Южная Корея построит авианосец вместо УДК

https://topwar.ru/174203-juzhnaja-koreja-postroit-avianosec-vmesto-udk.html

Предлагавшийся облик универсального десантного корабля LPX-II от HHI.
Графика Navalnews.com

Южная Корея намеревается разработать и построить новый корабль с возможностью несения авиационной группы. В прошлом году сообщалось, что это будет универсальный десантный корабль, а несколько дней назад были опубликованы обновленные планы. Теперь южнокорейские ВМС желают получить легкий авианосец с авиагруппой в виде истребителей зарубежного производства.

Универсальный десантный

О планах по строительству перспективного УДК впервые открыто сообщили в июле 2019 г. Командование Республики Корея обеспокоено ростом численности и боевых возможностей ВМС соседних стран и намерено принять симметричные меры. Одной из них становится разработка и строительство перспективного крупного десантного корабля. Соответствующие работы стартовали в рамках программы LPX-II (также используется индекс LPH-II).

Согласно первым сообщениям, УДК LPX-II должен будет иметь водоизмещение ок. 30 тыс.т, что вдвое больше водоизмещения существующих кораблей типа «Токто». На палубе и в ангаре требовалось разместить 16 истребителей Lockheed Martin F-35B Lightning II. Трюмы должны вмещать 3 тыс. мест для морской пехоты и до 20 основных танков либо другую технику.

По планам командования, ближайшие годы уйдут на конкурсное проектирование с последующей разработкой технического проекта. Строительство LPX-II начнется в конце двадцатых годов. Корабль введут в боевой состав ВМС в начале следующего десятилетия.

LPX-II в виде авианосца. Графика ВМС РК

Как стало известно позже, рассматривалась возможность строительства легкого и среднего авианосцев с теми или иными особенностями. Однако одновременные работы по авианосцам и УДК посчитали невозможными, и приоритет получило десантное направление. Вопрос строительства авианосцев предлагалось решить в будущем. Впрочем, определенные силы в южнокорейском командовании продолжали настаивать на необходимости первоочередного строительства авианосцев.

Смена концепции

В середине октября ВМС выбрали аванпроект для дальнейшего развития. Контракт на проектные работы получила компания Hyundai Heavy Industries (HHI). Основные требования и условия контракта совпадают с ранее оглашенными планами. Однако на днях стало известно о недавнем пересмотре ключевых положений всей программы.

Был опубликован проект развития вооруженных сил на 2021-25 г. Согласно этому документу, целью проекта LPX-II более не является строительство УДК. Теперь флот желает получить легкий авианосец – с теми же самолетами и в таком же количестве, но без грузовых палуб и кубриков для десанта. Таким образом, сторонники строительства авианосцев все же победили в споре, пусть даже и с заметным опозданием.

Однако не совсем понятно, с чем связана победа авианосного направления. Идея строительства универсального корабля с десантом в трюме и самолетами на палубе имеет ряд преимуществ перед концепцией «чистого» авианосца. В то же время, авианесущий корабль без десанта тоже не лишен преимуществ, которые, по всей видимости, стали решающими.

Любопытно, что изменение класса будущего корабля не затрагивает часть основных требований к нему. Так, водоизмещение, габариты и авиационную группу планируют оставить на прежнем уровне, предложенном для УДК. Сроки разработки, строительства и ввода в строй тоже не стали пересматривать – авианосец поступит на службу через 10-12 лет.

УДК «Токто» на совместных учениях ВМС РК и США, 2010 г. Фото US Navy

В начале августа стало известно о начале работ в контексте авиационной группы. Специалистам ВМС предстоит определить оптимальное количество самолетов на борту. После завершения этих исследований начнутся переговоры о закупке техники. Как и ранее, ожидается, что на борту LPX-II будет ок. 20 самолетов F-35B.

Технические особенности

В новом документе приводятся основные требования к будущему авианосцу. Кроме того, опубликован примерный облик такого корабля. По мере проектирования он может измениться, но общие положения понятны уже сейчас.

Перспективный легкий авианосец должен иметь стандартное водоизмещение 30 тыс.т и полное до 40 тыс.т. Это сделает его крупнейшим кораблем южнокорейских ВМС. Следует обеспечить высокие ходовые характеристики и возможность работы в океанской зоне. Тип и параметры энергоустановки не уточняются – возможно, их еще не определили.

На опубликованном изображении показан корабль с крупной прямоугольной полетной палубой и надстройкой у правого борта. Трамплин отсутствует, но возможно применение катапульты. Следует отметить, что «прошлогодние» проекты авианосцев предусматривали угловую палубу, отсутствующую на LPX-II.

Авианосец нового типа создается под истребители укороченного взлета и вертикальной посадки, а также под вертолеты. Основой авиационной группы станет не более 20-25 истребителей F-35B. Также будут использоваться вертолеты разного назначения. Для хранения техники предусматривается ангарная палуба с бортовым самолетоподъемником.

Посадка вертолета на палубу «Токто». Фото Wikimedia Commons

Состав радиоэлектронного оборудования и вооружения не называется. Также остается неизвестной необходимая численность экипажа и другие особенности корабля. Ожидается, что LPX-II будет обладать широкими оперативными возможностями – но оценить их с достаточной точностью пока не удастся.

Авианесущие перспективы

В настоящее время возможности ВМС Республики Корея по использованию палубной авиации весьма ограничены. Множество кораблей разных типов способно нести лишь один вертолет. Более широкие возможности имеют только два УДК проекта «Токто» – до 10-15 вертолетов. Авианосцы и палубные самолеты разного назначения отсутствуют.

Для дальнейшего развития считают необходимым строительство и УДК, и «чистых» авианосцев, но это невозможно. Поэтому в прошлом году решили развивать десантный флот, временно отказавшись от авианосца. Однако всего через год планы пересмотрели – теперь HHI разрабатывает авианесущий корабль без возможности высадки десанта.

Следует отметить, что строительство авианосца не отменяет необходимость развития десантного направления. УДК «Токто» был принят в состав ВМС в 2007 г., а второй корабль этого типа, «Марадо», начал службу буквально несколько недель назад. К моменту появления будущего LPX-II возраст головного УДК превысит 20 лет, и понадобится решать вопрос его замены. Ею мог стать корабль LPX-II в исходной конфигурации, если бы ВМС не поменяли свои планы.

Южнокорейский УДК принимает в док-камеру катер LCAC. Фото US Navy

Если нынешние планы останутся в силе, то в начале тридцатых ВМС Южной Кореи получат свой первый авианосец. Это будет корабль легкого класса с ограниченной авиагруппой и соответствующими боевыми возможностями, однако появление принципиально новой боевой единицы положительно скажется на потенциале флота в целом.

На вооружении флота будет три полноценных авианесущих корабля. Два смогут работать только с вертолетами и высаживать десант, а третий примет на борт палубные истребители. Несмотря на ограниченную численность кораблей и летательных аппаратов, подобная группировка серьезно повысит потенциал ВМС.

Перспективный авианосец LPX-II сможет работать в одних группах с другими надводными кораблями и выполнять широкий круг задач по борьбе с надводными и береговыми целями. Также возможна совместная работа с десантными кораблями разных типов; в первую очередь, для поддержки высаживаемого десанта.

Изменчивость планов

На данный момент проект LPX-II находится на стадии формирования общего облика будущего корабля с учетом обновленных требований заказчика. В ближайшее время начнут техническое проектирование, во второй половине десятилетия стартует строительство, а через 10-12 лет флот получит свой первый авианосец.

Однако все это произойдет в указанные сроки только в том случае, если ВМС вновь не изменят свои требования. Всего год назад планировалось строить десантный корабль, а теперь вместо него сделают легкий авианосец. Сохранятся ли эти планы или их опять пересмотрят, покажет время. При этом любой сценарий не угрожает ВМС Южной Кореи. Они в любом случае смогут получить современный корабль необходимого класса.

Автор:Рябов Кирилл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *