МАКАРОВ СТЕПАН ОСИПОВИЧ (1849-1904 гг.) – русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896 г.). Изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.
вице-адмирал Степан Осипович Макаров vratarnica.ru
Родился в Николаеве, в семье офицера военно-морского флота. Когда ему было десять лет, семья переехала на новое место службы отца, в Николаевск-на-Амуре, где Степан Макаров поступил в морское училище. В июле 1863 года – мае 1864 года Степан Макаров совершает учебное плавание на клипере «Абрек», а затем на флагманском корвете «Богатырь» в Сан-Франциско. В 1865 году Макаров оканчивает Николаевское морское училище и назначается штурманом в плавание на пароходе «Америка», вскоре его переводят в Тихоокеанскую эскадру на корвет «Варяг», а через год он назначен на флагманский корабль «Аскольд», отправляющийся в Кронштадт.
В Санкт-Петербурге 14 июля 1867 года Макаров становится гардемарином Морского кадетского корпуса. В том же году в «Морском сборнике» печатается его первая научная статья «Инструмент Аткинса для определения девиации в море». В 1867 – 1869 году совершает учебное плавание на фрегате «Дмитрий Донской». По окончании похода, 24 мая 1869 года, Макаров получает чин мичмана и назначается вахтенным начальником на броненосную лодку «Русалка». В ноябре того же года переходит на паровую шхуну «Тунгус», отправляющуюся на Дальний Восток. 1 января 1871 года Макаров получил чин лейтенанта, а в декабре его вновь переводят в Петербург.
Во время русско-турецкой войны Макаров командует пароходом «Великий князь Константин», который по разработанному им проекту был переоборудован в минный транспорт, или, как говорили в то время, «пароход активной обороны». Пароход служил базой для четырёх минных катеров: «Чесма», «Синоп», «Наварин», «Минёр» (позже «Сухум») и двух миноносок. 28 мая 1877 года минными катерами с парохода «Великий князь Константин» был подорван у Сулина турецкий броненосец «Иджалие» – это стало первым в истории русского флота применением минно-торпедного оружия в морском бою и вторым в мире после случая торпедирования подводной лодкой «Ханли» корабля северян во время гражданской войны в США (но тогда лодка затонула).
В июле 1877 года пароход Макарова и его минные катера уничтожают в проливе Босфор три турецких корабля. Затем Макаров оказывает помощь русским войскам у побережья Абхазии. 12 августа близ Сухуми был поврежден турецкий броненосец «Шевкет». В декабре Макаров впервые применяет не шестовые или буксируемые, а самодвижущиеся мины, которые теперь называют торпедами. 14 января 1878 года в Батуми был потоплен турецкий корабль «Интибах» в 700 тонн водоизмещением.
После окончания войны Макаров продолжил службу на флоте. В 1880 году выполнил порученную ему задачу по снабжению войск Ахал-Текинской экспедиции пресной водой, доставляя воду на судах из Астрахани в Красноводск. Затем командовал пароходом «Тамань» (1881 – 1882), броненосным фрегатом «Князь Пожарский» (1885), корветом «Витязь» (1886 – 1889). В 1880 году Степан Макаров за океанографические исследования был награжден Малой золотой медалью Русского географического общества, а за труд по течениям проливов Босфор и Дарданеллы получил премию Академии наук.
вице-адмирал Макаров С.О. и его детище ледокол «Ермак» triptonkosti.ru
На «Витязе» Макаров совершает кругосветное плавание, в ходе которого проводятся активные океанографические исследования. Корабль проследовал через Киль, Гётеборг, Портсмут, Брест, Лиссабон, остров Мадейру, острова Зеленого Мыса, Рио-де-Жанейро, Магелланов пролив и достиг Японии. В течение полугода экспедиция проводила исследования в Японском и Охотском морях, посетив Петропавловск и Командорские острова. Корвет «Витязь» отправился в обратный путь через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море, Гибралтар и Балтийское море. Научные результаты были изложены позднее в двухтомном труде Макарова «“Витязь” и Тихий океан». За это исследование он был награждён РГО медалью имени Федора Литке.
1 января 1890 года Степан Макаров был произведен в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом Балтийского моря. На следующий год назначен на должность главного инспектора морской артиллерии. Совершает поездку за границу для изучения технологий изготовления брони и корабельных орудий. Командовал эскадрой в Средиземном море (1894 – 1895), при угрозе войны с Японией совершил со своими кораблями переход на Дальний Восток. В 1896 – 1898 командовал Практической эскадрой Балтийского моря. Читал в Кронштадте лекции о морской тактике, подготовил доклад в Академии наук об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи ледоколов. Летом 1879 года совершил плавание на Шпицберген и далее к берегам Сибири. Добился распоряжения о строительстве ледокола «Ермак». В феврале 1899 года совершил на «Ермаке» плавание на Шпицберген. В декабре 1899 года Макаров стал главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Зимой 1899 – 1900 годов «Ермак» спас крейсер «Громобой», затёртый льдами между Петербургом и Кронштадтом. В 1901 году, командуя «Ермаком», Макаров совершил экспедицию на Землю Франца-Иосифа.
После начала русско-японской войны был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой, руководил кораблями при обороне Порт-Артура. В ночь с 30 на 31 марта (13 апреля) 1904 года Макаров находился на борту броненосца «Петропавловск», который вел бой с кораблями японского флота, прикрывая русские миноносцы. В 9 часов 43 минуты «Петропавловск» наткнулся на мину, от взрыва которой сдетонировали боеприпасы, а потом взорвались котлы. Броненосец разломился на две части и затонул. Тело Степана Макарова так и не было найдено.
Степан Макаров внёс существенный вклад в океанографию, теорию кораблестроения, морскую артиллерию, тактику действий военного флота. Еще во время службы на броненосной лодке «Русалка» он исследовал проблемы непотопляемости кораблей и предложил разделять корабль на водонепроницаемые отсеки, устанавливать магистральные трубопроводы с мощными помпами и ответвлениями в отсеках, использовать специальный пластырь для заделки пробоин, став основоположником теории непотопляемости и живучести корабля. В 1890-х годах Макаров изобрел бронебойные наконечники («наконечники Макарова») для артиллерийских снарядов. В 1897 году опубликовал капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», посвященный основам ведения эскадренного боя кораблями броненосного флота. За короткое время эта работа Макарова была переведена на несколько языков.
Среди открытий Макарова в области физической географии и океанологии – глубинное течение в проливе Босфор, описанное им в сочинении «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей». Исследование он проводил в 1881 – 1882 годах, плавая на шлюпке по Босфору, при этом не гребя веслами, а только топя в воде анкерок. От глубины погружения анкерка зависело направление движения шлюпки. Как установил Макаров, в Босфоре имеются два течения: опреснённое верхнее из Чёрного моря в Мраморное со скоростью 1,5 – 2 м/с и солёное нижнее из Мраморного моря в Чёрное со скоростью 0,9 – 1 м/с. Уже в XXI веке ученые обнаружили, что открытое Макаровым течение продолжается в Чёрном море «подводной рекой» глубиной около 35 м, шириной 1 км и длиной около 60 км.
После вступления в должность командующего 1-й тихоокеанской эскадрой 24 февраля 1904 года инициировал развитие радиосвязи на Дальнем Востоке и в управлении флота: были созданы радиостанции на побережье Тихого океана и радиостанциями оснастили корабли. 7 марта (20 марта) 1904 адмирал издал приказ № 27 о радиоразведке, предписывающий перехватывать неприятельские радиограммы и определять, где находится их источник.
С.О. Макаров активно пропагандировал идею «безбронного судна», считая, что многочисленное вооружение, в том числе торпедное, а также высокая скорость важнее, чем броня. Он ратовал за открытое размещение орудий на верхней палубе, считая, что вес защиты лучше употребить на дополнительные пушки. А также считал, что, чем строить крейсер в 12 тысяч тонн, лучше послать в океан 4 крейсера по 3000 тонн.
Имя Макарова носят город в Сахалинской области, котловина Макарова, несколько улиц в различных городах России и Украины, а также три морских вуза: Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге; Национальный университет кораблестроения в Николаеве; Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке.
В июне 1913 г. в Кронштадте открыт воздвигнутый на добровольные пожертвования памятник С.О. Макарову с надписью на постаменте: «Помни войну!». Другие памятники установлены в Николаеве и Владивостоке, в Смоленске — бюст (автор Фишман П.А.), в селе Янракыннот Чукотского АО — обелиск. Бюст Макарова также установлен в посёлке Судоверфь Рыбинского района у входа на территорию АО «Рыбинская верфь».
Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название «Адмирал Макаров». Ещё 15 апреля 1908 г. был поднят флаг на крейсере «Адмирал Макаров». В 1921 г. в честь С. О. Макарова был переименован ледокол «Лейтенант Шмидт».
На Тихоокеанском флоте ежегодно 8 января проходят памятные мероприятия, посвящённые Степану Осиповичу Макарову. В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст С.О. Макарова.