Кулинченко В. Героические корабли («Курск»)

                                                      ГЕРОИЧЕСКИЕ     КОРАБЛИ.

                                                                    (« К У Р С К» ).

Сорок два года службы, и какой!, выпали на долю героическому пароходу «Курск». Он выстоял и закончил свой путь достойно у родных причалов. После его списания были ходатайства назвать новый пароход этим славным именем, но не получилось. И только в конце 20 века это имя было присвоено одной их мощнейших подлодок мира, построенных на русских верфях.  Атомная подводная лодка «Курск» известна современному поколению своей трагической гибелью 12 августа 2000 года. О пароходе «Курск» мало кто помнит, но оба эти судна роднит то, что на них работали и служили достойные моряки. Ведь недаром говорят, что геройским становится корабль, когда героем стал моряк!

         Морская романтика продолжает тревожить и нынешнюю, казалось бы, бездуховную, молодёжь. Молодым людям, осваивающим нелёгкую, но славную профессию моряка, особенно необходимо знать о том, как самоотверженно трудились их деды и отцы во имя блага нашей Отчизны, на каких судах они геройски выполняли свой долг. Многие корабли вписали свои имена в большую историю Российского флота. Один из них с виду ничем не примечательный, старый, грузный, истинный труженик  моря, с изношенными машинами, с бортами в многочисленных заплатках носил славное имя «Курск». Всю Великую Отечественную войну он проходил без заводского ремонта, хотя и очень нуждался в нём. После победы он продолжал так же самоотверженно трудиться вплоть до 1953 года.

         «Курск» водоизмещением 8 720 тонн,  с мощностью машин 3 200 лошадиных сил был построен по заказу царского правительства на средства, собранные среди жителей  Курской губернии по программе создания Добровольного флота. Поэтому пароход и получил имя «Курск». В 1911 году пароход сошёл со стапелей английского порта Ньюкасл.

         Суда Добровольного флота, построенные на пожертвования народа, являлись собственностью государства и до первой мировой войны осуществляли в основном рейсы на линии Одесса – Владивосток. В постсоветской России была попытка возродить идеи Добровольного флота (ДПФ – движение в поддержку Флота), но не получилось. Причина одна – в России не осталось порядочных людей.

         В годы Первой мировой войны суда Добрфлота стали выполнять военные задачи. «Курск» под командованием капитана В. Скибина перевозил боеприпасы и снаряжение из Англии в Россию (порт Архангельск). Путь пролегал фактически по тому же маршруту, что и конвоев  РQ  —  QР во время  Второй мировой войны. Плавание проходило в опасных зонах. Море было усеяно минами, а немецкие субмарины совершали пиратские нападения практически на все транспортные суда.

         Два года «Курску» удавалось благополучно избегать смертельной опасности. Но всё-таки его подстерегла минная опасность. Это случилось в ноябре 1916 года, когда судно с грузом из Англии следовало в Архангельск.

         Утром 2 ноября 1916 года в двадцати милях к северо-западу от мыса Святой Нос «Курск» подорвался на одной из якорных мин, выставленных германской субмариной…. Через 84 года в этом районе произойдёт трагедия другого  «Курска», подводной лодке не повезло, пароход «Курск» выжил.

         Примерно через два часа после подрыва на помощь «Курску» пришли четыре английских тральщика и крейсер «Глория», базирующиеся на Иокангу. Потребовалось 34 часа, чтобы довести израненный пароход в бухту. После разгрузки «Курска» и заделки пробоины размером 12,5 + 5,5 метров, его перевели в док Архангельска.

         В начале 1920 года «Курск», как и другие суда Добровольного флота, интервенты увели в Англию. Советское правительство заявило протест, и в начале 1923 года английский суд вынес решение в пользу Добрфлота. Английское правительство возвратило девять судов, среди которых был и «Курск». Но все они были включены в состав флота англо-советского акционерного общества АРКОС, и совершали рейсы между портами Англии и СССР. Команда судна была русская, но командовал кораблём англичанин Уильям Стюарт.

         После ликвидации общества АРКОС «Курск» был передан в Совторгфлот, и 10 июня 1927 года включён в судовой реестр Ленинградского торгового порта. Так после десятилетних странствий он окончательно возвратился на Родину.

         В июне 1931 года «Курск» был приписан к Одесскому порту и, как много лет назад, поставлен на линию Одесса – Владивосток. Во многих иностранных гаванях бросал якорь «Курск», демонстрируя флаг нашей Родины. В 1936 году среди первых торговых кораблей СССР «Курск» посетил Соединённые Штаты. Не один рейс «Курск» совершил в республиканскую Испанию. За ним охотились фашистские эсминцы, готовые его потопить, но мастерство экипажа и капитана В.Цильке не дали им возможности сделать это.

         С 1937 по 1941 год «Курск» совершал рейсы между портами Поти и Мариуполь с заходами в порты Черноморья и Азовья. 22 июня 1941 года «Курск» шёл обычным рейсом из Мариуполя в Поти. Его немедленно повернули в ближайший порт Новороссийск, и он вскоре приступил к выполнению заданий военного командования. Так началась новая, боевая жизнь мирного корабля.

         О боевой жизни «Курска» в годы Великой Отечественной войны нужно писать книги. А газетной статье трудно рассказать о всех подвигах и незаметной трудовой деятельности этого парохода. Он участвовал практически во всех операциях Черноморского флота и Южных фронтов. Многие члены его экипажа были награждены боевыми орденами и медалями. За трудовую деятельность три капитана «Курска» стали Героями Социалистического труда. «Курск» был отличной школой для многих прославленных моряков.

         В конце 1953 года было принято решение о списании старого «Курска». Вот последний отход прославленного парохода от родного причала:

         — Медленно отходил «Курск» от пирса, у которого столько лет он швартовался. В последний раз его высокие, покрытые тысячами заплаток борта проплывали перед глазами моряков и портовиков. Как по команде замерли высокие краны, смолкло жужжание лебёдок. Докеры и рабочие судоремонтники смотрели на судно, в славе которого была и доля их труда. Тишина опустилась над портом…. Но вдруг её прорезал длинный гудок. К нему присоединился другой, третий и через минуту могучий хор пароходных гудков загремел над гаванью.

         Выпускники мореходной школы, проходившие в те дни практику на пароходе «Восток», спросили боцмана, снявшего с головы выгоревшую фуражку, что всё это значит.

        — Прощаемся с «Курском», — грустно ответил старый моряк и задумчиво добавил – Он заслужил такую почесть!

         К этим словам нечего добавить. Вот только ли всегда мы храним память о кораблях и героях моряках?   

                                                ВАДИМ   КУЛИНЧЕНКО

                капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, публицист.

Примечание:

Товаро-пассажирский пароход «Курск»

Бывший недостроенный английский товаро-пассажирский пароход без наименования. Корпус стальной двухпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Wollsend Sleepway Со. Имел две мачты и одну дымовую трубу. 24.02.1911 г. куплен у фирмы-строителя за 66 500 фунтов стерлингов для усиления транспортных средств на маршруте Одесса — Владивосток. 18.04.1911 г. присвоено наименование. 22.07.1911 г. прибыл в Одессу из Англии и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под № 629.

27.10.1911 г. отправился первым рейсом из Одессы в Тихий океан. В дальнейшем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. Летом 1913 г. выполнил рейс в Англию. 06.06.1914 г. вышел в очередной раз из Владивостока в Одессу, но в связи с началом первой мировой войны заход в Черное море был отменен. Затем использовался для перевозки экспортных грузов между портами союзников и Русского Севера. 17.11.1916 г. подорвался на мине в 17 милях севернее Иоканги при следовании из Лондона с военным грузом, но дошел до Архангельска и там был отремонтирован.

Товаро-пассажирский пароход «Курск» Военный и торговый флот Императорской России

В ноябре 1917 г. в Архангельске поступил в распоряжение английского Адмиралтейства с целью централизации управления транспортными операциями союзников. После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора реквизирован в апреле 1918 г. британскими властями в Галифаксе и передан управлению The Shipping Controller с припиской к Лондону. Эксплуатирующей фирмой была Royal Mail Steam Packet Co. К моменту создания в январе 1922 г. советского Добровольного флота находился в распоряжении английского правительства.

В апреле 1923 г. по решению суда передан советскому Добровольному флоту и зарегистрирован на Англо-русский кооперативный союз (Arcos). Однако из политических соображений остался под английским флагом с припиской к Лондону и написанием на борту наименования в английском варианте («Koursk»). В связи с реорганизацией торгового флота СССР 13.02.1925 г. включен в состав судов Балтийской главной конторы АО «Совторгфлот» и получил приписку к Ленинграду. В 1927 г. передан Черноморскому главному бассейновому управлению с припиской к Одесскому торговому порту и потом эксплуатировался на линии Ленинград — Одесса. Впоследствии был переделан в рефрижераторный пароход. 15.03.1934 г. вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства.

В 1936 г. доставлял оружие в Испанию, а потом эксплуатировался на внутренних черноморских линиях. После начала Великой Отечественной войны 06.07.1941 г. передан в подчинение Черноморско-Азовскому бассейновому управлению. Затем выполнял народнохозяйственные и воинские перевозки. Во время налетов немецкой авиацией на Новороссийск в апреле, июле и августе 1942 г. получал повреждения от близких разрывов бомб. 22.09.1942 г. при следовании с войсками из Поти в Туапсе опять был поврежден осколками авиабомб, при этом было убито 2 и ранено 90 человек. 23.09.1942 г. при выходе из Туапсе получил попадание двух бомб, но продолжил следовать по назначению. 09.10.1943 г. возвращен в состав воссозданного Черноморского государственного морского пароходства.

В 1946 г. капитально отремонтирован в Одессе. 25.07.1953 г. из-за технического износа исключен из списка судов Министерства морского и речного флота и затем разобран на металлолом.

Товаро-пассажирский пароход «Курск» Военный и торговый флот Императорской России

Характеристики товаро-пассажирского парохода «Курск»

Водоизмещение:8720 т
Вместимость:6254 брт / 4530 нрт
Размеры:124,18 * 15,58 * 9,11 /7,92 м
Главные механизмы:1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения, 3 цилиндрических котла
Мощность:2800 инд. л. с. / 509 нар. л. с.
Скорость хода:12,0 уз
Число пассажиров:30 (I), 1130 (палубных) чел.
Грузоподъемность:7617т
Первоначальная стоимость:629 000 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *