Чухраев Э. Неизвестное об известном. Военно-Морской Флот России защищает Арктику. Часть 1.

Вспоминаются пророческие слова адмирала С.О. Макарова: «Россия есть здание, фасад которого обращен к Ледовитому океану».  Точно сказано. Фасад России – Арктика. Вот почему Россия так активно занимается ею Великий Северный морской путь, по сути, был проложен россиянами и дался нам ценой огромных жертв и неимоверных усилий, в том числе, а более точно сказать, прежде всего, усилий военных моряков. И очень правильно, что современная Россия в XXI веке стала зримо наращивать своё присутствие в Арктике. И делает это, опираясь на силы и возможности Военно-Морского Флота.

Для справки.  Арктика (в переводе с греческого означает  «северный»).  Это северная полярная область Земли, включающая северные окраины Евразии и Северной Америки (кроме центральной и южной части полуострова Лабрадор), остров Гренландия (кроме южной части), моря Северного Ледовитого океана (кроме восточной и южной частей Норвежского моря) с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов.  Арктическая зона Российской Федерации  — это сухопутные территории  (они определены Указом Президента РФ от 02.05.2014 года), а также прилегающие к ним внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации. Эти два определения (Арктика и Арктическая зона) даны в новом документе «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», объявленном Указом Президента РФ от 05.03.2020 года, который теперь регулирует всю деятельность российского государства в Арктике.

Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь Арктики — около 27 млн. км². Некоторые ученые ограничивают Арктику с юга Северным полярным кругом, в этом случае ее площадь составляет 21 млн. кв. км. С Арктикой «граничат» пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств — 38 700 км (максимальную протяженность границ в Арктике имеет Россия — 22 600 км). Еще три государства — Исландия, Швеция и Финляндия — не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя приарктическими государствами.

Недра Арктики. По данным Геологической службы США, подо льдами Арктики залегает около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов: 90 млрд. баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов), 48,3 трлн. кубометров природного газа (30% мировых неразведанных запасов), 44 млрд. баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов). При этом 84% ресурсов находятся на шельфе Северного Ледовитого океана и лишь 16% на сухопутной территории арктических государств, в пределах Северного полярного круга.

Кому принадлежит заслуга открытия Арктики?

Можно считать, что открытие Арктики – это интернациональный итог самоотверженного труда смелых мореплавателей, путешественников и исследователей многих государств мира.   Напомним, первым (еще в 325 веке до н.э.) предпринял попытку совершить полярное путешествие древнегреческий купец и путешественник Пифей (ок. 380 до н.э. – ок. 310 до н.э.).  Идею освоения Арктики люди практически реализуют уже более двадцати веков.  Но наиболее результативными  были XVIII — XX века. Нансен и Амундсен (норвежцы), Седов и Лаптевы (русские), Нобиле (итальянец), Пири (американец, первым достиг Северного полюса  6 апреля 1909 г.),  Норденшельд (швед; первым прошёл в 1878-1879 годах на пароходе «Вега» по Северо-Восточному морскому пути из Атлантики в Тихий океан), Джон Франклин (британский исследователь) и многие другие. Отчаянные и смелые люди пешком, на собачьих упряжках, на деревянных судах, на воздушных шарах, самолетах, на ледоколах и подводных лодках пытались достичь заветного Северного полюса и пройти Северным путем из Европы в Азию. 

Не умоляя роли других, справедливо и с гордостью отметим, что именно Россия и, в том числе, ее военные моряки внесли основную лепту в историю человечества по освоению Арктики и Великого Северного морского пути.

  • В X—XI вв. русские поморы плавали к островам Матка (Новая Земля) и Грумант (Шпицберген). Знали они и проход к Атлантическому океану.
  •  Русские моряки еще в 1032 году ходили по морям севернее Сибири, например, в Карском море, а также в Белом море и Море  Лаптевых, всего в 700 километрах к югу от Северного полюса. 
  • Русские мореплаватели в XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий.
  • Еще в 1525 году мысль о Северо-Восточном проходе (кратчайший путь вдоль северного побережья Евразии) была высказана русским дипломатом и переводчиком Д. Герасимовым. По его чертежу в первой половине XVI в. появилась первая карта бассейна Ледовитого океана. К этому же времени относится и освоение западного участка  Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).
  • Русскому ученому М. В. Ломоносову принадлежит идея создания Северного морского пути, которая смогла осуществиться лишь через 170 лет, в XX веке.
  • В первой половине XVII века землепроходец  И. И. Ребров достиг устья реки Яны, а затем в середине XVII в. С. И. Дежнев морским путем обогнув северо-восток Азии, открыл пролив (ныне Берингов).
  • В XVII веке несколько крупных российских экспедиций нанесли Арктику на карты.
  • При Петре Великом Россия открыла северные моря для морской торговли и колонизировала Аляску.
  • В результате русской Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Большой Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты.
  • С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций.
  • Из 34 известных миру исследователей Арктики 21 – это российские мореплаватели, ученые и военные моряки.
  • 24 июля 2007 г. из Мурманска стартовала полярная экспедиция «Арктика-2007». В это время состоялись погружения на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2», и русский человек впервые в мире достиг дна океана под Северным полюсом.

Вспомним в этой связи наших соотечественников Д.И. Менделеева, Э.В. Толля, С.О. Макарова, братьев Карышевых, мужа и жену Прончищевых. Мы будем здесь вспоминать и других наших полярных путешественников и ученых. Экспедиция флотского офицера Б.А. Велькицкого сделала самое крупное географическое открытие XX века – открыла архипелаг Северная Земля (1913).

После распада Советского Союза (1992) Россия стала еще более северной. Некоторые отмечают это как недостаток. На самом деле наш «фасад» обрамлен богатейшими природными ресурсами. В российской арктической зоне и прилегающем шельфе сосредоточено не менее 30% мировых запасов нефти и газа. Потенциал зарубежной Арктики намного ниже. Невольно возникает мысль: кто владеет Арктикой, тот владеет миром…

    Открытие и исследование Арктики русскими военными моряками Неоспоримо – русские люди первыми начинали «приручать» воды Северного Ледовитого океана. Со времен Российской Империи Россия присутствует в Арктике естественным образом, поскольку вся северная часть ее суши омывается Северным Ледовитым океаном. И именно российские военные моряки внесли большой вклад в исследование и освоение этого сурового океана. Среди них известные флотские офицеры: В. Беринг, О.Коцебу, Н. Румянцев, И. Крузенштерн, С. Челюскин, двоюродные братья Лаптевы (Дмитрий и Харитон), В.Прончищев, В. Чичагов, Ф.Врангель, Ф. Литке, С.Макаров. И.Сергеев. Б.Вилькицкий, Г.Брусилов, Г.Седов, А.Колчак. Их имена увековечены в названиях мест Северного Ледовитого океана. Например, самое северное место континентальной Евразии названо мысом Челюскин в честь открывшего его флотского полярного мореплавателя Семёна Ивановича Челюскина (1700-1764).

Семён Иванович Челюскин (ок.1700—1764) —полярный мореплаватель, штурман русского флота. Портрет неизвестного автора. XVIII век

Назовем наиболее значимые результаты военных моряков России по исследованию Северного Ледовитого океана (XVIII – XX века):  

  • В XVIII веке поисками Северо-Восточного прохода занимались многочисленные русские экспедиции с участием военных моряков. Крупнейшей серией научных исследований России была Великая Северная экспедиция (1734-1742). С большой тщательностью и точностью были проведены описание и изучение морей, северных берегов континента, их картирование от Карского моря до Восточносибирского, была открыта самая северная точка Евразии — ныне мыс Челюскин.
  • Первая высокоширотная экспедиция в Северный Ледовитый океан была организована (1764-1766) по инициативе М.В. Ломоносова. Возглавлял ее флотский офицер В. Я. Чичагов. Была достигнута широта 80°30′.
Василий Яковлевич Чичагов (1726 — 1809) — русский флотоводец, адмирал (1782). Отец адмирала Павла Чичагова
  • В начале XIX века флотские офицеры Н.П. Румянцев и И.Ф. Крузенштерн разработали проект дальнейших поисков Северо-Западного прохода. Ставился вопрос и о достижении Северного полюса. Но осуществлению этого проекта помешала война (1812).
Отто Евстафьевич Коцебу (1787 — 1846) —русский мореплаватель
  • В 1815 году бриг под командованием флотского офицера О. Е. Коцебу была осуществлена очередная экспедиция в Северном Ледовитом океане; военные  моряки через 2 года открыли заливы Коцебу, Св. Лаврентия и другие.
  • В первой четверти XIX века осуществили свои экспедиции в Северный Ледовитый океан  флотские офицеры Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке.
В 1899-1901 годах состоялись экспедиции под руководством флотского офицера С.О. Макарова не первом русском ледоколе «Ермак», достигнута широты 81°29′, т. е. на градус севернее экспедиции В. Я. Чичагова.

В 1909 году для исследований в Северном Ледовитом океане были построены гидрографические суда «Вайгач» и «Таймыр» — первые стальные корабли ледокольного типа. Они имели мощные двигатели и обладали радиосвязью. Плавание судов возглавляли флотские офицеры И. Сергеев и Б. А. Вилькицкий. В 1911-1913 гг. были проведены батиметрические работы от Берингова пролива до устья реки Калыма, а затем продолжены до устья реки Лена. Карты глубин, полученные экспедицией, используются до сих пор

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач». Северный Ледовитый океан. 1913 год
  • В 1912 г. русскими флотскими исследователями (Г. Л. Брусилов и Г. Л. Седов) были предприняты экспедиции к Северному полюсу, а также для поисков возможности сквозного прохода вдоль берегов Сибири. Однако ни одна из них не увенчалась успехом. Дальнейшие исследования северных морей были прерваны Первой мировой и Гражданской войнами и продолжились в восточном секторе океана лишь в 30-е годы.                                                
  • В 30-е годы XX века, благодаря активным и смелым плаваниям советских моряков (в том числе и военных)  Северный морской путь (Северо-Восточный проход) был окончательно освоен. Интенсивное изучение Арктического бассейна было прервано началом Второй мировой (1939-1945), а затем Великой Отечественной войны (1941-1945).  
  • С конца 40-х гг. XX века начинается современный этап освоения и изучения Арктики, Северного Ледовитого океана и его морей. Открытие хребтов Ломоносова и Менделеева, а также ряда глубоководных котловин изменили представления о рельефе дна океана.
  • В 1963 г. было осуществлено плавание подо льдом к Северному полюсу подводной атомной лодки «Ленинский комсомол» (3 августа 1958 года атомная американская субмарина «Наутилус» впервые в мире достигла Северного полюса под водой, другая подводная лодка США — SSN-578 в 1959 году всплыла у полюса).
Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» на Северном полюсе»
  • В 1977 г. была осуществлена высокоширотная экспедиция на атомном ледоколе «Арктика». 17 августа 1977 г. ледокол достиг Северного полюса. Впервые были получены достоверные современные сведения о льдах центральной части океана.

Военные моряки в покорении Арктики

Расскажем о нескольких офицерах российского Военно-Морского Флота, которые первыми покоряли просторы и открывали тайны Северного Ледовитого океана. Разными путями, в разное время шли они в этот суровый край.

Но их всех объединяет неимоверная тяга к полярным просторам, к путешествиям, к открытию новых земель, стремление достичь Северного полюса. Цели их во многом совпадали, но итоги и результаты их северных путешествий были не равнозначными.

Достичь Северного полюса, к сожалению,  никому из них не довелось. А некоторые отдали жизни свои ради этого благого дела — освоения Арктики. Но все они были первопроходцами.

Василий Васильевич Прончищев в 1733 году получил чин лейтенанта и принял участие в Великой Северной экспедиции, возглавив отряд, исследовавший побережье Северного Ледовитого океана от реки Лены до устья Енисея. 30 июня 1735 года Прончищев  отправился из Якутска вниз по Лене на дубель-шлюпке «Якутск». Экипаж «Якутска» составлял более 40 человек, в том числе штурман Семен Челюскин и геодезист Никифор Чекин. Зима прошла благополучно, но в отряде началась цинга. Весной 1736 года Прончищев умер. Дальнейший путь «Якутск» проделал под командованием штурмана Челюскина. Экспедиция внесла большой вклад в  исследование Арктики. Был открыт ряд островов. Экспедиция Прончищева была первой, которая составила точную карту русла реки Лена от Якутска до устья, а также карту побережья нынешнего моря Лаптевых. Общая длина описанной Прончищевым береговой линии составляла около 55 километров.

Колчак  Александр Васильевич (1874-1920) —адмирал (1918), учёный-океанограф, полярный исследователь. Командовал Черноморским флотом (1916-1917). Георгиевский кавалер. Вождь Белого движения во время Гражданской войны. Верховный правитель России (1918—1920). Но мы будем говорить о нем только, как об одном из крупнейших полярных исследователей конца XIX — начала XX веков, участнике  ряда русских полярных экспедиций.

В 1899 году Колчаку  поступило предложение принять участие в Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря». Начальник экспедиции Э. В. Толль предложил ему руководить гидрологическими работами, а также исполнять обязанности второго магнитолога.  На протяжении всей экспедиции А. В. Колчак усиленно работал, проводил гидрографические, океанографические работы, измерял глубины, изучал состояние льдов, ходил на катере, делал наблюдения по земному магнетизму.

Члены экспедиции лейтенанты А. В. Колчак, Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен у борта шхуны «Заря». 1900 год.

Неоднократно Колчак совершал и походы по суше, занимаясь изучением и исследованием малоизученных территорий различных островов и материка. В 1901 году  именем А. В. Колчака был назван один из островов открытых экспедицией   в Таймырском заливе и мыс в том же районе.

На снимках А.В. Колчак во время полярной экспедиции (1900-1902). Слева: в кают-компании «Зари». Справа: Колчак на зимовке у полуострова Таймыр

В 1903 году А.В. Колчак по собственной инициативе возглавил экспедицию по спасению партии полярников барона Толля, которая пропала в 1902 году. Эта экспедиция работала почти год (с февраля 1903 по январь 1904 гг.), но следов группы Толля нигде так и не обнаружила. Группа исчезла без вести, по-видимому, она погибла. Кроме поиска группы Толля экспедиция Колчака открыла и описала неизвестные до него географические объекты, уточнила очертания линии берегов, внесла уточнения в характеристику льдообразования. В 1906 году Русское географическое общество присудило Колчаку свою высшую награду — Константиновскую медаль.  А. В. Колчак был четвёртым из полярных путешественников, награждённых этой почётной наградой, и первым из русских: до него этой медали удостаивались лишь трое знаменитых полярных исследователей, все иностранцы: Ф. НансенН. Норденшельд и Н. Д. Юргенс.

Седов Георгий Яковлевич — офицер флота (старший лейтенант). Организатор экспедиции к Северному полюсу (1912), во время которой он умер, не достигнув заявленной цели, пройдя примерно 200 км.  из необходимых 2000 км. До этого участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки КарыНовой ЗемлиКарского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы. В 1912 году у Седова родился замысел экспедиции к Северному полюсу. Он решил начать экспедицию в 1912 году, чтобы знаменательно отпраздновать в 1913 году 300-летие дома Романовых.   Именно этот юбилей подтолкнул и экспедиции Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова. Однако повезло только Борису Вилькицкому — под его руководством была открыта Земля Николая II (ныне Северная Земля). Г. Я. Седов, Г. Л. Брусилов и В. А. Русанов погибли во льдах Арктики.

                           Современная Арктика и ее проблемы

В XXI веке резко возрос международный интерес к Арктике.  Почему?

Во-первых, здесь сказываются геополитические и социально-­экономические факторы. Огромная территория к северу от Полярного круга общей площадью около 27 млн. кв. км (для сравнения, площадь всей Европы равняется 10,5 млн. кв. км) является объектом пристального внимания не только приарктических стран: России, США, Канады, Дании и Норвегии (юридический статус которых на эту территорию закреплен в соответствующих международных соглашениях), но и весьма далеких в географическом плане Китая, Японии, Южной Кореи и некоторых других европейских и азиатских государств.  

Во-вторых, Арктика – важнейшее звено национальной оборонной стратегии. Здесь размещены компоненты системы предупреждения о ракетном нападении, а также ракеты-­перехватчики США (Аляска) и России (побережье Северного Ледовитого океана). В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон. Североморск (Мурманская область) является местом базирования Северного флота России. Кроме того, в прибрежных территориях развернуты десятки военных аэродромов Воздушно-Космических Сил (ВКС) РФ и других военных объектов. Таким образом, российская Арктика является первым рубежом обороны в случае военного конфликта.

С учетом приведенных факторов вполне понятны стремления стран «арктического альянса» и не имеющих прямого географического выхода на эту территорию государств закрепить и расширить свое геополитическое, экономическое и военное влияние в Заполярном круге. На сегодняшний день собственные программы освоения арктических территорий разработаны и активно реализуются правительствами североевропейских (Норвегии, Дании, Швеции, Исландии, Финляндии), американских (США, Канады), а также азиатских стран (Китая, Индии, Японии, Сингапура, Южной Кореи).

Правовой статус Арктики

Международного договора, определяющего правой статус Арктики, в настоящее время не существует. Этот статус регулируется нормами международного права, национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями.

Точная граница Арктики не определена. Первоначально господствовал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными циркумполярными государствами (с 1920 года), причем Северный полюс является границей всех заинтересованных государств.  Это закреплено странами, имеющими северные границы, в соответствующем документе под эгидой ООН.  В соответствии с этим сама Арктика поделена на пять секторов ответственности между приполярными государствами: США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией.

Деление Арктики согласно секторальному подходу на пять зон: российскую,
американскую, канадскую, норвежскую и датскую

В 1909 году Канада объявила суверенитет на все территории между северным полюсом и своим северным побережьем. В мае 1825 года Канада официально закрепила своё право на свой арктический сектор. Постановлением ЦИК СССР от 1926 года вся территория от Северного полюса до материковой части СССР, ограниченная меридианами, объявлялась территорией СССР.

Секторный подход содержал определенные правовые лакуны (пробелы), поскольку он определял правовой статус островов и земель, но никак не акваторий этих секторов.                    

В 1920-х годах СССР, Норвегия, Дания, США и Канада условились считать воду и острова в пределах полярного сектора государства частью территории этой страны. России, таким образом, достался самый большой сектор между Чукоткой, Северным полюсом и Кольским полуостровом.  Но в 1982 году была принята Конвенция ООН по морскому праву, согласно которой территориальная юрисдикция государства распространяется лишь на шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной.

Новые границы Арктики, согласно Конвенции ООН (1982) по морскому праву

Россия присоединилась к этому соглашению в 1997 году. По конвенции территориальным морем могут быть объявлены прибрежные воды на расстоянии не более 12 миль от базовых линий, а исключительной экономической зоной — 200-мильная зона от базовых линий (+150 миль для континентального шельфа, если удастся доказать, что морское дно является продолжением берега). По мнению некоторых специалистов, в результате ратификации этой конвенции Россия утратила суверенитет над 1,7 млн. кв. км. акватории Северного Ледовитого океана.

                               Современная Россия в битве за Арктику

Сегодня Россия продолжает наращивать российский «арктический потенциал», в т.ч. с учетом последних отечественных и зарубежных научных прогнозов. В 2019 году создано специальное министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (21 января 2020 года министром назначен Александр Козлов). Национальная арктическая зона занимает 21,6% территории России. Численность постоянного населения на начало 2013 года составляла чуть более 2,3 миллиона человек (1,6% населения страны), плотность населения — 0,63 человека на квадратный километр.

Сохранить за собой безусловный статус владения этими бескрайними северными пространствами, с максимальной эффективностью использовать их сырьевой, логистический и оборонный потенциал, как в реальной, так и в долгосрочной перспективе являются приоритетными задачами российского руководства.

Но, к сожалению, и здесь Россия не смогла своевременно юридически оформить свои правовые позиции  и приоритеты по Арктике, что создает сегодня большие проблемы и реальные угрозы национальной безопасности.

Опасные вызовы для России в Арктике

Идет борьба за арктический  шельф. Все чаще со стороны североатлантических партнеров озвучиваются предложения о пересмотре границ континентального шельфа. Между приарктическими государствами существуют некоторые расхождения относительно арктического шельфа в Северном Ледовитом океане. Они связаны с применением различными государствами разных принципов проведения разграничительных линий по дну океана — равной удаленности, секторального, по границам континентального шельфа. Так, в настоящее время Россия, Дания и Канада выдвигают аргументы на принадлежность хребта Ломоносова. Таяние льдов в Арктике породило соперничество за шельф между восемью приполярными государствами: США, Россией, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией. Причем, последняя, — контролирует Гренландию.

США не являются участником Конвенции по морскому праву (они до сих пор не присоединились к этому соглашению).   Характеризуя текущую позицию Соединенных Штатов по делимитации (разграничению) границ арктического шельфа, следует отметить, что США не принимают ни один из вариантов определения границ арктического шельфа, предлагаемых сегодня приполярными государствами. Но американцы в новом формате рассчитывают на территорию, простирающуюся на 600 морских миль (965 км.) от Аляски к полюсу. По оценкам американских специалистов, с учетом всех островов в морях и океанах, которыми владеют Соединенные Штаты, присоединение шельфовых территорий увеличит общую площадь территории страны сразу на 4,1 млн. квадратных километров.

Делимитация границ арктического шельфа по взглядам военно-политического руководства США.

В результате США по площади обойдут Китай, Канаду и даже Россию с учетом их собственных расширенных владений и станут самым крупным государством в мире. Кроме того, они смогут претендовать на природные ресурсы общей стоимостью 1,3 трлн. долларов, включая ресурсы нефти на 650 млрд. долларов только на шельфе Аляски. При этом, как считают в Вашингтоне, на самом Северном полюсе высвободится «ничейная территория» площадью около 3 млн. квадратных километров, где пользоваться природными ресурсами смогут все субъекты международных отношений (в настоящий момент в соответствии с нормами международного права Северный полюс и прилегающий к нему регион Северного Ледовитого океана не принадлежит ни одной стране).

Растут противоречия в определении правового статуса и использовании Северного морского пути (СМП). Пока Северный Ледовитый океан является международной территорией. Но через Арктику проходит кратчайший морской путь между Восточной Азией и Европой, то есть Северный морской путь.  Россия рассматривает СМП как «исторически сложившуюся национальную транспортную коммуникацию» — такое определение содержится в Федеральном законе РФ «О естественных монополиях». Поясняется, что речь идёт об участках, «охватывающих внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону России». США (и другие государства)  продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы СМП являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок. Россия продолжает считать проливы своими внутренними водами. Поэтому Россия приняла решение о том, что  с 2019 года иностранные военные корабли должны заранее уведомлять Россию о проходе через Северный морской путь. Подобная мера обусловлена необходимостью «ликвидации правового вакуума».

Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим цветом — более 14 тыс. км) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тыс. км)

В Арктике имеются не разрешённые пограничные вопросы. Расширяются противоречия между Канадой и США в этой зоне. В 1997 году Оттава объявила проливы между своими северными островами (Северо-Западный проход) территориальными водами, с чем не согласился Вашингтон, который настаивает на статусе международных вод проливов. Кроме споров относительно Северо-Западного прохода у Канады с США не урегулированы также разногласия и по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Помимо территориальных споров с Соединенными Штатами у Канады сохраняются претензии к Дании. Уже более 30 лет стороны не могут договориться о принадлежности необитаемого острова Ханс, который позволяет контролировать Северо-Западный проход.

Нет юридического решения проблемы о передачи руководством Советского Союза(1990) безвозмездно в пользу США свыше 60% примыкающей к Северному Ледовитому океану акватории Берингова моря. В настоящее время этот договор не ратифицирован Россией, несмотря на ратификацию его со стороны США. Этот грубый дипломатический просчет в дальнейшем получил весьма негативный для России внешнеполитический резонанс. Другие партнеры по «арктическому альянсу» не преминули воспользоваться таким прецедентом и с завидным упорством выступают с территориальными претензиями на исконно российские арктические владения.

К участию в «северном пасьянсе» за последние годы подключаются все новые игроки: Исландия, Китай, Южная Корея, Япония и т.д. К примеру, в целях отстаивания общих интересов по обеспечению доступа к ресурсам Арктики, а также права свободного использования северных морских путей в 2004 году был образован так называемый «Азиатский форум полярных исследований» (КНР, Япония, Южная Корея, Таиланд и Малайзия). В рамках реализации данной программы китайцы активными темпами уже создают сильный ледокольный флот. Этот процесс осложняет решение проблем по Арктике.

Осложняются российско-норвежские отношения из-за арктических проблем. Действия Норвегии направлены на силовое вытеснение Российской Федерации из традиционных районов промысла в Баренцевом и Норвежском морях. Несмотря на то, что в 2011 году состоялась ратификация договора между РФ и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, Норвегия, под предлогом введенных антироссийских санкций в 2014­-2015 гг,  в одностороннем порядке практически заморозила участие России в международных экономических и технологических проектах по освоению Арктики. В частности, Норвегия в нарушение действующего договора наложила ограничения на работу российских исследователей на архипелаге  Шпицберген. Но Шпицберген  не исконно норвежская территория.  Предположительно, русские поморы и викинги обнаружили архипелаг в XII веке.  На карту мира острова нанес голландский мореплаватель Виллем Баренц (1596). Он назвал острова по-голландски  — Шпицберген (от слов «острый» и «гора»). Так оно и закрепилось.  Но до начала XX века остров в государственном отношении оставался ничейным.

Российская часть Шпицбергена — это территория на острове Западный Шпицберген площадью 251 квадратный километр, включающая в себя три месторождения каменного угля, шахты и поселки городского типа: Баренцбург, Колсбей, Пирамида и Грумантбюен. В настоящее время на российской части Шпицбергена проживает порядка не более 500 человек. С 2015 года хозяйственная деятельность России на Шпицбергене резко сократилась.

Архипелаг получен Осло на условиях, прописанных в международном договоре, которому 9 февраля 2020 года исполнилось 100 лет, но который действует до сих пор.  Этот документ установил суверенитет над  архипелагом за Норвегией и закрепил за ней статус демилитаризованной зоны. России, как и другим странам, предоставлено право, заниматься хозяйственной и научно-исследовательской деятельностью на архипелаге и в его территориальных водах, которую она до сих пор ведет на Западном Шпицбергене. Исторически сложилось, что эта территория управлялась почти на равных Норвегией и Россией. Но ныне Норвегия противодействует российскому присутствию на архипелаге.

В Договоре о Шпицбергене не прописано четких морских границ его применения, что вызывает разногласия между Норвегией и Россией. В 2002 году Норвегия приняла закон «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым для ведения любой деятельности на архипелаге от норвежских властей необходимо получать разрешение.

Еще в 1977 году Норвегия в одностороннем порядке объявила о введении вокруг Шпицбергена 200-мильной исключительной рыболовной зоны, хотя не имела на это никакого права. Возникший конфликт длится до сих пор. Затем наступил черед шельфа. Норвегия объявила, что, согласно их геологическим изысканиям, дно Баренцева моря между материком и архипелагом — это шельф, который должен принадлежать северному королевству.

 Шпицберген был и остается одним из ворот и в Арктику, и в Атлантику и недооценивать его важность для России нельзя. Географическое расположение Шпицбергена является чрезвычайно выгодным с военной точки зрения, позволяет контролировать судоходство и авиационное сообщение в Северном Ледовитом океане при условии расположения на острове необходимой военной инфраструктуры (пунктов базирования флота, аэродромов, радиолокационных и гидроакустических станций).

Сегодня Россия решает в Арктике три основные задачи:

  1. Разработка и освоение природных богатств в арктическом регионе, прежде всего,  добыча газа и нефти.

Еще раз отметим, что по оценкам специалистов, в арктических недрах содержится около трети всех мировых запасов природного газа и до 13% нефти. Кроме того, на территории шельфа залегают огромные запасы угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца. При этом в российской части арктических владений находится более 70% нефти и свыше 88% газовых запасов всех отечественных морских акваторий. Общая стоимость разведанных и прогнозных ресурсов энергетического и минерального сырья превышает 15 трлн. долл. США. К тому же, большая часть арктических месторождений находится на континентальном шельфе на глубине менее 500 метров и на плоскодонье. Следовательно, с технической точки зрения процесс поиска и добычи углеводородов не будет сопряжен с такими сложностями, как, к примеру, в Мексиканском заливе. Но для России есть проблемы в этом вопросе. Одна из них –

Надо доказать право на подводные горные хребты Менделеева и Ломоносова как продолжение российского континентального шельфа. В чем суть проблемы? Современные позиции России по Арктике состоят в следующем. Главный приоритет русских в настоящее время выражается в том, чтобы научно обосновать свои претензии в арктическом регионе. Россия, в основном, претендует на хребты Менделеева и Ломоносова. Российские геологи  рассматривают оба подводных горных хребта как продолжение российского континентального шельфа. Газпром в этом регионе даже собирается разрабатывать Штокманское месторождение природного газа. Однако, помимо России, Норвегия, Канада, Дания и Соединенные Штаты также претендуют на части центральной Арктики. Еще в 2001 году Россия первой направила в комиссию ООН представление (заявку) о внешних границах шельфа, где указывается, что хребты Менделеева и Ломоносова, располагающиеся на океанском глубоководье, являются неотъемлемой частью евразийской континентальной платформы, то есть продолжением России (также в заявке шла речь об участке в Охотском море).

Большая заштрихованная зона отражает текущую заявку на расширение континентального шельфа России

В 2002 г. комиссия пришла к выводу, что представленные данные недостаточны для классификации указанных в заявке участков в качестве российского континентального шельфа, в связи с чем, возникла необходимость представить дополнительное обоснование. В марте 2014 г. комиссия удовлетворила требование России по расширению 200-мильной экономической зоны за счет участка континентального шельфа в Охотском море площадью примерно 50 тыс. кв.  км. Эксперты расценивают этот факт как шаг к признанию российских прав на хребты Ломоносова и Менделеева, по которым Россия  в 2015 году отправила новую заявку. В апреле 2019 года Подкомиссия ООН в рамках рассмотрения российской заявки на расширение шельфа Арктики заявила о геологической принадлежности территорий, включенных в расширенные границы континентального шельфа, к структурам продолжения шельфа и континента России. Но это еще не окончательное решение.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *