Козлов А. 10 знаменитых русских адмиралов времён парусного флота. Иван Федорович Крузенштерн

ИВАН ФЁДОРОВИЧ КРУЗЕНШТЕРН (1770-1846 гг.) — русский великий адмирал немецкого происхождения, русский мореплаватель, возглавлявший в 1803-1806 годах первое русское кругосветное плавание. Адмирал (1841), состоящий при особе Его Императорского величества (1842).

Иван Федорович Крезенштерн

info-imya.ru

Происходил из остзейских дворян. Из-за русско-шведской войны в 1787 году был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса, служил под началом капитана 1 ранга Г.И. Муловского на 74-пушечном корабле «Мстислав». 10 июля 1788 года Кронштадтская эскадра вышла в море. Русский флот состоял из 17 линейных кораблей, в том числе: 108-пушечного трёхдечного флагманского корабля «Ростислав», 8 двухдечных — по 74 орудия, 8 двухдечных — по 66 орудий, а также 8 фрегатов и 8 других судов. 17 июля  1788 года состоялось Гогландское сражение, в котором «Мстислав» получил серьёзные повреждения. 17-летний Иван Крузенштерн командовал в бою расчётом одного из носовых орудий, а далее командир поставил его разносить поручения по разным боевым частям. Ровно через год после своего первого сражения (17 июля 1789 года) Иван Фёдорович участвовал в Эландском бою; в этот раз командир Муловский был убит пушечным ядром у него на глазах. Командование линейным кораблём далее принял Отто фон Эссен. 13 мая 1790 года состоялось Ревельское сражение, благодаря которому русским удалось заблокировать шведский флот в Выборге. Крузенштерн участвовал в морских боях при Красной Горке и Выборгской бухте. 3 июля 19-летнего мичмана Крузенштерна отрядили доставить с неприятельского судна адмирала Лейонанкера с флагом. За боевые заслуги Иван Фёдорович был произведён в лейтенанты.

1791 и 1792 годы Крузенштерн провёл в Ревеле и Кронштадте по делам службы; «Мстислав» отстаивался в порту, нуждаясь в серьёзном ремонте. Служба давала достаточно свободного времени для самообразования, в том числе доведения до совершенства английского и французского языков; Крузенштерн также занялся латынью, которой пренебрегал в Домской школе, и даже заявил впоследствии, что «в Англии вообще нельзя претендовать на образованность, не зная латыни». Одновременно Иван Фёдорович усердно занимался астрономией и географией. Из сослуживцев он поддерживал отношения с Ю. Лисянским и Якобом Берингом — внуком мореплавателя. 30 августа 1791 года скончался отец — Иоганн Фридрих фон Крузенштерн, который так и не смог стать состоятельным и был вынужден заложить родовое поместье Хаггуд сроком на 10 лет. Старший из братьев — Карл — успешно воевал на турецком фронте и должен был унаследовать поместье. Основную финансовую поддержку Иван Крузенштерн получал от дяди Карла Адольфа, разбогатевшего на сделках с недвижимостью.

В 1793-1799 годах вместе с Ю. Лисянским находился в длительной стажировке на британском военном флоте, посетил США (где, по некоторым сведениям, побывал на приёме у Джорджа Вашингтона), Барбадос, Нидерландскую Гвиану, Бермудские острова, Калькутту и Кантон. В 1799 году впервые разработал проект развития торговли Русской Америки с Китаем и отправки кругосветной экспедиции, который был проигнорирован властями.

В 1802 году с предложением об экспедиции, в основных чертах аналогичным крузенштерновскому, выступило главное правление Российско-американской компании (РАК), и император Александр I утвердил проект, для исполнения которого решено было снарядить первую русскую кругосветную экспедицию. Назначение Крузенштерна добавило проблем, а не решало их: в Табели о рангах он занимал сравнительно невысокое положение (чин восьмого класса), за шесть лет пребывания за границей и два года службы в Ревеле не мог приобрести влиятельных знакомых в Петербурге. Поскольку он с самого начала настаивал, что в экспедиции будут участвовать два однотипных корабля, ему требовался помощник, равный по званию, но готовый подчиняться. Единственной подходящей кандидатурой являлся Юрий Лисянский, который мог себе позволить диктовать условия. Спорным вопросом является, в какой степени поставленные им условия изменили планы экспедиции, во всяком случае, бо́льшую часть путешествия он действовал совершенно самостоятельно. Важнейшим условием, на котором настаивали и Крузенштерн, и Лисянский, была возможность личного выбора кораблей и экипажей. 24 сентября 1802 года Лисянский и корабельный мастер Разумов выехали в Гамбург, где не нашли необходимых судов. Далее они проехали в Англию, где и приобрели два шлюпа: 16-пушечный 450-тонный «Леандр», переименованный в «Надежду», и 14-пушечную 370-тонную «Темзу», перекрещённую в «Неву». Офицеры экспедиции утверждали, что Лисянский вступил в сговор с продавцом кораблей и купил старые суда, присвоив разницу в стоимости. Неясным остаётся, кто в конечном итоге оплатил стоимость экспедиции — правление РАК или государственное казначейство.

Император Александр I принял несколько политических решений, одним из которых была доставка в Японию официального посольства под началом Н.П. Резанова, полномочия которого не были разграничены с капитанскими. Существовало две инструкции, подписанные императором, согласно которым и Крузенштерн, и Резанов имели высшие полномочия и абсолютное руководство экспедицией; при этом инструкция капитану была составлена не военно-морским ведомством, а руководством РАК. Единственным придворным покровителем Крузенштерна был граф Н.П. Румянцев, который, однако, стремился к мелочной регламентации, а также не всегда мог преодолеть противодействие чинов Адмиралтейства. Так, морской министр Чичагов предложил нанять английскую команду (сам контр-адмирал был женат на англичанке), чему воспротивился даже Крузенштерн, слывший в свете англоманом. Несколько увеличило его авторитет награждение орденом Святого Георгия 4-й степени (за 18 морских кампаний), состоявшееся 26 ноября 1803 года. В конце концов Крузенштерн добился использования только русских военных моряков, строго на добровольных началах и с выплатой повышенного жалованья за всё время экспедиции (120 рублей в год). В конце 1802 года Крузенштерн окончательно перебрался в Петербург для подготовки плавания; в то время он ещё не было оповещён о японском посольстве. С каждым из матросов и офицеров Крузенштерн проводил личное собеседование. Офицерами пошли личные знакомые капитана или родственники: фон Ромберг и фон Левенштерн были сослуживцами и участвовали в английской стажировке, врач Эспенберг был семейным врачом Крузенштернов, барон фон Беллинсгаузен стал одним из самых успешных учеников капитана, 13- и 15-летние кадеты Мориц и Отто Коцебу были родственниками жены Крузенштерна, а их мачеха была кузиной капитана. С женой капитан простился в Кронштадте, куда она специально прибыла, 23 июля 1803 года — перед самым отправлением.

После успешного окончания экспедиции Крузенштерн получил множество наград и право на издание описания путешествия за казённый счёт; оно вышло в трёх томах в 1809-1813 годах на немецком и русском языках и сразу было переведено ещё на семь языков. В 1816 году избран членом Шведской королевской академии наук.

Хотя по мнению Э. фон Крузенштерна, вознаграждение участникам экспедиции было скромным. Иван Фёдорович был повышен в чине до капитана II ранга и удостоился пожизненной пенсии в 3000 рублей в год, все офицеры — пенсиона в 1000 рублей. 21-22 августа возвратившийся шлюп «Надежда» навестили адмирал Чичагов и граф Румянцев. 27 августа Крузенштерн был приглашён в Каменноостровский дворец; во время аудиенции императрица-мать Мария Фёдоровна пожаловала капитану бриллиантовую табакерку в знак Высочайшего благоволения. 30 августа «Надежду» посетил император Александр I и пробыл на борту до трёх пополудни. Крузенштерн удостоился также ордена Святого Владимира 3-й степени и был избран почётным членом Академии наук. Горнера и Тилезиуса, как и офицеров, пожаловали пенсией в 1000 рублей, каковая выплачивалась по их просьбе в червонцах. Матросы «Надежды» и «Невы» получили отставку с пенсионом в 50 рублей в год. Император наградил всех участников памятной медалью из серебра, из которых к 1991 году сохранилось 4 экземпляра (в том числе одна в семействе Крузенштернов).

najti-po-photo.ru

Капитан 2 ранга Крузенштерн был назначен на три года в Петербургский порт (с отпуском по 1 июня 1809 года) для подготовки доклада об экспедиции и обработки её результатов. Имея достаточно свободного времени, он решил приобрести имение, дабы обеспечить будущее семьи. Во время его отсутствия Юлия фон Крузенштерн очень скромно жила в Ревеле, а также снимала на лето дачу у пастора Эбергарда в Раппеле. В Хаггуде 19 марта 1804 года скончалась 74-летняя мать Крузенштернов, а вдовый старший брат Карл в 1808 году женился на Анне фон Берг — дочери уездного предводителя дворянства. По-видимому, Ивану Фёдоровичу за три года экспедиции удалось скопить известную сумму; в результате он присмотрел в 10 км от Хаггуда имение Коддил, которое было несколько больше, чем родовое поместье, и продавалось в рассрочку на пять лет. Земли братьев Крузенштернов, таким образом, соседствовали. Их соседом был и Август Коцебу, связанный с семейством Крузенштернов многочисленными родственными узами. Иногда моряк и драматург обменивались письмами дважды в неделю, а в течение полутора десятилетий писали друг другу два-три раза в месяц. Сделка состоялась в 1807 году, и первым постоянным гостем стал астроном Горнер, который активно помогал обрабатывать научные результаты путешествия. После его отъезда из России переписка Крузенштерна с учёным длилась вплоть до его кончины в 1834 году. В 1807 году в Коддиле родился второй ребёнок Крузенштернов — Александр Готтард Юлиус (по русски Александр Иванович), третий сын — Павел Теодор (Павел Иванович) — появился на свет в 1809 году в Ревеле. Уже в Петербурге, после окончания отпуска, в 1810 году скончалась при родах дочь; в 1811 году в столице родился последний сын Эмиль Платон (Платон Иванович).

В 1811 году Крузенштерн был назначен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году стал основным автором научной инструкции для готовящейся экспедиции Коцебу, для закупки научного оборудования был командирован в Великобританию. Далее получил отпуск для подготовки фундаментального «Атласа Южного моря» (1823-1826, с трёхтомным исследованием и дополнением 1835-1836); в 1836 году удостоен за это исследование Демидовской премии. В 1827 году вернулся на службу и был назначен директором Морского кадетского корпуса и членом Адмиралтейств-совета, на этом посту провёл 16 лет. Последнее заграничное путешествие — в Германию — совершил в 1840 году. Похоронен в Домском соборе Таллина. Ведь, как известно, город Таллин на протяжении своей истории имел следующие названия: «Колывань», «Линданисе», «Реуалиа/Реваль/Ревель», «Таллин/Таллинн». Полагание тел в Домском соборе Ревеля было запрещено с 1773 года, но для Адама Иоганна фон Крузенштерна было сделано исключение. По специальному разрешению императора было организовано строительство гробницы (напротив главного входа рядом со склепом адмирала Грейга), из-за чего погребение состоялось только 18 октября 1846 года. Гроб был обтянут чёрным бархатом с серебряными галунами, была помещена надпись с евангельской цитатой Мф. 5:8: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», и возложены адмиральская шляпа и шпага. На Ратушной площади было выстроено две тысячи военных моряков. За день до похорон дочь Шарлотта Крузенштерн (1818-1881) вышла замуж за Теодора Бернгарди, с которым была обручена уже давно и должна была выйти замуж 19 августа, но торжество сорвалось из-за болезни отца. Вдова — Юлия Крузенштерн — скончалась от удара 2 марта 1849 года в своём имении и была погребена в Домском соборе рядом с мужем. После её кончины (или, по другой версии, в 1848 году) было установлено неоготическое надгробие, созданное ревельским каменотёсом Экснером.

 

Маршрут первого русского кругосветного плавания

(Синим обозначен маршрут «Надежды», красным — «Невы»).

Кончина Крузенштерна в 1846 году вызвала большой резонанс в Европе, некрологи разместили самые разные периодические издания. Среди многочисленных эпитафий выделялись написанные Фридрихом Августом Шмидтом (в «Новом немецком некрологе») и Тилезиусом. Память о Крузенштерне сохранялась ещё долго: в 1856 году его биографию, написанную зятем Бернгарди и переведённую дочерью Шарлоттой на английский язык, издал сэр Джон Росс, посвятив Королевскому географическому обществу. В России ученики Крузенштерна на свои средства в день его 100-летия заложили бронзовый памятник у здания Морского корпуса (проект скульптора И.Н. Шредера и архитектора И. А. Монигетти), открытый 6 ноября 1873 года. «Переоткрытие» Ивана Фёдоровича состоялось в 1950 году, после переиздания описания его кругосветного плавания, но в СССР не педалировалось его немецкое происхождение. Полный английский вариант описания путешествия Крузенштерна был переиздан в 1968 году в Амстердаме. В ГДР сокращённая версия немецкого текста была напечатана в 1985 году «Брокгаузом»; в 1986 году она увидела свет в Кёльне и Вене. К 200-летию Крузенштерна были открыты бюст в Южно-Сахалинске и мемориальные доски в Хаггуде на стене дома, где он появился на свет (в 1990 году там были проведены работы по консервации постройки), и в Килтси, на стене школы.

Захоронение Ивана Федоровича фон Крузенштерна

В честь мореплавателя в общей сложности названы 17 биологических, географических и астрономических объектов, в том числе: мысы на Аляске, в Канаде и на Курильской гряде (Парамушир), пролив Крузенштерна, остров Крузенштерна, риф Крузенштерна, лунный кратер, бабочка и тропическое растение. Во второй половине XX века имени Крузенштерна удостоились трофейный парусный барк и ледокол, а также океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван Крузенштерн».

В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет, посвящённых первому русскому кругосветному путешествию. Россией, Эстонией, Украиной и островом Св. Елены выпускались почтовые марки, посвящённые И. Крузенштерну и первому русскому кругосветному плаванию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *