Кризистан
Заправился вчера по 50+ рублей за литр и вспомнил: когда увеличивали акцизы на бензин, обещали, что это станет альтернативой платным дорогам и позволит отменить транспортный налог. Предполагалось, что реализуется один из ключевых принципов налогообложения — принцип справедливости. Кто ездит, тот и платит. Ведь стоящая в гараже машина не портит воздух и не изнашивает дорожное покрытие.
Что мы получили в итоге?
- Транспортный налог до сих пор взимается.
- Платные дороги сплошь и рядом.
- Бензин дорожает.
Получая среднюю по стране зарплату, можно как-то справляться с ростом цен. Но миллионы людей живут на минималку. Доступны ли им поездки на авто хотя бы до дачи?
Я взял действующие минимальные зарплаты в четырех странах — Болгарии, Польше, России и Украине. И октябрьские цены на бензин в этих странах от глобального мониторинга GlobalPetrolPrices, который невозможно заподозрить в необъективности.
Начнем с Польши
В 2021 году минималка поляков составляет 2800 злотых. На наши деньги — 50,6 тысячи рублей. С 1 января ее повысят, а к 2023 году планируют довести до 4000 злотых в месяц (72,2 тыс. руб.).
Бензин стоит в среднем 5,84 злотых за литр. Минимальной зарплаты хватит на 479,5 литров топлива.
Болгария — одна из самых бедных стран Евросоюза
Какой социально-экономический отчет Евростата ни возьми, она всегда где-то в конце списка, рядом с Румынией. Но МРОТ в Болгарии давно выше российского: 650 левов в месяц. Это 27,6 тысячи рублей.
Нет ни одной страны в Европе, где бензин стоил бы дешевле, чем в России. В Болгарии литр обойдется в 2,25 лева. Гарантированного месячного заработка хватит на 289 литров.
Украина догоняет Европу
Не по зарплатам, увы, а по ценам на топливо. Бензин там стоит в среднем 30,07 гривны — дороже, чем в экономически благополучной Австралии.
Впрочем, минимальную зарплату очень активно повышают. В прошлом году Украина стала мировым лидером по росту МРОТ, подняв его сразу на 27%.
Актуальный размер — 6000 гривен. Это 16,4 тысячи рублей, на 22% выше, чем в России. С 1 декабря гарантированный заработок вырастет до 6500 гривен — 17,7 тысячи рублей, на 28% выше нашей.
Однако на 6 тысяч гривен можно купить всего 200 литров бензина. Меньше, чем в Болгарии.
А что в России?
Любые показатели уровня жизни относительны. Все познается лишь в сравнении… Наш действующий МРОТ — 12792 рубля. Средняя стоимость автомобильного топлива — 49,99 рубля.
Российской минималки хватит на 256 литров. Результат лучше украинского, но хуже болгарского и польского.
О чем это говорит? В первую очередь — о недооцененности труда. Чтобы достичь (в пересчете на бензин) уровня жизни Польши, МРОТ у нас должен быть минимум 24 тысячи рублей.
Очень интересный анализ!
Когда в нефтедобывающей стране из-за повышения цен на нефть дорожает бензин — это как-то можно понять. Но когда нефть дешевеет, а бензин снова дорожает — как надо понимать? Что-то типа: «Надо поддержать отечественного производителя»?
Вот, что происходит в России — стране возможностей. Скрытых, причём, ОООочень где-то далеко и глубоко… Знает только правительство.
Дело в том, что у нас в стране существует голое желание производителей бензина жить лучше. Есть желание правительства делать деньги на переработке бензина. Высокие очень акцизы. Но я гарантирую, что если завтра снизить акцизы, то бензин не подешевеет. В лучшем случае на короткое время он сохранит цену. У нас не положено по факту на что-то снижать цены. Это бизнес, а правительство по факту ничего не хочет контролировать или не может из-за большого количества лоббистов этого. У всех жен нашей элиты, как они считают сами себя, имеются акции различных нефтеперерабатывающих предприятий. Остановить это невозможно без реальной перестройки отрасли. А ее перестраивать не дадут те, кто черпает из этого деньги. Мы удивляемся высокой инфляции в России, а стоимость бензина закладывается во все товары и поэтому без глобальной перестройки остановить это невозможно.