Матвеев А. Крейсер 1-ого ранга «Аврора»

Сегодня в составе ВМФ России имеется на службе корабль, которому исполнилось более 100 лет. Корабль, заложенный и спущенный в XIX веке и вступил в строй в начале XX века. Этот корабль был назван крейсером 1-ого ранга «Аврора», в честь греческой богини утренней зари, приносящей днев­ной свет людям. Он прошел почти столетний боевой путь, участвовал в пяти войнах и на сегодняшний день находится еще в строю ВМФ, хотя как музей, но команда на крейсере есть и служба исполняется. Свое имя он сохранил до сегодняшнего дня и вошел в историю нашей страны, ка символ революции.

На верфях было заложено и построено три крейсера-сестры одного проекта — «Аврора», «Диана и «Паллада».

На флоте потом их называли ласковыми женскими именами Агаша, Даша и Палаша. Свои имена они получили от парусных фрегатов, участвовавших в изучении и обороне Дальнего Востока.

Фрегат «Аврора» прославился при обороне Петропавловска Камчатского во время Крымской войны. Именно присутствие в порту фрегата «Авроры» не позволило захватить объединенному англо-французскому флоту Петропавловск.

Проектировались крейсера, как «истребители торговли», чтобы превосходить в скорости так на­зываемые «эльсвикские» крейсера, входившие в то время в состав многих флотов мира, будучи уменьшенной вдвое (по водоизмещению и вооружению) версией броненосных крейсеров серии «Рюрик». Слабое вооружение при столь большом водоизмещении, полное отсутствие защиты ар­тиллерии, недостаточная скорость хода из-за нео­птимальных обводов корпуса, и долгая постройка сделали эти корабли устаревшими еще до ввода в строй. Подводная часть обшита деревом и медью для длительных действий в океане. Ненадежные котлы (к 1903 г. скорость была всего 20 узлов, дальность 3.682(10) или 4.287(9) миль), полное от­сутствие защиты артиллерии и расположение всех орудий вдоль бортов ограничивали его исполь­зование в составе эскадры.

23 мая 1897 года в торжественной обстановке на су­достроительной верфи «Новое Адмирал­тейство» состоялась за­кладка крейсера «Аврора». В закладной до­ске — своеобразном паспорте будущего корабля, заделанном в киль, значилось: «Строитель Корабельный Инженер Старший Помощник Судостроителя Токаревский».

Чуть менее трех лет понадобилось для того, чтобы построить корабль. 11 мая 1900 г. со стапелей Новой Адмиралтейской верфи крейсер «Аврора» под торжествен­ный гимн военного оркестра был спущен в Невские воды.

Началась достройка. Корабль был вооружен восемью 152-мм орудиями системы КАНЭ, двадцатью четырьмя 75-мм орудиями, восемью 37-мм орудиями, двумя тор­педными аппаратами (в 1906 г. за счет со­кращения числа 75-мм орудий были установлены два 152-мм орудия, а в 1915 году установлены еще четыре). На корабле были установлены три паровые вер­тикальные поршневые машины тройного расширения, изготовленные на Франко-Русском судостроительном заводе (ныне Ленинградское Адмиралтейское объеди­нение) мощностью 11 610 лошадиных сил, что позво­ляло крейсеру развивать скорость до 19,2 узлов. Сталь для корпуса и брони была выплавлена на Ижорском заводе, ар­тиллерию изготовлена на Обуховском заводе, а все машины на Франко-Русском заводе. Постройка корабля стоила казне 6400 тысяч рублей.

 «Аврора» подняла боевой военно-морской флаг 16 июля 1903 года.

Вступившие почти на год раньше «Авроры», «Паллада» и «Диана» встретили русско-японскую войну в составе Порт-Артурской эскадры и прошли все ужасы осады и сражений за Порт-Артур.

«Паллада» была торпедирована в ночь 27.01.1904 г., но повреждения небольшие (38 человек команды ранено, из них 3 умерли). Ремонт до 3 апреля 1904 года. Участвовала в бою в Желтом море 28 июля 1904 года (4 человека команды убито, 10 ранено). Потоплена 25 октября 1904 года в гавани Порт-Артура 280-мм снарядами. Подня­та японцами, отремонтирована в Сасебо (новые котлы, скорость 22,75 узлов и в мае 1910 года вошла и состав японского флота под названием «Цугару». С 1920 года переоборудована в минный заградитель. Исключена из списков японского флота в 1922 года. Потоплена как ми­шень авиабомбами 27 мая 1924 года.

«Диана» после боя в Желтом море 28 июля 1904 года (10 человек команды убито, 17 ране­ных) была интернирована в Сайгоне. После войны служила на Балтике. В 1912-13 гг. прошла капитальный ремонт (установлены 10 152 — мм и 20 75-мм орудий), а в 1915-16гг. перевоо­ружение (установлены 10 130-мм орудий). Участвовала в первой мировой войне, революции, Ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт. С мая 1918 г. находилась на хранении в Кронштадтском порту, а в 1922 г. разобрана на металл.

«Аврора» прибыла на войну с японцами в составе 2-ой Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. В Цусимском сражении получила около 10 попаданий сна­рядами 75-203мм (15 человек команды убито, 45 ранено). Среди погибших командир крейсера капитан 1 ранга Егорьев Евгений Романович, и священник корабля отец Анастасий (Рукин).

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - igor2-24051718342034_12.jpg

Кормовой флаг крейсера «Аврора», после Цусимского сражения

В Цусимском морском сражении 14—15 мая 1905 г. личный состав «Авроры» продемонстрировал вы­сокие боевые качества, храбро сражаясь с превосходящими силами противника. Во время боя «Аврора» вместе с крей­сером «Олег» прикрывала транспорт­ные корабли. В 14 ч 30 мин отряд япон­ских кораблей в составе крейсеров «Касаги», «Читозе», «Отава», «Нийтака», «Нанива», «Такачихо», «Акаси», «Цу­сима» напал на транспорты. Корабли охранения, в состав которых входила и «Аврора», вступили в бой. Двадцать ми­нут длился поединок. Многие транс­порты получили серьезные поврежде­ния. Но и враг не остался безнаказан­ным. Несколько русских снарядов ра­зорвались внутри японского крейсера «Такачихо», причинив ему значитель­ные повреждения.

Командир крейсера капитан 1 ранга Егорьев, погибший в Цусимском сражении

В ночном бою 14 мая, отражая ата­ки 42 миноносцев, напавших на эскад­ру, «Аврора» вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» отделилась от основных сил. Крейсер был сильно поврежден. Командир отряда крейсеров контр-­адмирал О. А. Энквист, командовавший отрядом крейсеров, перенес свой флаг с «Олега» на «Аврору». Несмотря на на­стойчивые доводы офицеров во что бы то ни стало пробиваться во Владиво­сток согласно боевому приказу, он от­дал распоряжение следовать к Филип­пинам, в Манилу, где корабли отряда и были интернированы.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - igor2-24051718342034_15.jpg

Пробоина в дымовой трубе после Цусимского сражения

На глазах экипажа крейсера «Аврора» погиб, потопленный немецкой подводной лодкой, новый крейсер «Паллада» со всем экипажем.

Повреждения крейсера, полученные в Цусимском сражении

До конца войны «Аврора» простояла на рейде этого го­рода. Здесь до моряков дошли слухи о первой русской революции.

После подписания мирного договора «Аврора» вернулась в Либаву. Царские власти сочли команду крейсера неблагонадежной. Часть моряков демо­билизовали, остальных списали на дру­гие корабли, несколько человек за революционную агитацию отправили на каторгу. Весь 1906 год корабль на­ходился в ремонте, а затем вошел в со­став отряда учебных судов.

С началом первой мировой войны в 1914 году корабль был включен в состав 2-й бри­гады крейсеров принимал участие в бое­вых действиях на Балтике. Неоднократно крейсер «Аврора» участвовал в постановке минных заграждений у берегов Германии и обеспечивала минные заградители огневом прикрытии этих постановок. Однако изношенность машин и относительно небольшой ход не позволяли в полной мере использовать «Аврору» с наибольшей эффективностью.

В конце 1916 г. «Аврора» вернулась в Петроград. Кораблю требовался капитальный ре­монт. Крейсер подошел к причалу Франко-Русского завода. Здесь моряки «Авроры» впервые получили возмож­ность тесно общаться с рабочими. К 1917 года экипаж «Авроры» оказался наиболее разложенным из всех экипажей кораблей Балтийского флота. По распоряжению Центробалта крейсер был переведен из завода и поставлен у Николаевского моста. Постоянное посещение корабля рабочими и агитаторами не могло не волновать командование корабля. Стремясь ограничить общение с ними 27 февраля 1917 года, с началом Февральской революции, командир «Авроры» капитан 1 ранга Никольский распорядился усилить вооружённый караул на крейсере. Вместо вахтенных матросов были выставлены кондукторы, а офицеры.

Вскоре на «Авроре» в кубриках команды были захвачены несколько агитаторов, переодетых матросами, которые предлагали матросам не выполнять приказания офицеров и командования флота, агитировали за немедленное окончание войны с Германией.

Наиболее революционно настроенные матросы стали распространять в команде слухи, что корабль собираются использовать, как плавучую тюрьму. Никольский, узнав об этом и опасаясь осложнений с командой, настоял на том, чтобы задержанных убрали с крейсера.

Когда конвой вывел арестованных на палубу, стоявшие на шкафуте негативно настроенные матросы отреагировали на их появление радостными криками «Ура! Браво! Освободить!». Некоторые начали выкрикивать оскорбления в сторону командира и офицеров, а некоторые попытались с ними расправиться. Выведенные на шкафут агитаторы стали призывать матросов к восстанию.

И когда возникла угроза расправы над офицерами командир крейсера Никольский и старший офицер крейсера П. П. Огранович открыли по беснующийся толпе матросов и агитаторов огонь из револьверов, и палуба мгновенно опустела.

Выстрелами были ранены трое матросов: двое легко и один смертельно — Прокофий Яковлевич Осипенко (был впоследствии похоронен на Марсовом поле).

Никольский немедленно доложил в Адмиралтейство о произошедшем. Из Адмиралтейства последовало предложение прислать сотню казаков для усмирения бунта на корабле. Михаил Ильич категорически отказался от этой меры, рассчитывая на благоразумие команды.

Для объяснения ситуации командир приказал построить команду на верхней палубе и пытался объяснить каждой роте моряков ситуацию на крейсере и в городе, объясняя происходящие в Петербурге беспорядки изменой и провокацией, организованной немцами, и называл агитаторов немецкими шпионами.

Однако, в адрес командира и офицеров из строя слышались открытые угрозы. Агитаторы находились все еще на корабле.

Убедить команду в необходимости военной службы не удалось.

Ночью Никольский вызвал к себе в каюту старшего механика и передал ему своё обручальное кольцо и нательный крест для передачи жене в случае, если с ним что-то случится.

На мостике «Авроры» по приказанию командира были установлены пулемёты, чтобы избежать нападения с берега и бунта команды.

Утром был созван офицерский совет, на котором большинство офицеров настаивали не открывать больше огонь, даже в случае попытки бунтовщиков овладеть крейсером.

14 офицеров, 3 гардемарина и 11 кондукторов не могли рассчитывать на поддержку большей части команды, следовательно, кровопролитие было бы бесцельным. По мнению офицеров.

После побудки 28 февраля команда крейсера приступила к приборке помещений. В 9 часов напротив «Авроры» начали появляться группы рабочих, которые вскоре превратились в демонстрацию с красными флагами, лентами и повязками. Среди демонстрантов были и вооружённые люди. Из толпы послышались выкрики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти вместе с ними в город.

По свидетельству очевидцев, Никольский заявил, что не собирается задерживать команду на корабле и все желающие, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, могут сойти на берег. После этих слов Михаил Ильич ушёл к себе в каюту.

Толпа рабочих и агитаторов заполнила корабль. Наиболее революционными матросами был захвачен арсенал крейсера и пулеметы. Всё оружие, было роздано на руки матросам и рабочим. На юте начался митинг. Некоторые матросы требовали немедленной расправы над командирами, стрелявшими в матросов. Было принято решение арестовать командира и старшего офицера. По настоянию некоторых матросов командира и старшего офицера решили отвести в Таврический дворец, ставший штабом революции.

Командира и старшего офицера несколько вооруженных матросов выволокли на палубу крейсера. С них сорвали награды и погоны.

А когда их начали сводить на берег, рабочие предложили, чтобы Огранович и Никольский шли впереди и несли красный флаг. Оба категорически отказались. Никольский бросил красный флаг на землю.

Машинист Николай Брагин выстрелил ему в голову из револьвера и убил, а машинист Сергей Бабин ударил штыком старшего офицера Ограновича в горло и тот упал обливаясь кровью.

Бросив трупы убитых офицеров, матросы с рабочими дружно отправились к Таврическому дворцу.  Остальные офицеры, после ухода команды и расправы над командирами просто ушли с корабля.

Павел Павлович Огранович чудом остался жив. Вылечился и перебрался на юг, где вступил в белую армию и сражался с красными. Был убит 31 июля 1920 года.

Потом Брагин оправдывался, что убил командиров за то, что убили братишку Осипенко.

Командир крейсера «Аврора» капитан 1 ранга Никольский, убитый матросами

Никольский Михаил Ильич — молодой успешный командир, имеющий пять боевых наград участник Русско-японской войны и минной войны на Балтике Михаил Никольский пришел на «Аврору» зимой 1916 года. Главной его задачей была подготовка крейсера к капитальному ремонту. В сентябре 1916 года «Аврора» выгрузила артиллерийский боезапас в Кронштадте и встала в ремонт. Но уже в начале февраля 1917 года стало понятно, что Франко-русский завод (ныне Адмиралтейские верфи. – Прим. ред.) не укладывается к назначенному на 15 апреля сроку. Причина – нехватка рабочих рук, рабочие Петрограда начинают бастовать. Михаил Никольский после совещания с руководством завода принимает решение заменить бастующих рабочих матросами «Авроры» и продолжить ремонт крейсера. Однако матросы в цехах завода сразу же попадают под агитацию социалистов-революционеров, составлявших большинство среди политически активных рабочих.

Фактически, после убийства офицеров и бегства оставшихся власть на корабле взяли в свои руки матросы. На корабле, первом из кораблей Балтийского флота, был сорван Андреевский флаг и поднят красный флаг. Крейсер «Аврора» первым из кораблей Балтийского флота отказался подчиняться командованию флота и выполнять приказания. Образованная, на корабле при содействии рабочих, большевистская организа­ция «Авроры», являвшейся самой многочисленной среди воинских частей Петроградского гарнизона.

Матросы «Авроры» принимали участие во всех событиях, связанных с борьбой за установление революционной власти. Они участвовали в демонстрациях, вели пропагандистскую работу на других кораб­лях, призывали матросов с других кораблей не подчиняться распоряжениям Временного правительства и приказаниям своих офицеров.

Июльские события, расстрел рабочей демонстрации резко изменили обстанов­ку в стране. Партия большевиков взяла курс на во­оруженное восстания.

На общем собрании команды кораб­ля был избран представитель «Авроры» в Центробалт. Им стал большевик матрос А.В.Белышев. В сентябре он же стал и предсе­дателем судового комитета.

Судовой комитет «Авроры» под ру­ководством ячейки РСДРП(б), подчи­няясь Центробалту, в начале октября отказался выпол­нять приказы Керенского и Временного правительства. Моряки не выполнили приказ командующего Балтийским флотом и не вывели ко­рабль из Петрограда, а наведя разведен­ный Николаевский мост, помогли крас­ногвардейским отрядам Васильевского острова пройти к центру города.

В Центральном военно-морском му­зее хранится немало документов, рассказывающих об участии моряков-авроровцев в Октябрьской рево­люции. Зная о близком вооруженном выступлении народа, матросы стреми­лись ускорить ремонтные работы и при­вести крейсер в состояние боевой готов­ности. В восстании крейсеру отводилась особая роль. На нем планировалось со­здать запасной командный пункт, один из филиалов штаба во главе с В.А.Ан­тоновым-Овсеенко.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - avrora-zalp-1200x750-1024x640.jpg

24 октября 1917 г. представители крейсера были вызваны в Смольный. По поручению команды в штаб революции направились председа­тель судового комитета А.В.Белышев и член комитета Н.И.Лукичев. От имени Военно-революционного комитета Я. М. Свердлов назначил Белышева ко­миссаром «Авроры».

Скоро голос «Авроры» услышал весь мир. Корабельная радиостанция переда­вала воззвание «К гражданам России», написанное В. И. Лениным: «Временное правительство низложе­но, государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета ра­бочих и солдатских депутатов — Воен­но-революционного комитета, стояще­го во главе петроградского пролетари­ата и гарнизона.

7 октября 1917 года комиссар «Авроры» Белышев вместе с комендором Е.П.Ог­невым в 21 ч 40 минут увидев на мачте Петропавловской крепости световой сиг­нал, произвели холостой выстрел бакового орудия крейсера.  Этот выстрел стал сигналом к штурму Зимнего дворца. Услышав выстрел с «Авроры» на Двор­цовой площади отряды рабочих, солдат и матросов бросились на штурм Зимне­го дворца. Среди них был и отряд моряков-авроровцев. Власть в стране была взята большевиками.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Cruiser-Aurora-8-1024x768.jpg

Началась гражданская война. Большинство моряков крейсера «Аврора» ушли с корабля и вое­вали на многих фронтах, ездили с продотрядами по деревням, охраняли учреждения новой Советской власти.

После революции крейсер «Аврора» был переведен в Кронштадт и поставлен на длительную консервацию с минимальным количеством команды.

После окончания гражданской войны было принято ре­шение о восстановлении кораблей и со­здании советского флота.

Некоторые авроровцы вернулись на родной корабль с фронтов гражданской войны и вместе с призванными по ленинскому призыву комсомольцами отремонтировали крейсер.

23 февраля 1923 г. на «Авроре» вновь был поднят военно-морской флаг. Крей­сер включили в состав отряда учеб­ных кораблей Балтийского флота и на долгое время стал кузницей подготовки командных кадров. Школу морской вы­учки на крейсере проходили многие курсанты и слушатели высших военно-морских учебных заведений.

Героизм, высокий моральный дух проявили курсанты морского училища, проходив­шие практику на «Авроре», в ночь на 20 июля 1923 г. В ту ночь «Аврора» сто­яла на Большом Кронштадтском рейде невдалеке от форта Павел. Сигнальщики крейсера заметили поднимавшийся на форту дым. В форту хранились мины, и в любой миг они могли взорваться. Трудно было представить последствия такого взрыва. Ведь рядом стояли боевые корабли. Лег­ко сдетонировал бы весь боезапас. Не те­ряя ни минуты, курсанты во главе с начальником учебного отдела училища военмором В. Гедле сели в шлюпку и направились к форту. Они увидели, что на берегу го­рит мина. Потушить ее не удалось. Тог­да будущие офицеры решили сбросить ее в воду. Но когда до береговой черты оставалось всего несколько метров, по­следовал взрыв. Курсанты Г. Альтман, К. Казаков, М. Ущерович погибли. Смер­тельно раненный В.Гедле скончался в госпитале. Ценой собственной жизни курсанты спасли форт и стоящие на рей­де боевые корабли. Советское прави­тельство высоко оценило героизм кур­сантов. Все они были награждены орде­нами Красного Знамени.

19 июля 1924 года оставшимся в живых курсантам Ф.Седельникову, В.Полещуку, Н.Моралеву, К.Сокольскому и А.Евсееву в торжественной обстановке были вручены ордена.

В июле 1924 г. крейсер «Аврора» со­вместно с учебным кораблем «Комсомо­лец» с курсантами на борту совершил первое после Великого Октября загра­ничное плавание. Корабли, успешно преодолев около шести тысяч миль вокруг Скандинавии, благополучно дошли до Архангельска и вернулись об­ратно, посетив норвежские порты Берген и Тронхейм.

В порту Берген и корабли посетила советский пол­пред в Норвегии А. М. Коллонтай.

В дальнейшем «Аврора» совершила много дальних заграничных походов и везде авроровцы с честью несли военно-морской флаг своей страны.

В годы Великой Отечественной вой­ны «Аврора» стояла в Ораниенбауме (Ломоносове). Пушки крейсера были сняты и установлены на Вороньей горе под Дудергофом, а одна — на бронепо­езде «Балтиец». Пушки крейсера громили врага, пы­тавшегося захватить родной город.

30 сентября 1941 года от прямого попадания авиабомбы крейсер лег на дно Ораниенбаумской бухты. Оставшиеся авроровцы сошли с затонувшего корабля и сражались в частях морской пехоты под Ленинградом, высажи­вались в десантах, воевали на других кораблях Балтийского флота. Иногие из них погибли при высадке Петергофского десанта.

После прорыва блокады Ленинграда 20 июля 1944 года крейсер был поднят и в 1945 году был отбуксирован в Балтийский завод для ремонта. Начался его ремонт. Длительное нахождение в воде дали знать себя. Ремонт продлился долгие четыре года.

2496893 21.09.2014 Корабль-музей «Аврора» во время буксировки в доковый ремонт от стоянки у Петровской набережной в Санкт-Петербурге до Кронштадтского морского завода. Алексей Даничев/РИА Новости

Но крейсер являлся символом революции, давшим победный залп. Деньги на его восстановление выделились незамедлительно. Были возращены и установлены на свое место орудия крейсера. И 17 ноября 1948 года крейсер был поставлен на вечную стоянку у Нахимовского училища. Официально «Аврора» была переда­на Нахимовскому училищу и стала учеб­ной базой юных моряков.

В 1950 году на корабле официально открыт филиал центрального военно-морского музея.

Однако помимо музея крейсер «Аврора» продолжал числиться в составе Балтийского флота. Ежедневно под мелодич­ный звон склянок и звуки оркестра, на «Авроре» поднимался Военно-морской флаг СССР. На бело-голубом полотнище были изо­бражены два ордена, которыми награ­жден корабль – орден «Красного Знамени» и орден «Октябрьской Революции».

А с 1991 года стал подниматься, как и на всех кораблях России сине-голубой Андреевский флаг, как и было при введении крейсера в строй боевых кораблей.

Крейсер «Аврора» был символом революции, но был интересен экскурсантам как корабль еще аж конца 19-ого века. Он был весьма интересен своей оснасткой, боевыми постави, устройством и бытом матросов. Каждый день на крейсер выстраиваются многочисленные экскурсии с петербуржцами и гостями города.

На корабле, поднимается военно-морской флаг, строиться команда, бьют склянки, сменяются вахты. Гордо несут вахту у трапа «Авроры» матросы с ленточками с гордой надписью «Аврора». Более, чем столетняя флотская служба «Авроры» продолжается, а корабль и сегодня находится в строю боевых кораблей Балтийского флота.

Начало лихих девяностых годов ознаменовались большим скандалом, связанным с вечеринкой на «Авроре», где упившиеся руководители Санкт-Петербурга и одуревшие от спиртного артисты и артисточки, выделывали на борту корабля всякие непотребности, и даже в раздетом виде прыгали с борта крейсера в воду.

Уже в двухтысячных годах «Аврору» внезапно было принято решение вывести из строя боевых кораблей и закрыть на ней филиал военно-морского музея, а сам крейсер порезать. У страны и Министерства обороны не оказалось денег для содержания корабля «символа Военно-морского флота России». Ветераны флота, чтобы спасти уникальный корабль для потомков, предлагали выкупить его. Кто-то даже начинал сбор денег, однако они не понадобилось.

Сменились времена и власти, сменились эпоха и «Аврору» поставили в очередной ремонт на судостроительный завод.

Ремонт был произведен качественно, и «Аврора» заняла свое место на штатном месте. И снова, как и прежде на «Аврору» выстраиваются толпы экскурсантов, чтобы ознакомиться с легендарным кораблем, участвовавшем в четырех войнах, и даже в знаменитом Цусимском сражении.

Сегодня крейсер «Аврора» является не только символом революции, а прежде всего экспонатом флота той эпохи, в корой он служил нашей стране.

Фотографии взяты из базы данных Яндекс

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Алексей

    Довелось быть на нём в командировке, о чём обязательно напишу.

    1. Алексей напишите будет весьма интересно. В 1979 году весной в наш класс во ВВМУРЭ имени Попова пришел высокий черноволосый парень с ленточкой АВРОРА. Это был Коля Романов по-моему. Его отчислили от ВВМУРЭ год назад по успеваемости с курса, который старше нас на год. В течении месяца он был в нашем классе и должен был сдать экзамены по предметам, из-за которых его отчислили от училища год назад. Он не смог сдать по каким-то причинам и его отправили дослуживать назад на «Аврору». Жалко, хороший был парень и хотел стать офицером. Много рассказывал о службе на «Авроре». Так сказать мы узнавали «Аврору» немного изнутри. Как-то в увольнении мы с ним вместе ходили на «Аврору» и он показал мне много такого, что туристам не показывают.

      1. Алексей

        Да, скоро будет про первую командировку на этом крейсере. И туристам действительно многого не показывают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *