Кулинченко В. Тайны разгрома конвоя «PQ-17»

Одной из трагических страниц второй мировой войны была трагедия арктического конвоя PQ-17. Об этом много написано как художественной литературы (один «Реквием конвою PQ-17» Валентина Пикуля чего стоит), так и научных трудов. Описывают авторы в основном событие, но не его причину. Сопоставляя различные взгляды и выводы, остановимся коротко на некоторых тайнах, приведших к разгрому конвоя. А то, что тайны остаются, нет никаких сомнений…

Гибель судна из состава конвоя PQ-17 odynokiy.livejournal.com

ПУГАЛО  ДЛЯ  БРИТАНСКИХ  ВМС.

     В начале второй мировой войны англичане основной угрозой для своего флота со стороны нацистской Германии считали не их подводные лодки, которые в дальнейшем едва не поставили Англию на колени, а два могучих надводных корабля, самые современные по тому времени линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Эти два мощных военных корабля гитлеровской Германии были призваны утвердить морское могущество Третьего рейха в борьбе с конвоями союзников в Атлантике.

     Собрат «Тирпица» линкор «Бисмарк», за которым гонялся чуть ли не весь королевский флот Великобритании, был потоплен в мае 1941 года в Бискайском заливе, а укрывшийся в норвежских шхерах «Тирпиц», не давал спокойно спать не только английскому Адмиралтейству, но и самому У. Черчиллю.

ЗАЛОЖНИК  БОЛЬШОЙ   ИГРЫ.

      Не секрет, что Ленд-лиз сыграл немаловажную роль в войне с нацистской Германией.

      Год 1942 был особо напряжённым для Советского Союза: в разгаре были битвы за Ленинград, Крым, Северный Кавказ, начиналось сражение за Сталинград. Именно в это время Черчилль высказал мысль, что союзники будут помогать тому, кто будет терпеть поражение на полях России. Ставка коварных англо-саксов сводилась к тому, чтобы ослабить Германию и СССР. Истина в том, что Черчилль не хотел разгрома Германии, он хотел личной гибели Гитлера, у них была взаимная патологическая ненависть друг к другу, а страдали от этого народы и нации.

     СССР испытывал крайний недостаток в оружии и военных материалах, и настойчиво требовал от союзников доставки грузов. Те отговаривались невозможностью провести конвои в летнее время, хотя это было не так. Но когда у них возникла идея выманить «Тирпиц» в открытое море,  использовав  крупный конвой как примаку, они согласились. Таким образом, PQ-17 стал заложником большой игры, которая велась вокруг вопроса о морском господстве между фашистской Германией и Атлантическим содружеством.

ЗАМЫСЛЫ    СТОРОН.

Задачей англичан как это не парадоксально звучит, была не охрана конвоя, а совершенно другая – заставить линкор «Тирпиц» выйти в открытое море и навязать ему бой со своими сильнейшими кораблями. Конвой PQ-17 был лишь приманкой для этого. Результат – потеряли конвой, и «Тирпиц» остался целым. «Фактически операция по проводке конвоя  должна была превратиться в постановку ловушки для «Тирпица», с приманкой, состоявшей из более тридцати тяжело нагруженных судов…» (Д. Ирвинг «Разгром конвоя PQ – 17», стр.68)

Группировки ВМС с обеих сторон были более чем внушительные. Силы Флота  метрополии были достаточны, чтобы навязав бой «Тирпицу» в открытом море, уничтожить его.

Но не только «Тирпиц», находящийся в Тронхейме, но и «карманные» линкоры «Адмирал Шеер» и «Лютцов», тяжёлый крейсер «Хиппер» и крупное соединение эсминцев готовы были к разгрому конвоя. Никогда ни до, не после 4 июля 1942 г. немецкая группировка тяжёлых надводных кораблей не была такой мощной и готовой померяться силами с Флотом метрополии англичан, обычно прикрывающих арктические конвои.

Операции с обеих сторон были тщательно разработаны, но не учтён его величество случай.

ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ    СТОРОН.

