Клавдий Валентинович Шевелев
Сослуживцы прозвали его «Клашей», словом производным от редкого мужского имени Клавдий, хотя прозвище это как -то не вязалось с обликом мужественного и опытного морского офицера, дослужившегося до контр – адмирала. Клавдий Валентинович Шевелев прошёл горнило русско – японской войны, служил в разных должностях на многих кораблях, снискал уважение командования за свои правильные и самоотверженные действия в любых ситуациях. О его жизненном пути на флоте мною написан очерк «Начминдив Клаша».
Был К. Шевелев в своё время старшим офицером броненосного крейсера «Россия» — ветерана русско – японской войны. В 1913 году корабль совершил заграничное плавание с корабельными гардемаринами, слушателями штурманских офицерских классов и учениками. Посетил Норвегию, Англию и вышел в Атлантический океан.
На пути к острову Ямайка случилось неожиданное происшествие – произошла авария в машинном отделении, взорвался цилиндр низкого давления. Это вынудило «Россию» медленно идти до восточных берегов Соединённых Штатов для ремонта в город Норфолк. Вслед за этой неприятностью из далёкой России пришла радостная весть о производстве корабельных гардемаринов в мичманы, а затем последовало распоряжение Морского министерства следовать домой после ремонта. Обратный курс крейсера лежал к берегам Франции, на Брест.
Океан встретил «Россию» недружелюбно, стало ясно, что грянет шторм. Стихия разошлась не на шутку, сила ветра достигала десяти баллов, огромные водяные валы с кипящей пеной обрушились на корабль. Шторм переходил в ураган. Многотонные потоки воды яростно переливались через крейсер, и все, кто был вне службы и вахты, задраились в свои отсеки и каюты. На палубе пустота, и лишь два человека, не зная отдыха, ни днём, ни ночью, цепляясь за всё, что попадётся под руки, применяясь к размахам качки, шли, осматривая весь корабль от верхних надстроек: пробовали крепления шлюпок, следили не прибывает ли внутрь вода, в жилых помещениях убеждались, хорошо ли задраены иллюминаторы, все ли на своих местах. Эти двое — старший офицер капитан 2 ранга К. Шевелев и боцман Добровольский.
Страшная качка изматывала всех, кто находился на корабле, люди пытались скрыть свою тошноту и рвоту, преодолевая себя, предпочитали тайно делать это в свои матросские робы, побыстрее вытирали рты и продолжали своё дело. Суров неписанный закон: и ученик, и будущий строевой унтер – офицер если стошнил на качке, то лишался производства в унтер – офицеры, не смотря на его хорошие знания и способости.
Пять суток бушевал океан, ураган словно испытывал крейсер, а тут ещё другая беда: при малом ходе сожгли много угля, и если непогода продолжится, его может не хватить до Бреста.
После неутешительных разговоров с командиром и старшим инженер – механиком Клавдий Валентинович убедил обоих повернуть на Азорские острова пополнить запасы топлива. Изменить курс в одиннадцати бальный ураган, значило поставить корабль лагом к огромным волнам, решиться на такое мог не каждый, понимавший всю опасность такого разворота. Старший офицер, встав рядом с рулевым, долго и внимательно оценивал обстановку, подавал команды. Удалось лечь на новый курс, удары ветра и волн переместились на правую носовую часть корабля.
Качка становилась ещё сильнее. Ударом одной из волн был разбит гребной катер, в кают – компании ноги тяжёлого обеденного стола вылетели из специальных медных башмаков, привинченных к палубе, но стол временно задержался в других, пришлось забросать его подвесными матросскими койками, чтобы не причинил больших разрушений. На полубаке волна сорвала часть талрепов и сдвинула крышку клюза якорного каната. Вода начала проникать в помещение под надстройкой полубака. У крейсера были старые «адмиралтейские» якоря, не втягивающиеся в клюзы, они закреплялись снаружи на специальных подушках, а якорный канат уходил в закрытый крышкой клюз, она прихватывалась плотно особыми внутренними талрепами.
Проникшая через клюз, вода уже доходила до колен и с глухим шумом перекатывалась, ударяя в борта. Клавдий Валентинович, боцман Добровольский, лейтенант Бошняк, судовой плотник Петров и несколько матросов бросились заделывать клюз, чтобы перекрыть поступление забортной воды. Крейсеру ничто не угрожало, но создавшаяся обстановка у небольшой части команды вызвала панику.
У комендоров в палубе сдали нервы, а один из них замутил остальных. Он призывал надевать чистые рубахи, чтобы по – матросски принять смерть, даже достал из церковного ящика свечи, роздал и заставил зажечь. Старший офицер, обладавший крепкими нервами, узнав об этом, вместе с боцманами бросился вниз. То, что он увидел привело его в бешенство. Прислуга орудия в количестве двадцати человек одетых в чистые рубахи с горящими свечами в руках слушали напевавшего им что -то смутителя. Тут такая «гармония» полилась из уст Клавдия Валентиновича, что оба боцмана не могли даже себе вообразить подобное и тут же прониклись уважением к своему «старшому». Это возымело действие: сразу потухли свечи, люди застыдились своего невольного малодушия, опустили головы. Сам старший офицер потом удивлялся такому собственному красноречию.
Тем временем, клюз заделали, влившуюся воду откачали, плотно закрыли двери. В наказание малодушным Клавдий Валентинович приказал назначить из их числа шесть человек в это помещение, где сильнее ощущалась качка, было душно от испарений. Когда эти шесть прочувствовали всю «прелесть» нахождения там, их сменяли другие шесть. Так они совершенно забыли и о гибели, и о смерти.
Ещё двенадцать дней прошло, океан сменил свою злость на милость, став тише. «Россия» подходила к Азорским островам. Погрузка угля показалась для команды лёгким развлечением по сравнению с напряжением, пережитым во время урагана. Все предвкушали скорое возвращение домой. Шли, принимая по радио вести о страшных бедствиях, которые натворил этот ураган в северной половине Атлантического океана. На шестнадцатый день выхода из Норфолка крейсер «Россия» вошёл на Брестский рейд, до родины было уже близко.
Клавдий Валентинович часто вспоминал этот трудный поход, а команда крейсера гордилась своим старшим офицером, сохранившим их жизни и корабль.
Броненосный крейсер «Россия» forums.airbase.ru
Примечание: Более подробно о К. В. Шевелеве в очерке «Начминдив Клаша» — https://proza.ru/2019/09/18/1450