Тихоокеанский флот один из самых молодых флотов России. Однако его происхождение уходит в далёкую историю.
Более, чем двухвековой марафон русских исследователей от отрогов Уральских гор до морей Тихого океана, позволил русским присоединить к своей державе Сибирь, и стать твёрдыми ногами на огромнейших пространствах и расширить их аж до американской Калифорнии.
И первой военной флотилией на Тихом океане стала Охотская флотилия.
Именно 21 мая 1731 года Императрица Анна Иоановна подписала указ о создании в город Охотске Охотской военной флотилии.
Первым военным кораблем Охотской военной флотилии стал шлюп «Восток» построенный на Охотской верфи.
Начало морских плаваний русских на Тихом океане относится к XVII веку, когда суда путешественников и первопроходцев вышли в Великое Ламское (Охотское) море, получившее своё название из-за проживавших вдоль его побережья ламутов – самоназвание народа (русские называли их позднее эвенами). Эвены и эвенки – разные народы путать их нельзя.
В октябре 1639 года посланный из Бутальского острога отряд казачьего сотника Ивана Москвитина, поднявшись по реке Алдан и спустившись на ладьях по реке Улье, вышел к Охотскому побережью, где зазимовал. Казаки соорудили «плотбище» (верфь), на которой выстроили два 17-метровых мореходных коча, на которых в следующем 1640 году обследовали побережье до района нынешнего Магадана и Шантарских островов. В 1641 году Иван Москвитин вернулся в Якутск, составив подробный отчёт («скаску») о своём плавания.
До конца XVII столетия ещё несколько русских первопроходцев совершили плавания по морям Тихого океана. К числу наиболее известных относятся:
- возвращение на мореходном судне-дощанике Охотским морем из устья Амура экспедиции казачьего головы В. Д. Пояркова в 1645—1646 годах;
- переход в 1647 году казачьего десятника Семёна Шелковникова Охотским морем от устья Ульи к реке Охоте и основание в её устье Косого (Охотского) острога;
- поход на парусном судне в 1648 году казака Алексея Филиппова на восток от устья реки Охоты и составление первой лоции северного побережья Охотского моря.
- экспедиция промышленника Ф. А. Попова и казака С. И. Дежнева, кочи которых в 1648—1649 годах прошли из устья Колымы до Камчатки (предположительно) и до Анадырского острога, соответственно.
- экспедиция казачьего десятника М. Стадухина обследовавшая на судах-шитиках северо-восточное побережье Охотского моря от устья реки Пенжины до Охотска в 1651—1652 годах.
Важным событием для тихоокеанского мореплавания стало основание в 1716 году в Охотске военного порта, который в течение 140 лет оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.
В мае 1716 года корабельный мастер К. Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблём на Тихом океане. С июля 1716 года по май 1717 года эта ладья в составе экспедиции казачьего пятидесятника К. Соколова и Н. Трески совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки. С этого времени начались регулярные военно-транспортные и экспедиционные рейсы из Охотска на Камчатку.
В 1720 — 1721 годах офицеры русского военно-морского флота геодезисты Иван Евреинов и Фёдор Лужин на ладье «Восток» составили первую карту района Камчатки и Курильских островов.
В 1723 году казённый отряд в Охотском море увеличился на одну ладью, в 1727 году в Охотске был построен шитик «Фортуна», в 1729 году — боты «Лев» и «Восточный Гавриил». Годом ранее, в 1728 году, Первая Камчатская экспедиция капитана 1 ранга В. И. Беринга построила в Нижнекамчатске первое на Тихом океане специальное научно-экспедиционное судно — бот «Святой Гавриил».
Эти корабли, пока ещё не оформленные организационно в соединение флота, активно участвовали как в завоевательных походах и военных операциях, так и научно-исследовательских плаваниях, а также регулярно совершали транспортные рейсы из Охотска на западное побережье Камчатки.
Новый этап в создании Тихоокеанского флота России положен был 21 мая 1731 года, когда в Москве был издан именной указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске — первого постоянного военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке. Созданная флотилия несла дозорную службу и охраняла рыбные промыслы, побережье и острова, открытые русскими мореплавателями и землепроходцами.
Дополнительный толчок к развитию военного русского флота на Тихом океане получен был в 1733 году, когда по указу императрицы Анны Иоанновны и Правительствующего Сената организована была Великая Северная экспедиция. В рамках её в июне 1740 года в Охотске были спущены на воду два 14-пушечных однотипных пакетбота «Святой Петр» и «Святой Павел», имевших длину 23 метра и водоизмещение около 100 тонн каждый. На них капитан-командор Витус Беринг и капитан-лейтенант А.И.Чириков отправились к берегам Американского континента и Японии. Хотя экспедиции и не удалось решить все поставленные задачи, а сам Беринг в декабре 1741 года умер на острове, названном в его честь, собранные её участниками естественнонаучные и картографические материалы отчасти окупили затраты на её организацию.
Однако не всё так просто с открытием Аляски. Дело в том, что ещё аж в 1732 году русский военный геодезист Гвоздев Михаил Спиридонович побывал на Аляске ещё в 1732 году. В 1727 году Михаил Гвоздев назначается Сенатом в экспедицию Афанасия Шестакова и направляется в Охотск с командой капитана Дмитрия Павлуцкого.
И первым русским судном подошедшим к берегам Северной Америки и достигшим Аляски стал бот «Святой Гавриил» под началом геодезиста Михаила Гвоздева и подштурмана Ивана Фёдорова 21 августа 1732 года в ходе экспедиции Шестакова и Павлуцкого 1729-1735 годов.
Вместе с участниками первой Камчатской экспедиции навигатором Иваном Фёдоровым и Кондратием Машковым, Гвоздев на боте «Святой Гавриил» добрался до мыса Дежнёва, наиболее далекой точки Азии. Пополнив там воду «Святой Гавриил» направился на восток натолкнулся на сушу вблизи мыса Принца Уэльского. Следуя вдоль побережья Аляски экспедиция картографировала местность, встречаемые острова. Были открыты неизвестные ранее три острова в составе островов Диомида. Однако его открытия остались практически незамеченными и забытыми, а сам Михаил Гвоздев по ложному доносу был арестован и под стражей отправлен в Тобольск. Три года содержался там под стражей. Правда восторжествовала и он был выпущен и ещё участвовал в экспедиции Алексея Шелтинга и многих других экспедициях. Но имя его как первооткрывателя Аляски было забыто. Именем Гвоздева был назван мыс на востоке Сахалина и острова, известные ныне, как острова Диамида.
В 1776 году в Охотске курским купцом Г. И. Шелиховым был построен двухмачтовый бот «Святой Павел», на котором партия русских промышленников отправилась на Алеутские острова и к берегам малоизвестной «Большой земли», то есть Америки. В августе 1783 года на средства торговой компании Г. И. Шелихова и его компаньона Голикова в Охотске были спущены три новых корабля. Приняв начальство над большой промысловой флотилией, Шелихов совершил несколько успешных плаваний на Алеутские острова и к берегам Аляски, положив начало русским торговым факториям на американских берегах.
В 1787—1790 годах состоялась первая научно-исследовательская экспедиция капитана Иосифа Биллингса и лейтенанта Гавриила Сарычева на судне «Ясачная», обследовавшая побережье Северного Ледовитого океана к востоку от Колымы и установившая возможность морского пути вдоль берегов Сибири в Тихий океан. Вторая экспедиция И. И. Биллингса и Г. А. Сарычева на корабле «Слава России» 1790—1791 годов исследовала побережье Берингова моря.
Вплоть до конца XVIII столетия организованное строительство морских судов на Тихом океане русским правительством почти не велось, и практически все вооруженные транспорты сооружались на частные средства. Однако после образования указом императора Павла I от 8 июля 1799 года «состоящей под высочайшим покровительством Российско-Американской компании» появилась потребность в создании регулярных военно-морских сил в этом стратегически важном регионе.
Для формирования постоянно действующей военной флотилии в 1799 году в Охотск были направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под командованием контр-адмирала И. К. Фомина.
С 1849 года главной базой флотилии стал Петропавловск-на-Камчатке. Именно в это время морские силы России на Тихом океане получили своё первое боевое крещение.
С 18 по 24 августа 1854 года фрегат «Аврора» и транспорт (бригантина) «Двина» при 67 орудиях, вместе с гарнизоном Петропавловска, противостояли англо-французской эскадре. Руководил обороной Камчатский военный губернатор и командир Петропавловского порта генерал-майор Василий Завойко.
Немало для укрепления Тихоокеанской флотилии сделал занимавший с 1847 по 1861 год пост генерал-губернатора Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Именно с его санкции и при его активной поддержке капитан-лейтенант Геннадий Невельской на транспорте «Байкал» в 1849-1850 годах открыл пролив между о-вом Сахалин и материком, обследовал устье Амура и основал там русскую крепость Николаевск-на-Амуре.
В 1856 году Охотская военная флотилия стала именоваться Сибирской. Главной её базой в 1855 году стал Николаевск-на-Амуре, а с 1871 года — Владивосток.
Для увеличения корабельного состава, который к концу XIX века был невелик, и в связи с заметным обострением русско-японских противоречий, в 1898 году была принята специальная судостроительная программа «для нужд Дальнего Востока». Однако, на практике она реализовывалась очень медленно.
В 1900 году корабли Тихоокеанской флотилии, в частности, мореходные канонерские лодки «Гиляк», «Кореец», морской десант с кораблей Тихоокеанской эскадры, принимали активное участие в большой китайской войне вылившийся из восстания боксёров (ихэтуаней). Названы боксёрами из-за наличия на флагах сжатой в кулак руки. В этой войне воевали (восемь держав – Великобритания, Франция, США, Австро-Венгрия, Италия, Германия, Россия и Япония) сначала против боксёров, а потом и против всего Китая. Кульминацией стало взятие объединёнными силами Пекина.
Военно-морские силы России на Дальнем Востоке состояли к началу 1904 года из 1-й Тихоокеанской эскадры базировавшихся в Порт-Артуре (был взят в аренду у Китая в 1898 году на 25 лет) и Сибирской военной флотилии, базировавшихся во Владивостоке и Николаевске.
В день разрыва дипломатических отношений с Россией 6 февраля 1904 года японский флот получил приказ о начале военных действий и вышел в море к Порт-Артуру для атаки русской эскадры. Практически сразу, в результате внезапной минной атаки, были частично выведены из строя 3 боевых корабля, два из которых — броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», — являлись одними из самых сильных кораблей в эскадре.
В неравном бою с японским флотом, у корейского порта Чемульпо, были значительно повреждён крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Понимая невозможность противостоять целой эскадре было принято единственно правильное решение — «Варяг» был затоплен, а канонерская лодка «Кореец» была взорвана на рейде Чемульпо.
Несмотря на героизм и самоотверженность русских моряков, основные силы русского флота на Тихом океане во время русско-японской войны погибли в сражении в Жёлтом море или потом уничтожены в Порт-Артуре. Значительная часть кораблей, включая броненосцы и крейсера, была интернирована в нейтральных портах Китая и других стран.
Во время Революции 1905—1907 годов моряки-тихоокеанцы активно участвовали в революционном движении, в вооружённых восстаниях во Владивостоке.
К 1914 году в состав Сибирской флотилии входили крейсера «Аскольд» и «Жемчуг», канонерская лодка «Манчжур», 8 эскадренных миноносцев, 17 миноносцев и 13 подводных лодок.
Во время первой мировой войны с востока из Сибири отправлялись бывшие русские корабли возвращенные России Японией и интернированные крейсера. Это были броненосцы «Пересвет» и «Полтава», (получивший после передачи имя «Чесма»), крейсера «Варяг», «Аскольд», «Жемчуг». Эти корабли укомплектованные матросами и офицерами Сибирского экипажа переводились в состав формируемой Северной военной флотилии. Не все дошли до севера. Погибли в Средиземном море броненосец «Пересвет» в районе Порт-Саида, крейсер «Жемчуг в порту Пенанг.
Ушли из состава Сибирской флотилии и интернированные крейсера на Балтийский флот броненосец «Цесаревич», крейсера «Россия», «Громобой», «Аврора», «Диана», «Богатырь», «Олег». Перевезены по железной дороге подводные лодки.
Все он принимали участие в первой мировой войне, революции и гражданской войне.
На Тихом океане остались незначительные силы Сибирской флотилии. Это вспомогательные крейсера «лейтенант Дыдымов» и «Орел», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бодрый», «Бойкий», «Бравый», «Грозный», миноносцы «инженер-механик Анастасов», «лейтенант Малеев», «Сердитый», «Скорый», «Смелый», «Статный», «Твердый», «Точный», «Тревожный», канонерская лодка «Манчжур», тральщики «Аякс» и «Патрокл», посыльные суда «Батарея», «Диамид», «Улисс», «Магнит», гидрографическое судно «Охотск», несколько транспортов, яхта «Адмирал Завойко» («Красный вымпел»).
Большинство этих кораблей участвовали в революции, многие были уведены белогвардейцами за рубеж. Пришлось на Дальнем востоке для обеспечения интересов СССР строить новые корабли.
В 1932 году создается штаб морских сил Дальнего Востока, а командующим флотом назначается адмирал Викторов М.В.
В 1938 году во Владивостоке было создано ТОВВМУ имени адмирала Макарова для подготовки офицерских кадров.
В 1932 году вступил в действие дивизион торпедных катеров, прибыли 8 больших подводных лодок, 26 малых, создана морская авиация, береговая оборона флота.
Во вновь построенном городе Комсомольске на Амуре построен судостроительный завод, начавший строить корабли и подводные лодки для Дальнего Востока.
К началу Великой Отечественной войны в составе флота были уже 2 крейсера, 2 лидера эсминцев, 12 эсминцев, 76 подводных лодок, большое количество торпедных катеров, тральщиков, морских охотников и других кораблей. По своему составу это был полноценный флот.
С началом Великой Отечественной войны значительная часть кораблей была переведена на Северный флот и участвовала в Великой Отечественной войне. Переходы на Северный флот совершили : лидер «Баку», эсминцы «Разумный и «Разьяренный», подводные лодки «»Л-15», «С-51», «С-54», «С-55», «С-56». Погибла при переходе «Л-16».
Лидер «Баку» и подводная лодка «С-51» стали краснознамёнными, «С-56″ — стала гвардейской» а командиры Г.И.Щедрин» и И.Ф.Кучеренко стали Героями Советского Союза
10 малых подводных лодок и 6 катеров воевали с фашистами на Черном море. Командир дивизиона торпедных катеров Николай Сипягин стал Героем Советского Союза.
Занимались перевозками военных грузов и пополнений суда Дальневосточного пароходства. Погибли пароходы «Перекоп», «Ангарстой», танкер «Майкоп», транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев», «Белоруссия», «Павлин Виноградов», «Обь», «Микоян», «Декабрист», «Донбасс», «Симферополь», «Сталинград», «Кречет», «Тбилиси», «Кузнец Лесов», «Красный партизан», «Ильмень», «Архангельск», «Сергей Киров», «Трансбалт». Пароход «Ванцети» огнем артиллерии пустил ко дну вражескую подводную лодку. «Комилес» сбил два вражеских бомбардировщика.
В составе морских бригад сражались более 140 тысяч моряков — тихоокеанцев. По результатам Отечественной войны и войны с Японией были присвоено Гвардейской звание 6-и бригадам морской пехоты, сформированным на Тихоокеанском флоте следующим соединениям кораблям и частям. 62, 64, 71, 84-я отдельные бригады морской пехоты били врага у стен Москвы и под Сталинградом. Имена И.Каплунова, М.Паникахи, Лобченко — вошли в списки героев тихокеанцев, совершивших подвиги на поле боя
В 1945 году началась война с Японией. Тихоокеанский флот высаживал десанты на Курильские острова и в порты Кореи.
Тихоокеанский флот соединения части и корабли удостоенные за подвиги гвардейского звания | |
2-ой дивизион торпедных катеров | 22.8.1945 |
Сторожевой корабль «СКР-2» | 22.8.1945 |
37-ой штурмовой авиационный полк | 22.8.1945 |
13-ая бригада морской пехоты | 22.8.1945 |
355-ый отдельный батальон морской пехоты | 22.8.1945 |
3-ий дивизион торпедных катеров | 26.8.1945 |
Сторожевой корабль «Метель» | 26.8.1945 |
Минный заградитель «Охотск» | 26.8.1945 |
Тральщик «Т-278» | 26.8.1945 |
Тральщик «Т-281» | 26.8.1945 |
17-ый ближнебомбардировочный авиационный полк (преобразован из 17 пикировочного авиаполка) | 26.8.1945 |
26-ой штурмовой авиационный полк | 26.8.1945 |
50-ый разведывательный отдельный авиационный полк | 26.8.1945 |
52-ой минно-торпедный авиационный полк | 26.8.1945 |
365-ый отдельный батальон морской пехоты | 26.8.1945 |
140-ой разведывательный отряд флота | 26.8.1945 |
19-ый истребительный авиационный полк | 28.8.1945 |
61-ый истребительный авиационный полк | 28.8.1945 |
22-ой истребительный авиационный полк (преобразован из 6 истребительного авиаполка) | 26.9.1945 |
Краснознаменная Амурская флотилия | |
1-ый отдельный дивизион бронекатеров | 30.8.1945 |
1-ый отряд бронекатеров | 30.8.1945 |
Монитор «Свердлов» | 30.8.1945 |
Монитор «Сун-Ятсен» | 30.8.1945 |
Канонерская лодка «Красная звезда» | 30.8.1945 |
Канонерская лодка «Пролетарий» | 30.8.1945 |
За боевые подвиги 19 кораблям, частям и соединениям Тихоокеанского флота присвоены гвардейские звания, 13 – почетные наименования, 16 кораблей награждены орденами. Свыше 30 тысяч моряков, морских пехотинцев и летчиков Тихоокеанского флота награждены орденами и медалями, 43 присвоено звание Героя Советского Союза. Не только в Находке и Владивостоке, но и во многих уголках нашей страны установлены памятники и мемориалы, посвященные подвигу моряков-тихоокеанцев. Их доблесть и мужество, самоотверженность и любовь к Родине – вечный пример подрастающим поколениям.
После войны Тихоокеанскому флоту уделялось повышенное внимание. Рубеж на Дальнем востоке должны быть надежно защищены. Это понимало советское руководство.
В 1965 году Тихоокенский флот награжден орденом «Красного знамени».
Был созданы на Тихоокенском флоте:
Приморская флотилия разнородных сил, 2 флотилии атомных подводных лодок, 2 эскадры подводных лодок, оперативная эскадра надводных кораблей, дивизия десантных кораблей, несколько бригад ОВР, бригада торпедных и ракетных катеров, дивизия морской пехоты, 3 противоавианосных дивизии ракетоносной авиации, полк палубной авиации, полки противолодочной авиации т.д.
Самые современные проекты кораблей и подводных лодок передались на Тихоокеанский флот.
После разгрома флота в 90-ые годы Тихоокеанский флот начинает потихоньку восстанавливаться. На флот поступают современные корабли и подводные лодки. И будем надеяться, что флот обретет снова силу и будет надежно защищать нашу страну с морских направлений.
Поздравляем моряков-тихоокеанцев с днем Тихоокеанского флота нашей страны.
История Тихоокеанского флота неразрывно связана с именами первопроходцев, командиров и адмиралов Гвоздева, Беринга, Муравьева-Амурского, Невельского, Макарова, Руднева, и многих= других.
Вечная слава погибшим героям — тихоокеанцам!
Ура Тихоокеанскому флоту! Ура Ура Ураааааа!
Спасибо. Очень интересный материал о нашем родном Краснознаменном Тихоокеанском флоте!
В декабре 2020 года типографией г.Тамбова ИЗДАН ТИРАЖ НАПИСАННОЙ старшиной 1 статьи ДКБФ запаса (в последующем — подполковник юстиции) ЛЕОНОВЫМ В.С. КНИГИ «ИСТОРИИ И БАЙКИ ИЗ ФЛОТСКОЙ СЛУЖБЫ».
В книге рассказано: о реальных этапах службы моряков срочной службы (в большей степени) советского периода — с момента призыва, обучения матросов в учебных отрядах (на примере Лиепайской РТШ-113), дальнейшей после учебных отрядов героической службе на кораблях, подводных лодках и в других подразделениях, а также о сверхсрочниках, мичманах и офицерах. Отражено о некоторых неординарных, загадочных, в том числе и отдельных трагических, историях случавшихся в разные годы на флотах страны, о исторических легендарных этапах российского и советского ВМФ со времен Петра I и до периода РФ, о истоках зарождения и свято сохранявшихся поныне флотских традициях. В книге помещены также юморные приключения, случавшиеся с матросами и старшинами во время службы, в том числе флотские байки. В значительной степени отражено о деятельности нынешних ветеранских общественных организаций ВМФ (ветеранов флота) в ряде регионов страны.
На страницах книги помещено много фотографий.
Заинтересованным лицам можно обращаться к автору книги Леонову В.С. на его электронную почту ivs.tmb68@mail.ru