Кулинченко В. Офицерские кадры — основа армии и флота

мультимедиа.минобороны.рф

(будущее — наше прошлое)

Истина, доказанная веками. Офицеры во все времена были основой любого воинского формирования. Естественно, офицеры пользовались определёнными привилегиями не только в воинской среде, но и в обществе.

Обычно офицерский корпус формировался из выходцев привилегированных  классов, но не всегда это удовлетворяло потребности Армии и Флота. Причины были самые разные, но основная – это отказ богатых «класть свой живот на алтарь Отечества!», что мы наблюдаем и сегодня.

Часто возникали периоды, когда возникала острая необходимость в количестве офицеров, особенно, в их качестве. К таким периодам относятся военные действия, когда ощущается острая нехватка офицерских кадров, особенно в звене младшего и среднего командного состава. Тогда вводились экстренные меры, например – срочно возникали школы и курсы, где готовили младших командиров, брали в офицеры студентов и семинаристов, но не всегда, а только в исключительных случаях, из них получались хорошие офицеры и командиры. Кроме того, их ускоренная и некачественная подготовка приводили к их массовой гибели на полях сражений.  Пример, Первая мировая война, что в некоторой мере способствовало не только поражению России, но и ускорило падение царизма….

Значение офицерского корпуса в жизни Вооружённых сил, и даже, страны, трудно переоценить. А между тем, в последнее время наблюдается отток из армии и флота молодых офицеров. Надо отметить, что внимание к управленческой и кадровой проблеме в Вооружённых Силах не на высоте, основное внимание к вооружениям (как говорят в войсках – «к железу»). Не будим говорить о недавнем прошлом, когда офицерское служение было опущено до плинтуса, это икается и сегодня. Появившееся, вроде, внимание к армии и флоту, не смогло полностью решить офицерского вопроса, да и откуда возьмутся сиюминутно отличные офицеры?

Все шараханья с военной реформой с 1991 года по настоящее время («реформа» ещё продолжается) показали, что этим архиважным делом занимались и занимаются люди негосударственные и некомпетентные, в результате при колоссальной растрате средств мы сегодня имеем то, что имеем!

Все аспекты столь важной темы невозможно всесторонне разобрать в газетной статье. Поэтому я, как морской офицер, остановлюсь на одном эпизоде решения этого вопроса в прошлом, когда проблема решалась действительно профессиональным обществом, а не авантюрным решением некомпетентной персоны.

Подготовка офицеров флота более сложный процесс, чем обычного офицера. Он (процесс) был в постоянном внимании высшего командования флота, наших флотоводцев, таких, например, как вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, размышления которого о недостатке офицеров флота высказаны в одном письме,  котором напомню ниже.

Вопрос подготовки офицерских кадров для Флота во все времена стоял остро, тем более, когда в начале 1904 года в России запахло войной с Японией, сильной морской державой. Многие видные адмиралы уже в который раз озаботились подготовкой достойных кадров для Флота. Этот вопрос периодически возникает и до настоящего времени. Те, кому довелось работать в системе подготовки кадров, отлично знают вечную проблему: кого, чему и как учить.

В то время поводом для обсуждения явилось исследование лейтенанта Владимира Петровича Зотова, плававшего на различных судах много лет, и в возрасте 33 лет он уже 7 лет был в лейтенантском чине. В своём исследовании Зотов применил математический метод, резонно замечая, что «если цифры и не управляют миром, то могут показать, как он управляется». Кто в наше время будет прислушиваться к мыслям лейтенанта, пусть даже и опытного?

Исследованием заинтересовался восьмидесятилетний адмирал Константин Павлович Пилкин (1824-1913), председатель морского, технического Комитета, с 1889 года член Адмиралтейств – совета и член Конференции Николаевской морской академии.

Чтобы не придавать пока делу официального характера, Пилкин решил устроить чтение и обсуждение докладной записки лейтенанта В.П. Зотова на своей квартире, пригласив туда всех заинтересованных лиц, среди которых находились многие видные адмиралы во главе с управляющим Морским министерством вице-адмиралом Фёдором Карловичем Авеланом (1903-1905). Сегодня и к таким рекомендациям не прислушиваются.

Суть записки Зотова сводилась к тому, что в списке обер-офицеров флота (младших офицеров), значилось довольно много (около двухсот) лейтенантов, занимавших штаб-офицерские (старших офицеров) должности, но не получивших соответствующих званий. Делался вывод, что требуется увеличение количества штаб-офицерских должностей, потому что одной из главных причин мотивации воинской службы является продвижение по должностной лестнице и получение очередного воинского звания. Из-за отсутствия карьерного роста, основная причина, многие обер-офицеры массово уходили из кадров флота, и поэтому ощущался их большой некомплект. Зотов детально рассматривал меры по возмещению этой убыли и делал предложения, позволяющие, по его мнению, «ослабить эффект… затруднительного положения с личным офицерским составом». Вот, например, два из них:

  1. Обеспечить производство в штаб-офицеры после 16 лет пребывания в офицерских чинах, и после выполнения обязательного плавательного ценза. (Плавательный ценз сегодня фикция. Его набирать негде. Мало кораблей, или они не плавают – В. К.).
  2. Регулировать ежегодно число приёмных вакансий в Морской корпус. (Об этом в последние годы никто не беспокоится)

Были зачитаны все предложения и обоснования В. Зотова, а по окончании доклада собравшимся было прочитано письмо вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, состоявшего в ту пору главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором города Кронштадта. Макаров был приглашён на доклад, но по причине занятости не мог прибыть. Он уже предполагал, что будет направлен в Порт- Артур и готовился к этому, завершая свои дела в Кронштадте. Назначение состоялось 9(22) февраля. Привожу некоторые выдержки из этого письма:

       —       Недостаток офицеров на флоте есть дело вопиющее, и требуется немедленное принятие мер к тому, чтобы пополнить этот пробел, а вместе с тем, пополнить и другой важный пробел – недостаток боевых судов флота и избыток учебных, перевозных, описных и пр. судов.

   —      Каждый завод, строящий судно, должен иметь весь необходимый личный состав для того, чтобы заканчивать суда вполне, и не должно назначать ни офицеров, ни команды, пока судно не сдано комиссии. Так делают за границею, и я был на пробе броненосца «Massachussetts», который выходил в море в полной готовности, но ещё не было на нём ни командира, ни механика, ни кого другого, от правительства были специальные инспектора, наподобие наших приёмщиков по артиллерии и минной части

                                                                       С. Макаров».

После прочтения этого письма собравшиеся перешли к детальному обсуждению. Как всегда, высказывались разные мнения. Завершая обсуждение, В. Зотов выразил несогласие с рядом высказываний.

Более детальное изложение своих предложений В.П. Зотов опубликовал в журнале «Морской сборник» №6 за 1904 год. Эта публикация вызвала множество откликов, отвечая на которые он отправил в журнал новую статью «Ещё о личном составе флота», когда он уже служил на броненосце «Князь Суворов». Она была опубликована в «Морском сборнике» №6 за 1905 год. Но автору не суждено было увидеть эту публикацию, он погиб в Цусимском бою (май 1905 г.) вместе со своим кораблём, на котором был старшим штурманом в том же чине – лейтенант. Прослужив обер-офицером 13 лет, он так и не дослужился до чина старшего офицера….

Выше приведённый материал в значительной мере актуален и сегодня. Но разве реально, чтобы в нынешнем «демократическом» обществе происходили дискуссии на подобные темы, тем более со специалистами не «элитного» положения? Идёт не прогресс в развитии, тем более в кадровом развитии, а полное разбазаривание прошлого опыта. Деньги решают всё, а не боль за судьбы Родины!

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Владимир

    Спасибо! Согласен с выводами автора!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *