Прытков В.Ю. Старший офицер крейсера

Клавдий Валентинович Шевелев

Сослуживцы  прозвали  его  «Клашей», словом  производным  от  редкого  мужского  имени  Клавдий, хотя  прозвище  это  как -то  не  вязалось  с  обликом  мужественного  и  опытного  морского  офицера, дослужившегося  до  контр – адмирала. Клавдий  Валентинович  Шевелев  прошёл  горнило  русско – японской  войны, служил  в  разных  должностях  на  многих  кораблях, снискал  уважение  командования  за  свои  правильные  и  самоотверженные  действия  в  любых  ситуациях. О  его  жизненном  пути  на  флоте  мною  написан  очерк  «Начминдив  Клаша».

Был  К. Шевелев  в  своё  время  старшим  офицером  броненосного  крейсера  «Россия» — ветерана  русско – японской  войны. В  1913  году  корабль  совершил  заграничное  плавание  с  корабельными  гардемаринами, слушателями  штурманских  офицерских  классов  и  учениками. Посетил  Норвегию, Англию  и  вышел  в  Атлантический  океан.

На  пути  к  острову  Ямайка  случилось  неожиданное  происшествие – произошла  авария  в  машинном  отделении, взорвался  цилиндр  низкого  давления. Это  вынудило  «Россию»  медленно  идти  до  восточных  берегов  Соединённых  Штатов  для  ремонта  в  город  Норфолк. Вслед  за  этой  неприятностью  из  далёкой  России  пришла  радостная  весть  о  производстве  корабельных  гардемаринов  в  мичманы, а  затем  последовало  распоряжение  Морского  министерства  следовать  домой  после  ремонта. Обратный  курс  крейсера  лежал  к  берегам  Франции, на  Брест.

Океан  встретил  «Россию»  недружелюбно, стало  ясно, что  грянет  шторм. Стихия  разошлась  не  на  шутку, сила  ветра  достигала  десяти  баллов, огромные  водяные  валы  с  кипящей  пеной  обрушились  на  корабль. Шторм  переходил  в  ураган. Многотонные  потоки  воды  яростно  переливались  через  крейсер, и  все, кто  был  вне  службы  и  вахты, задраились  в  свои  отсеки  и  каюты. На  палубе  пустота, и  лишь  два  человека, не  зная  отдыха, ни  днём, ни  ночью, цепляясь  за  всё, что  попадётся  под  руки, применяясь  к  размахам  качки, шли, осматривая  весь  корабль от  верхних  надстроек: пробовали  крепления  шлюпок, следили  не  прибывает  ли  внутрь  вода, в  жилых  помещениях  убеждались, хорошо  ли  задраены  иллюминаторы, все  ли  на  своих  местах. Эти  двое  —  старший  офицер  капитан  2  ранга  К. Шевелев  и  боцман  Добровольский.

Страшная  качка  изматывала  всех, кто  находился  на  корабле, люди  пытались  скрыть  свою  тошноту  и  рвоту, преодолевая  себя, предпочитали  тайно  делать  это  в  свои  матросские  робы, побыстрее  вытирали  рты  и  продолжали  своё  дело. Суров  неписанный  закон: и  ученик, и  будущий  строевой  унтер – офицер  если  стошнил  на  качке, то  лишался  производства  в  унтер – офицеры, не  смотря  на  его  хорошие  знания  и  способости.

Пять  суток  бушевал  океан, ураган  словно  испытывал  крейсер, а  тут  ещё  другая  беда: при  малом  ходе  сожгли  много  угля, и  если  непогода  продолжится, его  может  не  хватить  до  Бреста.

После  неутешительных  разговоров  с  командиром  и  старшим  инженер – механиком  Клавдий  Валентинович  убедил  обоих  повернуть  на  Азорские  острова  пополнить  запасы  топлива. Изменить  курс  в  одиннадцати бальный  ураган, значило  поставить  корабль  лагом  к  огромным  волнам, решиться  на  такое  мог  не  каждый, понимавший  всю  опасность  такого  разворота. Старший  офицер, встав  рядом  с  рулевым, долго  и  внимательно  оценивал  обстановку, подавал  команды. Удалось  лечь  на  новый   курс, удары  ветра  и  волн  переместились  на  правую  носовую  часть  корабля.

Качка  становилась  ещё  сильнее. Ударом  одной  из  волн  был  разбит  гребной  катер, в  кают – компании  ноги  тяжёлого  обеденного  стола  вылетели  из  специальных  медных  башмаков, привинченных  к  палубе, но  стол  временно  задержался  в  других, пришлось  забросать  его  подвесными  матросскими  койками, чтобы  не  причинил  больших  разрушений. На  полубаке  волна  сорвала  часть  талрепов  и  сдвинула  крышку  клюза  якорного  каната. Вода  начала  проникать  в  помещение  под  надстройкой  полубака. У  крейсера  были  старые  «адмиралтейские»  якоря, не  втягивающиеся  в  клюзы, они  закреплялись  снаружи  на  специальных  подушках, а  якорный  канат  уходил  в  закрытый  крышкой  клюз, она  прихватывалась  плотно  особыми  внутренними  талрепами.

Проникшая  через  клюз, вода  уже  доходила  до  колен  и  с  глухим  шумом  перекатывалась, ударяя  в  борта. Клавдий  Валентинович, боцман  Добровольский, лейтенант  Бошняк, судовой  плотник  Петров  и  несколько  матросов  бросились  заделывать  клюз, чтобы  перекрыть  поступление  забортной  воды. Крейсеру  ничто  не  угрожало, но  создавшаяся  обстановка  у  небольшой  части  команды  вызвала  панику.

У  комендоров  в  палубе  сдали  нервы, а  один  из  них  замутил  остальных. Он  призывал  надевать  чистые  рубахи, чтобы  по – матросски  принять  смерть, даже  достал  из  церковного  ящика  свечи, роздал  и  заставил  зажечь. Старший  офицер, обладавший  крепкими  нервами, узнав  об  этом, вместе  с  боцманами  бросился  вниз. То, что  он  увидел  привело  его  в  бешенство. Прислуга  орудия  в  количестве  двадцати  человек  одетых  в  чистые  рубахи  с  горящими  свечами  в  руках  слушали  напевавшего  им  что -то  смутителя. Тут  такая  «гармония»  полилась  из  уст  Клавдия  Валентиновича, что  оба  боцмана  не  могли  даже  себе  вообразить  подобное  и  тут  же  прониклись  уважением  к  своему  «старшому». Это  возымело  действие: сразу  потухли  свечи, люди  застыдились  своего  невольного  малодушия, опустили  головы. Сам  старший  офицер  потом  удивлялся  такому  собственному  красноречию.

Тем  временем, клюз  заделали, влившуюся  воду  откачали, плотно  закрыли  двери. В  наказание  малодушным  Клавдий  Валентинович  приказал  назначить  из  их  числа  шесть  человек  в  это  помещение, где  сильнее  ощущалась  качка, было  душно  от  испарений. Когда  эти  шесть  прочувствовали  всю  «прелесть»  нахождения  там, их  сменяли  другие  шесть. Так  они  совершенно  забыли  и  о  гибели, и  о  смерти.

Ещё  двенадцать  дней  прошло, океан  сменил  свою  злость  на  милость, став  тише. «Россия»  подходила  к  Азорским  островам. Погрузка  угля  показалась  для  команды  лёгким  развлечением  по  сравнению  с  напряжением, пережитым  во  время  урагана. Все  предвкушали  скорое  возвращение  домой. Шли, принимая  по  радио  вести  о  страшных  бедствиях, которые  натворил  этот  ураган  в  северной  половине  Атлантического  океана. На  шестнадцатый  день  выхода  из  Норфолка  крейсер  «Россия»  вошёл  на  Брестский  рейд, до  родины  было  уже  близко.

Клавдий  Валентинович  часто  вспоминал  этот  трудный  поход, а  команда  крейсера  гордилась  своим  старшим  офицером, сохранившим  их  жизни  и  корабль.

Броненосный крейсер «Россия» forums.airbase.ru

Примечание: Более подробно  о  К. В. Шевелеве  в  очерке  «Начминдив  Клаша» — https://proza.ru/2019/09/18/1450

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *