155 лет назад, почти одновременно, 29 сентября в Нью-Йорк, а 1 октября 1863 года в Сан-Франциско прибыли русские морские эскадры, чтобы поддержать северян в Гражданской войне против рабовладельческого юга
К установления дипломатических отношений между США и РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ.
К А К М Е Н Я Ю Т С Я В Р Е М Е Н А!?
Более 200 лет назад, летом 1807 года, начались переговоры об установлении дипломатических отношений между США и Россией, которые окончательно установились только в 1809 году. Сближению двух стран способствовали хорошие отношения между третьим Президентом США Томасом Джефферсоном (1743 – 1826 гг.) и Российским Императором Александром 1 (1777 – 1825 гг.). Они даже имели между собою переписку, в которой утопист-идеолог пытался наставить «на путь истинный» царя – самодержца: «Разумные принципы, вводимые устойчиво, осуществляющие добро постепенно, в той мере, в какой народ ваш подготовлен для его восприятия и удержания, неминуемо поведут и его, и вас самих далеко по пути исправления его положения в течение вашей жизни» (Письмо Джефферсона к Александру 1 в 1804 году). К сожалению, эти разумные положения, самого демократичного Президента США, забыты сегодня не только в России, но и в США. Все хотят всего и сразу!
Президент США Император Российской империи
Томас Джеферсонг Александр Первый
Но не только дружеские отношения двух лидеров подталкивали две страны к союзу. В те годы, две ведущие страны мира Англия и Франция ещё не потеряли надежды ущемить США в их развитии. Единственной страной способной противостоять им в Европе была Россия, поэтому, естественно, взгляды дальновидных первых президентов США обращались к ней. Опасение русского засилья в европейских делах — яркая черта европейской политики первой половины 19 века, что использовали США в своём становлении независимости, заключив дипломатические отношения с Россией. Сегодня этот жупел США используют против России.
За время установления дипломатических отношений между США и Россией было всякое, но пока до явного столкновения не доходило, не считая военной интервенции в составе сил Антанты (1918 – 1920 гг.) на территорию Советской России. За два века США мало содействовали России в её развитии, а вот её помощью в своих интересах пользовались не раз. Об одном таком факте, когда Россия и Соединённые Штаты Америки были истинными друзьями, хочется вспомнить в прибытие в США 155 лет назад русских эскадр.
1861 – 1865 годы Гражданской войны между Севером и Югом, две русские морские эскадры предотвращают интервенцию Англии и Франции в поддержку южан. Жители приморских городов долго помнили стоящие на рейдах русские фрегаты и клипера, славных русских моряков и восторженные встречи с ними. Лидеры обоих государств обменивались посланиями и дружественными заверениями о вечной любви.
ЭКСПЕДИЦИЯ русского флота в Северную Америку 1863 – 1864 годов была военной демонстрацией России в поддержку федерального правительства Севера во время гражданской войны в США 1861 – 1865 годов. Учитывая возможность развязывания Англией и Францией войны против России в связи с польским восстанием 1863 -1864 гг., русское правительство, занимавшее дружественные северянам позиции, послало к берегам США две эскадры. Атлантическую эскадру, контр-адмирала Степана Степановича Лесовского (1817 – 1884 гг.) из шести кораблей в Нью-Йорк. И Тихоокеанскую, контр-адмирала Андрея Александровича Попова (1821 – 1898 гг.), из шести кораблей в Сан-Франциско, которые в конце сентября 1863 года прибыли в Америку. Главной задачей эскадр было оказать моральную и политическую поддержку федеральному правительству Севера (президент А. Линкольн), а также нарушать морские коммуникации Англии и Франции (поддерживающих южан) в случае войны этих стран с Россией. Почти девятимесячное пребывание русских эскадр у берегов США способствовало победе северян и дальнейшему русско-американскому сближению. В начале 1864 года угроза вступления в войну Англии и Франции миновала, и русские корабли в июле того же года вернулись в Россию.
Президент США Император Российской империи
Авраам Линкольн Александр Второй
Русский флот поддержал демократические Штаты и, как отмечал тогда Российский Канцлер Александр Михайлович Горчаков (1798 – 1883 гг.), названный Валентином Пикулем «железным», в послании Президенту США: «Ваша страна ещё только появилась на свет, когда русские стали у вашего изголовья, как ангелы – хранители, во времена первого президента Вашингтона. Нам не нужны северные и южные штаты – нас устроят только Соединённые Штаты Америки!».
Похоже, что у современных президентов США совершенно противоположное мнение о России. Им не нужна единая Россия, зачем ей Сибирь и Дальний Восток?! Да и другие регионы нужнее США, чем России.
Р У С С К И Е П У Ш К И В НЬЮ-ЙОРКЕ.
День 11 сентября 1863 года выдался солнечным и ветреным. По небу плыли лёгкие облака, против течения из устья Гудзона накатывало морскую волну, с берега доносился запах цветов, свежей краски и незнакомый аромат пищи, будящий аппетит. У заводской стенки дымил строящийся монитор – последняя новинка броненосной техники. Палуба его едва возвышалась над уровнем воды, из грибовидной башни грозно смотрело двенадцатидюймовое орудие….
На близлежащих к реке улицах бурлила толпа, люди шли не только по тротуару, но и по проезжей части. Каких только оттенков кожи не было у прохожих. Белая, чёрная, коричневая, жёлтая и даже синяя…, десятки языков всех континентов. И вся эта масса людей спешила встретить эскадру адмирала Лесовского, пришедшую из России поддержать США против назревающей интервенции Франции и Англии. Нечто подобное происходило на западном побережье Америки, куда к Сан-Франциско причалила русская Тихоокеанская эскадра адмирала Попова.
Первым в бухтах Нью-Йорка бросил якорь фрегат «Ослябя». Некоторое время спустя рядом стали фрегаты «Александр Невский» и «Пересвет», корветы «Варяг» и «Витязь». Замыкал шествие оторвавшийся от эскадры клипер «Алмаз».
Корабли имели парадный вид, словно не было позади более чем двухмесячного плавания, штормов и бурь. Судовые оркестры играли марши. Свободные от вахт члены экипажей во главе с командирами идеальными шеренгами выстроились вдоль бортов. Все были одеты в новую, отутюженную форму. Смотрели весело. Лесовский был доволен внешним видом эскадры и экипажей, но лишних похвал не расточал, считая, что моряк – не барышня и в комплиментах не нуждается.
Как и положено, береговая крепость произвела салют российскому флагу. Эскадра тоже ответила на приветствие залпами корабельных орудий.
контр-адмирал Лесовский С.С. контр-адмирал Попов А.А.
командиры русских эскадр прибывших в США (Атлантической и Тихоокеанской)
Стоявший на берегу оркестр нью-йоркских волонтёров, немного фальшивя, исполнил гимн Российской империи. Чувствовалось, что музыканты только что разучили ноты. При звуках гимна у многих моряков на глазах предательски появились слезинки.
С последними раскатами орудийных залпов к флагману эскадры лихо ошвартовался небольшой пароход и по трапу поднялся вице-адмирал Гирам Пульдинг. Лесовский ждал его на шканцах.
русская эскадра на рейде Нью-Йорка
русская эскадра на рейде Сан-Франциско
Пульдинг отдал честь и сказал:
— Я рад приветствовать вас на американской земле. Это большое событие для нас. Добро пожаловать!
Расплывшись в улыбке, протянул руку. Адмирал с чувством пожал её.
— Я тоже рад нашей встрече. Надеюсь, вас не коробит вид этих трёхсот орудий, — объвёл рукою свою эскадру Лесовский.
— Что вы! Война есть война…. От лица властей штата и федерального правительства смею вас заверить, что нами будет сделано всё, чтобы ваше пребывание в Штатах было приятным.
— Рад это слышать. Надеюсь, дружба наших народов получит дальнейшее развитие.
— Безусловно, сейчас мы открываем новую страницу в истории, — с важным видом подтвердил Пульдинг. – Отпускайте своих матросов на берег. Вас там очень ждут…
РУССКИЕ ИДУТ! – этот клич опережал толпу, и на каждом новом перекрёстке моряков встречали желающие взять автограф, пожать руку или просто прикоснуться к ним….
Р. S. Невольно возникает вопрос – Не хотят ли нынешние Президенты США порушить историю, и сделать из России страну изгоя, которая не раз помогала им в их развитии?
Пароходофрегат «Александр Невский» Пароходофрегат «Ослябя»
Состав русских эскадр:
Атлантическая эскадра, прибывшая в Нью-Йорк — командир эскадры контр-адмирал Лесовский С.С.
пароходофрегат «Александр Невский» — командир капитан 1 ранга Федоровский М.Я.
пароходофрегат «Пересвет» — командир капитан-лейтенант Копытов Н.В.
пароходофрегат «Ослябя» — командир капитан 1 ранга Бутаков И.И.
корвет «Варяг» — командир капитан-лейтенант Лунд Р.А.
корвет «Витязь» командир капитан-лейтенант Кремер О.К.
клипер «Алмаз» — командир капитан-лейтенант «Зеленой П.А.
Тихоокеанская эскадра, прибывшая в Сан-Франциско — командир эскадры контр-адмирал Попов А.А.
корвет «Богатырь» — командир капитан-лейтенант Чебышев П.А.
корвет «Калевала» — командир капитан-лейтенант Карнеллан
корвет «Рында» — командир капитан-лейтенант Сфурса-Жиркевич Г.П.
корвет «Новик» — командир капитан-лейтенант Скрыплев К.Г.
клипер «Абрек» — командир капитан 1 ранга Пилкин К.П.
клипер «Гайдамак» — командир капитан-лейтенант Пещуров А.А.
командиры кораблей русской эскадры в Нью-Йорке
слева направо П.А.Зеленой, И.И.Бутаков, М.Я.Федоровский, С.С.Лесовский, Н.В.Копытов, О.К.Кремер, Р.А.Лунд
«Третьей американской экспедицией» была названа акция по организации в США русской крейсерской эскадры после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и требований Великобритании о пересмотре её итогов. Поскольку в составе русского флота не оказалось достаточного количества исправных кораблей, пригодных для крейсерской службы, было решено приобрести в США торговые суда и использовать их в качестве вспомогательных крейсеров.
Выделенных трех миллионов долларов должно было хватить на приобретение трех-четырёх кораблей.
Покупка кораблей и организация крейсерства была поручена капитан-лейтенанту Л. П. Семечкину.
27 марта 1878 г. было решено немедленно снарядить экспедиционную партию под командованием капитан-лейтенанта К. К. Гриппенберга, которая направилась в США на зафрахтованном немецком пароходе «Цимбрия» («Zimbria»).
17 апреля «Цимбрия» вошла в маленький порт Сауф-Вест-Харбор в штате Мэн. 26 апреля в Нью-Йорк прибыл Семечкин, в скором времени купивший три парохода («Штат Калифорния», «Колумбус» и «Саратога»). Их доставили для перестройки под крейсера в Филадельфию на верфи Крампа.
29 мая 1878 г. купленным пароходам присвоили наименования «Европа», «Азия» и «Африка» и зачислили в первый ранг военных кораблей. В сентябре в Филадельфию пришла «Цимбрия» с командами русских моряков. В декабре «Европа», «Азия» и «Африка» подняли Андреевские флаги. Поскольку угроза войны с Англией миновала, крейсера в конце декабря 1878 г. ушли из Филадельфии в Европу.
клипер «Азия»
клипер «Европа»
клипер «Африка»