Как англичан мучал кошмар по поводу линкора «Тирпиц», так и немцы страдали недомоганием, связанным с гибелью собрата «Тирпица» линкора «Бисмарк». Гитлер лично следил за его судьбой.

  Англичане не знали, что Главнокомандующий ВМС Германии Эрик Редер имел от Гитлера два приказа о нападении на конвой. Один из них разрешал атаковать конвой надводными кораблями, второй – запрещал делать это, если будет известно местонахождение английских авианосцев.

      Но главный момент, приведший к роковому решению англичан тот, что 4 июля самолёт-разведчик не обнаружил «Тирпиц» в Тронхейме, который немцы заблаговременно перевели ближе к острову Медвежий, где проходили пути конвоев. Это-то и дало повод первому лорду Адмиралтейства Дадли Паунду отдать приказ кораблям охранения конвоя покинуть суда и отойти на запад. Беззащитные суда явились отличной мишенью для береговой авиации и подводных лодок немцев. Конвой был разгромлен.

А   МЕЖДУ   ТЕМ…

     Эскадра во главе с «Тирпицем» вышла в море только 5 июля. У Адмиралтейства было достаточно времени подтянуть все основные силы и дать бой немецкой эскадре. Но опять восторжествовал страх и осторожность потерять свои корабли. Ловушка захлопнулась, но в ловушке оказался не «Тирпиц», а конвой…., а заплатили за всё русские.

     А между тем, вышедший в море 5 июля  «Тирпиц» был обнаружен в 18 часов севернее острова Ингей советской подводной лодкой «К-21» и атакован 4-х торпедным залпом. Одна из торпед попала в линкор в районе бронированного пояса, поэтому повреждений не произвела. Но эффект был.

     Донесение об обнаружении и атаке «Тирпица» командир подлодки Н.А. Лунин послал в штаб Северного флота. Его перехватили немцы, и фашистское командование решило, что замысел их операции раскрыт и не стало рисковать. Эскадре было приказано вернуться в Альтен – фьорд.  Там «Тирпиц» простоял без выхода в море, где его и разбомбили англичане.

P. S.  За эту атаку линкора английское правительство наградило капитана 2 ранга Николая Александровича Лунина английским военным орденом Виктории. Но после войны англичане стали отрицать факт атаки «Тирпица». Почему? Вопрос интересный, но это уже другая тема.

Сопутствующий материал. – При освещении этой темы можно слышать обвинения в адрес Северного флота в том, что он не пришёл на помощь конвою PQ-17. Такие обвинения могут выдвигать только не компетентные в военном деле, тем боле морском, люди. Силы Северного флота в то время не столь многочисленные по сравнению с английским, по договоренности с союзниками, обеспечивали безопасность конвоев в своей зоне ответственности в Баренцевом море до 20 градуса в.д., с чем отлично справлялись. И надо учитывать, что одновременно с выходом из Хвальфьорда (Исландия) конвоя PQ-17 27 июня 1942 г., из  Мурманска выходил встречный конвой QP-13 в составе 25 судов. Корабли Северного флота не могли бросить эти суда и идти на выручку конвоя PQ-17. И потом территориально они были дальше англичан.

Так что обвинения в адрес СФ безусловно непродуктивны.

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Спасибо за статью, много об этом читал. Мой отец был комиссаром у Лунина на К-21 Лысов С.А., а книгу Реквием каравану PQ-17 ему с дарственной надписью подарил Пикуль В.

  2. Лидия Сикорская

    Спасибо большое. Очень интересно. Есть над чем подумать и сегодня….

  3. Замечательная статья! С этой точкой зрения, о причинах гибели конвоя OQ-17, раньше был не знаком.
    Прекрасный роман о северных конвоях написал Алистер Маклин. Называется «Крейсер его Величества «Улисс». Перевод романа более 50 лет назад делал мой отец, переводчик и писатель Виктор Васильевич Кузнецов. Тогда я и читал его рукопись перевода. К роману Пикуля, точнее — к нему самому, отец относился… без уважения. Видимо, узнав многих героев и сюжет романа Маклина, моряка, участвовавшего в Северных конвоях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *