Редколлегия Интернет-журнала «За тех, кто в море!» поздравляет всех служивших ранее и служащих сегодня на ТАВКР (авианосце) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с 30-летием подъёма военно-морского флага СССР!
Наступивший 2021 год для экипажа корабля Северного флота «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» особенный — 20 января исполняется 30-годовщина торжественного подъема флага.
В толковом Военно-Морском словаре и 14-ой главе Корабельного устава ВМФ записано: «Торжественный подъем флага на кораблях Военно-Морского флота производится в праздничные дни и по случаю важных событий (при вручении кораблю Военно-Морского флага и его первом подъеме). Во время торжественного подъема флага на корабле вместе с флагом и гюйсом поднимаются флаги расцвечивания, оркестр играет «Встречный марш» и исполняется Государственный Гимн.
Военно-Морской флаг, поднятый на корабле, является его Боевым Знаменем. Он символизирует государственную принадлежность военного корабля, готовность экипажа защищать морские рубежи Родины. Устав морской Петра Великого, ставший с 1720 года одним из основных документов военного флота России, требовал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги».
Корабельный флаг — святыня русского флота, под ними ходили корабли с первопроходцами в кругосветные плавания, вели ожесточенные бои эскадры прославленных адмиралов, совершались великие открытия, и были вписаны славные страницы в историю нашего Отечества.
Сегодня создается такое впечатление, что произошло это событие на корабле, носящем имя легендарного Наркома Н.Г. Кузнецова, не 30 лет назад, а совсем недавно, возможно только «вчера». На торжественном построении первый экипаж, в парадной форме одежды, был построен на полетной палубе левого борта, во главе праздничного строя — управление корабля — командиры боевых частей, служб и команд. Впервые на палубе в праздничном строю вчерашние выпускники — лейтенанты А.Н. Мазнев, С.В. Рула, И.Н. Костышин, С.П. Яцков, Д.Э. Симаков, В.Н. Родионов ….
Встречают прибывающих гостей, немного волнуясь, командиры боевых частей: штурманской (БЧ-1) — А.В. Дорофей, ракетно-артиллерийской (БЧ-2) — В.А. Бойко, минно-торпедной (БЧ-3) — П.В. Чугунов, электромеханической (БЧ-5) А.И. Утушкин, авиационной (БЧ-6) П.А. Харичко, управления (БЧ-7) Л.Ф.Данило и служб: МС — С.А. Феклистов, ХС — А.В. Козий, ФС — М.А.Свежанкин, ФП и СП — С.Б. Сницеренко. Благодаря им и стоящим сегодня в строю их подчиненным, при строительстве и освоении корабля, были успешно решены многие трудные задача и вводные.
А мысли и воспоминания ведут в историю. Первый документ, в котором шел разговор о корабле с авиацией на борту, был рапорт капитана корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевича от 23 октября 1909 года на имя Начальника Морского Генерального штаба. В рапорте Лев Михайлович докладывал о необходимости иметь на военном флоте корабль-разведчик с 25-ю аэропланами на борту.
Такой корабль СССР был построен через 58 лет, в Николаеве Черноморским судостроительным заводом, им стал противолодочный крейсер «Москва», принятый в боевой состав флота в 1967 году. Первым корабельным самолетом стал штурмовик Як-38, базирующейся на ТАКР проекта 1143 «Киев», вошедшем в боевой состав ВМФ в 1975 году.
Строительство кораблей с авиацией продолжалось в Советском Союзе на созданной в конце XVII столетия, на реке Ингул, верфи архитектором обер-штерн-кригс комиссаром по адмиралтейству М.Л. Фалеевым по повелению генерал-губернатора Новороссийского края — графа Г.А Потемкина — в городе Святого Николая Черноморским судостроительным заводом.
В 1978 году головной корабль нового проекта 11435 типа Рига, по классификации НАТО «Кремль», начал писать свою историю. В соответствии с Постановлением Правительства СССР, главным штабом ВМФ было подготовлено ТТЗ на проектирование авианосца большого водоизмещения с паросиловой установкой, аэрофинишером и катапультами для обеспечения взлёта и посадки корабельной авиации. Требование ВМФ было исполнено проектом, разработанным Невским проектно-конструкторским бюро.
В 1982 году, 1 сентября, произведена закладка корабля на стапеле Черноморского судостроительного завода с закладной доской «Рига», закладную доску закрепил ГК ВМФ С.Г. Горшков. В связи с изменениями в стране был перезаложен феврале 1983 года с названием «Леонид Брежнев».
В 1989 году, в феврале, организационно-мобилизационным управлением ВМФ открыт полный штат корабля. Начался ускоренный отбор, формирование и подготовка экипажа к переезду. Из-за отсутствия времени принимается решение отправлять формируемый экипаж по частям поездом.
В 1989 году, 17 июля,последняя группа экипажа прибыла к месту строительства корабля в город Николаев — в 181 бригаду строящихся и ремонтирующихся кораблей.
В 1989 году, 13 сентября, произведено заселение на корабль, стоящий у строительного причала Черноморского судостроительного завода, началась подготовка к выходу.
В 1989 году, 20 октября, отработав курсовые задачи, пополнив запасы, с представителями Черноморского завода корабль вышел на Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) авиационного комплекса, форсировав Буго-Днепровский Лиманский канал, встал на якорь.
Безопасный проход корабля такого водоизмещения и габаритов по каналу был впервые. Это стало совместной операцией флота, завода и экипажа. В одной из папок домашнего архива хранится карта Бугско-Днепровского — Лиманского канала, подписанная главным штурманом Черноморского флота Б.В. Кучиным. Это память о большой работе, которая была совместно проведена экипажем, штурманской службой флота и капитаном ЧСЗ Н.А. Деркач. От точки якорной стоянки завода до постановки на якорь на рейде Очаков было пройдено45 миль, совершено тринадцать поворотов. Глубина канала, в некоторых местах, была немногим более 10,0 метров. Корабль шел под 4-я машинами со скоростью 10,0 узлов около шести часов.
В 1989 году, 1 ноября, по результатам ЛКИ авиационного комплекса, комиссией принято решение на посадку. На аэрофинишер полетной палубы корабля совершил первую посадку самолет СУ-27К, летчик-испытатель Герой Советского Союза В.Г. Пугачев и произвел первый взлет с носового трамплина на самолете МиГ-29К летчик-испытатель Герой Советского Союза Т.О. Аубакиров.
О первом, не совсем штатном, выходе корабля, удачно проведенных испытаниях авиационного комплекса, первой посадки СУ-27К и взлетом МиГ-29К напоминает ниже размещенное, знаменитое не ординарно принятое во время обеда в «Салоне флагмана» «Совместное решение на посадку самолета СУ-27К на корабль».
СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПО ПОСАДКЕ САМОЛЕТА СУ-27к № 2 НА КОРАБЛЬ «ТБИЛИСИ»
1 ноября 1989 года
Самолет СУ-27к прошел испытания на комплексе «Нитка» по взлету с трамплина и посадкам без выравнивания. Подтверждены летно-технические характеристики, характеристики устойчивости управляемости, прочности планера.
Получена работоспособность радиотехнических посадочных средств.
Летчик Пугачев В.Г. в период подготовки выполнил более 500 заходов по глиссаде и более 200 посадок с зацеплением за трос, имея общий балл (средняя оценка) 4,22.
В заходах по кораблю «Тбилиси» самолет СУ-27к, летчик Пугачев, выполнил 30 заходов и 12 касаний палубы. Подтверждена полная работоспособность посадочного комплекса самолет — корабль, КДП и ГРП.
Посадку на корабль самолета СУ-27к № 2 летчиком Пугачевым В.Г.
Р А З Р Е Ш И Т Ь !
Спасательные средства готовы к действию
Устьянцев, Симонов, Макаров Луняков, Белов
13 часов 46 мин. 01. 11. 1989 г. ТАКР «Тбилиси»
25 ноября 1989 года, закончив первый этап испытаний авиационного комплекса, форсировав канал в обратном направлении, корабль прибыл в город Николаев, встал к стенке Черноморского судостроительного завода для окончания строительства, экипаж готовился к предстоящим испытаниям.
За время выхода и проведения испытаний авиационного комплекса корабля было проведено 227 полетов авиации, совершено 35 посадок на аэрофинишёр палубы и взлетов с трамплина самолетов СУ-27К, МиГ-29К и СУ-25 УТГ.
31 декабря 1989 года экипаж впервые встречал наступающий 1990 год на своем корабле, с окончанием праздников приступил к подготовке к швартовым и государственным испытаниям.
В 1990 году, накануне празднования 45-годовщины со Дня победы, форсировав Буго-Днепровский Лиманский канал, экипаж продолжил ходовые и государственные испытания авиационной техники, оружия и технических средств корабля.
В 1990 году, 4 октября, по предложению ветеранов Великой Отечественной войны и военнослужащих Военно-Морского флота ТАВКР (авианосец) получил название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
В 1990 году, 23 декабря, после подписания Акта Правительственной комиссией корабль вошел в боевой состав Военно-Морского флота Советского Союза. Экипаж начал подготовку к торжественному подъему флага.
Подъем флага более трех столетий назад (1668 году) на первом русском военном корабле «Орел» по повелению царя Романова Алексея Михайловича и благодаря его сыну Петру I стал торжественным флотским ритуалом, который всегда отличался особой красотой, изящностью и торжественностью.
Экипажу, стоящему в парадном строю 20 января 1991 года, предстояло его исполнить впервые. Зачитывается приказ, командиру корабля вручается первый флаг, он проносится перед строем экипажа.
Время 9 часов 00 минут 20 января 1991 года — командир корабля поднимает Военно-Морской флаг. Медленно под звуки «Встречного марша» поднимаются флаги и флаги расцвечивания. Исполняется Государственный Гимн Советского Союза. Строй замер, лица торжественны, стоящие в строю готовы исполнить свой воинский долг, оправдать доверие Родины.
Этот торжественный ритуал, волнующий и сегодня, произошел 30 лет назад, в год 295-ой годовщины создания военного флота России Петром Великим. Нет сомнения в том, что люди, стоявшие в строю, на этом празднике корабля не забудут день первого подъема Военно-Морского флага на ТАВКР (авианосце) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», он для них останется в памяти навсегда.
А жизнь продолжалась… За прошедшие 30 лет меняющиеся экипажи продолжали славные традиции военного флота, заложенные Петром Великим.
Первый экипаж продолжил испытания авиационного комплекса, провел докование, подготовил погреба, помещения для приема боезапаса, цистерны для топлива и воды, кладовые для приема запасов. Во время стоянки при проведении ППО и ППР принял ракетное оружие и артиллерийские боеприпасы, пополнил запасы, стал кораблем постоянной боевой готовности.
В связи с изменившимися обстоятельствами 30 ноября 1991 года в 9.00 часов корабль снялся с якоря и начал движение к зоне Черноморских проливов, по плану Межфлотского перехода на Северный флот. Совершив межфлотский переход, 20 декабря 1991 года прибыл к месту постоянного базирования, встал к построенному для него причалу.
С приходом на Северный флот экипажем началось освоение северного театра, продолжились испытания авиационного комплекса, государственные испытания новых самолетов палубной авиации.
В 1996 году, в юбилей 300-летия создания военного флота Петром Великим, экипаж с самолетами 279-го истребительного авиационного полка в составе АМГ совершил переход в Средиземное море для несения боевой службы. С этого момента корабль регулярно находился в море и выполнял задачи боевой службы в Баренцевом, Норвежском и Северном морях, Атлантическом океане и Средиземном море с кораблями охранения самостоятельно или совместно с боевыми кораблями Балтийского и Черноморского флотов. Не однократно участвовал в состязаниях по применению главного ударного комплекса по морской цели, завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ. В перерывах между походами, стоянке во время восстановления технической готовности экипажем проводится большая работа по воспитанию подрастающего поколения. В 2005 году, с посещения корабля учащимися, началась дружба экипажа и коллектива передовой школы города Москвы, носящей имя Н.Г. Кузнецова — ГБОУ «Школа 1465 имени адмирала Н.Г.Кузнецова». Дети школы с большим удовольствием посещают ежегодно корабль, члены экипажа, уволенные в запас, становятся преподавателями и продолжают трудиться в школе.
Впервые, в 2014 году, в год 75-летия со Дня создания Военно-Морского флота, Морской парад кораблей Северного флота открывал с борта авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Президент Российской Федерации, Верховный Главнокомандующий В.В. Путин.
В 2016-2017 годах, при несении боевой службы в Средиземном море, с корабельной авиацией 100-го Крымского полка экипажу поставлена боевая задача «Применять корабельную палубную авиацию для нанесения ударов по береговым объектам незаконного формирования Исламского государства».
Впервые в истории ВМФ было осуществлено боевое применение палубных самолетов СУ-33 по береговым целям. За период боевых действий палубной корабельной авиацией было совершено 420 боевых вылетов, поражено 1252 береговых объекта.
В 2018 году, 23 февраля, «За заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные экипажем во время выполнения боевых задач», Указом Президента России, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами экипаж авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» награжден орденом Ушакова.
Корабль в новом XXI столетии продолжает успешно выполнять задачи по защите океанских просторов Родины. За это время его экипаж несколько лет провел в море, прошел не один десяток тысяч миль, не раз выполнял задачу по несению боевой службы и другие, поставленные боевые задачи.
За эти годы много раз с корабля уходили в запас возмужавшие и повзрослевшие матросы и старшины срочной службы, получившие корабельную закалку и хорошую путевку во взрослую жизнь.
Лётчики корабельной палубной авиации выполнили много боевых задач, поставили на крыло и дали жизнь новым палубным самолетам. За проявленное мужество и героизм часть из них удостоена высшей награды Родины «Героя России».
Впереди у авианосца и его экипажа много задач, дальних походов, боевых служб и знаменательных дат, но одной из самых важных всегда будет ДЕНЬ ПЕРВОГО ПОДЪЕМА ФЛАГА КОРАБЛЯ.
В этот тожественный праздничный день первый экипаж авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» желает сегодняшнему многонациональному экипажу, кораблю и его командиру Я.С. Адамову.
ВСЕГДА ПОПУТНОГО ВЕТРА, ЧИСТОЙ ВОДЫ И ОТСУТСТВИЯ РИФОВ, СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ И ТОЛЬКО МИРНЫХ ПОХОДОВ, ЗДОРОВЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ И УСПЕХОВ.
Вице-адмирал, первый командир корабля
В.С. Ярыгин
Авианосец «Кузнецов» — своеобразная вершина еще советского ВМФ в формировании авиа-носного флота. В день 30-летия поднятия на корабле Флага ВМФ хочется поздравить всех, прошедших тернистую школу служения Отечеству на нем, с этим знаковым событием, а крейсеру – пожелать благополучного завершения ремонта и скорейшего возвращения в строй!
P.S. Интересно, а под каким флагом ТАВКР проходил ходовые и государственные испыта-ния?
Под советским флагом ВМФ я думаю и наверно Андреевский подняли во время перехода