https://rusvesna.su/news/1551527079
53 года назад, 28 февраля 1966 года,советские атомные подводные лодки К-133 и К-116 Краснознамённого Северного флота ВМФ СССР под командованием контр-адмирала А.И. Сорокина вышли из губы Западная Лица в первое совместное кругосветное плавание, успешно завершившееся через 1,5 месяца, напоминает Министерство обороны России.
Субмарины пересекли океан с Севера на Юг, пройдя проливом Дрейка, а затем — поднявшись вдоль западного побережья Южной Америки — через Тихий океан. 26 марта обе лодки благополучно отшвартовались у причала в бухте Крашенинникова на Камчатке.
За 52 ходовых дня атомоходы прошли 21 тысячу морских миль (примерно 39000 километров, — прим. РВ), ни разу не всплыв на поверхность и оставшись незамеченными для иностранных противолодочных сил. Маршрут пролегал по малоизученным участкам Мирового океана.
Стратегический манёвр в разгар холодной войны
Специалисты по истории советского военно-морского флота подчёркивают, что этот сверхдальний поход не был некой простой демонстративной акцией. По сути, был осуществлён стратегический манёвр силами ВМФ, имевший целью укрепление соединений подводных лодок на Дальнем Востоке, крайне необходимого в разгар холодной войны. На тот момент Северный флот довольно быстро получал новые атомные подлодки благодаря развитой судостроительной промышленности, опиравшейся на мощные предприятия Ленинграда, Северодвинска, Горького.
В это же время силы Тихоокеанского флота пополнялись только за счёт перевода военных кораблей и судов по Северному морскому пути, который был достаточно хорошо освоен и подводниками. Но успех переброски атомных субмарин в значительной степени зависел от состояния ледового покрова в мелководной части Чукотского моря, где возможность его форсирования подо льдами ограничивалась лишь кратковременным периодом (август—сентябрь), да и то не каждый год.
Запланированный сверхдальний поход потребовал огромной работы всех структур отечественного Военно-морского флота — начиная от командования и Главного штаба ВМФ СССР, командования и штаба Северного флота и заканчивая матросами и офицерами самих подлодок, занимавшихся активной и всесторонней подготовкой вооружения, техники и личного состава боевых кораблей.
Офицеры Оперативного управления Главного штаба флота прорабатывали различные варианты маршрута практически кругосветного плавания, выбирая самый оптимальный из них. Совместно со штурманами, связистами и инженер-механиками офицеры-операторы тщательно взвешивали все «за» и «против» при оценке гидрометеорологических, навигационных условий беспрецедентного перехода.
В итоге были рассмотрены 3 основных варианта маршрута похода:
1 — вокруг Южной Америки через пролив Дрейка, протяженностью 18 700 морских миль и продолжительностью 78 суток;
2 — вокруг Африки, сквозь воды Индийского океана и затем через Малаккский и Сингапурский проливы. Длина маршрута — 18 000 миль, время — 75 суток;
3 — вокруг Африки и Австралии, минуя сложный для подлодок Сингапурский пролив. Протяженность — 22 400 миль, продолжительность плавания — 90 суток.
Главком утвердил первый вариант, после чего была подготовлена директива командующему Северным флотом, требовавшая начать подготовку отряда атомных подводных лодок для их перевода на Тихоокеанский флот южным путём.
В течение всей экспедиции экипаж подлодки К-133 вёл рукописный журнал «Летопись похода, или 25 000 миль под водой», где собраны стихи, очерки, рисунки подводников. Журнал ныне хранится в Центральном военно-морском музее в городе Санкт-Петербург.Ч