https://topwar.ru/184104-tabletki-ot-zhadnosti-fregat-constellation-i-jesminec-arleigh-burke.html
Тридцать лет назад в 1991 году был поднят флаг на головном эсминце серии «Арли Бёрк».
Его нельзя отнести к удачным или неудачным. Он слишком долго был единственным проектом такого уровня. Китайский суперэсминец «Наньчан» (Тип 55), с серьезным видом подающийся как достойный ответ, опоздал на три десятка лет. Что переводит дальнейшую полемику в пародийную плоскость.
Другие эсминцы самостоятельных проектов (1155.1, «Дэринг», «Калькутта») строились по значительно более скромными ТТЗ. В основном из-за финансовых соображений. Каждый из них в чем-то превосходил «Берк». Но добиться значений, близких к максимальным, по всем параметрам – такой задачи перед конструкторами не стояло.
Сколько эсминцев можно построить вместо крейсера?
Эпитет «сбалансированный» приберегите для других случаев. Пожалейте здравый смысл. Сочетание отменных боевых качеств достигнуто благодаря исключительно высокому ценнику. Для наглядного понимания ситуации: в номинальных ценах нашего времени постройка каждого эсминца в полтора-два раза превышает по стоимости модернизацию атомного крейсера «Нахимов».
Без ядерных реакторов и гирперзвука. Эсминцы несут традиционные образцы вооружений. Которые по отдельности установлены на многих современных кораблях и даже на берегу. Ключевое слово – по отдельности. Здесь все собрано на одном корабле.
Комплекс радиолокационных средств ПВО/ПРО. Гидроакустическая станция, заключенная в 18-метровом обтекателе под килем эсминца. Средства технической разведки и комплексы РЭБ. Артиллерийское и авиационное вооружение. Основной боекомплект, включающий 90 ракетных боеприпасов с максимальной стартовой массой 1,8 т.
У «Берка» необычная силовая установка по понятиям XXI века. На протяжении десятилетий конструкторы разных стран экспериментируют с редукторами и дизелями экономического хода. Изучают возможность применения гребных электродвигателей, стараясь подобрать оптимальную схему ЭУ и добиться снижения расхода топлива на основных режимах.
«31-узловый Берк» приводят в движение четыре газовые турбины полного хода. Отменная динамика. Вопросы топливной экономичности не в приоритете. Примерно 4 тонны в час на крейсерском ходу. Но, благодаря размерам, на борту достаточно топлива для трансокеанских переходов. Стоимость «дистиллята F-76» (основное топливо кораблей США) не считал никто.
Как уже отмечалось выше, «Берк» – нескромный во всех отношениях проект.
Помимо основного вооружения, в номенклатуре вспомогательных средств присутствуют и жесткокорпусные надувные лодки, и боевые лазеры, и беспилотники, и сонар «Кингфишер» для противодействия минным угрозам. Есть все необходимое для досмотра судов, патрулирования, провокаций, слежения, ведения разведки и нарушения чужих границ. С возможностью поражения целей под водой, в глубине континента и ближнем космосе.
И сложно обозначить ситуацию, для которой не хватило бы такого эсминца.
В идеале – надводному флоту не требуется ничего, кроме таких кораблей. Они обеспечат качественное решение всех задач, для которых в других странах эксплуатируются корветы-фрегаты, всевозможные малые ракетные корабли, сторожевики и «суда связи». Флот, состоящий только из ракетных эсминцев. Все упирается в стоимость.
Основной боевой корабль
Деление корабельного состава на ранги и классы продиктовано ограничением военных бюджетов. Большая часть флотских задач не требует эсминцев в 10 000 тонн с системой ПРО на борту.
Но за океаном действуют свои законы.
Нести патрульную службу в водах Малаккского пролива или подпирать причал в Одессе эсминцами за два миллиарда долларов?
Возможность такой ситуации была доказана на практике около 10 лет назад.
Когда численность «дестройеров» превысила полсотню единиц, а командование ВМС объявило о планах принять в строй еще десятки таких кораблей. По состоянию на июнь 2021 года: 68 в строю, 1 – на ходовых испытаниях, 4 – спущены на воду, 3 – заложены, 13 – утверждены к постройке.
Потом публика удивляется: откуда столько сообщений о навигационных авариях с участием эсминцев США?
Со списанием последних фрегатов типа «Перри» в первой половине 2010-х годов, самым массовым типом надводного корабля стал ракетный эсминец водоизмещением 10000 тонн.
Даже в разгар холодной войны ни у кого не имелось такого количества единиц 1-го ранга. Готовых брать на себя все задачи кораблей меньших размеров.
Такого не случалось за всю историю флота.
Своевременное решение
Нам остается проявить сочувствие к «поверженному противнику», который остался без своих фрегатов.
Где разнообразие корабельного состава? Где искусство выбора? Где, наконец, романтика?
«И был восход, и был закат; в заката бездну, тьмы быстрее – взрывая волны шел фрегат…»
Десять лет «вероятный противник» страдал от вопиющей несправедливости. Наконец, за океаном не выдержали и заказали к постройке серию фрегатов типа «Констеллейшен» («Созвездие»). По имени головного представителя серии.
В нынешнем десятилетии к постройке намечается 10–15 единиц. Конечно, появление фрегатов не изменит баланса сил. Но зато – какой ход! Возвращение утраченного класса боевой техники.
Фрегаты будут строиться не вместо, а вместе с эсминцами «Берк» подсерии III. Сокращать число строящихся кораблей 1-го ранга, подменяя их фрегатами – кто мог предложить столь оскорбительную затею?
Ряд отечественных экспертов увидели здесь скрытый смысл. Фрегаты положат конец строительству литторальных боевых кораблей (LCS), явно не самому удачному проекту последних лет. Преждевременный вывод.
Корабли класса LCS крайне необходимы флоту, наравне с фрегатами и эсминцами. Данное предложение было оформлено в виде программы 2016 года, получившей звучное имя.
Флот из 355 кораблей
И это не «москитный флот». На страницах проекта обсуждалось формирование группировки из 104 «large surface combatants» (больших надводных кораблей). Которых принято относить к крейсерам и эсминцам.
Среди эсминцев, авианосцев и атомных подлодок скромно значилась графа «small surface combatants» (малые надводные корабли) в составе 52 единиц. Самый малый из них обладал стандартным водоизмещением 2500 тонн. А самый немалый – более 5 тысяч.
В строю предполагалось оставить 32 литторальных корабля и добавить им в помощь 20 фрегатов.
Риторика в будущем времени обычно встречает недоверие и насмешки. Однако план не предполагал строительство «большого флота» с нуля, а лишь сохранение имеющихся сил. При частичном наращивании корабельного состава. Большинство из 355 кораблей давно находились в строю. Что касается нового 30-летнего плана кораблестроения, представленного в декабре 2020 года, то он выглядит гораздо эпичней – 446 кораблей с экипажем и 242 крупных морских беспилотника к середине века.
В рамках нового плана численность малых боевых кораблей должна быть увеличена еще на 15 единиц.
Экономика должна быть экономной
Фрегат дешевле в постройке. Далее, считается, что коэффициент оперативного напряжения (КОН) фрегатов будет выше, чем у эсминцев, за счет их более прогрессивной конструкции.
Но это – новый проект и все связанные затраты с его появлением. Желание получить пару десятков фрегатов при намерении иметь под сотню эсминцев – выглядит странно.
Можно спорить о рациональности, но семь десятков «Берков» уже построены. И строятся новые. Эсминцы имеют унифицированную конструкцию и подготовлены для действий в составе однородных боевых групп. Что должно упростить их взаимодействие и обслуживание.
Зачем потребовался еще один проект корабля дальней морской зоны?
Малые единицы, способные действовать там, где нет места крупным эсминцам. Звучит убедительно. «Констеллейшен» на целых три метра короче «Бёрка» при стандартном водоизмещении свыше 5000 т. Полное водоизмещение фрегата достигает 7000 тонн. А стоимость – 1 млрд долл.
Новый проект с весьма изощренной конструкцией. Мелкосерийное производство отдельных узлов. Озвученные планы о подготовке двух сменных экипажей (по традиции «синий» и «золотой»). Перечисленные моменты едва ли повлекут ощутимое сокращение операционных расходов, по сравнению с имеющимися в боевом составе кораблями.
Согласно сведениям о техническом облике, фрегат будет лишен 2/3 боевых качеств эсминца при стоимости в половину «Арли Берка».
Техническая глава
Фрегаты планируется строить в 1500 км от океана. Верфь на оз. Мичиган ранее прославилась строительством литоральных кораблей (LCS). Некоторое время назад она была продана итальянской компании «Финкантьери», что добавляет этой истории европейский оттенок.
Настало время обсудить технические детали. Языком сухих цифр и выводов, сделанных на основе доступной информации.
Фрегат типа «Констелейшн» или FFG-62. Сквозная нумерация ракетных фрегатов ведется с первого корабля данного класса – «Брук» (FFG-1), построенного в середине 60-х годов.
Новый FFG-62 является адаптацией известного европейского проекта, 18 представителей которого несут службу в составе ВМС четырех государств (Франции, Италии, Марокко и Египта).
Фрегаты типа FREMM создавались при активном использовании технологий снижения заметности. Изображения будущего фрегата США свидетельствует об обратных тенденциях. На этой версии от «стелса» было решено отказаться. FFG-62 не имеет фальшбортов в средней части. У него открытая верхняя палуба и треногая грот-мачта –типичные признаки кораблей прошлого века.
Энергетическая установка «Констелейшн» будет подобна итальянским фрегатам. Схема носит обозначение CODLAG (Combined diesel-electric and Gas). В режиме экономического хода 4 дизель-генератора обеспечивают энергией два гребных электромотора. На полном ходу подключается газовая турбина, того же типа, что и на «Арли Берках».
Любопытно, что вариант того же фрегата для ВМС Франции использует силовую установку по схеме CODLOG. Единственное отличие которой состоит в невозможности одновременного использования электромоторов и турбины полного хода.
Преимуществами схемы CODLAG (CODLOG) являются топливная экономичность и меньший уровень акустического шума на малом ходу, что имеет значение при проведении поисковых противолодочных операций.
Все это достигнуто ценой усложнения конструкции и ухудшения скоростных качеств. Для FFG-62 приводится значение 26 уз.
Главным элементом, определяющим значение современных кораблей дальней морской зоны, является их радиолокационный комплекс. Здесь речь пойдет о перспективном радаре AN/SPY-6.
Его особенность – модульная конструкция. Активные фазированные решетки, подобно конструктору «Лего», могут собираться из различного числа элементов, обозначаемых RMA (Radar Module Assembly).
Версия SPY-6, которой планируется заменить радары на старых эсминцах «Берк», имеет антенны, состоящие из 24 модулей.
На иллюстрации – флагманская версия SPY-6 для «Берка» подсерии III, состоящая из 37 RMA. В составе РЛС используются четыре таких антенны, закрепленные на стенах надстройки.
Для фрегатов «Констелейшн» (и строящихся авианосцев) предложена «легкая» версия радара: всего три антенны, состоящие из 9 модулей каждая.
Если принять за истину, что все модули идентичны, а характеристики РЛС имеют связь с числом RMA, то столь радикальное сокращение модулей (27 вместо 148) должно заметно отразиться на боеспособности фрегатов. Вкратце: сокращение дальности обнаружения, уменьшение числа сопровождаемых целей и каналов наведения оружия.
Во сколько именно раз – точные данные об этом появятся нескоро.
В остальном – современный многофункциональный радар, выполненный по технологии АФАР. «Констелейшн», вероятно, получит лучший РЛК среди всех представителей своего класса. Вопрос не в его боевых качествах, а в необходимости столь компромиссного корабля для ВМС США.
FFG-62 близок по размерам к эсминцам, но несет втрое меньший ракетный боекомплект. 32 вертикальные пусковые установки со смешанным арсеналом из «Томагавков» и зенитных ракет.
В качестве утешительной меры в средней части фрегата предусмотрена площадка с наклонными ПУ для запуска 16 малогабаритных ПКР. Вероятно, только в теории на картинке. В мирное время американские корабли ходят частично разоруженными, во избежание лишних ЧП.
Артиллерийское вооружение принесли в жертву, даже не глядя. «Главным калибром» фрегата выбрано 57-мм автоматическое орудие «Бофорс». Довольно странный выбор, учитывая размеры и назначение корабля.
Фрегат – не скоростной катер для погонь за лодками наркокурьеров. Он строится для действий в открытом море, где все надводные цели – такие же огромные «посудины» водоизмещением в сотни и тысячи тонн. Против которых разрушительное воздействие 57-мм снарядов совершенно ничтожно. Даже выстрел под нос судна-нарушителя из такой пушки выглядит неубедительно.
Единственное оправдание – ближнее ПВО. Несмотря на малый темп огня, такая пушка способна бороться даже с высокоскоростными ПКР. За счет способности открывать огонь по обнаруженным ракетам с вчетверо большей дистанции, чем традиционные малокалиберные автоматы.
Установленный в носовой части «Бофорс», вкупе с кормовым ЗРК малой дальности RIM-116, обеспечивают фрегату замкнутый контур ближней ПВО.
Авиационное вооружение также попало под сокращение. На борту имеется место только для одного многоцелевого вертолета семейства «Сихок» и беспилотника MQ-8C.
Как можно понять из опубликованных данных, проект фрегата лишен каких-либо уникальных боевых качеств. Только ухудшенный во всех отношениях эсминец «Берк».
Единственным исключением стало появление гидроакустической станции с опускаемой на разную глубину антенной. Правда, ценой полной утраты подкильного гидролокатора.
Бессмысленные рекорды
Долгий и красочный рассказ об «основном боевом корабле» противника и его будущем спутнике, фрегате «Констелейшн», плавно подходит к завершению. И публика наверняка сделала определенные выводы.
В появлении этих фрегатов присутствует не более смысла, чем в постройке сотни эсминцев. Избыточный «двойной стандарт». Когда-то придуманный англичанами для уверенного превосходства над следующим по силе флотом.
Оставьте зловещий умысел и сложную геополитику. Идея с постройкой фрегатов вряд ли имеет связь с усилением военно-морской мощи Китая. Цифры «не бьются». Об успехах КНР известно всем. Но причем тут пара десятков второранговых единиц?
FFG-62 выбран не для замены на стапелях крупных и дорогостоящих эсминцев. И потому не влечет заметных изменений в численности корабельного состава. Отечественная логика тут не действует.
Появление проектов, подобных «Констеллейшн» – вполне последовательное решение для флота, в истории которого имелись такие прецеденты, как «Вустер» и «Аляска».
Автор:Олег Капцов