Кулинченко В. Музей Российского флота

       24 января 1709 г. по указанию Петра 1 в Петербурге при Адмиралтействе основана Модель-камера, которая положила начало современному Центральному Военно-морскому музею

МУЗЕЙ РОССИЙСКОГО  ФЛОТА.

    В письме к Адмиралтейской коллегии Санкт-Петербурга (были и другие Адмиралтейства, например Архангельское – В.К.) 13(24) января 1709 года Пётр 1 указал создать Модель – камеру, иными словами, хранилище моделей кораблей, построенных в России. С этого времени ведёт своё летоисчисление  Центральный Военно-морской музей (ЦВММ) России, один из старейших музеев страны.

   310 лет назад в центральном Адмиралтействе была создана Модель – камера, где стали храниться модели кораблей, в том числе и модель корабля, который строил сам Пётр 1.

   В 1722 г. был издан «Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи», который предписывал также строить модели закладываемых кораблей и сдавать их с чертежами в Модель-камеру.

   Развитие в дальнейшем судостроения привело к тому, что надобности в моделях отпала, хватало просто чертежей. Коллекция моделей потеряла своё первоначальное значение, и в 1805 г. Модель-камера была преобразована  в «Морской музеум».

    Закрытый на реконструкцию в 1827 г., он был воссоздан в 1867 г. как Морской музей, который занял достойное место среди подобных музеев мира.

     В 1900-1904 годах экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. В 1908 г. перед торжественным празднованием 200-летнего юбилея  музея, ему было присвоено имя его основателя – Петра Великого.

   После революции 1917 г. произошло  «второе рождение» музея – его экспозиция значительно увеличилась за счёт ведомственных фондов музеев Гвардейского флотского экипажа и Морского кадетского корпуса.  В 1924 году, сменив до этого несколько наименований, музей действительно стал Центральным Военно-морским музеем страны.

    В 1939 г. музей был переведён из здания Адмиралтейства в одно из больших помещений Петербурга (Ленинграда) – здание Фондовой биржи на Стрелке Васильевского острова. Первая экспозиция в новом помещении была открыта в 1941 г. перед войной. Незавидная судьба Ленинграда («Питера» — коренные ленинградцы всегда называют свой город – В.К.) вынудила  самые ценные экспонаты музея эвакуировать в г. Ульяновск, в том числе и ботик Петра 1 , «Дедушку русского флота».

 Вновь ЦВММ стал функционировать в полном объёме после Великой Отечественной войны в здании Фондовой биржи вплоть до 2013 года.

   В 2013 году музей переехал в отреставрированный корпус Крюковых морских казарм, где до 1917 г. размещался 8-й флотский экипаж. После переезда музей был вновь открыт в День Военно-морского Флота 27 июля 2014 года.

    Современная коллекция музея насчитывает 700 000 единиц хранения, в том числе 2 000 моделей кораблей. Автору этих строк посчастливилось ещё в 90-е годы прошлого века побывать и поработать в запасниках этого, действительно морского Храма России, потому что там хранятся святые для каждого моряка вещи. Чувствуешь дрожь, когда притрагиваешься к гигантскому Георгиевскому кормовому флагу геройского линейного корабля «Азов», которым в Наваринском сражении командовал легендарный флотоводец адмирал М.П. Лазарев. Каждая вещь в запаснике имеет интересную историю….

В музее есть раритеты, которыми музей гордится, например, подлинный ботик Петра 1 и один из древних челнов, выдолбленных из цельного дуба ещё в начале тысячелетия до новой эры, найденный в грунте реки Южный Бун. Но что удивительно, автор знает и другой древний чёлн, ещё древнее этого, найденный в верховьях Дона у села Урыв в 90-е годы прошлого столетия. Оказавшийся никому не нужным, он ныне покоится в безымянном карьере у города Острогожск Воронежской области на глубине трёх метров в металлической трубе. Так его спасают от разложения на воздухе работники местного краеведческого музея. А это ведь древняя история России, достояние государства! И надо учесть, что российский военный флот возник на берегах верхнего Дона.

     Центральный Военно-морской музей в своём составе имеет шесть филиалов, каждый из которых имеет свою славную историю. Наиболее известный из них крейсер «Аврора». К сожалению, музейно-мемориальный комплекс истории ВМФ города Москвы не входит в Центральный Военно-морской музей, отчего во многом проигрывает.

    Центральный Военно-морской музей проводит не только экскурсионную работу, приобщая граждан России, и не только, к славной истории Отечественного флота. На его базе, и базе филиалов, ведётся и богатая научная работа, ведь каждый его экспонат это страница истории страны. А сегодня битва за историю приобретает первостепенную роль и об этом надо помнить. Ведь как иначе, как не через историю, доказать, что Северный морской путь принадлежит России? И в этом доказательстве фактические материалы можно найти только в музеях. И в первых рядах этих исторических бойцов стоит Центральный Военно-морской музей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *