинке, громко именуемой «тропой Хо Ши Мина», вдоль речушки Кагатунь. 9 мая на Торжественный подъем флага на корабль были собраны все члены экипажа. На полётной палубе состоялся «парад войск гарнизона», были зачитаны приказы о поощрении в честь Дня Победы и по итогам зимнего периода обучения. В приказе командира эскадры по итогам БП и ПП было отмечено: «…Успешно решил задачи боевой службы такр «Новороссийск»».

В лучшую сторону по обеспечению полётов отмечен такр «Новороссийск». Лучшим кораблем по радиоэлектронной борьбе объявлен «Новороссийск». Лучшие медицинская служба и служба снабжения также на «Новороссийске». Лучшим кораблем по предупреждению аварийности признан бпк «Николаев», а вот по борьбе за живучесть – крейсер «Новороссийск». По отработке морской подготовки и привитию морских навыков лучшим объявлен «Новороссийск». Лучшей на эскадре  объявлена 175-я бригада ракетных кораблей. Лучшим кораблем 1-го ранга – ТАКР «Новороссийск». Крейсеру выставлена оценка «хорошо» (а наш собрат «Минск», получил оценку «удовлетворительно»). «Новороссийск» объявлен лучшим. Почетные грамоты командира объединения вручены боевым частям связи, электромеханической, дивизиону РЭБ и разведки, медицинской и химической службам, по борьбе за живучесть и по режиму секретности. Лучшим офицером на эскадре объявлен командир «Новороссийска» капитан 2 ранга Литвиненко Е.Я., лучшим мичманом на эскадре – наш мичман А. Колесников. В приказе по состоянию воинской дисциплины была отмечена лучшая работа на нашем корабле. По окончанию праздничного мероприятия, после читки праздничных приказов, с заключительным словом выступил командир корабля. После окончания КШУ авиация перелетела на береговые аэродромы, на борту по техническим причинам осталось несколько самолетов и вертолетов, личный состав авиагруппы, практически весь, убыл в свои гарнизоны – Романовку и Новонежино. Довелось принимать на корабле экскурсию летчиков авиаполка ПВО из гарнизона Золотая Долина, которые постоянно взаимодействуют с нами при отработке задач в море, осуществляя воздушное прикрытие наших сил. Привезли их с целью обмена опытом и проведения командирской учебы. Приняли мы их радушно, накормили флотским обедом, показали корабль, опускали на подъемнике в ангар, рассказали про боевые возможности корабля. Зам. командира по авиации и старпом провели по кораблю командиров эскадрилий. Отличные ребята! Пришли в большой восторг от корабля, на котором оказались впервые, задавали очень много вопросов. Летчикам рассказывали все, ничего не утаивая. Они ввели нас в курс своей жизни и организации несения боевого дежурства. Расставались друзьями. Они приглашали нас к себе в гости в гарнизон, обещали закатить «пир горой».

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Валерий Русалов

    С удовольствием прочёл и «окунулся» в корабельную жизнь, в то далекое время величия 10 ОПЭСК. Столько боевых единиц одновременно выходило в море, это была настоящая мощь, и авиация была не единичной, учения масштабные и близки к реальным боевым действиям.
    Впечатляет, особенно тех, кто был свидетелем « затухания» этой былой огневой мощи.
    Спасибо Евгений Яковлевич, вы оставили прекрасную память о такт «Новороссийск», о экипаже и его командире и о эскадре в целом.
    С уважением полковник В. Русалов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *