Кулинченко В. Морская авиация России

Календарь 27 августа 1914 г.

    Днём Морской авиации России, приказом Министра Обороны РФ №253 от 15.7.1996 г., назначен ДЕНЬ  17 июля — в честь победы морских лётчиков над германскими при защите острова Эзель (Балтика) в Первой мировой войне.

     На самом деле рождением авиации в России было высочайшее повеление Императора от 6 февраля 1910 года о создании отдела Воздушного флота в составе Вооружённых Сил России. А первым самолётом в истории Морской авиации стал самолёт «Антуанетт – 4», купленный во Франции, который поднял в воздух 16 сентября 1910 г. лейтенант С.Ф. Дорожинский с севастопольского аэродрома Куликово поле.

    Своё начало Морская авиация берёт со Службы связи Флота, одной из основных задач которой было наблюдение за водной поверхностью. Поскольку авиация выполняла разведку в интересах Флота, то её и подчинили Службе связи Флота. Инициатором использования авиации в Службе связи стал начальник Службы капитан 2 ранга В.Н. Кедров, который все свои наработки по этому вопросу изложил в рапорте от 23 марта 1910 г., который дошёл до Морского министра, долго бюрократился и получил движение только в 1912г.

     Некоторые историки полагают датой рождения Морской Авиации России следует считать 6 августа 1912 г., а местом рождения Гребной порт на Васильевском острове в Петербурге. Но таких моментов было много. Тогда  по состоянию на первое января 1913 года Флот имел всего один гидроплан и два колёсных аэроплана на Балтике и пять гидропланов на Чёрном море. И только весной 1914 года в штат Морского Генерального штаба было введено отделение авиации в составе трёх человек.

     Начало первой мировой войны застало Морскую  авиацию России на стадии организационного становления.  Всего в Морской авиации на первое августа 1914 года состояло около 30 самолётов различных видов и около 20 дипломированных пилотов.

     Постепенно увеличивалось количество самолётов на флотах, расширялся круг решаемых задач, выявлялась необходимость более регламентированной деятельности авиации и определения её правового положения на Флоте. Эти и другие цели пытались отразить составители нового документа с несколько витиеватым названием – «Положение о службе авиации в Службе связи». Проект Положения доложили императору Николаю 2, и он утвердил его 28 июля(10 августа) 1914 года.

     Приказом Морского министра по Флоту и Морскому ведомству от 14(27) августа 1914 г. №269 «Положение о службе авиации в Службе связи» было введено в действие с 1(14) июля 1914 г. Это был первый официальный документ о создании Морской авиации России.

    Положение гласило:

  1. Для наблюдения за морем вне видимости береговых постов, для несения разведочной и сторожевой служб, для борьбы с воздушной разведкой противника и других активно-боевых действий при службе связи имеется служба авиации.
  2. Общее руководство службой авиации всех морей сосредотачивается в Морском Генеральном штабе.
  3. Руководство службой авиации в каждом море возлагается на командующего морскими силами.

      Первичной организационной единицей являлся авиационный отряд (3-9 самолётов), которые опирались на авиационные станции двух разрядов…

      Наряду с другими вопросами Положение о службе морской авиации определяло и обязанности лётного состава и других должностных лиц, в частности, командиру отряда предписывалось наблюдать за правильностью несения службы в отряде. Он отвечал также за состояние материальной части и её ремонт, а при полётах нескольких самолётов его отряда руководил ими.

Адмирал А.И.Русин

      Это положение действовало до 30 ноября 1916 года, когда взамен ему было введено в действие новое положение «О службе Морской авиации и Воздухоплавния» Приказом начальника Морского штаба  ставки Верховного Главнокомандующего адмирала А.И. Русина №428.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *