(Записки флагманского РТС)
На море не поставят
Могил, не встретит там ни друг, ни враг
Но, проходя
Над этой грудой стали, Вы приспустите
Наш Российский флаг.
Немного истории.
В русском Военно-Морском Флоте числилось пять «Отважных».
Первый был заложен Петром I в 1696 году 60-ти пушечный корабль 1 ранга «Отважный».
В 1843 году был спущен на воду фрегат “Отважный», прослуживший до 1861 года.
В Санкт-Петербурге в 1892 году была построена канонерская лодка «Отважный» водоизмещением 1717 т. Её экипаж принял участие в ходе Русско-японской войны 1904-1905 годов. Перед сдачей Порт-Артура русские моряки взорвали и затопили «Отважный» в бухте Белый волк, героически исполнив свой долг перед Родиной.
В 1939 году был заложен эскадренный миноносец «Отважный» проекта 30К. Спущен на воду в 1946 году. Полное водоизмещение – 2860 т. Экипаж 301 человек. Входил в состав КБФ с 1955 года.
Пятым был большой противолодочный корабль проекта 61 «Отважный». Он был построен в Николаеве на СРЗ им. 61 коммунара. Военно-морской флаг был поднят 18 сентября 1965 года.
29 августа 1974 года БПК «Отважный» вышел в море для выполнения плановых учебно-боевых задач, торпедной стрельбы. В 7.00 30 августа, получив приказание, прибыл на внешний рейд главной базы. На этот момент на корабле отсутствовали ряд ключевых должностных лиц. Так, вместо находящихся в отпуске командира БЧ-5, вышел в море командир машинной группы БПК «Решительный» лейтенант в. Мартьянов, вместо командира БЧ-2 оставался командир носовой стартовой батареи старший лейтенант В. Костин. Отсутствовали ещё несколько младших офицеров, прослуживших более года. За две недели до трагедии на корабль прибыли шесть лейтенантов – выпускников военно–морских училищ: командир кормовой группы управления ракетным огнём В. Ярчук, инженер БЧ-2 А. Безмельцев, командир электронавигационной группы БЧ-1 И. Телегин, командир группы БЧ-4 П. Колесник, командир электротехнической группы БЧ-5 С.Тюгай, инженер РТС Д.Сорокин.
27 августа 1974 года корабль был назначен флагманским кораблём управления во время проведения очередного этапа учений. БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбы малых ракетных кораблей 41 БРК, а так же принять участие в противолодочных учениях с проведением торпедной стрельбы.
29 августа корабль под управлением капитана 2 ранга И. Винника вышел в полигон, где успешно провел торпедные стрельбы. Старшим на борту был командир дивизии контр-адмирал Л.Васюков с группой офицеров штаба дивизии. Оперативная служба осталась в базе. Мой начальник, Анатолий Жигалов, тоже убыл вместе с комдивом, поручив мне проверку кораблей, готовившихся к боевой службе. Обычная штабная рутинная работа.
Утром 30 августа БПК встал на рейде в Стрелецкой бухте, где принял на борт начальника штаба КЧФ контр-адмирала В.Саакяна, начальника ПВО ВМФ контр-адмирала Путинцева, зам. Начальника 4 отдела капитана 1 ранга Шибкова и командира 41 бригады ракетных катеров капитана 1 ранга Комара со своим штабом (14 человек), а также группу старших офицеров флота.
Среда. 30 августа. Сижу в маленьком скверике у входа в политотдел дивизии. Лениво потягивая беломорину, смотрю на рыбок, плавающих в фонтанчике. Вдруг слышу, как на кораблях, стоящих на Минной стенке, сыграли боевую тревогу. Машинально смотрю на часы — 10.20. Подхожу к трапу ближайшего корабля. На стенке стоит командир. Узнаю: На «Отважном» пожар. Тревогу сыграл оперативный дежурный дивизии. Я спокойно отнесся к этому. Бывает, что корабли горят. Вспомнил, что на «Отважном» уже случалось возгорание, на котором старшина Юрий Чуйкин получил смертельные ожоги во время тушения пожара. Моряк был награждён орденом Красной Звезды посмертно.
На Отважном прекрасный экипаж, подготовленный, опытный. Примером служит подвиг старшего лейтенанта Владимира Скосырского, который ценой своей жизни спас из ледяной воды матроса. Награжден орденом Красной Звезды посмертно.
За плечами экипажа опыт боевой подготовки. Во время Шестидневной войны (1967) и Войны Судного дня (1973) БПК «Отважный» в составе группировки кораблей ВМФ СССР находился в непосредственной близости к районам конфликта, осуществляя военное присутствие. Так же наносил визиты в Порт-Саид и Александрию (Египет), Сплит (СФРЮ), Бисау (Гвинея-Бисау), Таранто и Мессину (Италия). Участвовал в учениях «Юг-71» и «Океан». У корабля был хороший послужной список.
Связываюсь с ОД дивизии. Толком ничего объяснить не может но ситуация тревожная. Вижу, как на выход идут буксиры и пожарные катера. Это уже серьезно. 12.00. Где-то бьют склянки. На Минной появились офицеры штаба флота. Вижу начальника Особого отдела. Наши особисты крутятся. На Телефонную швартуется плавбаза. 14.00. Вести и слухи все хуже: на «Отважном» взорвался погреб с ракетами. В госпиталь отправили на буксире матросов с ранениями и ожогами. Иду к командиру ближайшего к причальному ковшу корабля. Он в курсе событий — сидит на прослушке переговоров спасателей. Оперативный дивизии приказал организовать приём плавсредств с моряками «Отважного». Переговорил с командиром. Он всё понял. Через 10 минут дежурный взвод с автоматами, два стола и четыре писаря были в моем распоряжении. Мичману, старшему дежурного взвода, была поставлена задача: перекрыть все щели на Минной и Телефонной стенках. Ни один гражданский не должен проникнуть на причалы. Один стол оставляю у ковша на Минной, второй ставлю на Телефонной. Необходимо переписать всех пребывающих с моря офицеров, мичманов, матросов и курсантов.
Попросил штабных кадровиков, располагавшихся там же на Минной стенке — распечатать для меня списочный состав БПК «Отважный». Иду на Телефонную. Вовремя. Подошел спасатель. Доставил моряков. Матросы почти все полураздетые: Кто в одних трусах, на ком-то только брюки…. У стола их переписывают — фамилия, имя, отчество, боевая часть и направляют на БДК (десантный корабль), где их встречают представители особого отдела. Каждому матросу давали листок бумаги, на котором они писали ответ на вопросы: где был, что видел, что слышал…. Там же для них был организован горячий чай. Далее их группами отправляли на Угольную, где стояла плавбаза «Виктор Котельников», на которой разместили экипаж «Отважного». Один за другим подходят два или три МРК (малые ракетные катера) со спасёнными матросами. Я прошел на Минную стенку, там как раз швартовался торпедный катер. Встретил начальника РТС капитан – лейтенанта Генадия Камалова с группой моряков. Переговорить некогда – он начал окликать своих подчинённых.
«В восемь часов вечера, – вспоминает старшина 2 статьи Леонид Бич, – торпедный катер, на котором мы находились, пришел в Севастополь. По Минной стенке нас повели на БДК. Были кто в чем: в трусах, тельняшках. На корабле ребята с экипажа нас встретили радушно. Принесли робу, брюки, спортивные костюмы. Одевшись, мы выглядели живописно. Лишь на следующий день нас одели по форме. В тот же день с нами встретился главком ВМФ – адмирал флота Советского Союза Горшков».
Встретил своего шефа. Он коротко, на ходу пересказал своё виденье аварии. Торопился успокоить жену. Оно понятно. Новость уже облетела весь город. Я сверил свои записи со списками «особистов». Трудности были с прикомандированными. Получилось что-то около 263 человека. Забрав, как договаривались, копию отпечатанного списка, я убыл на КП дивизии. Дежурил Саша Шинкаренко. Оставив ему списки, я спустился к себе в каюту. Разбудил меня рассыльный. К командиру дивизии.
Л. Васюков, слегка осунувшийся, сидел на диванчике в рубке ОД. Я доложил о том, что видел и что сделал. Комдив забрал списки и ушел к себе в каюту. Позже мы узнали, что погибли, сражаясь с огненной стихией, 19 членов экипажа и 5 курсантов.
К ноябрю 1975 года водолазами было поднято с глубины 120 метров более 400 тонн секретных документов, приборов ЗАС и опознавания, части ракетных и артиллерийских систем. Я был в комиссии по сортировке документации, и её уничтожению. Работа не бей лежачего. Среди сейфов мне попался маленький сейф размером 20х20х40 см. с надписью «парторг в/ч 10790». Я вспомнил, что на партийном собрании было принято решение обратиться в парткомиссию флота о списании наших партийных взносов, которые ушли на дно вместе с «Отважным». Вспоминаю, вроде парторг жаловался, что с взносами утонул и кортик. Этот сейф, как и другие, вскрыли газорезкой. Я заглянул внутрь ящика. Записная книжка офицера, пара карандашей, связка ключей, какие-то тетрадки и ведомость приёма партвзносов. То, что дензнаки в морской воде растворяются, я знал по рассказам Джима Хокинса из книги «Остров сокровищ». Но куда делся кортик? Вспомнил финскую пословицу: «Когда в море беда, на берегу всегда много умников». Событие это предал забвению, забросив ящик – сейф в машину для металлолома.
«У пирса-как прежде, и все, как тогда.
Смеются и плачут девчонки.
А в эти последние летние дни
вручали родным похоронки… »
Отрывок из книги «Записки флагманского специалиста»
Погибли на БПК «Отважный»
- старшина 1 статьи Аникеев Сергей Алексеевич – курсант 4-ого курса ВВМУ имени Фрунзе (Ленинград, 14-я линия Васильевского острова, д. 7, кв. 11)
- старшина 2 статьи Ачмиз Адам Хаджимусович — командир отделения артиллеристских электриков ЗАБ-3 БЧ-2, (аул Афипсип Адыгейской АО)
- матрос Бедаков Петр Алексеевич — старший минер ПЛО БЧ-3, (станица Тамань Темрюкского района Краснодарского края)
- главный старшина Бедлушко Валерий Флорианович — курсант 4-го курса ВВМУ им. М. В. Фрунзе, (г. Осиповичи Белорусской ССР)
- старшина 2 статьи Борисов Виктор Александрович курсант 4-го курса ВВМУ им. М. В. Фрунзе, (г. Бобруйск Белорусской ССР)
- старшина 1 статьи Вершинин Валерий Николаевич — командир отделения электриков кормового ЗРК БЧ-2, (450040 Башкирская АССР г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 77, кв. 24)
- матрос Ворожбит Ярослав Иванович старший торпедист БЧ-3, (Львовская область село Гийче)
- матрос Володин Иван Иванович старший машинист-газотурбинист БЧ-5, (Житомирская область, Потиевский район, село Будиловка)
- матрос Гончарук Петр Ильич — старший электрик-торпедист БЧ-3, (Хмельницкая область Старосинявский район, село Новая Синявка)
- старший матрос Даукштэ Эрнест Эрнестович — старший электрик ЗРК БЧ-2, (Латвия, г. Лиепая, ул. Лачклеша, 27, кв. 5)
- матрос Завьялов Александр Викторович — старший дозиметрист химической службы Московская область, Подольский район, село Ознобишино
- старший матрос Иджян Акоп Араратович — старший кок (Краснодарский край село Ермоловка)
- главный старшина Ионов Александр Иванович — курсант 4-го курса Калининградского высшего военно-морского училища, (г. Москве ул. Дубинка, д. 18, корп. 2, кв. 77)
- старший матрос Ливицкий Сергей Семенович — кок (Ростовская область)
- старшина 1 статьи Макштутис Альгирдас Вацевич — командир отделения предстартовой подготовки (Литовская ССР, Алиутский район, д. Удрия)
- старшина 1 статьи Мургу Петр Иванович — кок-инструктор (Молдавская ССР Дубоссарского район, село Устье, ул. Пушкина, 10)
- старшина 2 статьи Мыслинский Анатолий Леонидович — командир отделения машинистов трюмных (Житомирская область Чудоновский район село Карповцы)
- матрос Никитин Михаил Анатольевич — старший машинист-газотурбинист, (Ивановская область, Ильинский район, деревня Щенниково)
- старший матрос Оруджев Галиб Юсиф оглы (Азербайджанская СССР Гахский район аул Лякит)
- матрос Петрухин Сергей Дмитриевич старший хлебопек (Калининградская область)
- матрос Прочковский Владимир Сергеевич – боцман (Винницкая область, Барский района, село Заможное)
- курсант Старицын Владимир Викторович — курсант 4-го курса ВВМУ имени М. В. Фрунзе (Свердловская область, Белоярский район, деревня Измоденово)
- старший матрос Урупа Александр Владимирович — старший комендор артиллерийский (село Радяньское)
- матрос Чачоян Меружан Вараздатович – сапожник (Армянская ССР Ереван)
- матрос Гавюк Роман Тодорович – водолаз погиб при погружении на БПК «Отважный» в результате отравления углекислым газом 17 июня 1977 года.
Страшные воспоминания! И, как и приваренные буи на подводных лодках, переведенная из автоматического режима срабатывания на ручной система пожаротушения погребов! Мне и моему кораблю просто повезло, потому что я фактически с одобрения командира БЧ-2 проделал почти то же самое: после того, как неграмотные бойцы машинно-котельной группы пару раз отвернули клапана орошения моих погребов с артбоезапасом( хотя на маховиках были большие бирки с надписью и маховики потрачены в красный цвет) я просто прикрутил их толстой проволокой к трубопроводам МКО. Пронесло!
Когда это произошло, мы, во главе с Г. Ясницким, были в Лиепае, на сходе, на пляже. Прибежали оповестители, и мы понеслись на корабль, где была сыграна боевая тревога. Причин, конечно, никто не знал. Потом начались разборки, и выяснилось, что проворачивания аварийного оборудования никто не делал, все закисло, в какую сторону и на сколько оборотов надо крутить вентили, было неизвестно. Стали разбираться, вешать бирки. Потом вышел приказ ГК, по-моему, 0078, потом Министра…
Уточняю, это про Огневой.
Сегодня с очень высокой степенью вероятности можно утверждать, что причиной запуска маршевого двигателя одной из ЗУР В-601 в 8 погребе является образование соляной дорожки на розетке разъема сопровождения и нахождение концевика подачи +26 вольт на запуск маршевого двигателя в замкнутом состоянии из-за неправильной выставки его штока, который должен проверяться на ракетах при каждом обходе погреба артиллерийским дозором. Поэтому, при включении ракет в номинальный режим старшиной команды стартовой батареи мичманом Шупуртяком, ток напряжением +26 вольт прошел по образовавшейся цепи на поджиг пиропатрона запуска маршевого двигателя. Т.е., с очень высокой степенью вероятности можно предполагать, что причиной послужило грубое нарушение правил эксплуатации зенитной ракеты.