Лагард А. Линейные корабли Черноморского флота «Императорской серии»

Проект линейных кораблей «Императрица Мария» — серия российских линейных кораблей, спроектированных в 1910—1911 годах (по малой кораблестроительной программе), на основе линейных кораблей типа балтийских типа «Севастополь» и предназначенных для ведения боевых действий на Чёрном море, прежде всего для захвата господства на Черном море.

Закончилась разгромным поражением России русско-японская война. Балтийский флот потерял почти все свои линейные корабли, Черноморский флот морально устарел. Денег у страны не было. Созданный не без помощи Императора Николая II Морской Генеральный штаб анализируя все угрозы, понимал, что страны Европы вокруг вооружаются и прежде всего строят сильный флот. Премьер-министр страны Дурново Петр Николаевич (сам из моряков), как никто понимал, что страна, имеющая такие значительные границы на Балтийском и Черном морях не имеет права не иметь значительной силы на морях и оказывал давление на Императора по мере сил и возможностей. Сменивший его Столыпин Петр Аркадьевич, выступая в Государственной Думе и буквально продавил малую судостроительную программу и выделение денег на нее.

В представлении совету государственной обороны морской министр адмирал Бирилев Алексей Алексеевич указал, что он выступает не с целой программой судостроения, а лишь с этим частным вопросом о постройке двух кораблей, которая является бесспорной, какая бы судостроительная программа впоследствии ни была принята. Через 2 дня, 26-го октября, записка была поставлена на обсуждение совета государственной обороны. В заседании имели место крупные разногласия. В частности, по поводу того, какой России нужен флот, сухопутные члены совещания указывали, что он должен быть преимущественно минный, морские же доказывали целесообразность линейного. Председателем совета дядя царя великий князь Николай Николаевич поставил вопрос: «признается ли возможным обсуждение вопроса о двух проектированных броненосцах без всякой кораблестроительной программы, или же для решения этого вопроса необходима предварительная обстоятельная разработка судостроительной программы для балтийского флота, хотя бы на ближайшее время, с указанием, какая из работ должна быть поставлена в первую очередь и какие в последующие?»

Утвержденная в морском Министерстве программа, представленная Государственной думе, предусматривала строительство: 4 эскадренных броненосцев, 8 легких крейсеров, 12 миноносцев, 4 подводных лодок. Суммарная стоимость программы была оценена в 149,66 миллионов рублей.

Одобрение «программы воссоздания и реформы морских вооруженных сил России», а также установленные совместно с начальником сухопутного генерального штаба задачи флоту дали возможность развить последние в виде «стратегических оснований для плана войны на море», каковые были представлены царю 19 марта 1907 года.

Первоначальный проект малой судостроительной программы предусматривал постройку для Балтийского флота: 2 броненосцев по 21000 тонн, 72 эскадренных миноносцев 100 тонн, 30 подводных лодок 80 тонн, 2 легких крейсеров по 4000 тонн, 18 эскадренных миноносцев по 700 тонн, 6 подводных лодок по 400 тонн, 3 минных транспорта по 2500 тонн, 10000 мин заграждения – всего на сумму 126 млн. рублей.

Эта программа была утверждена и названа малой судостроительной программой, но потом в самом генеральном штабе она встретила возражения со стороны отдельных начальников, в частности, против большого числа минных судов в зачет линейных, вследствие чего вновь была переработана.

Переработанной она выглядела так: для Балтийского моря: 4 броненосца по 21000 тонн, плавучая база, 3 подводных лодки по 80 тонн, для Черного моря: 14 эскадренных миноносцев по 700 тонн, 3 подводных лодки по 450 тонн. Всего на 126,7 миллион рублей.

Председатель совета министров Столыпин при открытии заседания Правительства обратил внимание на необходимость точного выяснения отношения правительства к предстоящему рассмотрению сметы государственной думой, среди членов которой замечается явно отрицательное отношение к смете морского ведомства; в особенности в части, касающейся судостроительной программы, при чем затрагиваются вопросы об общем плане обороны страны, а следовательно, наличия единой согласованной программы по военному и морскому ведомству. Обсудив вопрос о необходимости точного обоснования не только морской, но и военной сметы, совет министров отметил, что «в настоящее время в распоряжении правительства не имеется определенного и согласованного по всем частям государственного управления, а прежде всего по военному и морскому ведомствам, оборонительного плана государства и соображенной с сим планом, имеющим охватить деятельность всех министерств, программы развития вооруженных сил империи. На скорейшее выполнение означенной задачи следует обратить самое серьезное внимание, ибо без такого плана и программы все проектируемые по военному, морскому и другим соприкосновенным ведомствам начинания не будут иметь прочной основы и надлежащей планомерности, желательных во всех государственных мероприятиях и сугубо необходимых в ныне предстоящем России исключительно важном деле возрождения ее военно-морской мощи». Это постановление совета министров было рассмотрено Николаем II 2 марта 1908 года, который написал резолюцию: «общий план обороны государства должен быть выработан короткий и ясный, на одно или два десятилетия. По его утверждении он должен быть неуклонно и последовательно приводим в исполнение». Таким образом, смета морского ведомства в совете министров не подверглась никаким изменениям и поступила в бюджетную комиссию государственной обороны государственной думы.

1909 год ознаменовался закладкой 4 линейных кораблей для Балтийского флота, чем было положено начало его воссозданию. Однако, политические события быстро следовали одно за другим, идя к неминуемой развязке — мировой войне. Чувствовалось, что до ее начала осталось немного. Успеть создать сильный флот за этот период уже было невозможно. Руководимое морским генеральным штабом, морское ведомство делало громадные усилия, чтобы, в предвидении неизбежной войны, ускорить постройку нового флота. Состав министерства был обновлен, аппарат реформирован, к деятельность всего последующего периода 1909–1912 годов имеет совершенно иной характер, нежели ранее. В особенности его достижения упрочились после назначения морским министром адмирала Григоровича (1911 г.), пользовавшегося доверием и авторитетом в глазах общественных слоев, благодаря чему ему удалось добиться крупных ассигнований на восстановление морских сил.

23-го сентября 1910 года морское ведомство вошло в совет министров с представлением «об ассигновании средств на усиление черноморского флота», в котором оно седлалось на первоначальные свои соображения по усилению черноморского флота, каковые были отвергнуты рядом предшествовавших совещаний из — за признания первенствующего значения предварительной организации обороны Балтийского моря и в виду невозможности осуществить полностью всю программу усиления флота из-за финансовых соображений.

Указав на изменение политических обстоятельств на Черном море и принимая во внимание, что главные силы Турции составят новые линейные корабли, оно находило необходимым построить 3 корабля, которые составят вторую бригаду, в дополнение к ныне существующей в Черном море, и перенести сроки постройки 9 эскадренных миноносцев и 6 подводных лодок уже по внесенному законопроекту в государственную думу на первый год по программе развития морских вооруженных сил.

Местом предполагаемой постройки новых судов для Черного моря избирался Николаев, как глубоко расположенная база в противоположность открытому и не имеющему достаточно места для верфи Севастополю, который должен было сделаться ремонтным и снабжающим портом. Имевшихся в Николаеве средств было совершенно недостаточно для столь крупного судостроения, почему нужно было прежде всего оборудовать эллинги и судостроительные мастерские, организовать заново заводы, на что также требовались соответственные ассигнования.

Журнал совета министров 17 января 1911 г. был представлен в государственную думу, которая согласилась на отпуск потребных средств для срочного усиления морских сил Черного моря.

Императрица Мария. Водоизмещение: полное — 25800, стандартное — 24100, длина -168, ширина -27,4, осадка 8,4, мощность 20 котлов 26500 л.с.., скорость : максимальная — 21, экономическая , дальность плавания экономическим ходом — миль. Вооружение: 12-305 мм, 18-130 мм, 8-102 мм, 5 — 75 мм, 4 пулемета. 4-450 мм ТА, Броня — полный пояс 262,2 мм, верхний пояс мм, башни 250 мм, барбеты 250 мм, рубка — 254 мм, палуба — 25+37,5+12 мм, Экипаж 1190 человек ( офицеров)

Таким образом, в конце 1911 года были заложены три линейных корабля нового типа для Черного моря: «Екатерина II» — на заводе «Общества Николаевских судостроительных верфей», «Император Александр III» и «Императрица Мария» — на заводе «Русского Судостроительного Общества»

6-го июня 1912 года, наконец, состоялось рассмотрение Государственной Думой представления морского министерства о программе судостроения, которая была принята большинством 197 голосов против 89-ти.

Таким образом, были получены кредиты для осуществления большой или, как было принято называть ее, «усиленной» судостроительной программы, по которой флот, к 1916–1917 г.г. должен был быть доведен до значительных размеров. Согласно отпущенных кредитов были начаты работы по сооружению новых судов.

К концу 1914 г. должно была закончится строительство бригады линейных кораблей типа «Севастополь» для Балтийского флота, и судостроительные заводы Санкт-Петербурга могли заложить и приступать к постройке бригады тяжёлых линейных крейсеров типа «Измаил» («Измаил», «Кинбурн», «Бородино», «Наварин») по своему вооружению не уступающих линейным кораблям, фактически усиливающих мощь линейных сил Балтийского флота в два раза.

Для ускорения разработки проекта и постройки черноморских дредноутов в качестве прототипа было решено рассматривать (взять за основу) проект строящихся балтийских линкоров типа «Севастополь».

В основе концепции проектирования черноморского линкора был заложен тот же, что и у балтийских кораблей, конструктивный тип, с усилением защиты в ущерб его проектной скорости в пределах неизменного водоизмещения.

Подобный подход позволил значительно ускорить процесс разработки заданий на новые линейные корабли для Чёрного моря, но вместе с тем заведомо заложил в новых проектах недостатки, присущие балтийским линкорам, в том числе и линейно-монотонное расположение башен главного калибра. Улучшением стали увеличенный развал шпангоутов в носу и небольшой прямолинейный подъём от носовой башни к форштевню на высоту около 0,6 м. В результате носовые башни на значительном волнении гораздо меньше страдали от забрызгивания и заливания.

Разработку рабочего проекта было поручено судостроительному заводу «Руссуд», а остальным судостроительным заводам было предписано использовать светокопии этих чертежей. Для ускорения процесса разработки рабочих чертежей завод «Руссуд», по заключённому с Морским министерством особому соглашению, получил в своё распоряжение от правлений Балтийского и Адмиралтейского заводов все построечные чертежи для балтийских линкоров. В этой связи проектирование всех корабельных систем, устройств, помещений и различного оборудования сводилось к привязке этих чертежей к «черноморскому» варианту.

Все три линкора для Черноморского флота были заложены в один день — 17 октября 1911 года, на заводе Руссуд («Императрица Мария» и «Император Александр III») и на заводе ОНЗиВ («Императрица Екатерина II»). Примечательно то, что первоначально при зачислении в списки флота 11 октября 1911 года «Высочайшим» указом, третьему черноморскому дредноуту было присвоено название «Екатерина II». Однако на заводе «Наваль» (ОНЗиВ) изначально всю конструкторскую документацию для строящегося дредноута обозначали по имени «Императрица Екатерина II». В Адмиралтействе это несоответствие в названиях дредноута не корректировалось вплоть до 14 июня 1914 года (по другим данным до 27 июня 1915 года, когда корабль получил название «Императрица Екатерина Великая».

Надвигающаяся война заставляла, несмотря на печальный опыт прошлого, вести разработку рабочих чертежей одновременно с постройкой кораблей. Из-за этого корабли серии имеют множество отличий, и поэтому о серийной постройке можно было говорить лишь условно. Черноморские заводы впервые строили такие большие корабли.

19 октября 1913 года Руссуд спустил на воду «Императрицу Марию». 2 апреля 1914 года к нему присоединился линейный корабль «Император Александр III». 24 мая 1914 года, незадолго до начала Первой Мировой войны, ОНЗиВ спустил на воду линейный корабль «Императрица Екатерина Великая», и, не дожидаясь подписания соответствующего контракта, 9 июня заложил на опустевшем стапеле четвёртый линейный корабль (значительно отличающийся от Императрицы Марии» и учитывающий многие недостатки), получивший имя «Император Николай I».

Корабль имел гладкопалубный корпус с незначительным подъёмом в носовой оконечности на 0,7 метра (из этого от носовой башни к форштевню 0,6 м). Корпус «Императрицы Марии» и «Императора Александра III» имел верхнюю палубу с небольшой седловатостью и подъёмом, две гладкие полные палубы среднюю и нижнюю, и по две платформы в оконечностях вне пределов машинных и котельных отделений. На всем протяжении корпус имел двойное дно, а в подбашенных отсеках (кроме кормового) — третье. Набирался корпус по продольной схеме. Поперечная метацентрическая высота, составляла 1,76 м. Каждый из кораблей управлялся двумя балансирными рулями, с осями вращения расположенными в диаметральной плоскости — малый между 126/127 шп., большой между 133/134 шп. Рули состояли из баллеров и рёбер мягкой стали, пространство между которыми было заполнено деревянными просмоленными брусьями. Рули обшивались стальными листами толщиной 10 мм.

Главная энергетическая установка включала в себя два комплекта турбин Парсонса производства фирмы «Джон Браун» с прямой передачей на четыре гребных вала, вращавших четыре латунных гребных винта диаметром 2,4 м. Главные механизмы располагались в пяти водонепроницаемых отсеках между третьей и четвёртой башнями главного калибра. Каждый комплект турбин состоял из турбин высокого давления переднего и заднего хода и турбин низкого давления переднего и заднего хода. Турбины высокого давления вращали наружные гребные валы, турбины низкого давления — внутренние.

Двадцать водотрубных котлов Ярроу (изготовленных в Харькове), рабочим давлением 17,5 кГс/см², питали турбинные агрегаты. Номинальная мощность силовой установки составляла 26 000 л. с., что должно было обеспечить скорость 21 узел при 320 об/мин. Площадь нагревательной поверхности котлов составляла 6800 м². Котлы должны были обеспечивать отопление как углём, так и нефтью. На испытаниях всех кораблей была превышена мощность 33 000 л. с. и скорость 21,5 узлов.

Артиллерию главного калибра линкоров типа «Императрица Мария» составляли двенадцать нарезных 305-мм пушек конструкции Обуховского завода, размещавшиеся в четырёх трёхорудийных башенных установках.

Артиллерия противоминного калибра состояла из двадцати новейших 130-мм пушек. Орудия имели скреплённый ствол с длиной ствола 55 калибров и поршневой затвор патента Виккерса (другое название: затвор Велина). Скорострельность орудий 36,86 килограммовыми снарядами составляла 6 выстрелов в минуту. Заряжание орудий — раздельно-картузное. Боекомплект противоминного калибра связи с увеличением их количества уменьшился до 245 выстрелов на орудие против 300 на «Севастополях». Система управления огнём не отличалась от применённой на «Севастополях».

Принят на вооружение первый линейный корабль «Императрица Мария» был 25 августа 1915 года уже во время Первой мировой войны.

Необходимость скорейшего приема обосновывалось прорывом на Черном море германских тяжелого линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау», вошедших в состав турецкого флота. Российские старые броненосцы по своему мощности своего вооружения, дальнобойности и скорости хода даже всех вместе (6 старых броненосцев) уступали германским. Принятие флотом новых линейных кораблей типа «Императрица Мария» давали русскому флоту преимущество над германскими. Даже наличие в строю одного линкора «Императрица Мария» позволили загнать турецкий флот в Босфор.

Линейный корабль «Императрица Мария» заложен 11 июня 1911 года на заводе «Руссуд» в Николаеве. Строитель корабля Лев Кромальди. Спущен на воду 6 октября 1913 года. Прибыл в Севастополь 30 июня 1915 года. Линейный корабль встречал уже на выходе из Буга почти весь Черноморский флот во главе с командующим морскими силами Черного моря адмиралом Эбергардом Андреем Августовичем.

alternatistory.ru

8 июля 1916 года новый командущий морскими силами Черного моря более энергичный вице-адмирал Колчак, прибыл в Севастополь и сразу поднял свой флаг на линейном корабле «Императрица Мария». В этом была некоторая историческая преемственность, ведь так же назывался флагман Павла Степановича Нахимова, на котором прославленный адмирал громил турок в Синопской битве.

С вступлением в строй «Императрицы Марии» соотношение сил на Чёрном море резко изменилось. С 13 по 15 октября 1915 года линкор уже прикрывал действия 2-й манёвренной группы линейных кораблей («Пантелеймон», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий») в районе Зонгулдака. Со 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия этой же 2-й манёвренной группы линейных кораблей во время обстрела Варны и Евксинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской десантной операции.

Новый командующий флотом отдал приказ завалить минами весь Босфорский пролив и блокировать его подводными лодками. Во исполнение этого приказа в районе Босфора к концу 1916 г было выставлено 2.187 мин, и около него постоянно крейсировали русские подводные лодки, топившие любое судно, сумевшее проскочить через минные поля. Таким образом, судоходство противника было почти полностью парализовано, из-за чего нехватка угля в турецкой столице стала столь острой, что даже военные корабли Османской империи уже не могли выходить в море. Российский флот под командованием активного и решительного адмирала Колчака без потерь со своей стороны за короткий срок полностью утвердил русское господство в Черном море.

15 октября 1915 года в Севастополь прибыл второй линейный корабль «Императрица Екатерина Великая». Преимущество русского флота на Черном море стало подавляющим.

Но 7(20) октября 1916 года в Севастополе на своих бочках трагически погиб от взрыва погребов линейный корабль «Императрица Мария». Погибло от взрывов, утонули и умерло от ран 309 членов экипажа.

Вице-адмирал Колчак лично руководил операцией по спасению моряков на линкоре. Было принято командиром корабля решение, чтобы избежать пожаров и повторных взрывов положить его на грунт (затопить). Два кондуктора во главе с инженер-механиком мичманом Игнатьевым, ценой собственных жизней сумели открыть кингстоны. Но затопление привело не только к затоплению, но и к опрокидованию корабля. В результате, находившиеся в корпусе корабля, на боевых постах моряки почти все погибли.

Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Рассматривались три наиболее вероятные причины: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнём или самим порохом и, наконец, злой умысел (диверсия). Первые две причины были признаны с некоторыми колебаниями маловероятными. В расследовании участвовали, как специалисты-моряки, так и полицейские и жандармские чины. Одной из версий стало, что взрыв корабля являлся диверсией, совершенной группой немецкого разведчика Виктора Эдуардовича Вермана и группой николаевских рабочих, бывших еще на корабле. На допросе в Омске адмирал Колчак, тоя на краю гибели, на вопрос членов комиссии, кто виноват в гибели линейного корабля «Императрица Мария», ответил честно, что комиссия виновного не установила, но он считает, что взрыв произошел из-за низкой организации службы в погребах, где не соблюдались простейшие правила соблюдения мер безопасности.

Вот телеграмма адмирала Колчака начальнику Генерального морского штаба Ставки адмиралу Александру Ивановичу Русину, отправленная в день катастрофы:

«Секретно № 8997

7 (20-го по новому стилю) — «Известия») октября 1916 года.

Пока установлено, что взрыву носового погреба предшествовал пожар, продолжавшийся ок. 2 мин. Взрывом была сдвинута носовая башня. Боевая рубка, передняя мачта и труба взлетели на воздух, верхняя палуба до второй башни была вскрыта. Пожар перешел на погреба второй башни, но был потушен. Последовавшим рядом взрывов, числом до 25, вся носовая часть была разрушена. После последнего сильного взрыва, ок. 7 час. 10 мин., корабль начал крениться на правый борт и в 7 час. 17 мин. перевернулся килем вверх на глубине 8,5 сажени. После первого взрыва сразу прекратилось освещение и нельзя было пустить помпы из-за перебитых трубопроводов. Пожар произошел через 20 мин. после побудки команды, никаких работ в погребах не производилось. Установлено, что причиной взрыва было возгорание пороха в носовом 12-м погребе, взрывы снарядов явились как следствие. Основной причиной может быть только или самовозгорание пороха, или злоумышление. Командир спасен, из офицерского состава погиб инженер-механик мичман Игнатьев, нижних чинов погибло 320. Присутствуя лично на корабле, свидетельствую, что его личным составом было сделано всё возможное для спасения корабля. Расследование производится комиссией. Колчак».

В дальнейшем корабль подняли и сдали его для разборки.

В 1932 году со дна Севастопольской бухты подняли орудия главного калибра. 305-мм орудия «Императрицы Марии» впоследствии были установлены на знаменитой батарее № 30 в крепости Севастополь и на железнодорожных транспортерах TM-III-12.

«Императрица Екатерина Великая» — российский линейный корабль типа «Императрица Мария». Активно использовался в боевых операциях русского Черноморского флота во время Первой мировой войны.

Приветствую вас друзья! Сегодня у нас рассказ о самом успешном дредноуте русского флота.

https://dzen.ru/a/X-h9O96BQCuoBH6n?ysclid=lyhiigoynj884003103

Название корабля после закладки неоднократно менялось. 11 октября 1911 года предварительно зачислен в списки Императорского флота под названием: «Екатерина II» (в память о первом черноморском броненосце). Заложен линейный корабль, как два других 11 июня 1911 года (по некоторым другим данным 17 октября 1911 года) на заводе Общества Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ, впоследствии «Наваль») в Николаеве. 27 июня 1915 года при приемке в состав действующего флота переименован в «Императрица Екатерина Великая». 18 апреля 1917 года переименован в линейный корабль «Свободная Россия».

Прикрывал набеговые операции на побережье Османской империи и минные постановки. 8 января 1916 года во время очередного патрулирования встретился с германским линейным крейсером «Гёбен» (в тот момент формально турецким «Явуз Султан Селим»). После обмена залпами на максимальной дистанции противник стал отходить. Русский линкор начал преследование, продолжая вести огонь из 305-мм орудий ещё 30 минут, причём последние залпы были сделаны с дистанции более 20 км (120 каб.). «Явуз» получил лишь осколочные попадания и ушёл в Босфор. Участвовал в Трапезундской наступательной операции 23.1.-5.4.1916 года. В июне 1917 года прикрывал минные постановки в районе Босфора. 14 ноября 1917 года выходил в море на перехват германо-турецкого крейсера «Бреслау». 18 апреля 1917 года переименован в «Свободная Россия». 16.12.1917 года вошел в состав Черноморского флота Советской России и поднял Красный флаг. 30.4.1918 года убыл в Новороссийск из-за угрозы захвата Севастополя германскими войсками. Германские власти, оккупировавшие к тому моменту большую часть Крыма, потребовали вернуть корабли в Севастополь. По решению советского правительства во избежание захвата немцами линкор был потоплен торпедами, выпущенными с эсминца «Керчь».

Третий линейный корабль «Император Александр III» заложен, как и три других линкора 17.10.1911 года (11.10.1911 года зачислен в состав кораблей Морских сил Черного моря) на заводе «Руссуд» в Николаеве. Строитель Л.Л.Коромальди. Спущен на воду 2.4.1914 года.

Picture background

russiangiant.ru

В первой половине 1917 года прошёл испытания и вошёл в состав Черноморского флота. После февральской революции 1917 года получил имя «Воля». 16.12.1917 года вошел в состав Черноморского флота Советской России и поднял Красный флаг. 30.4.1918 года под флагом командующего флотом адмирала Саблина и Андреевским флагом убыл в Новороссийск из-за угрозы захвата Севастополя германскими войсками.

Германское правительство потребовало от Ленина перевести все ушедшие в Новороссийск корабли в Севастополь, находившийся уже под немецким контролем. Ленин приказал затопить корабли, послав для выполнения этого приказа в Новороссийск Фёдора Раскольникова. На кораблях черноморского флота шли непрерывные митинги для обсуждения судьбы кораблей и массовое дезертирство. На «Воле» после очередного бурного митинга большинством голосов решили вернуться в Севастополь. В дальнейшем кораблём распоряжалась германская оккупационная администрация. С уходом из Севастополя германских войск, на «Воле» и других кораблях 24 ноября 1918 вновь подняли Андреевские флаги, но явившиеся на место немцев недавние союзники — британцы и французы — захватили корабли и под британским флагом, и с британской командой отправили их в турецкий порт Измид.

В августе 1919 года «Воля» и ряд других кораблей вновь под Андреевскими флагами вернулись во вторично занятый Добровольческой армией Севастополь. Линкор был переименован в «Генерал Алексеев» (в честь генерала М. В. Алексеева) и возглавил Белый Черноморский флот. Участвовал в боевых операциях Белой армии против занятого красными побережья Днепро-Бугского лимана. С Тендровского рейда корабль вёл артиллерийские дуэли с очаковскими батареями Красной армии, отражал атаки их самолётов.

14 ноября 1920 года «Генерал Алексеев», в составе Русской эскадры, возглавил караван кораблей, эвакуировавший белых из Крыма в Константинополь. В декабре дредноут, в качестве флагмана остатков белого флота, пришел в Бизерту, французскую военно-морскую базу в Тунисе (Северная Африка). 29 декабря 1920 в Бизерте корабли русской эскадры были интернированы Францией. В бухте-озере, соединённой с морем глубоководным естественным каналом, русские корабли стояли на якорях в течение 4 лет. До конца 1924 года на палубах шла служба.

В 1924 году французский министр иностранных дел Эдуард Эррио установил дипломатические отношения с СССР. 30 октября 1924 года, после признания правительством Франции Советского правительства, русская эскадра была официально расформирована и флаги на русских кораблях были спущены. На дредноуте Андреевский флаг был спущен 30 ноября 1924 года.

В конце 1924 года академик А. Н. Крылов возглавил советскую комиссию, целью которой являлась подготовка соединения русских кораблей к возвращению на Чёрное море. В состав комиссии был включён командующий русской эскадрой адмирал М. А. Беренс. В конце декабря 1924 года советская техническая комиссия во главе с академиком Крыловым прибыла в Бизерту, где составила список кораблей, подлежащих передаче СССР.

Знаменитый кораблестроитель, увидя вновь свои корабли (дредноут и эсминцы), проектирование которых осуществлялось при его активном участии, не отказал себе в удовольствии прочесть сопровождающим его французским морякам небольшую лекцию об их превосходных боевых качествах. Тогда французов особенно заинтересовал дредноут. Советская миссия не удалась по «политическим» причинам. Дредноут был формально передан во владение СССР представителям советской власти, Крылову и Е. А. Беренсу. Но планам возвращения корабля на родину помешали политические обстоятельства (СССР отказался оплачивать царские долги) и Франция уклонилась от выполнения соглашения по флоту.

Таким образом, посланная в Бизерту советская техническая комиссия свою задачу не выполнила и (по согласованию с руководством СССР) констатировала, что линкор «Генерал Алексеев», как и остальные корабли, к тому времени, проржавел настолько, что их ремонт не оправдал бы себя. Стороны не смогли согласовать возврат корабля, частично из-за его неважного состояния, а частично из-за требования Франции оплатить издержки за его содержание в предыдущие годы в Бизерте.[3]

В 1936 году русский дредноут был уведен в Брест (Франция), где в процессе разборки на металл его конструкция была исследована французскими кораблестроителями.

Орудия русского линкора французы сохранили в арсенале в Бизерте. 12 305-мм орудий в 1940 году были предложены французами Финляндии, но финны получили только восемь орудий, 6 из которых были использованы Финляндией для береговых батарей на островах Мякилуото и Куйвасаари, а 2 орудия вернули после переговоров в СССР.

В конце Великой Отечественной войны батарея из трёх железнодорожных транспортёров, захваченных финнами в базе ВМФ Ханко, восстановленных с использованием этих орудий, была передана Советскому Союзу и использовалась по назначению в составе советской береговой обороны на Балтике. В настоящее время одно из орудий, поставленных на специальное железнодорожное шасси, находится в форте Красная горка, другое выставлено в музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, а третье экспонируется в музее на Поклонной горе в Москве.

Четыре орудия не успели прибыть в Финляндию и были в Норвегии захвачены немцами в 1940 году.

В 1942 году эти орудия немцы установили на батарее «Мирус» на острове Гернси в Ла-Манше, являвшимся одним из укреплённых пунктов «Атлантического вала».

Три орудия из береговых батарей на островах Аэгна и Найссаар немцы как компенсацию передали Финляндии для восстанавливаемой батареи на полуострове Ханко. В сентябре 1944 года, после подписания соглашения о перемирии с Финляндией, эти орудия были возвращены СССР и состояли на вооружении.

На батарее «Мирус» орудия простояли до окончательного их демонтажа в 1951 году. Распространено заблуждение, что в 1957 году два из этих 305-мм орудий были использованы при съемках приключенческого фильма «Пушки острова Наварон». На самом деле в съёмках использовались 283-мм орудия с немецкого линкора «Гнейзенау».

Именно спуск флага «Генерала Алексеева» в Тунисе, состоявшийся в октябре 1924 года, стал символом прекращения существования Русской эскадры. Флаг «Императора Александра III» сохранился в Австралии, в эмигрантской Кают-компании русских морских офицеров. В 1975 году он был передан священнику, сыну одного из морских офицеров. В 2014 году флаг был передан российскому военно-историческому обществу, отреставрирован и доставлен в Ялту, где Владимир Мединский передал его Владимиру Путину.

В 2015 году Мединский присутствовал на закладке новейшей стратегической атомной подводной лодки проекта 955 «Борей», в своей речи он упомянул про возвращённый в Россию флаг и сообщил, что присвоение новому подводному крейсеру имени «Император Александр III» является свидетельством преемственности истории Российской Империи и Российской Федерации.

Был еще заложен по измененному проепкту линейный корабль «Император Николай I».

Император Николай (с 16.4.1917 года «Демократия») I. Водоизмещение: полное — 28500, стандартное — 27300, длина -188, ширина -29, осадка 9, мощность 20 котлов 30000 л.с.., скорость : максимальная — 21, экономическая , дальность плавания экономическим ходом — миль. Вооружение: 12-305 мм, 20-130 мм, 8-102 мм, 4 пулемета. 4-450 мм ТА, Броня — полный пояс 262,2 мм, верхний пояс мм, башни 250 мм, барбеты 250 мм, рубка — 254 мм, палуба — 25+37,5+12 мм, Экипаж 1268 человек ( офицеров)

Заложен 19.6.1914 года на заводе «Руссуд» 2.7.1915 года зачислен в состав кораблей Морских сил Черного моря. 5.10.1916 года спущен на воду. 11.10.1917 года снят со строительства и поставлен на прикол. 28.6.1927 года отправлен на буксирах из Николаева в Севастополь для разделки на металл.

Picture background

hdpic.club

 

Литература:

Бережной С.С. Линейные и броненосные корабли, канонерские лодки. Москва, ВИ, 1997 года

 

Интернет:

https://statehistory.ru/books/V—I—Bragin-_Pushki-na-relsakh/4

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8_%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0_%C2%AB%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%C2%BB

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B0%D0%BA,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://dzen.ru/a/Yq6hLIUWGWhu9v91?ysclid=lyhfvpxpgc66157557

https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.c12cb8d1-66900138-65dd97fc-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Russian_battleship_Imperatritsa_Mariya

https://dzen.ru/a/W81_sFH33wCsprWX?ysclid=lyhgo9z35c476013015

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_III_(%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80)

https://statehistory.ru/books/V—I—Bragin-_Pushki-na-relsakh/4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *