ФИНН
С развитием мореплавания, в морские экипажи на суда, стали набирать людей разной национальностей и даже религий. Но была одна нация — которую моряки, опасались во все времена и на всех флотах, потому что, считали что такие матросы — колдуны и носители языческих обычаев. Эта нация — финны. Такое мнение о них складывалось в течение многих столетий. В записях английских мореплавателей 17 века, часто упоминались встречи, в северных морях, со странными одинокими рыбаками, которые, на примитивных лодках сделанных из кожи моржей, бесстрашно плавали, далеко от берега. Это были финны, которые не боялись ни ветра, ни волн, и казалось, что они просто живут в этих лодках. С веками таинственный образ финна-моряка, утверждался в мифах и легендах северных и балтийских народов и со временем оброс разными ассоциациями колдовства и ворожбы, в которых всегда главным персонажем был финн-моряк и он же колдун. Поэтому не случайно в матросской среде о финнах сложилась репутация, что они обладают некой мистической силой и являются носителями всевозможных суеверий.
С развитием мореплавания, всё больше финнов становились матросами на судах разных государств, тем самым их статус магов приобрел международную репутацию. Надо отметить, что моряков финнской национальности часто назвали «русскими финнами», и даже то, что Финляндия, с 1918 года стало самостоятельным государством, а не частью России, не изменило это прозвище, хотя никто из них никогда русский язык не знал. Скорее всего, самим финнам нравилось быть такими загадочными и они поддерживали мнение, что являются колдунами из далёкой северной России. За это их побаивались, а в чём-то и уважали, а главное, из-за сложившегося о них представление, никто из команды и офицеров лишний раз не придирался по пустякам.
Финны с детских лет были тесно связана с морем и судами, поэтому они приобретали все необходимые качества отличных моряков. Если не брать в счёт суеверия с ними связанные, то на многих судах финны считались идеальными моряками, грамотными и трудолюбивыми, а многие знали основы навигации и были способны к наукам. Тем более, что они по характеру скромные и тихие, хотя может быть и несколько замкнутые. Поэтому финны-моряки всегда были востребованы, на самых сложных морских специальностях, таких как штурманА, рулевые, плотники.
С другой стороны финны всегда воспитывались на национальных суевериях и обычаях, многие из которых были в диковинку и непонятны представителям других национальностей. Это сформировало суеверие о них, как о возбудителях различных несчастий, что часто служило поводом считать финнов нежелательными пассажирами на борту судна, таких же как священнослужителей, женщин или адвокатов. Если на судне в команде всё же встречался финн-матрос, суеверие, рекомендовало всем, включая капитана, быть с ним в хороших отношениях. Если это было рыбацкое или китобойное судно, то на нём считали, что у финна-рыбака существует некая, прямая связь с потусторонним миром, которая помогает ему подсказывать, где в море находятся районы богатые рыбой или китами, как избегать разных навигационных опасностей, будь то невидимые мели или подводные скалы. А самое главное все знали, что финн, каким то образом мог влиять на движение судна, и управлять нужными ветрами. Считалось, что финн для тех, кого он уважает может наколдовать благоприятный бриз, а если его кто обидел, то он отомстит ему штормами и ненастьем. Возможно, поэтому, те у кого не сложились с финном взаимоотношения утверждали, что «матрос-финн на судне – к неприятностям». Об этом откровенно написано в автобиографичной книге «Два года на палубе» Ричарда Генри Дана (младшего), который плавал в одной команде с финном: «Однажды…пришлось две недели идти против встречного ветра, пока капитан не догадался, что матрос, которого он незадолго перед тем обругал, был финн. Тогда капитан сказал этому матросу, что, если он сейчас же не остановит противный ветер, то его посадят в грузовой отсек и не дадут ни крошки. Финн не уступал, и капитан велел запереть его и не кормить. Тот держался еще полтора дня, но потом уж не вытерпел и сделал какую-то штуку, так что ветер совершенно переменился. После этого его выпустили»
Среди матросов ходили слухи о приёмах, которыми пользовался финн, чтобы изменить направление и силу ветра. Для этой цели он использовал сумку, в которой хранился платок с завязанными узлами. Развязывая нужный узел, колдун получал ожидаемый ветер. Иногда, он делал это ещё проще — втыкал финский нож в мачту с той стороны откуда нужен был ветер. Финнам приписывали различные сказочные способности. Например, подчинять себе корабельных крыс. Это доказывалось тем, что у самого финна крысы ничего не воровали и не портили. Никто никогда не видел, чтобы финн писал письмо себе на родину. Это объяснялось тем, что птицы, которые парят вокруг судна, выполняют функции почтальонов и с радостью несут его новости в родную финскую деревню. В портовом трактире у него никогда не кончались деньги, потому что в кармане всегда была волшебная «золотая монета», благодаря которой, как только казалось, что все деньги кончились новые монеты появлялись сами собой. Впрочем покупкой выпивки финны никогда не интересовались , потому что могли сделать себе грог из простой воды.
В настоящее время никто не верит, что попутный бриз можно достать из сумки, а стальные мачта не позволяют воткнуть нож-финку и заказать ветер. И все же суеверный страх перед финнами-колдунами на флотах не искоренился, многим морякам не нравится идти в море с ними и они по-прежнему повторяют «Это — неудача, иметь финна на борту».