Лагард А. Звания в царском флоте

МАТРОС. В русском флоте это звание появилось в конце ХVII — начале ХVIII веков.

В ХVIII-ХIХ веков в русском флоте также присваивались звания: матроз и добрый матроз (после 5 лет службы). В середине XIX воинское звание добрый матроз вы­шло из употребления.

Первый рекрутский набор в мат­розы был произведен в 1702 году (срок службы сначала пожизненный, с 1793 года — 25-летний, с 1874 года — 7-летний).

До 1718 года на кораблях русского флота некомплект пополнялся матросами инос­транцами.

Позднее нижним чинам присваива­лись звания: молодой матрос (по при­зыву); матрос 2-й статьи (после перво­начального обучения); матрос 1-й статьи (после 8 месяцев службы матросом 2-й статьи или окончания школы специалис­тов).

КОНДУКТОР (от латинского слова Conduce — ведущий или проводник). Воинское звание в русском ВМФ, присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен. В порядке исключе­ния это звание присваивалось нижним чинам, не имеющим унтер-офицерского звания. До середины XIX века звание кондуктора присваивалось только ун­тер-офицерам корпусов флотских штур­манов, корабельных инженеров и инже­неров по морской строительной части. Со 2-й половины XIX века звание присва­ивалось унтер-офицерам корабельной и береговой службы основных флотских специальностей: минерам, машинистам, рулевым, сигнальщикам, дальномерщи­кам, артиллеристам, трюмным, кочега­рам и др. Кондукторы были ближайши­ми помощниками офицеров, на них воз­лагались обязанности по обучению ни­жних чинов.

Старший боцман был главным над корабельными кондукторами. На флоте кондукторы пользовались привилегиями: имели отдельную кают-компанию, получали повышенное денежное содержание, в том числе пособие на воспитание детей, пользовались бесплатным лечением, имели отпуск с сохранением денежного содержания и т.д. Срок службы в звании кондуктора составлял 25 лет. После 1917 года это звание было упразднено.

ГАРДЕМАРИН. Звание, вве­денное на флоте по указу Петра I в 1716 году,  присваивалось выпускникам Ака­демии Морской гвардии, зачисленным в гардемаринскую роту. После практи­ческих плаваний в звании младшего, а затем старшего гардемарина они произ­водились в офицеры. С 1716 по 1752 и с 1860 по 1882 годы это звание в русском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений. Положение о гардемаринах неоднократно изменялось.

С 1906 года окончившим Морской корпус или Морское инженерное училище и направленным для прохождения флотской практики присваивалось звание корабельный гардемарин. После 12-месячной практики они сдавали практические экзамены и производились в мичманы (судос­троители и механики — в подпоручики). Корабельные гардемарины, не сдавшие практические экзамены и показавшие низкие морские качества и неподготов­ленность к военно-морской службе, увольнялись с присвоением чина поручика по адмиралтейству или же получали гражданский чин 10-го класса. После Октябрьской революции звание гардемарина было упразднено.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Интересная статья, полезная! Только хотелось немного уточнить: в звании кондуктОр ударение ставились на последнем слоге. В привычном, на слуху, звучании слово «кондуктор» больше ассоциируется с билетером в автобусе или что-то в механике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *