Кулинченко В. Офицерские кадры — основа армии и флота

мультимедиа.минобороны.рф

(будущее — наше прошлое)

Истина, доказанная веками. Офицеры во все времена были основой любого воинского формирования. Естественно, офицеры пользовались определёнными привилегиями не только в воинской среде, но и в обществе.

Обычно офицерский корпус формировался из выходцев привилегированных  классов, но не всегда это удовлетворяло потребности Армии и Флота. Причины были самые разные, но основная – это отказ богатых «класть свой живот на алтарь Отечества!», что мы наблюдаем и сегодня.

Часто возникали периоды, когда возникала острая необходимость в количестве офицеров, особенно, в их качестве. К таким периодам относятся военные действия, когда ощущается острая нехватка офицерских кадров, особенно в звене младшего и среднего командного состава. Тогда вводились экстренные меры, например – срочно возникали школы и курсы, где готовили младших командиров, брали в офицеры студентов и семинаристов, но не всегда, а только в исключительных случаях, из них получались хорошие офицеры и командиры. Кроме того, их ускоренная и некачественная подготовка приводили к их массовой гибели на полях сражений.  Пример, Первая мировая война, что в некоторой мере способствовало не только поражению России, но и ускорило падение царизма….

Значение офицерского корпуса в жизни Вооружённых сил, и даже, страны, трудно переоценить. А между тем, в последнее время наблюдается отток из армии и флота молодых офицеров. Надо отметить, что внимание к управленческой и кадровой проблеме в Вооружённых Силах не на высоте, основное внимание к вооружениям (как говорят в войсках – «к железу»). Не будим говорить о недавнем прошлом, когда офицерское служение было опущено до плинтуса, это икается и сегодня. Появившееся, вроде, внимание к армии и флоту, не смогло полностью решить офицерского вопроса, да и откуда возьмутся сиюминутно отличные офицеры?

Все шараханья с военной реформой с 1991 года по настоящее время («реформа» ещё продолжается) показали, что этим архиважным делом занимались и занимаются люди негосударственные и некомпетентные, в результате при колоссальной растрате средств мы сегодня имеем то, что имеем!

Все аспекты столь важной темы невозможно всесторонне разобрать в газетной статье. Поэтому я, как морской офицер, остановлюсь на одном эпизоде решения этого вопроса в прошлом, когда проблема решалась действительно профессиональным обществом, а не авантюрным решением некомпетентной персоны.

Подготовка офицеров флота более сложный процесс, чем обычного офицера. Он (процесс) был в постоянном внимании высшего командования флота, наших флотоводцев, таких, например, как вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, размышления которого о недостатке офицеров флота высказаны в одном письме,  котором напомню ниже.

Вопрос подготовки офицерских кадров для Флота во все времена стоял остро, тем более, когда в начале 1904 года в России запахло войной с Японией, сильной морской державой. Многие видные адмиралы уже в который раз озаботились подготовкой достойных кадров для Флота. Этот вопрос периодически возникает и до настоящего времени. Те, кому довелось работать в системе подготовки кадров, отлично знают вечную проблему: кого, чему и как учить.

В то время поводом для обсуждения явилось исследование лейтенанта Владимира Петровича Зотова, плававшего на различных судах много лет, и в возрасте 33 лет он уже 7 лет был в лейтенантском чине. В своём исследовании Зотов применил математический метод, резонно замечая, что «если цифры и не управляют миром, то могут показать, как он управляется». Кто в наше время будет прислушиваться к мыслям лейтенанта, пусть даже и опытного?

Исследованием заинтересовался восьмидесятилетний адмирал Константин Павлович Пилкин (1824-1913), председатель морского, технического Комитета, с 1889 года член Адмиралтейств – совета и член Конференции Николаевской морской академии.

Чтобы не придавать пока делу официального характера, Пилкин решил устроить чтение и обсуждение докладной записки лейтенанта В.П. Зотова на своей квартире, пригласив туда всех заинтересованных лиц, среди которых находились многие видные адмиралы во главе с управляющим Морским министерством вице-адмиралом Фёдором Карловичем Авеланом (1903-1905). Сегодня и к таким рекомендациям не прислушиваются.

Суть записки Зотова сводилась к тому, что в списке обер-офицеров флота (младших офицеров), значилось довольно много (около двухсот) лейтенантов, занимавших штаб-офицерские (старших офицеров) должности, но не получивших соответствующих званий. Делался вывод, что требуется увеличение количества штаб-офицерских должностей, потому что одной из главных причин мотивации воинской службы является продвижение по должностной лестнице и получение очередного воинского звания. Из-за отсутствия карьерного роста, основная причина, многие обер-офицеры массово уходили из кадров флота, и поэтому ощущался их большой некомплект. Зотов детально рассматривал меры по возмещению этой убыли и делал предложения, позволяющие, по его мнению, «ослабить эффект… затруднительного положения с личным офицерским составом». Вот, например, два из них:

  1. Обеспечить производство в штаб-офицеры после 16 лет пребывания в офицерских чинах, и после выполнения обязательного плавательного ценза. (Плавательный ценз сегодня фикция. Его набирать негде. Мало кораблей, или они не плавают – В. К.).
  2. Регулировать ежегодно число приёмных вакансий в Морской корпус. (Об этом в последние годы никто не беспокоится)

Были зачитаны все предложения и обоснования В. Зотова, а по окончании доклада собравшимся было прочитано письмо вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, состоявшего в ту пору главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором города Кронштадта. Макаров был приглашён на доклад, но по причине занятости не мог прибыть. Он уже предполагал, что будет направлен в Порт- Артур и готовился к этому, завершая свои дела в Кронштадте. Назначение состоялось 9(22) февраля. Привожу некоторые выдержки из этого письма:

       —       Недостаток офицеров на флоте есть дело вопиющее, и требуется немедленное принятие мер к тому, чтобы пополнить этот пробел, а вместе с тем, пополнить и другой важный пробел – недостаток боевых судов флота и избыток учебных, перевозных, описных и пр. судов.

   —      Каждый завод, строящий судно, должен иметь весь необходимый личный состав для того, чтобы заканчивать суда вполне, и не должно назначать ни офицеров, ни команды, пока судно не сдано комиссии. Так делают за границею, и я был на пробе броненосца «Massachussetts», который выходил в море в полной готовности, но ещё не было на нём ни командира, ни механика, ни кого другого, от правительства были специальные инспектора, наподобие наших приёмщиков по артиллерии и минной части

                                                                       С. Макаров».

После прочтения этого письма собравшиеся перешли к детальному обсуждению. Как всегда, высказывались разные мнения. Завершая обсуждение, В. Зотов выразил несогласие с рядом высказываний.

Более детальное изложение своих предложений В.П. Зотов опубликовал в журнале «Морской сборник» №6 за 1904 год. Эта публикация вызвала множество откликов, отвечая на которые он отправил в журнал новую статью «Ещё о личном составе флота», когда он уже служил на броненосце «Князь Суворов». Она была опубликована в «Морском сборнике» №6 за 1905 год. Но автору не суждено было увидеть эту публикацию, он погиб в Цусимском бою (май 1905 г.) вместе со своим кораблём, на котором был старшим штурманом в том же чине – лейтенант. Прослужив обер-офицером 13 лет, он так и не дослужился до чина старшего офицера….

Выше приведённый материал в значительной мере актуален и сегодня. Но разве реально, чтобы в нынешнем «демократическом» обществе происходили дискуссии на подобные темы, тем более со специалистами не «элитного» положения? Идёт не прогресс в развитии, тем более в кадровом развитии, а полное разбазаривание прошлого опыта. Деньги решают всё, а не боль за судьбы Родины!

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Владимир

    Спасибо! Согласен с выводами автора!

  2. Александр Владимирович

    Согласен полностью с выводами автора. Важнейшая проблема сегодня.

  3. Пришлось немного послужить и даже — попреподавать. Немного в курсе положения и сейчас.
    Мое мнение — дело скверное. Учат хреново, воспитуют уж не на высоких материях. Но и какой к тому же обучаемый контингент? Он устраивает флот? Нет, отвечу за весь флот.
    Чтобы набрать достойный входящий объем, надо предложить стимул: карьеру, деньги, социальное положение (офицер, это не наемник, продающий марксово время за деньги), неТ это в потенции — Служитель, Создатель безопасности Родины. А в кого вы его превратили. ОН даже пенсии не то, что достойной, а положенной, не получает. Любой чиновник, а они не оцениваются, по крайней мере в моих глазах, как (статистическое большинство) подготовленные,честные не дай бог, не коррумпированные, с высоким интеллектом люди выше по статусу наших старших офицеров. Имею основания так судить. Ушедший на пенсию еще в силах, человек опускатся если и не на социальное дно (все же пенсия какая-никакая есть), но близко к этому. Говорить можно много. Но как общество надо создать еще до яслей, то и офицеров готовить с такого же возраста. У меня был знакомый — военврач царского выпуска. О нем говорили: смотри, это не офицер, это ЦАРСКИЙ офицер. Вот так ребята.

  4. Спешил, приношу извинения за ошибки. Но накипело.

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *